Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск № 8.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск № 8 «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Дорогие родители! Спасибо за интерес к рассылке, за ваши письма, отзывы. Ни одно письмо не останется без внимания!

В прошлых выпусках в нашей рассылке развивалась тема страхов у детей. Сегодня мы поговорим о страхах у детей от 5 до 7 лет. От вас пришло много писем, действительно, тема страхов очень распространена. Рассказывая о своем ребенке, родители часто упоминают о своих собственных страхах. В ближайших выпусках мы затронем тему о связи страхов родителей и детей. А сегодня в разделе «Детская психология для родителей»  о страхах у детей с 5 до 7 лет.

В разделе «Психологическая консультация» письма от родителей и мои ответы на вопросы. Темы сегодняшних консультаций:

Как преодолеть страх смерти?

Ребенок не хочет читать

Ребенок пошел в детский сад и его поведение изменилось.

Чем папе заниматься с ребенком вечерами.

Раздел «Делимся опытом» у нас периодически пустует. Я еще раз приглашаю вас на дискуссию и обсуждение любой предложенной вами проблемы, чтобы вы смогли почитать мнения других родителей. Ведь зачастую не хватает житейского совета, а не консультации психолога!:)

Сегодня в разделе «Для души» - продолжение отрывков из книги Тарасова «Книга для героев»

Детская психология для родителей.

Страхи у детей от 5 до 7 лет.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста явля­ется интенсивное развитие абстрактного мышления, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?».

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же вре­мя целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, пони­мание значения семьи для продолжения рода. До 5-летне­го возраста мальчики могут торжественно заявлять мате­ри о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти замуж за отца. С 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, вос­производя таким образом в игровой ситуации форму отно­шений взрослых. В целом же для детей старшего дошколь­ного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада об­щения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутвержде­ния и адекватной самооценки.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согла­сия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями соци­альных правил и сложившихся устоев, а заодно и как пред­ставителями потустороннего мира. В большей степени под­вержены боязни чертей послушные дети, испытавшие ха­рактерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний значимых для них авторитетных лиц.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчи­вые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будуще­го: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем — наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жиз­нерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, тер­пеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предо­ставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей. Тревожные ожидания детей рассеива­ются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомле­ние и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Как уже говорилось, исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений. За­метим, что эмоционально теплые отношения с обоими ро­дителями возможны только при отсутствии конфликта меж­ду взрослыми, поскольку в этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отно­шению других значимых для них людей).

Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать как «папа» или «мама». Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обо­их случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте.

Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфлик­ты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появ­лению проблем, трений, конфликтов в во­спитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принци­пиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влия­ния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой аде­кватный опыт полоролевого поведения и защиты от повсе­дневных опасностей и страхов. К тому же развод родителей детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бес­силия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, по заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дых­нет — и все», — так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Никто не знает, когда мо­жет прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению. Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологи­ческой защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, кото­рый мог бы убить Змея Горыныча и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца. Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете», был беспомощным и одновременно заявлял: «Я — как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, кото­рая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына. Невозмож­ность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери — это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Еще одна история про мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать семью, несмотря на просьбу ее изобра­зить. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не пони­мая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая се­стра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность иден­тификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом», — незаметным, тихим, отключенным от про­блем семьи и не участвующим в воспитании детей. Маль­чик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца де­лала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрез­мерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности. Не­удивительно, что скоро он стал «вредным», в представле­нии матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Имен­но это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принци­пов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступ­ная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал и свое время в знак протеста, защищаясь от жены «алко­гольным небытием». В беседе с мальчиком обнаружились не только воз­растные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны мате­ри, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наи­более выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У пего нет друга и защитника в семье, он — эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жес­токость отца в отношениях с детьми, физические наказа­ния, игнорирование духовных запросов и чувства собст­венного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная под­мена мужской роли в семье властной по характеру мате­рью не только не способствует развитию у мальчиков уве­ренности в себе, но и приводит к появлению несамостоя­тельности, зависимости, беспомощности, являющихся пи­тательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению. Если такой мальчик, вырастая, вступает в брак и становится отцом, то нередко он не испытывает отцовских чувств к сыну, не понимает его мальчишеских потребностей, не участвует активно в жизни семьи (подобно тому, как вел себя отец в свое время) и нередко передает свои неизжитые опасения ребенку. При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боя­щимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревож­ность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощу­щению своей никчемности, неопределенности чувств, же­ланий.

В 5—7 лет часто боятся страшных сновидений и смер­ти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непо­правимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на, меня и съел» (отражение связанных со страхом смерти страхов нападе­ния и животных у девочки 5 лет), «Меня проглотил кроко­дил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесу­щая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется связанный со страхом смерти страх огня).

"Нередко во сне детям этого возраста может приви­деться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте. Таким образом, в 5—7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это ука­зывает на наибольшую насыщенность старшего дошколь­ного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: «Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка как назло вынимает газеты и ни­чего не может сделать», — говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке. Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к шко­ле, рассказал нам свой сон: «Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: „Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4». Страх оши­биться преследует ребенка даже во сне, и он ищет под­держки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этане знаменует смерть, неиз­бежность которой вызывает беспокойство как эмоциональ­ное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если ро­дители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Коли ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3—5 лет), забо­левания и смерти родителей (более старший возраст), жут­ких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Послед­ние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего до­школьного возраста. Они, как и ранее перечисленные, име­ют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или кос­венном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непо­правимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оп­равдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться. Глав­ным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испыты­вая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: «Лучше бы мне умереть», девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся, как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впе­чатлительной девочки.

Иногда страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными во­просами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?» Непереносимость ожидания проявляется в том, что, ребенок «эмоционально перегора­ет» до наступления какого-то определенного, заранее на­меченного события, например прихода гостей, посещения кино и т. д. Чаще всего навязчивый страх опоздания при­сущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональнос­тью и непосредственностью. Их много опекают, контроли­руют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери пред­почли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своево­лию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетер­пимостью и непримиримостью. Обоим родителям свойст­венны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимос­тью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу — «все или ничего». Как и отцы, мальчики не укорены в себе и боятся не оправдать внушенных завышен­ных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой маль­чишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего. Навязчивый страх опоздать — это симптом фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает Невротической формой выражения страха смерти яв­ляется навязчивый страх заражения. Обычно это внушен­ный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодат­ную почву повышенной возрастной чувствительности к стра­хам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мни­тельной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные «нарушения». Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки, и пр. Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, ско­ванность и «уверенность наоборот» — навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления заражен­ной пищи. Причем угроза смерти воспринималась букваль­но, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета. Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее луч­ше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных де­тей дополнительным испытаниям вроде операции по уда­лению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необ­ходимости, отрыва от родителей и помещения на несколь­ко месяцев в «оздоровительный» санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искус­ственной среды, устраняющей любые трудности и нивели­рующей собственный опыт неудач и достижений.

Из книги А. Захарова «Что снится нашим детям»

В следующем выпуске – о страхах у детей от 7 до 11 лет.

 

Продолжение следует….                         

 

Психологическая консультация.

 

Как преодолеть страх смерти?

 

Здравствуйте, Светлана!

В прошлом выпуске вы затронули тему страха смерти. Что делать, если в моем ребенке этот страх уже развился? Моему сыну шесть лет и примерно с пяти с

половиной у него это буквально навязчивая идея. Все мои попытки деликатно

обойти эту тему ни к чему не приводят. Когда я говорю, что люди умирают

только очень-очень старыми, он впадает в панику, говоря, что не хочет чтобы умерли бабушка с дедушкой. Не хочет, чтобы я старела и старел он сам, не  хочет чтобы кого-то закопали в землю. Он постоянно спрашивает - почему так устроена жизнь, что все должны умереть. А я не знаю что отвечать, потому что жизнь действительно так устроена и я сама в глубине души всю сознательную жизнь боюсь смерти и боюсь потерять своих близких, а особенно боюсь за ребенка, хотя ему этого страха стараюсь конечно не показывать.

Посоветуйте, что мне делать, как помочь ребенку преодолеть этот страх. И

как  преодолеть этот страх в себе?

Заранее благодарна.

С уважением, Ольга

 

Оля, здравствуйте!

Страх смерти наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, особенно если у вашего сына еще есть способность к абстрактному мышлению. Скорее всего, в детстве он побаивался чужих людей и был привязан к матери. Все это усугубляется тем, что в вас также присутствует страх смерти. Чувствительные дети всегда очень хорошо воспринимают страхи родителей. Когда он задает вопрос о смерти, вы внутренне напрягаетесь, теряетесь и ваши слова успокоения совершенно не производят на него успокаивающего эффекта, а наоборот, он начинает чувствовать, что смерть – это страшно. Как ни странно, но дети всегда боятся того, что боятся взрослые.

Смысл страха смерти – в его преодолении. А преодолевается он другими более сильными и более позитивными чувствами.

Вам в первую очередь нужно разобраться с причиной собственных страхов, ведь, скорее всего, когда-то страх смерти появился у вас, но со временем психика сумела защититься и вытеснить его. Но проблема осталась непроработанной и сейчас по многим причинам обострилась. Самый лучший вариант – очная консультация психолога. Или занятия с психологом для ребенка. Есть много методов коррекции детских страхов – игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия. Психолог разработает программу коррекции страха и обязательно поможет ребенку.

А вы подумайте, какие события происходили в вашей семье в последнее время? Может, был уход члена семьи из дома, разговоры о смерти  и старости при ребенке, умерло животное или ребенка потрясло увиденное – смерть по телевизору или авария на улице. Может быть, вы боитесь за будущее, слишком много думаете о нем, забывая о настоящем, считая, что все, что происходит сейчас, не имеет значения, а вот в будущем будет то-то и то-то.

Что нужно делать дома? Создайте дома максимально спокойную обстановку, не говорите при ребенке о смерти и старости, если зашел разговор о том, куда уходят люди после смерти, расскажите про ангелов и рай, что все люди там встречаются после смерти, а в землю закапывают только тело. Найдите оптимистичные сказки, читайте много веселых книг. Пообещайте, что не умрете, пока он не вырастет и не станет совсем взрослым. Скажите, что до старости ему еще очень далеко и что в старости люди очень счастливы и полны здоровья и планов. Что любой возраст хорош по-своему и никто никогда не жалел, что он постарел.

И все-таки, если вас очень беспокоит тема смерти и потери, обратитесь за очной консультацией.

Всего вам самого доброго!

С уважением, Светлана

 

Ребенок не хочет читать.

Добрый день, Светлана!

Меня зовут Аня.

Пишу Вам потому, что уже не знаю, у кого консультироваться и что мне

делать. Пишу Вам от отчаяния. Никогда никому вообще через Интернет не

писала, а уж психологу тем более.

Все дело в том, что у меня есть дочка Ксения. Ей 6 лет. Мы никак не можем

научить ее читать уже на протяжении года. И в различные кружки мы ходили, и

репетитора нанимали - результата никакого.

Ксения вполне здоровый ребенок. Достаточно развита для своих лет. Но вот с

чтением проблемы.  А на следующий год в школу. У нас ни в одну школу

ребенка в первый класс не принимают, если он читать не умеет.

Я знаю, Вы скажете: "А при чем тут психолог?"

Я как мама думаю, что проблема у Ксении чисто психологического характера -

она просто не хочет читать. Не хочет ходить в школу. Мы пробовали все, что

только возможно - объяснения, уговоры, похвала, поощрения, даже несколько

раз достаточно строго разговаривали на эту тему. Но ничего она и слышать не

хочет - "Я не хочу читать". А как только за книжку садиться - на глазах

слезы.

Пожалуйста, помогите.

С уважением, Аня

 

Аня, здравствуйте!

"А при чем тут психолог?" я не скажу, так как проблема ваша чисто психологическая.

Сейчас расскажу вам о причинах такого нехотения читать, а вы посмотрите и уже определитесь, что делать дальше.

Одной из причин может быть какой-то очень негативный случай или ситуация, связанная с чтением. Например, вы оказывали сильное давление на нее, чтобы она учила буквы и складывала их в слоги, что доставило ей массу неприятных воспоминаний. Все это отложилось, как очень негативное занятие. Либо во время первых попыток чтения она себя чувствовала плохо и в последствии чтение у нее ассоциировалось с болью и ожиданием боли. В итоге – все ушло в бессознательное, а сознательно – у девочки сопротивление к чтению.

Причина номер два связана с  готовностью к школе.

Есть три составляющие, на основе которых можно установить готовность ребенка к школе:

 - интеллектуальная

 - эмоциональная

 - социальная

С интеллектуальной зрелостью вам поможет разобраться воспитатель детского сада и психолог, а также учитель школы, в которую вы собираетесь идти.  В детских садах проводится диагностическое обследование детей, и делаются показатели уровня интеллекта. В школе также дети проходят проверку знаний и навыков (хотя по большому счету это не положено, но наши школы активно это используют). Если знания и интеллект ребенка соответствуют уровню готовности, то отправлять в школу можно.

Далее проверяем эмоциональную готовность. Это поможет вам определить психолог детского сада. Он проверит, насколько сильны импульсивные реакции ребенка для его возраста, сможет ли он выдерживать длительные нагрузки и выполнять очень долго непривлекательные задания (например, писать крючочки в прописях).

А вот социальная зрелость, на мой взгляд, одна из главных составляющих в готовности ребенка к школе. У ребенка должна быть к началу обучения сформирована так называемая «внутренняя позиция школьника». В нее входит умение подчинять свое поведение законам детских групп и исполнять роль ученика. Ребенок, который готов к школе, хочет учиться, его больше привлекают знания, которые он получит и те предметы, которые будут в школе, а не внешняя сторона школьного обучения – новый портфель, яркие учебники и тетради, игры на переменах.

Я думаю, если причина все же в неготовности к школе, то вам нужно успокоиться и знать, что всему свое время. Чем больше вы будете давить на ребенка, тем меньше шансов, что она будет читать. Конечно, научить силой можно, но представьте, какой негатив будет вызывать у нее школа и все остальные предметы!

Поэтому переключитесь с репетитора и своих эмоций на самого ребенка, его личность.

Подумайте, может, вы усугубляете ее негатив к чтению своим отношением и ожиданием от нее невозможного. Лучше почитайте ей сами, купите красивые книжки с картинками. Возможно, вам придется пересмотреть всю вашу «методику» обучения чтению. Чтение должно быть радостью и желанием, а не обязанностью.

Сходите к психологу на очную консультацию – он поможет разобраться в причинах этой проблемы, протестирует на предмет того, сформирована ли у ребенка позиция школьника и даже разработает программу коррекции для Ксюши, чтобы справиться с негативом к чтению.

Всего вам самого доброго!

С уважением, Светлана

 

Ребенок пошел в детский сад и его поведение изменилось.

Здравствуйте!

Моей дочке сейчас 2 года и 3 месяца. С первого сентября мы пошли в детский

сад. Она стала очень капризной, постоянно канючит. Стала часто плакать. В

саду ведет себя уверенно, никому не дает спуску.  С чем связано подобное

поведение? И как сделать так, чтобы она больше смеялась, чем плакала?

 

Здравствуйте, Женя!

Все вполне нормально, ребенок проходит период адаптации. Скорее всего, адаптация к садику немного затянулась, поэтому состояние никак не придет в норму.

Обычно привыкание к садику длится 2-3 недели, если привычное поведение ребенка не устанавливается за 2-3 месяца, тогда говорят о тяжелой форме адаптации.

То, что девочка в саду ведет себя уверенно и никому не дает спуску, говорит скорее всего о защитной реакции. Такое поведение обычно бывает по следующей схеме – в саду ребенок весел и жизнерадостен, а дома «разряжается»: капризничает и плачет.

Чтобы помочь ребенку, нужно соблюдать некоторые вещи. Во-первых, водить в садик нужно регулярно, в одно и то же время приводить и забирать. Не идти на поводу капризов ребенка и не оставлять дома, забирать нерегулярно и т.п. Во-вторых, дать уверенность в том, что вы ее вовремя заберете, так как это имеет для детей большое значение, она начинает больше доверять взрослым и успокаивается, не отвлекается на ожидание. Обязательно говорите о том, как вы ее любите, дайте в садик любимую игрушку или предмет, напоминающий о доме. Некоторые мамы дают ребенку свою фотографию, которую он держит в шкафчике и всегда может прибежать и посмотреть на нее.

Дома создайте спокойную, дружелюбную, жизнерадостную обстановку, устраивайте сюрпризы, больше смейтесь сами и держите себя в тонусе. Ведь часто дети реагируют на состояние взрослых и ведут себя соответственно настроению папы или мамы.

Удачи вам!

С уважением, Светлана.

 

Чем папе заниматься с ребенком вечерами.

Здравствуйте, Светлана!

Меня зовут Александр. Меня волнует вопрос общения с ребенком после

работы. Сыну 1год и 7месяцев. Жена занимается с ним весь день, и когда

я прихожу домой, просто перекладывает все вопросы по общению с сыном

на меня. Я прекрасно понимаю ее и, понимая, не знаю, что мне делать. С

одной стороны хочется отдыхать, с другой - общаться с сыном  в спокойном

ритме, а это не получается. Стоит мне переступить порог дома, как

ребенок бросает все и начинает меня всюду таскать за собой, предлагая

мне заниматься с ним то одним, то другим. Причем половину предлагаемых

игр достаточно энергичны, и через короткий промежуток времени  моя воля

просто отключается и я становлюсь марионеткой сына. Я понимаю, что с

ним надо заниматься, но не знаю чем. Помогите.

С уважением, Барковский     

 

Александр, здравствуйте!

Всегда очень приятно получать вопросы от пап. Ваша жена, конечно, права – чтобы ребенок получал одинаковое количество любви и внимания от обоих родителей, они должны общаться с ним оба. Только вам достается одна из трудных частей общения – вечернее время, да еще и усталый после работы. Значит, нужно так распределять время и силы, чтобы и с ребенком пообщаться и удовольствие от этого процесса получить.

Для начала нужно знать следующее: вечером у ребенка не должно присутствовать активных игр и игр очень подвижных, так как излишнее перевозбуждение может повлиять на сон. Для вечера подходят чтение книг, рассматривание картинок, настольные игры (игры с картинками, с маленькими игрушками для развития мелких движений пальчиков), пальчиковые игры, конструктор, сюжетные игры – постройка домика, гаража для машин, постройка шалаша, если у вас есть дома маленький детский домик, где помещается ребенок и часть взрослого (J), поиграйте там с ним. Можно перебрать все игрушки в ящике, поговорить о них и сложить их обратно. Допускается 10-минутный мультфильм и обыгрывание сюжета мультика. Это что касается игр и занятий.

Теперь что касается отношений и чувств. Поговорите с женой и попросите, чтобы в течение дня ребенок много двигался, дабы к вечеру основная активность уменьшилась и он мог играть с вами в спокойные игры.

И момент номер два. Становиться безвольной марионеткой в глазах ребенка ни в коем случае нельзя. Учитесь вместе с ребенком воспринимать чувства друг друга. Ребенок должен видеть, что вы тоже бываете усталым и хотите отдохнуть, что не можете играть в данный момент в активные игры. Говорите с ним и говорите сыну, что «папа устал и не может сейчас скакать с тобой». Ребенок должен знать и чувствовать, что родители – не автоматы, у которых всегда есть силы и всегда хорошее настроение, чем больше выражений эмоций и чувств ребенок будет видеть, тем более внимательным сыном он вырастет и не будет видеть в папе безвольную марионетку. Кстати, рассказывайте о своей работе, больше говорите о том, что вы чувствуете, что хотите от ребенка и как к нему относитесь.

Удачи вам!

С уважением, Светлана.

 

Делимся опытом

 

Жду ваших писем…..

Для Души

Выходите за пределы жизни

Жили три брата.

Первый никогда не унывал. Если что-то и не получалось, убеждал себя, что это только к лучшему. Любой свой промах мог

оправдать. Искренне верил в свое объяснение. И прожил жизнь не так  уж плохо.

Второй ничего не делал зря. Если надо, он кое в чем се­бя и ограничивал: всегда думал о завтрашнем дне. Всегда ве­рил, что завтра будет лучше, чем сегодня. И прожил жизнь не

так уж плохо.

Третий всегда делал то, что требовалось. Любил соблюдать всякие правила и законы. Никогда ничего не нарушал. И прожил жизнь не так уж плохо.

Нам не очень понравились три брата, хотя все они получи­ли неплохой результат. Нам не очень хочется заниматься само­обманом, или жить постоянно убегающим завтрашним днем, или идти на поводу у других. Нам хочется чего-то такого, чтобы на­ша жизнь имела смысл сейчас, и в каждый момент.

Тогда надо выходить за пределы жизни.

В. Тарасов «Книга для героев»

 

До встречи в следующем выпуске!

 

 

 

Светлана Сушинских, психолог.

Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru  ( в теме письма укажите «Дети» или напишите тему письма)

Приглашаю на мой сайт.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное