Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Интервью с Райнером Хагенкордом о вегетарианстве


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 322/2020-12-03

Доброго времени суток. Сегодня мне бы хотелось предложить вашему вниманию перевод интервью с Райнером Хагенкордом. Райнер Хагенкорд - католический священник и зоолог, руководитель Института теологической зоологии в Германии, целью которого является "изучение этических и богословских проблем в сочетании с исследованиями животных". Этот институт был удостоен специальной награды ООН.

Райнер Хагенкорд является вегетарианцем. Этой теме посвящено интервью. Вначале скажу два слова от себя лично. Я думаю, что в прошлые времена потребление пищи зависело от климатических условий: в тех регионах, где много растительности и теплый климат (как в Индии), вегетарианство практиковать было проще. Недавно как раз и Далай-лама говорил, что в наших северных регионах людям сложно практиковать строгое вегетарианство, но нужно стараться хотя бы ограничивать потребление мяса.  Я думаю, в современную эпоху есть больше возможностей отказаться от потребления мяса. В магазинах можно купить вегетарианскую пищу даже зимой, есть заменители мяса и разнообразные биодобавки. Поэтому несостоятелен аргумент о том, что, если традиционное христианство разрешает мясоедение, то никаких этических проблем с этим не существует. 

Можно вспомнить о том, что христианская традиция содержит практику постов. В православии такая практика достаточно частая: ведь несколько раз в год бывает такой период, в соответствии с церковным календарем. Посты как раз являются периодами вегетарианства. Я думаю, что это неслучайно. Если оказывается, что в наших условиях исторически сложно придерживаться постоянного вегетарианства, сложившаяся традиция все равно предлагает хотя бы периодически придерживаться вегетарианского образа питания (конечно, в религии это предполагает не только диету, но и молитву с добрыми делами). Сейчас как раз период Рождественского поста. Самое время подумать о преимуществе вегетарианства и проблематичности  мясоедения, с этической точки зрения, в числе других моральных проблем. (Жаль, в западной церковной практике предрождественский период Адвента утратил содержание поста. Зато мы видим, что многие светские люди начинают предерживаться вегетарианства или же веганства, популярного сейчас среди молодежи). Далее предлагаю перевод интервью. 

Можно ли быть хорошим христианином и есть мясо?

Райнер Хагенкорд - католический священник, работающий в самом сердце мясной промышленности Германии. Его проповеди вызывают разделение паствы и ввергают некоторых в экзистенциальный кризис. Почему? Потому что он вегетарианец.

На окраине Мюнстера находится Институт теологической зоологии. Им руководит католический священник Райнер Хагенкорд. В институте обитает несколько животных, в том числе два осла, названных именами Фредерик и Фридолин. Люди, которые приходят сюда, одновременно и слышат Евангелие, и общаются с животными. По словам Райнера Хагенкорда, этот опыт имеет решающее значение для его работы, потому что это позволяет его пастве воссоединиться с природой и Богом, присутствие которого, по его словам, было совершенно потеряно среди бесчисленных фабричных ферм и мясоперерабатывающих заводов, преобладающих в этом регионе.

DW поговорил с Райнером Хагенкордом о мясе, чувстве вины и нравоучении. Части этого интервью включены в подкаст DW «За зеленой оградой» (On the Green Fence).

DW: - Мы ежегодно забиваем более 750 миллионов животных в Германии. Как вы к этому относитесь?

- Как теолог, я говорю, что наша система промышленного производства мяса основана на структурном грехе. Мы должны уйти от обвинения каждого человека индивидуально и сосредоточить наше внимание на системе, которая порождает чувство вины. В этой системе проигрывают все: наша земля, воздух, животные, источники воды, биоразнообразие, Глобальный Юг [новый термин, альтернативный "Третьему миру"], рабочие. Единственные, кто выигрывает, - это мясная и фармацевтическая промышленность.

- Вашим проповедям присущ экологический аспект. Как вы общаетесь с людьми, которые едят мясо и приходят на ваши проповеди?

- Общаясь с людьми, даже здесь, в Мюнстерланде, сердце немецкой мясной промышленности, я обнаружил, что они не осведомлены о масштабах и последствиях промышленного производства мяса. Многие до сих пор не знают, что тропические леса в Южной Америке вырубают, чтобы утолить жажду дешевого мяса. Люди ужасаются, слыша это, и, конечно же, я говорю с ними о чувстве вины. Но когда дело касается системы, я оказываюсь виноватым не меньше их.

- Какую систему вы имеете в виду?

- Вся эта область является крупным производителем промышленного мяса. Но страдают не только животные. В своих проповедях я обращался к страданиям людей, работающих здесь подобно рабам. Я знаю многих людей, у которых проблемы с психическим здоровьем из-за их работы на бойнях. Если вы относитесь к животным как к объектам, вы становитесь дикарем. Что-то внутри вас умирает. И для многих, посещающих мои проповеди, это был первый раз, когда они столкнулись с вопросом: какое отношение имеет мясоедение к моему христианству?

- И как вы ответите на этот вопрос?

- Здесь [как раз] ослы необходимы для моей работы: благодаря опыту с Фредди и Фридолином люди могут вспомнить свой первый опыт общения с животными, когда они размышляют над вопросом потребления мяса, и внезапно у них появляется богословское понимание своего родства с животными. Часто это очень трогательно для них, и они говорят мне: «Отец, ты не сказал ни слова о вегетарианстве ... Но тебе и не нужно было! Я больше не буду есть мясо».

- Мы любим животных, но убиваем их ради еды? Как разрешить этот парадокс?

- В Библии есть действительно красивая история, которая может помочь нам ответить на этот фундаментальный вопрос: Адам и Ева в Эдемском саду. Эта история говорит нам о том, что мы как люди не можем жить без переживания чувства вины. Мы покинули [райский] сад. Но животные - нет [не были из рая изгнаны]. Другими словами, они все еще невинны и не утратили присутствия Бога. Когда мы находимся в присутствии животных, мы находимся в присутствии Бога. Их поведение исходит прямо от Бога. Люди - единственные существа, которые вынуждены решать: мое поведение от Бога или результат моего собственного эгоизма?

- Так что же делать мясоедам?

- Мы никогда не вырвемся из круговорота потребления других форм жизни для [нашего] существования. Таким образом, чувство вины - это то, без чего мы никогда не сможем жить. Но мы отличаемся от животных, потому что мы можем выбирать, какие формы жизни потреблять. У нас есть выбор - перестать есть мясо, и мы знаем, что это решение приведет к менее насильственному [менее жестокому] существованию. Это знание имеет большое значение, потому что оно означает, что больше не существует морально значимого аргумента в пользу потребления мяса.

- Но означает ли это, что вы не можете быть хорошим христианином, если будете есть мясо?

- Я не говорю, что вы должны или не должны делать. Слишком много веков Церковь брала на себя роль морального авторитета, указывающего людям, что им делать. Все, что я делаю, это собираю факты и выкладываю их на стол. Но богословски здесь есть один важный вопрос: как может религия, возвещающая любовь к ближнему, милосердие, солидарность и сочувствие, закрывать глаза на убийство невинных животных?

- Иисус Христос выступает за эту религию. Знаем ли мы, ел он мясо или нет?

- Мы знаем, что он принимал участие в свадебном пире в Кане. Также, согласно Священному Писанию, после Воскресения он и его ученики ловили и ели рыбу. Итак, в Библии нет доказательств того, что Иисус был вегетарианцем. Однако, что Иисус ел на последней вечере перед распятием? Имейте в виду, что это происходило во время Пасхи, когда все домохозяйства были должны по закону [Моисея] заколоть ягненка, [хотя] не для питания [не просто ради еды], а в качестве религиозного акта. Он ел хлеб. Не мясо.

Отказавшись есть ягненка на Пасху, Иисус занимает место в ряду великих пророков и говорит: «Я желаю милости, а не жертвы» [цитата пророка Осии, приведенная Иисусом в Евангелии]. Но значение этого больше, чем только символическое, также оно историческое. В то время храм в Иерусалиме во время религиозных праздников был похож на современную бойню. И бизнес [от этого] процветал. Весь Иерусалим жил за счет богатства, полученного от церемониальной резни. Поэтому неудивительно, что, когда появился человек из Назарета, который сказал: «То, что вы здесь делаете, - это богохульство. Я не верю в бога, который доволен такими жертвами», ему пришлось уйти.

- Какие отзывы вы получаете от своих коллег относительно вашей работы и месседжа?

- Я слышал всякое! Некоторые мои коллеги говорят, что то, что я делаю, невыносимо, что я отвернулся от основ римско-католической теологии. Есть и другие, которые говорят: «Наконец, нам нужен такой пророческий голос».

- А что говорит ваш епископ?

- Епископ дал мне зеленый свет на эту работу. И он поблагодарил меня за мои усилия достучаться до людей таким способом, как я это делаю. Но на едином дыхании он сказал мне, что я - как заноза в его боку. Судя по всему, фермеры и лоббисты сельского хозяйства и мясной промышленности сделали официальные запросы о моем отстранении. Епископ также говорит мне, что многие люди покидают Церковь из-за меня. И это его беспокоит.

- Люди действительно хотят покинуть Церковь из-за вас?

- Здесь, в Мюнстерланде, больше скота, чем где-либо еще в Германии. К тому же это очень католический район. Так что по сути нет церковной группы или управы, в которых бы не было представителя мясной промышленности. Как вы думаете, как эти люди реагируют, когда слышат, что священник задает вопрос о сущностной ценности цыплят и свиней? Возможно, еще хуже то, что думают люди, работающие на бойнях, когда слышат мой месседж. Однажды женщина пришла ко мне после одной из моих проповедей, и это было очень трогательно ... Она сказала: «Если я даже произнесу фразу: "Свиньи - это Божьи создания, и они имеют достоинство", я не смогу вернуться и делать свою работу».

- Вы не веган и, как вегетарианец, вы миритесь с забоем телят, который является побочным продуктом молочной промышленности. Вас это беспокоит?

- Да. Но мне очень тяжело обходиться без молока и сыра. Но да, я тоже виноват. Это конфликт, потому что я знаю, что делаю неправильно, знаю о последствиях, и теперь вы понимаете, почему я, как священник, никогда не показывал пальцем на кого-либо и не обвинял их совесть. Это возвращает меня к Библии и посланию Павла к римлянам. Все мы, все творение ждем искупления. Да, я виновен и живу среди животных, которые не виноваты. Это повышает мое уважение к ним. Я знаю, что у них есть эмоции, я знаю, что они имеют сознание… И я понимаю, что они подобны моим братьям и сестрам. И в конечном итоге я говорю: я не хочу есть своих братьев и сестер.

На этом интервью кончается. Вспоминается, что святой Франциск тоже называл животных (как все творение) братьями и сестрами.

Источник: Can you be a good Christian and eat meat? (Deutsche Welle на английском языке). 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное