Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Личность в Истории Выпуск от 2007/10/17



Сен-Симон Клод Анри де Рувруа
Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (Мыслитель, социолог, социалист-утопист)
Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, — 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист.

Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость северо-американских колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой французской революции, которую Сен-Симон приветствовал с буржуазно-либеральных позиций, нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником правительства Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 Сен-Симон разорился.

Неудовлетворённый буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил «исправить» её результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества. Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы.

Картина всемирной истории у него пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших общественных форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышления. Основными ступенями прогресса Сен-Симон считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя.

Се н-Симон доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и сельско-хозяйственного производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Сен-Симон не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». Он стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата.

Сен-Симон оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России в 1-й половине 19 в. непосредственное воздействие идей Сен-Симона испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.Е. Салтыков-Щедрин и др.

Ученики Сен-Симона — Б.П. Анфантен, С.А. Базар, О.Родриг и другие — образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку его учения, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. распалась.

Под сильным влиянием идей Сен-Симона находился О. Конт. Учение Сен-Симона явилось одним из источников научного социализма.




Клифт Монтгомери (Актер ("Отныне и вовеки веков"))
Хейворт Рита (Актриса ("Гильда"))
Чапыгин Алексей Павлович (Писатель ("Белый скит"))
Коонен Алиса Георгиевна (Актриса)
Кулиш Савва Яковлевич (Режиссер ("Мертвый сезон"), сценарист, оператор)
Артур Джин (Актриса ("Только у ангелов есть крылья"))
Гречко Андрей Антонович (Военный деятель, Маршал Советского Союза (1955))

В избранное