В июне 2007 года американский сотовый оператор Sprint-Nextel расторг контракты с 1200 абонентами, которые слишком часто звонили в службу поддержки клиентов. Общественность весьма негативно восприняла акцию. А всё могло бы быть иначе…
Казало бы, что проще. Выпусти официальный релиз (лучше за неделю до рассылки писем) в котором говорилось бы о том, что компания планирует уволить столько-то клиентов к такому-то числу, что безусловно будет выгодно всем, так как уволенные смогут выбрать сотового оператора с более качественными услугам, а оставшиеся абоненты будут дозваниваться до customer service в разы быстрее, экономя драгоценное время. Принцип win win во плоти.
Вместо этого нехитрого, в общем-то, этюда, Sprint вообразила, что живёт в эпоху информационной блокады в стране, где о слове интернет слыхом не слыхивали и решила инцидент попросту замять. И вполне заслуженно получила за такие выкрутасы по голове.
А вот, кстати, и письмо, которое было разослано увольняемым абонентам. Direct Mail, кстати, до неприличия грамотный. Прямо-таки не придерёшься:)
Так вот. Если говорить об увольнении клиентов – то это вполне нормальная практика. Особенно в бизнесе, который подразумевает под собой много личного контакта. К примеру, в консалтинге, где негативное отношение к клиенту не только тратит много моральных сил консультанта, но и не лучшим образом отражается на качестве работы.
Самое главное – предупредите клиентов о том, по каким причинам (кроме материальных – с этим всё понятно) вы можете вдруг перестать с ними работать, причём сделайте это ДО первой покупки.
Переходим к озвучиванию нелицеприятных фактов.
В современном информационном поле любое событие представляет собой шило в мешке, которое, если о нём “забыть” вылезает на поверхность в самый неподходящий момент и в самом невыгодном для вас ракурсе, если только вы не вытащите его сами.
Если накосячили – кричите об этом первым, пока это за вас не сделали конкуренты.
Во время понижения окладной части продавцам надо кричать о небывалой программе по мотивации (с) Евгений Чичваркин.
Подведём итог
Увольнять клиентов – это абсолютно нормально, если вы их предупредили о причинах возможных репрессий до начала сотрудничества
Если накосячили – кричите об этом первым, пока это за вас не сделали конкуренты. Не прячьтесь под юбку к PR менеджеру. Признайте ошибку, реагируйте оперативно, уверенно, поворачивая ситуацию под нужным вам ракурсом.
P.S. Скандал со Sprint пару дней назад осветил Сергей Корнилов. Всячески рекомендую его блог – там есть, что почитать.