Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Островок детства: Для молодых родителей и воспитателей 2022. Выпуск 14-15


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Публичная библиотека»

Новоуральского городского округа

Центр детского чтения «Остров книжных сокровищ»

«ОСТРОВОК ДЕТСТВА»

аннотированный список статей из периодических изданий

для молодых родителей и воспитателей

 

Выпуск № 14-15.

 

 РОДИТЕЛЯМ  НА  ЗАМЕТКУ

 

Леднева Н. Хагги Вагги, Кисси Мисси: стоить ли бить тревогу, если ребенок увлекся страшными друзьями. – Текст : электронный // Лиза.ру. – URL: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/763672-haggi-vaggi-kissi-missi-stoit-li-bit-trevogu-esli-rebenok-uvleksya-strashnymi-druzyami/ (дата обращения: 07.07.2022).

В прошлом году на маркетплейсах и на прилавках магазинов стали появляться пугающие игрушки, и вы наверняка слышали про Хагги Вагги и Кисси Мисси. Конечно, многие родители переживают и испытывают тревогу, мамы сомневаются и не понимают, стоит ли соглашаться на покупку таких игрушек. Почему детям так нравятся монстры и страшилки?

Чепрунова Д. Как увлечь ребенка классическим искусством?. – Текст : электронный // 7я.ру : самый семейный сайт. – URL: https://www.7ya.ru/article/Kak-uvlech-rebenka-klassicheskim-iskusstvom/ (дата обращения: 07.07.2022).

Погружение в мир шедевров классического искусства не менее важно, чем решение математических задач. Искусство помогает развивать образное мышление, фантазию, учит мыслить нестандартно и смело. Хорошая литература и музыка помогают формировать эмоциональный интеллект, который не менее важен для успешного человека, чем владение точными науками. Преподаватель культурологии и философии Национального социально-педагогического колледжа Дарья Чепрунова рассказала, как развить у ребенка интерес к классическому искусству.

Чугайнова О. Математика и здоровье: как, занимаясь с ребенком физкультурой, научить его считать и развивать логику?. – Текст : электронный // 7я.ру : самый семейный сайт. – URL: https://www.7ya.ru/article/Matematika-i-zdorove/ (дата обращения: 07.00.2022).

Педагог с 25-летним стажем, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа и специалист в области физического воспитания и развития ребенка Оксана Чугайнова объясняет, как сделать занятия математикой более эффективными и соединить с физкультурой.

 

КОПИЛКА  ПРОФЕССИОНАЛА


Волкова Е. В. Проект "От слова к сердцу" / Е. В. Волкова, Л. Н. Кондратьева, Е. М. Борисова // Мастер-класс. Приложение к журналу "Методист". - 2022. - № 4. - С. 2-26 : 3 рис.

Авторы статьи делятся опытом работы по взаимодействию с родителями по реализации долгосрочного проекта "От слова к сердцу", направленного на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Авторы обращаются к русским народным сказкам, описывают разные формы творческой работы с детьми на основе содержания сказок.

Герасимова Е. В. Организация образовательного процесса и управление научно-методической работой в ДОО / Е. В. Герасимова, В. А. Пестова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2022. - № 2. - С. 86-89.

Роль инновационной деятельности в ДОО на примере организации эколого-краеведческой работы. Условия обеспечения двухуровневого технологического процесса как организационно-методического, так и воспитательно-образовательного, предполагаемый результат и пути его достижения.

Ивакина Л. А. Методика и практика занятий в бассейне в условиях малой глубины // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 3. - С. 35-41 : ил.

Затрагивается тема обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях малой глубины, показаны специфичные феномены, обеспечивающие эффективность данного процесса. Предлагаются задания по организации занятий в бассейне в условиях малой глубины.

Иванова Н. "Эколята-дошколята" / Н. Иванова, Н. Сазанова // Дошкольный мир. - 2022. - № 1. - С. 15 : ил., цв. ил.

Создание экологической развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО.

Илларионов С. В. Формирование поведенческих навыков дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры / С. В. Илларионов, Д. А. Коновалова // Образование и общество. - 2022. - № 1 (132). - С. 128-134.

Статья посвящена актуальной проблеме современного дошкольного образования – формированию поведенческих навыков у дошкольников. В статье даётся анализ научной литературы по изучаемому вопросу, обосновывается сюжетно-ролевая игра как эффективное средство формирования поведенческих навыков. Формулируется определение поведенческих навыков дошкольников, раскрываются этапы их формирования в процессе сюжетно-ролевой игры.

Илларионова Л. П. Арт-терапия и арт-педагогика в организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста / Л. П. Илларионова, Ю. А. Земских // Образование и общество. - 2022. - № 1 (132). - С. 32-39.

В статье рассматриваются возможности применения различных форм и методов арт-терапии, а также арт-педагогики в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации. Доказывается, что арт-терапия является не только методом медицинского воздействия на организм человека, но может быть использована в качестве эффективного воспитательного средства в образовательных организациях любого уровня. Рассматриваются психологические механизмы различных направлений арт-педагогики. Показаны возможности арт-терапии и арт-педагогики в воспитательном пространстве дошкольной образовательной организации.

Канаева М. А. Организация сотрудничества с родителями по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни / М. А. Канаева, О. П. Степина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2022. - № 2. - С. 31-34.

Формирование у родителей дошкольников знаний о здоровье, здоровом образе жизни и ценностных ориентаций на них в рамках реализации педагогики оздоровления.

Микляева Н. В. Сенсорно-эмоциональное развитие детей : проблемы сенсор. интеграции и дезинтеграции // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 3. - С. 56-63 : ил.

В статье обобщаются проблемы и ключевые идеи онтогенеза детей раннего возраста, даются методические рекомендации для педагогов и специалистов по формированию единства сенсорного и эмоционального развития дошкольников. Особенный акцент делается на приемах диагностики аудиальной, визуальной и двигательной дезинтеграции, комплексах игр и упражнений по ее преодолению.

Общение без границ / М. Громова, Н. Гулидова, А. Лукина [и др.] // Дошкольный мир. - 2022. - № 1. - С. 39 : ил., цв. ил.

Из опыта сотрудничества дошкольной организации с медицинским центром.

Праздник Сагаалган в детском саду "Подснежник" / Б. Доржиева, Г. Колчина, Б. Гумпылова [и др.] // Дошкольный мир. - 2022. - № 1. - С. 44 : ил., цв. ил.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через приобщение к культурным и духовным ценностям бурятского народа.

Ребята, давайте жить дружно! / М. Шкурапет, А. Юсупова, Ю. Сайфутдинова [и др.] // Дошкольный мир. - 2022. - № 1. - С. 37 : ил., цв. ил.

Толерантность необходима для человека с высоким социальным и эмоциональным интеллектом. Это способность терпеть что-то или кого-то, уважительно относиться к окружающим. Как развить это качество в дошкольнике?

Савченко В. И. Педагогическая диагностика: оценка индивидуального развития детей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2022. - № 2. - С. 38-69.

Качественный анализ позволяет соблюдать принцип индивидуализации в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком при последующем планировании его индивидуальной образовательной траектории развития.

Сушкова И. В. Образовательные ситуации в обучении счету детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 3. - С. 17-23.

Раскрываются вопросы применения образовательных ситуаций в процессе обучения счету детей дошкольного возраста. Приведены примеры ситуаций для развития разных видов счетной деятельности и описаны технологические особенности.

Техносреда ДОО - фактор развития технических способностей / Н. Хрусталева, А. Мусина, Л. Воробьева [и др.] // Дошкольный мир. - 2022. - № 1. - С. 73 : ил., цв. ил.

Формирование у детей интереса к науке и техническому творчеству начинается с детского сада.

Халимдарова Г. Р. Правильное детское питание как основа здоровья детей дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2022. - № 2. - С. 100-106.

Формирование у детей здоровьесберегающей пищевой привычки и привитие нормы здорового питания в семье при ознакомлении со взрослой пищей.


Сценарии, конспекты занятий, игры

 

Володина Н. Н. "Города-герои" : квест-игра для детей 5-8 лет / Н. Н. Володина, Т. Л. Лукина // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 3. - С. 84-90 : ил.

Квест-игра для детей 5-8 лет, в ходе которой они получают знания о Великой Отечественной войне, знакомятся с городами-героями; преодолевают препятствия и выполняют задания, учатся оказывать первую медицинскую помощь. Итог игры - плакат с фотографиями городов-героев, собранными командами из фрагментов.

Кондрыко И. Н. Народные промыслы. Русский самовар // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 5. - С. 45-52 : фот., табл.

Представлен ход занятия с целью знакомства детей с историей возникновения самовара; дана технологическая карта последовательности вязания цветка.

Кубеко Т. Н. Дружная компания : квест-игра // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 5. - С. 56-58 : табл., фот.

Предложена квест-игра, цель игры - содействие развитию коллективного взаимодействия детей посредством игровых технологий.

Михайлова И. М. Путешествие по сказкам А. С. Пушкина : конспект учеб. интегрир. занятия для дошк. // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 5. - С. 53-55 : фот.

Дан конспект занятия, имеющего цель углубить и расширить знания дошкольников о творчестве А. С. Пушкина.

Ревазян О. М. Понятие: жесты, мимика, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве : конспект занятия // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 5. - С. 42-44.

Представлен конспект занятия, целью которого является закрепление знаний детей о несловесных средствах общения.

Сидоренко Н. В. В гости к бабушке-целительнице : знакомство ст. дошк. с лекарств. травами // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 3. - С. 32-34 : ил.

На мероприятии дети знакомятся с разнообразием и пользой лекарственных растений.

Тупичкина Е. А. Мультфильмы и первичная социализация дошкольника / Е. А. Тупичкина, С. И. Семенака // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 3. - С. 7-16.

Представлены: анализ первичной проблемы социализации дошкольников, особенности использования мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками. Раскрыт алгоритм методики организации просмотра мультфильма с социально-нравственным содержанием с детьми старшего дошкольного возраста, включающий описание основных этапов работы педагога (мотивация и установка на просмотр мультфильма; просмотр мультфильма или его фрагмента; обсуждение; включение детей в различные виды деятельности, связанные с содержанием мультфильма).

 

В помощь логопеду

Гареева А. Б. Формирование связной речи у детей 5-6 лет с ОНР / А. Б. Гареева, Н. Ю. Никифорова // Логопед. - 2022. - № 2. - С. 20-22.

На основе изучения литературных источников описаны лексические и грамматические ошибки детей с общим недоразвитием речи в связных высказываниях. 

Головицына Ю. Б. Коррекционно-образовательная работа с детьми с ОВЗ в условиях дистанционных занятий // Методист. - 2022. - № 3. - С. 66-68.

О проведении логопедических занятий в детском саду.

Кошечкина Т. В. Алгоритм организации логопедического обследования: направления и задачи работы специалиста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 3. - С. 41-48 : фот., 1 табл.

Предлагается последовательность подготовки и проведения логопедического обследования ребенка дошкольного возраста.

 

Педагогу-психологу

Абазян Е. Топ-5 проблем детей, которые возникают при эмоциональных сложностях и тревоге родителей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2022. - № 5. - С. 64-72.

Представлен набор инструкций и чек-листов для случаев, когда поведенческие сложности ребенка завязаны на переживаниях родителя.

Акинкина Я. Набор чек-листов для адаптации детей, которые придут в разновозрастные группы и ГКП летом // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2022. - № 5. - С. 48-52.

Представлены готовые рекомендации и чек-листы родителям по подготовке детей к детскому саду с учетом особенностей смешанных групп и групп кратковременного пребывания.

Королева И. Новое пособие педагога-психолога. Итоговая часть // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2022. - № 5. - С. 58-62.

Представлены дидактические игры, которые развивают эмоциональную сферу у детей.

Кремлякова А. Как оптимизировать детско-родительские отношения. Итоговые занятия из серии встреч и план // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2022. - № 5. - С. 36-47.

Представлены заключительные занятия из серии по оптимизации детско-родительских отношений.

Петрова Я. Быстрый отчет и пять чек-листов о проблемном поведении // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2022. - № 5. - С. 1.

В конце учебного года принято подводить итоги и намечать планы на будущее, это ответственная и кропотливая работа. Из-за фонового стресса параллельно увеличивается количество запросов к педагогу-психологу с жалобами на поведение детей.

Пронина О. Документ месяца. Отчет по результатам итоговой диагностики // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2022. - № 5. - С. 30-34.

Чтобы отчитаться о результатах диагностики готовности к школе, представлена готовая форма отчета.

Радкевич Е. С. Возможности использования сказкотерапии в коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста // Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал. - 2022. - № 2. - С. 54-59.

Сказкотерапия не только положительно влияет на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, но и является эффективным средством коррекции их эмоционально-волевой сферы.


ОСОБЫЕ  ДЕТИ


Афанасьева Р. А.
Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения на этапе подготовки к школе / Р. А. Афанасьева, Л. Н. Крикун // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 3. - С. 49-55.

В статье подчеркнута значимость сенсорного воспитания как главного условия познавательного развития, накопления сенсорного опыта ребенка, формирования представлений об окружающем мире. Приводятся данные исследования, раскрывающие состояние системы сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения на этапе подготовки к школе. Предлагаются дидактические игры, которые могут быть использованы для развития системы сенсорных эталонов.

Булатова О. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ / О. Булатова, Н. Мурчина // Дошкольный мир. - 2022. - № 1. - С. 63 : ил., цв. ил.

В воспитании детей с ОВЗ помогут здоровьесберегающие упражнения.

Дыбошина Е. А. Формирование диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. А. Дыбошина, Л. Г. Шадрина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2022. - № 2. - С. 90-95.

Анализ результатов обследования уровня развития речи дошкольников общеобразовательной группы ДОО и группы детей с задержкой психического развития.

Интерактивный конструктор индивидуальной программы коррекционной работы для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 3. - С. 40.

Разработан интерактивный конструктор для проектирования индивидуальных программ коррекционной работы для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями.

 Мучкаева И. В. Тематические сенсорные коробки для развития связной речи дошкольников с ТНР // Логопед. - 2022. - № 2. - С. 67-73 : фот., рис.

Представлен опыт работы по использованию тематических сенсорных коробок для развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Щербак А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с нарушением слуха // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 3. - С. 42-48 : ил.

Раскрыты особенности занятий адаптивной физической культурой с глухими, слабослышащими и позднооглохшими детьми. Представлены перечни задач, нарушений двигательной сферы, коррекционных физических упражнений. Описаны требования к проведению занятий адаптивной физической культурой.

 


Составитель: Кабанова А.А.

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Центр детского чтения «Остров книжных сокровищ»

телефон: (34370) 9-05-75

e-mail: oiopbngo@yandex.ru 

Web-сайт: http://www.publiclibrary-ngo.ru

 

 


В избранное