Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство левого крыла (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 326/2021-04-01

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи "Христианство левого крыла".

 Теологии чернокожих

Другой значимой формой теологии освобождения стала "черная теология" (black theology)[31], которая утверждает солидарность Бога с чернокожими. Ведущим теологом этого направления стал Джеймс Хэл Коун, который обратился к развитию этой теологии после того, как Малькольм Икс выступил против христианства для чернокожих как религии белых людей. В то время после периода рабства чернокожии люди находились в условиях сегрегации в США и апартеида в ЮАР. "Черная теология" подчеркивает солидарность Иисуса с чернокожими и определяет расизм белых угнетателей противоречащим Новому Завету, где упраздняются расовые, национальные и другие различия между людьми (Гал. 3:28)[37].

Вслед за "черной теологией" возникла теология чернокожих женщин (womanist theology)[31]. Ведущими создательницами этого направления стали чернокожии женщины богословы: Кэти Кэннон, первая афроамериканка-пастор Объединенной пресвитерианской церкви США, пастор методистской церкви Жаклин Грант и пресвитерианский теолог Делорес Уильямс. В дальнейшем в развитии этой теологии принимали участие также другие женщины (например, епископальная женщина-священник Келли Браун Дуглас). Создание отдельного направления теологии было обосновано тем, что угнетение чернокожих женщин отличается от угнетения чернокожих мужчин. По мысли Жаклин Грант, чернокожии женщины оказываются на более низком социальном уровне, чем чернокожии мужчины, находясь под тройным гнетом: расизма, сексизма и классизма (классовой дискриминации)[38].

Другие американские теологии освобождения

Аналогичным образом возникли менее известные направления: теология латиноамериканских женщин (latina theology), родственная латиноамериканской теологии освобождения, и теология латиноамериканских женщин США (hispanic/latino(a) theology), известная также как "американская испанская теология" (U.S. hispanic theology). В США возникли также азиатская американская теология (asian american theology), направленная против расизма в отношении мигрантов азиатского происхождения, и феминистская ветвь: азиатская американская теология феминизма (asian american feminist theology). Появились теология американских индейцев (american indian theology) и теология индейского феминизма, известная как теология феминизма коренных американок (native feminism theology)[31] .

Значимым направлением теологий освобождения стала теология феминизма, направленная против сексизма и патриархата, которая вышла за пределы США. Появились, кроме того, направления богословия против дискриминации сексуальных меньшинств[31].

Теология свобождения Палестины

Некоторые формы теологий освобождения развиваются в других странах. Например, возникло движение теологии освобождения Палестины, направленное против сионистской трактовки Библии. Ведущим теологом этого направления стал англиканский палестинский священник Наим Атик, который в 1989 г. написал книгу "Справедливость и только справедливость: палестинская теология освобождения" (Justice, and Only Justice: A Palestinian Theology of Liberation). Объясняя необходимость создания теологии освобождения Палестины, Атик писал, что с момента создания государства Израиль некоторые еврейские и христианские толкователи стали читать Ветхий Завет в свете сионизма до такой степени, что он стал почти неприемлем для палестинских христиан, и встал вопрос о том, как Ветхий Завет может быть словом Бога для них. Говоря о дискриминации палестинцев, Наим Атик видел в них образ страдающего Иисуса Христа.

Другой известный богослов освобождения Палестины Элиас Шакур, служивший архиепископом Мелькитской греко-католической церкви в 2006-2014 годах, призывал к любви в отношении как палентинцев, так и евреев. При этом он поддерживал ненасильственный протест палестинцев для достижения равенства в Израиле. Еще одним известным сторонником этого направления теологии стал лютеранский пастор Митри Рахеб, который писал, что жители Святой Земли со времен Иисуса жили под оккупационной властью, и утверждал палестинцев в христианском нарративе[39]. (Тему конфликта теологии освобождения Палестины и сионизма, особенно, религиозного, стоит рассматривать отдельно, поскольку невозможно сделать это в данной статье подробно).

Теология далитов

В Индии существует далитское богословие, которое отражает борьбу против кастового неравенства, представляя собой теологию освобождения касты неприкасаемых. Необходимость в такой теологии возникла в связи с тем, что кастовое неравенство продолжило сохраняться не только в традиционной культуре Индии, но и в индийском христианстве[40].

Теология Минджунг

В Южной Корее развивается теология минджунг, близкая к латиноамериканской версии теологии освобождения. ("Минджунг" переводится как "народ" в значении широких масс простых людей)[41].

Продолжение следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное