Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Трамвай

  Все выпуски  

Трамвай: Трамвайно-ресторанная история.


Трамвай-ресторан в Дюссельдорфе. Свободное изображение Википедии, автор фото Алексей Потупин.
Трамвай-ресторан в Дюссельдорфе. Свободное изображение Википедии, автор фото Алексей Потупин.



Конец трамвайному ресторану долгожителю.
Трамвай-ресторан линии Дюссельдорф-Крефельд приказал долго жить?

Автор: Алексей Потупин, Дюссельдорф-Бенрат, 29 декабря 2014.

Пожалуйста, без паники. Дальнюю трамвайную линию Дюссельдорф-Крефельд никто не отменяет и даже не помышляет об этом. Под сомнение поставлен только ресторан на колёсах на этой линии. Нерентабельный, как оказалось. А вы знаете, что вообще есть в трамваях рестораны, ну, если не рестораны, то кафешки, и даже если не кафе, то просто закусочные, по русскому недоразумению названные "бистро"? Ещё не знаете? Тогда маленькая история.

В 1924 году в Дюссельдорфе решились на эксперимент: пустить по дальнему трамвайному маршруту (сначала линия называлась "А", потом "К") вагон-ресторан. Маршрут действительно длинный, под стать пригородной элекстричке, междугородний, через поля, луга и маленькиие населённые пункты долины Рейна. Инициаторы - власти и одна из гостиниц Дюссельдорфа. Заранее предполагали, что эксперимент навряд ли будет успешным, так, на всякий случай, проверить. Поэтому даже сам ресторан соорудили временно, в случае чего ресторанное оборудование можно было убрать по быстрому и без проблем для вагона.

Начинался тогда маршрут на центральном трамвайном вокзале Дюссельдорфе (был такой!) на современной площади имени графа Адольфа (Graf-Adolf-Platz). Это очень знаменитый в истории города граф, поскольку, выиграв сражение на поле Ворринген против кёльнского епископа, он соблаговолил присвоить деревне на речушке Дюссель статус города. Почему трамвайный вокзал? Сейчас даже старожили не помнят, что здесь в конце XIX века размещались два "главных" ж.д. вокзала Дюссельдорфа (почти по московски - площадь графа Адольфа - площадь двух вокзалов). Потом построили главный вокзал там, где он и сейчас, а первые два вокзала разрушили до основания и теперь там жилые кварталы. Разрушить-то разрушили, а трамваи, по старинке, приезжали на "привокзальную" площадь и для них придумали "трамвайный вокзал дальнего следования". Отсюда трамваи отправлялись на города Крефельд (линия "А"), Мёрс (линия "С") и Дуйсбург (линия "D"). Совершенно непригодное место для трамвайного центра, но... традиция давила.

Итак, протиснувшись сквозь узкие улочки центральной части Дюссельдорфа, довольно крупный по габаритам прицепной вагон-ресторан, минуя город Мербуш вкатил в Крефельдо и произвёл там настоящий фурор. Но что интересно, эксперимент в Мёрсе и Дуйсбурге ставить не стали. Почему? Ответ, как представляется, прост: указанные города суть труженики, рабочие, а трудовой люд ресторанами не пользуется, им бы только семью прокормить. Совсем не то - Крефельд, в котором в то время стали процветать капиталистические финансовые и прочие подобные организации. Реально это означало, что прибыв в престижную гостиницу Дюссельдорфа ( издалека и имея интересы в Крефельде), средней и крупной руки буржуа, убедившись, что в Крефельд быстрее всего попасть на трамвае, высказывали пожелание прицепить к вагону ресторан и в нём спокойно завтракать перед отвестсвенной деловой встречей. Даже известно, в какой именно гостинице эти "тузы от капитала" останавливались. Вы правы, конечно же не у вокзала, а в самом центре Дюссельдорфа (кстати, рядом с трамваем нужной нам линии), в престижном (сейчас бы сказали пятизвёздочном) отеле Брайденбахер Хоф (Breidenbacher Hof). До сих пор этот отель пятизвёздочный и имеет ту особенность, что от него одинаковое расстояние, что до знаменитой Королевской аллеи (Ko-Allee): что до нужной трамвайной линии.

Нет ли в моих словах преувеличения? Думаю, что нет, поскольку именно этот отель подрядился заниматься указанным вагоном-рестораном и обслуживать его клиентов.

Итак, эксперимент удался, все довольны. Посему дело расширили и выпустили дополнительно ещё три специальных вагона-ресторана для линии "K" (Крефельд). Правда, слово "ресторан", поскольку оно французского происхождения, быстро заменили на слово Шпайзе-вагон (Speisewagen), что в переводе на русский звучит как "Вагон для питания". Что удивительно, с несколкими перерывами (Вторая мировая война, переход на другие, более современные трамваи) количество вагонов для питания (четыре) оставалось неизменным до нашего времени. Естественно, они ходили только в рабочие дни. До 2014 года. Целых 90 лет! Это мировой рекорд (и важная круглая дата одновремено), тем более, что других примеров вагонов-ресторанов в мире не так уж и много и до рекорда долголетия нынешнего метротрама U76 c вагонами "Бистро" им далеко.

Что интересно, центральный трамвайный вокзал дальнего следования Дюссельдорфа, со временем переместился на площадь имени товарища, простите, - герцога, Яна Веллема, а потом и просто под главный ж. д. вокзал.

Что предлагалось голодным пассажирам за час езды? Лёгкий завтрак или обед, включая даже несколько видов супов, бутерброды (для всего этого в вагон предварительно загружались консервированные продукты, булочки, сосиски, колбаса и по спец заказу подогревались на микровелке). Само собой, разные напитки, даже традиционное пиво и вино... Ещё одна особенность трамвая шестидесятых-восьмидесятых годов - в них были "мобильные" телефоны и газеты. Соответственно, туалеты. Впрочем, про туалеты нужно выяснить особо...

Гром грянул с неба как раз перед западным Рождеством-2014. В вагонах "Бистро" пассажиры обнаружили приклеенное объявление, в котором говорилось, что "бистро-обслуживание" пассажиров прекращается 23 декабря. У сторожилов вырвался лёгкий стон и появилась зубная боль. Где же теперь они будут завтракать (привычка- дело серьёзное)? Или: где же теперь они будут скрываться от бестолковой орды шалопаев и крикунов, едущих трамваями в школы? (тоже очень серьёзная причина).

, Брайденбахер Хоф принял решение прекратить убыточное финансирование своего старинного проекта. Он, конечно, прав. Но ведь для Дюссельдорфа, как и для Крефельда, это страница истории и некоторая гордость. Пока же принято решение вагоны продолжать выпускать на линию, но уже без обслуживания и одновременно, искать нового "спонсора" этого удивительного по редкости проекта.

, От себя добавлю, что сегодня, 29 декабря 2014 года я решил проверить, ходят ли вагоны "Бистро" по маршруту. Да, ходят, но действительно без обслуживания, и все места заняты просто пассажирами. А чтобы не быть голословным, пришлось провести фото-сессию и выложить её в закрома Викимедии по АДРЕСУ. И по ходу предлагаю: создать малое предприятие под эгидой "Райнбана" и объединить функции контролера с официантом.Кто его знает, что именно будет приносить больше прибыли, но она будет точно, если штрафовать тех, кто осмелиться сесть без специального разрешения в ресторане и не заказать, предположим, чашечку кофе с бутербродом... Если чашечка кофе с бутербродом стоит примерно 10 евро, то штраф назначить в 20 евро. Всё по человечески, дёшево. Конечно, возможны варианты...

ИЗ ИНЫХ ТЕКУЩИХ ПУБЛИКАЦИЙ:

* Французы в Питере: трамвайный парк пополнился четырьмя низкопольными составами.
* Нижний Новгород в фокусе: трамвай-тягач.
* В Даугавпилсе появился трамвай с бесплатным WiFi.
* Вот так подарок! На улицы Нижнего Тагила вышли 20 новых трамваев.
* 103 года назад в Москве появился маршрут легендарной «Аннушки» – трамвая «А».

Первоисточник, свободный от рекламы, смотрите и читайте ЗДЕСЬ.

Портал ПАЛОМНИК

До следующей встречи.


В избранное