Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство левого крыла (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 325/2021-03-31

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи "Христианство левого крыла" (вчера забыла указать, что продолжение следует, но оно-таки следует: статья разбивается на несколько частей для удобства чтения в рассылке). 

Теологии освобождения от угнетения

В центре различных форм теологий освобождения лежит утверждение солидарности Бога со страдающими, униженными и "незначительными" людьми (ср. 1 Кор. 1:27-28). Такой тезис вполне соответствует традиционному богословию, согласно которому Бог проявил солидарность с человеческим родом через Иисуса Христа. Иисус родился простым человеком и пережил все земные человеческие трудности, вплоть до несправедливых страданий и казни, которой он был подвергнут со стороны имеющих власть элит. Традиционное богословие выводит из этого веру в спасение или освобождение от зла и страданий человечества в будущем мире, достижению чего становится посвящена нынешняя жизнь христиан. Движение к будущей жизни не является пассивным ожиданием, но сопряжено с действиями. В примитивной религиозности эти действия не выходят за рамки посещения церквей и соблюдения обрядов, но в действительности христианская проповедь содержит мощный призыв к делам любви. Особенно прямо об этом говорится в послании Иакова: "вера без дел мертва" (Иак. 2:26), подразумевая в контексте отношение богатых к бедным (см. всю главу Иак. 2:1-26 целиком, а также см. Иак. 5:1-5).

Теология освобождения не ограничивается одними призывами к благим делам, но сосредотачивается на утверждении, что Бог находится на стороне угнетенных, а не угнетателей[32]. Христианство таким образом обращается к тем, кто страдает, преодолевая отчуждение, которое возникает, когда религия утверждается от имени угнетателей. Это важно, поскольку на практике христианство достаточно часто выступало как религия угнетателей: миссионеры приходили как колонизаторы, порабощавшие коренные народы; белые люди, будучи христианами, порабощали чернокожих; церковь объединялась с элитами и богатела, в то время как богатые эксплуатировали бедных; мужчины господствовали над женщинами лишенными прав и в церкви иерархию составили одни мужчины. Во всех подобных случаях различные направления теологии освобождения стремились показать христианство как религию угнетенных, утверждая, что Бог находится именно на их стороне[33].

Библейских подтверждений обоснованности такого подхода достаточно много и в первую очередь это касается бедных и социально незащищенных людей (таких как в Библии вдовы и сироты). Дева Мария в известном Магнификате произносит о Боге: "рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем" (Лк. 1:51-53). А Иисус повторяет слова пророка Исайи: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу" (Лк. 4:18). Хотя в консервативном христианстве подобные строки часто трактуются фигурально, дистанцироваться от вопроса о земной справедливости, читая Библию, невозможно ввиду большого количества текстов, призывающих к осуществлению справедливости на земле. Яркой иллюстрацией освобождения от земного угнетения является исход евреев из Египта. Теология освобождения видит в этом образе не только аллегорию духовного освобождения, но применяет к различным сферам жизни, где встречается насправедливое порабощение, угнетение и унижение[32][33].

Латиноамериканская теология освобождения

Самым известным направлением теологии освобождения, к которому применяют, собственно, это название, стала латиноамериканская теология освобождения[34]. Первым, кто использовал этот термин, был священник Густаво Гутьеррес Мерино, который написал книгу "Теология освобождения: Перспективы" (исп. Teología de la liberación: Perspectivas), изданную в 1971 г. Однако, Гутьеррес не был единственным, кто развивал это направление теологии, и нельзя рассматривать теологию освобождения как монолитное учение.

Особенностью латиноамериканской теологии освобождения является то, что вопрос угнетения бедных богатыми она изучала применяя марксизм. Это вызывало критику со стороны иерархии католической церкви. Однако, невозможно было не признавать того, что в основании данного движения лежат вполне традиционные и библейские тезисы. Библия содержит немало обличительных слов в отношении угнетения бедных богатыми. В результате центральный тезис теологии освобождения о том, что Бог на стороне бедных, стал частью официального учения католической церкви под названием "предпочтительного" ("преимущественного" или "преференциального") "выбора в пользу бедных" (исп. opción preferencial por los pobres)[35].

Латиноамериканская теология освобождения имеет также небольшое ответвление в протестантизме. Наиболее известен в этой связи бразильский богослов Рубем Алвес, который был либеральным пресвитерианцем. Существует феминистская ветвь теологии освобождения, где обсуждается понятие предпочтительного выбора в пользу бедных женщин как в наибольшей степени уязвимой группы. В числе представительниц этой ветви известны: мексиканка Элза Тамез, американская мексиканка Мария Пилар Акино, бразилки Ивоне Гебара и Мария Клара Луккетти Бингемер, аргентинка Клелия Луро и др.[34].

Народное богословие

Существует отдельное богословское ответвление от теологии освобождения, возникшее в Аргентине, называемое народной теологией (исп. teología del pueblo), которое, по мнению ряда авторов, оказало сильное влияние на папу Франциска. В числе основных богословов этого направления известны: Альберто Ферре Метхол, Лучио Гера, Рафаэль Тельо, Джастин О'Фаррелл, Хуан Карлос Сканноне, Эдуардо де ла Серна и Карлос Мария Галли.

Народная теология использует вышеупомянутый принцип предпочтительного выбора в пользу бедных, но, в отличии от теологии освобождения, вместо понятия классовой борьбы использует антогонистические понятия "народного" и "антинародного", а также выделяет проблему олигархических интересов, которые препятствуют осуществлению общего блага. Народная теология также затрагивает культурные различия народов и поднимает вопрос о предпочтительном выборе в пользу "исключенных", то есть всех тех, кто лишен доступа к благам общества (в эту категорию могут включаться как бедные страны, так и мигранты, беженцы, бездомные, безработные, пенсионеры, живущие за чертой бедности, и все, кто страдает от несправедливой системы общественных отношений)[36].

Продолжение следует.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное