Самое увлекательное в истории и науке

Новости науки и открытия истории

Растения предупреждают друг друга о хищниках

Дэвид Скаумбардис. Великая Эпоха, Австралия

Исследователи установили ключевое химическое вещество, которым растения помечают, а позже опознают травоядного хищника. Фото: Photos.com.

Исследователи говорят, что растения имеют способность защищаться от травоядных насекомых, несмотря на то, что они неподвижны.

Почувствовав опасность, растения часто применяют защитную тактику, такую как выработка токсинов или выделение быстро испаряющихся химических веществ, которые привлекают естественных врагов растения.

В журнале Plant Physiology (Физиология растений) за июнь 2007 года исследователи сообщают, что в растениях было выявлено семейство пептидных элиситоров (peptide elicitoros), или защитные сигналы растения, которые помогают растению ответить на нападение насекомого.

Защитный механизм работает следующим образом: находящиеся в растении белки всасываются нападающими насекомыми. По мере того, как насекомые переваривают белки, те преобразовываются в пептид элиситор, что позволяет другим растениям опознать хищника. Обнаруживая элиситор, переносимый насекомым, растение, в свою очередь, запускает свою защитную химическую реакцию.

Ученые уже давно знали о том, что некоторые растения имеют способность различать разных хищных насекомых, однако, это защитное поведение оказалось трудно описать на молекулярном уровне. Чтобы охарактеризовать потенциальные взаимодействия между, по подсчетам ученых по крайне мере, четырьмя миллионами насекомых и 230000 видами цветущих растений, были использованы несколько моделей. Усложнило ситуацию и то, что у некоторых растений защитные сигналы настолько малы, что их нелегко обнаружить или выделить.

Доктор Эрик Шмелц из центра медицинской, сельскохозяйственной и ветеринарной энтомологии Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов возглавил исследовательскую группу, которая на протяжении трех лет занималась анализом биохимической реакции растений вигны (коровьего гороха, Vigna unguiculata) на травоядную гусеницу — травяная совка, распространенного вредителя урожая. Во время исследования среди других экспериментов была проанализирована биохимическая деятельность более 10000 листьев путем проверки растения на производство фитогормонов после воздействия на него последовательно фракционированной внутренней секреции насекомого.

До этого ученые идентифицировали и выделили аминокислоту, названную inceptin, которая играет основную роль предупреждения в растениях вигны, подвергающихся нападению гусениц. Inceptin является составной большего, жизненно важного фермента в растениях. Гусеница питаясь вигной, поглощает и расщепляет этот важный фермент, из которого выделяется inceptin, и вещество впоследствии становится частью внутренней секреции гусеницы. Когда гусеница в следующий раз питается вигной, незначительное количество inceptin контактирует с надкусанным листом, что становится предупреждением для других растений о выработке «всплеска» фитогормонов в качестве защитной реакции.

Доктор Шмелц и его команда, подтвердили роль inceptin как доминирующего пептида в защите вигны против гусениц. Кроме того, исследователи идентифицировали два связанных, но менее распространенных фрагмента пептида, которые вызывают подобные защитные реакции в вигне и других растений без видимого эффекта. В дополнение к определению структуры inceptin исследования также показали, что inceptin-связанные пептиды вызывают постоянные, последовательные ступенчатые увеличения фитогормона в вигне.

Основываясь на полученных результатах, сейчас д-р Шмелц надеется привлечь к работе доктора наук, чтобы помочь команде очистить биохимически и идентифицировать рецептор inceptin у растений семейства бобовых.

Дороже золота

Светлана Созинова. Великая Эпоха

Дорогой элемент №78. Формула платины.

Для изготовления ювелирных изделий платина применяется с давних времен. Но оценить ее по достоинству удалось не сразу.

«Сей металл с начала света до сих времен совершенно оставался неизвестным, что, без сомнения, весьма удивительно».

Дон Антонио де Ульоа, испанский математик.

В 16-м и 17-м веках испанские конкистадоры, бесцеремонно расхищая богатства ацтеков и инков, передвигаясь вдоль реки Платино-дель-Пинто (Колумбия) обнаружили на ее берегах крупицы неизвестного им тяжелого серебристого металла. Песчинки напоминали своим видом тусклое серебро. Именно поэтому они дали незнакомому металлу презрительное название «серебришко» или платина (plata — по-испански «серебро»). Золотоискателям никак не удавалось расплющить непонятный металл молотом, расплавить или растворить его в кислотах и щелочах, чтобы отделить его от золотой породы. И курсировавшие между Америкой и Испанией корабли увозили в своих трюмах золото, порядком разбавленное «серебришком». Из-за этого золото испанской короны приобрело плохую репутацию в Европе и даже существовало специальное понятие «дрянное» или «испанское» золото.

Первое практическое применение этому металлу нашли фальшивомонетчики. В то время платина ценилась в два раза ниже, чем серебро. И хорошо сплавлялась с золотом и серебром. Пользуясь этим, стали подмешивать платину к золоту и серебру сначала в украшениях, а затем и в монетах. Узнав об этом, испанское правительство издало указ, запрещающий ввоз никчемного металла в страну. Заодно были уничтожены все запасы платины — их утопили в реках и морях. Запрет просуществовал аж до 1778 года. После его снятия испанское правительство взяло на вооружение опыт фальшивомонетчиков и стало само подмешивать платину в монеты!

Необычная стойкость платины интересовала ученых на протяжении долгого времени. Они проводили всевозможные эксперименты, пытаясь получить ее в чистом виде. Полагают, что чистую платину первым получил англичанин Уотсон в 1750 г. В это же время в витринах парижских магазинов — мировой столице мод — появились первые изделия из платины: ювелирные и технические. Покупателям предлагалась платиновая посуда, украшения с бриллиантами в платиновой оправе. На презентациях демонстрировались одинаковые бриллианты в разной оправе, и каждый мог убедиться, что золотая придает им стандартный желтоватый оттенок, тогда как платиновая лишь усиливает их собственную окраску. По прошествии некоторого времени платина, а не золото стала олицетворять богатство и принадлежность к высшим слоям общества.

Учитывая преимущества платины над всеми другими металлами по стойкости, в 1794 году правительство Франции приняло постановление об изготовлении из нее эталонов метра и килограмма.

В мире гораздо меньше платины, чем золота. Ежегодная мировая добыча платины — меньше 100 тонн, но самые разнообразные области современной науки, техники и промышленности без нее существовать не могут. Она незаменима во многих ответственных узлах машин и приборов, является одним из главных катализаторов современной химической промышленности. На долю ювелиров выпадает не более 10% от общего количества добываемой платины. Очень незначительная часть платины идет в медицинскую промышленность. Из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты, которые, не окисляясь, стерилизуются в пламени спиртовой горелки; это преимущество особенно ценно при работе в полевых условиях. Сплавы платины с палладием, серебром, медью, цинком, никелем служат также отличным материалом для зубных протезов.

Спрос науки и техники на платину непрерывно растет и далеко не всегда бывает удовлетворенным. Дальнейшее изучение свойств платины еще больше расширит области применения и возможности этого ценнейшего металла.

Другие статьи

В созвездии Большого Пса нашли необходимые для жизни молекулы

Исследовав окрестности красного сверхгиганта VY, находящегося в созвездии Большого Пса, группа астрономов обнаружила молекулы, которые содержат элементы, необходимые для зарождения жизни. Подробнее...

Хоббиты проживали в Индонезии

Ученые из Австралии и Индонезии совершили открытие, которое, по мнению специалистов, можно отнести к самым серьезным достижениям палеонтологии за последние пятьдесят лет. Подробнее...

В Феодосии найден самый большой клад в истории независимой Украины: более 10 тыс. монет времен крымского ханства

В лесу на горе Тепе-Оба в районе Феодосии (Крым) найден самый большой клад в истории независимой Украины: более 10 тыс. монет времен крымского ханства. Подробнее...

Компьютер закончил с шашками

Для игры в шашки доказано существование стратегии, не допускающей поражений. Если ее используют оба партнера, игра всегда заканчивается вничью. Подробнее...

В продажу поступил самый совершенный протез руки

Государственная служба здравоохранения Великобритании совместно с шотландской компанией Touch Bionics разработала протез руки, по многим показателям превосходящий существовавшие ранее. Подробнее...

Мужчины болтают не меньше женщин

Оказывается, женщины и мужчины произносят приблизительно одинаковое количество — около 16000 — слов в день, или 11 слов в минуту. Подробнее...

Космос отберут у государства через два года

Уже в 2009 году частная компания может впервые запустить космического туриста без участия государства. Путевки в круиз до Луны хотят продавать уже в 2007-м. Страховщикам советуют не зевать. Подробнее...

Человечество потребляет слишком много солнечной энергии

Ученые из Австрии и Германии опубликовали журнале Национальной академии наук США результаты исследований сельского и лесного хозяйства в 161 стране. Подробнее...

Уважаемые подписчики! Для улучшения эффективности нашей работы и сервиса рассылки сообщите нам, пожалуйста, свое мнение о данной рассылке. Если у Вас имеются интересные материалы по тематике рассылки и Вы хотели бы предложить их для размещения на сайте — напишите нам. Мы с удовольствием рассмотрим Ваши предложения.

Ждем Ваши пожелания и предложения по адресу: vva@epochtimes.com.ua.

Сайты источники информации: http://www.epochtimes.com.ua/ru/, http://www.epochtimes.ru.

Удачного Вам дня!