Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эволюция человека. Проблемы мировоззренческого перепутья.


Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.

Новое измерение. О политике без политики.

Этот мир представляет собой комедию для тех, кто мыслит, трагедию для тех, кто чувствует. (Г.Уолпол)

Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека. (Л.Фейербах)

В этом мире нет ничего реального, кроме смерти и налогов. (Б.Франклин)

Дело не в том, что мир стал гораздо хуже, а в том, что освещение событий стало гораздо лучше. (Г.Честертон)

Мы живем в мире, где один дурак создает много дураков, а один мудрый - очень мало мудрых. (Г.Лихтенберг)






Пишите автору

Реклама и консультации

Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.
Рассылки Subscribe.Ru
Стратегический анализ. Стратегия развития бизнеса
Маркетинговая стратегия. Управление маркетингом
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий. Как найти работу в Москве?
Управление рисками. Антикризисное управление.
Аренда квартир в Москве. Снять (сдать) квартиру. Наем жилья
Мировой финансовый кризис. Бизнес в условиях кризиса
Microsoft office - word, excel, powerpoint... самоучитель
УмНыЕ мЫсЛи
Метафоры в жизни. Метафора как подражание и как троп
Читать книги! Рецензия на книгу. Что почитать?
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Компьютерная техника. Современная электроника. Как выбрать?
Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.
Современный мир
___________________________

О политике без политики

Здравствуйте, дорогие читатели!..Присылайте свои предложения и замечания на somir@mail.ru

 

Сегодня я хочу представить выдержки из интервью главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея. Прошу прощения за текст, т.к. интервью было устное, я как смог «отредактировал»  «сырой материал». На большее меня не хватило J. Тема очень интересная. Тут и культура, и кино, и телевидение и СМИ… Хотя главное, конечно – кино и телевидение. И здесь Даниилу есть что сказать. Эта тема интересует многих. Мыслей много. Слова, правда, иногда сложно подобрать, и не факт, что их можно будет сказать вслух в приличной компании J. Но, Даниилу Дондурею, по-моему, удалось выразить основные мысли ясно и доходчиво. Итак:

 

Интервью главного редактора журнала «Искусство и кино» Даниила Дондурея.

Мне кажется, есть одна проблема, которая касается всех сфер нашей жизни. И которая, как ни странно, до сих пор совсем не обсуждается обществом. Это проблема мировоззренческого перепутья, в котором находится сегодня наша страна. Мне кажется, что сейчас, особенно в последний год, есть три модели развития России. И они очень чётко просматриваются. Первая связана с такой охранительной моделью.

Сохранение российского образа жизни, мышления, экономики по-русски, рынка по-русски, отношений. Это ведь очень серьёзная проблема. Когда у нас 51% населения положительно относится к коррупции, когда 44% предпринимателей считают, допускают, особенно в условиях кризиса, коррупция помогает им, а 25% напрямую в этом заинтересованы, большинство населения. То, какие бы вы законы не принимали, что бы ни говорили, миллиарды слов каждый день, это бессмысленно. Или народ отторгает, система отторгает, это не воспроизводится или воспроизводится. Первая модель, там много в ней всего. И понятие патриотизма, и войн, и границ, и крови, и чего только: Наше - значит лучшее, отсутствие и нежелание конкуренции. Всё это мы знаем. Это первое, очень мощное и очень важное.

Эта модель пока соревнуется, она сейчас пробует силы.  Две другие модели модернизационные.  Одна - главенствующая модернизационная, связанная с тем, что это модель технократическая, связанная с тем, что нужно инновационное общество, мы должны слезть с этой иглы, мы должны серьёзно заниматься ресурсами. Правильные финансовые отношения, рыночные отношения, экономические, образовательные, здоровье и т.д. Над этой моделью работают все лучшие сыны человечества.  В рамках этой модели нет только одного. Там нет того, что меня поразило в программе антикризисной правительства.

Меня там поразила одна вещь. Там 133 предложения, её готовило 40 ведомств несколько месяцев. Она полностью опубликована в «Российской газете», её можно посмотреть. Там нет только четырёх слов. Всё есть, очень многое, про сельское хозяйство, про помощь, банки, кредиты, пенсионеров, молодожёнов, про всё там есть. Там нет слова «культура», там нет слова «СМИ», включая телевидение, нет слова «мораль» и там нет, самое главное теперь - человека, как живого существа, у которого есть такие мелочи - что он думает, что он кому-то доверяет, а кому-то нет. Что он может бояться.

Существует гигантский кризис доверия. Можно на что-то надеяться, можно противостоять, чувствовать,  ощущать свободу, проявлять инициативу... Это всё культура. В этой программе ничего такого нет. Главная драма этой модели ныне действующей, что экономика страны, со всеми словами от «либеральная» до «интеллектуальная», никак не связывается с развитием человека. Люди не говорят о том, что будущая конкуренция в середине века - за развитого человека. Основной капитал, основное противостояние. Это качество личности. Больше ничего.

И третья модель, которую разберем по всем статьям.. В ней культура не рассматривается, как развлечение.  Исключительно развлечение.  Развлечение «за пределами жизни». Люди поработали где-то, в семье побыли, женились, родили государству детей. И где-то, в какое-то время там, отдельно, они чего-то там развлекаются. Вот что главное в этой модели. Поэтому первое, что стали сокращать - это затраты на культуру. Господин Саркози на 40% увеличил, а у нас-  это Министерство, в котором 25% сразу секвестр. А если правительство сделало это, то каждый губернатор, мэр, поселковый первое, что он режет. Это потрясающий новый, циничный подход: мы всё делаем для стариков…

Мы не занимаемся развитием личности, всё для стариков... И здесь, в этой модели,  человек - предмет социальной опеки. Он инвалид. Он должен сидеть у телевизора и ждать, когда ему что-то скажут, что ему завтра дадут,  возможно, что-то разрешат,  кредиты не возвращать или молодёжи жениться, или пенсионерам что-то  там … Человеку  не говорят, что он сам что-то может. Что он сам на что-то способен. Есть такое понятие, как инициатива, креативность, активность, желание что-то делать, вера  в свои силы.

Именно поэтому  не развивается адекватная способности людей отвечать на вызовы времени. Люди становятся мировоззренческими инвалидами. Ведь последнее, о чём у нас говорят все - это образование. Но, ребята, скажу страшную вещь! Образование - всего лишь технология для культуры. Это просто знания или умение их добывать, навыки для картин в сознании людей, для ценностей, мифов, сказок, представлений, веры, надежды, отсутствие страхов, наличие страхов. Для всего этого. Вот этого ничего нет.

Результат - люди отстают на 30-40 лет по восприятию жизни. Вот где. Не в нефти и не в том, что на Первом канале у Шевченко обсуждают, закупать нам технологии или нет. Ну, закупим мы технологии, в Африке тоже закупают технологии. А дальше что? Дальше этим надо уметь пользоваться, надо опережать. Для этого в головах 140 млн. должны быть другие картины мира. Приведу 3-4 примера для того, чтобы вы понимали. 57% хотели бы государственного контроля над ценами, 80% не уважают частную собственность, особенно крупную, 51% доброжелательно относятся к коррупции, считают, что без неё было бы хуже, она хоть что-то позволяет что-то делать.

58% не хотели бы жить с инородцами, иноверцами в одном квартале и, тем более, в одном доме, и за два года практически полностью восстановлен культ личности Сталина. Это же вот где с таким типом сознания: кажется, что это там развлекаются, Сталин ведь действительно мега-звезда, и под него очень хорошее рекламное время, рейтинги, хорошо продавать колготки, лак для ногтей, автомобили. Кажется, что это где-то отдельно, лак отдельно, а то, что люди не хотят, ждут халявы - это отдельно. Так не бывает. Люди неадекватны, они сегодня живут в десятых годах по моделям семидесятых. Это невероятная драма. Это, конечно же, сказывается на кино. Эти три модели.

Лихие 90-е - это огромная идеологическая работа. На самом деле все прекрасно понимают, что в лихих 90-х произошла потрясающая, практически бескровная революция колоссального значения. …

… например, Сталин, он демиург. Сейчас ведь новая концепция Сталина. Это не так, как раньше. Раньше был он великий, а потом - он чудовище. Нет! Новейшие пиар -модели разнообразные. Он и чудовище, он и тиран, он и людоед, но он и войну выиграл, и в семье несчастлив, и Берия ещё хуже, чем Сталин. Это очень сложная работа, которая потрясающе велась в 90-е годы. Они сейчас маркированы как трагедия.

Но ведь, скажу вам только две вещи. Мы не изменили тип страны с 90-х годов, все модели- старые… И мы через  2  дня будем праздновать нашу Конституцию. 12 июня, у нас будет национальный праздник. День России. Это же новая Россия. Но мы не отменили все идеалы, провозглашенные в 90-х, в экономическом блоке у нас работают те же люди, что и в 90-х, мы же не вышли из мирового рынка, куда мы вошли в 1992 году…

Это табуированные темы, потому что они мировоззренческие, про это я и говорю. Всё то, о чём я начал говорить, это так серьёзно. Это как с телевидением. Скажу одну вещь, которую никто в стране не знает. Может быть, вы про это тоже не задумывались. Дело в том, что кроме сна, в системе бодрствования человека существует 500 занятий - от трудовой деятельности, до семейной, еды, гулять, смотреть кино, вышивать, писать диссертации. Пятьсот занятий. Мне всегда казалось, что самое главное - это труд.

Так вот, скажу такую вещь, которую никто не знает. Последние два года времени, которое население РФ проводит у телевидения на 5 млрд. человеко-часов больше, чем вся занятость населения нашей страны в народном хозяйстве, во всех его видах. То есть, мы телезрители - это основное после сна. И самое важное. Эта сфера абсолютно табуирована. Нет ни аналитиков, ни подходов, ни исследований, ничего.  Получается, что смотреть телевизор -это главное дело нашей жизни!

В кратких перерывах между просмотром телевидения мы работаем и ещё 498 каким-то занятиям  по минутке уделяем время…

Кино здесь гигантская составляющая. Не надо забывать, что этот совершенно табуированный, непонятный, неизвестный космос  - ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Люди-то думают, что они смотрят сериалы, развлекаются, а на самом деле они программируются, они живут в этой виртуалке, люди давно живут в третьей реальности. Первая - эмпирическая, вторая - придуманная авторами, а третье - когда одно подменяет другое. Когда люди думают, что они живут в реальной действительности, а она придумана авторами и давно отредактирована, отрепетирована.

Я просто показываю, что это очень серьёзно. Вот в этом гигантском сложнейшем мире больше 50%, от 49 до 52 последние три года занимает кинопродукция. Это в телевизоре только. Это, включая сериалы и ситкомы. Это фильмы, неигровые фильмы, анимация, сериалы и ситкомы - всё это вместе половина эфира. Мы ведём такой мониторинг по 10 основным каналам, которые показывают кино.

И поэтому, естественно, киноиндустрия - это не только кинотеатры, хотя кинематографисты всегда об этом говорят, что у нас есть трудности сегодня, меньше идёт инвестиций. Меня ужасно интересует, почему люди никогда не хотят знать механизмов. Откуда берутся деньги, куда они идут, по каким принципам распределяются. То есть, люди не хотят это знать!

Людям кажется, что когда в экономике что-то происходит , например, что-то сделал президент Башкирии, сейчас он получит по шапке. Или что-то сделал Дерипаска, и он получил по шапке.  И многие думают, что они в курсе событий и все знают…

А это на самом деле достаточно специально, сложно построенные механизмы жизни, экономики, отношений, профессий. Почему бы не узнать, например, тем то, как снимается кино? Про кинематографистов. О чем сейчас говорят все? О том, что сейчас меньше денег, всё падает, всё стало хуже, в Америке возник кризис, он пришёл сюда. А что было до кризиса? А в какой вы кинореальности жили? Вы думали, что из-за того, что у вас больше фильмов, у вас был бум? Бума не было.

Т.е. с точки зрения простой арифметики, он конечно был. Фильмов снималось больше, и возврат был больше. Дальше - более интересно. Скажите пожалуйста, но ведь нужно вернуть деньги, это же экономика.  Кино - это не изобразительное искусство, которое зависит от 10 коллекционеров. Это массовое. Эти деньги где-то были взяты. Где их взяли? Мы их взяли у государства в основном, у рынка и у бизнесменов-чайников. Больше денег взять негде, потому что в мировой кинокооперации мы не участвуем.

Мы не снимаем совместные фильмы, наши фильмы не показывают в мире, когда мы говорим об этом «ужасном американском кино», то наши слушатели не знают, что американцы производят примерно 9-10% мирового производства, и все последние примерно лет 40, с конца 60-х годов, контролируют 65% мирового экрана, включая все абсолютно, может быть, кроме Кубы и КНДР.

Вы понимаете, российские зрители не смотрят американское кино по принуждению премьер-министра страны. Им хочется смотреть. В российской индустрии не хватает фильмов, чтобы заполнить экраны, у нас 370 премьер в год. Если мы выпускаем 90 фильмов, значит, у нас не хватает. Подождите, 90 - это много, это 2 фильма в неделю. Где они? Тут прихожу, допустим, я, исследователь, и говорю: «Ну, вы знаете, несмотря на то, что несколько сеансов получают все фильмы. Но реальный доход  дают только несколько фильмов (хотя бы больше 1 млн. долларов - это примерно две сотни тысяч билетов).

14 фильмов, а деньги возмещают всего 9. Оказывается, что из 220 млн. долларов, которые мы собрали в прошлом году, ровно половину собрали три фильма, за которыми стояли телеканалы - это «Ирония судьбы. Продолжение», это «Адмирал» и это «Самый лучший фильм». И в этом году будет всё то же самое. Только если телеканалы вкладывают безумные деньги, мы даже не знаем, какие, это всё тайна. В продвижении, и уговаривают, если ты любишь родину - пойди посмотри фильм «Адмирал», или что-то другое.

Ну, они мастера. Я всегда преклоняюсь перед Первым каналом. Они действительно выдающиеся промоутеры культуры, создатели. Содержание - это уже другой вопрос. Итак, три фильма. А остальные деньги, где, Зин? Где деньги? Пять-шесть фильмов художественных мы создаём, которые берут фестивали, побеждают. Они все будут новые в «Кинотавре», там фильмов 12, из которых фильмов 6 будут просто замечательных. А где остальные 60? Это никакое ни кино. Ненужное телевизору, зрителям, начальству и телеканалам. И западным фестивалям. Никому не нужное. Почему мы производим такое большое количество фильмов, если они не востребованы, если их прокатчики не берут? Ведём ли мы дискуссии с прокатчиками? Ведём ли мы специальную политику государственную?

Одна из новых драм, которых не было ещё несколько лет назад - это нет аудитории. У нас нельзя показать фильмы, которые получают призы в Каннах, Венеции, Берлине. Может быть, кроме одного-двух, фильм Ханеке «Белая лента», сейчас его привезут.

Знаете, всё это непростая работа. Это Вам кажется, если Ваши товарищи придут на кино, это большие цифры. Когда я говорю 830 млн. сборов, из которых четверть, 220% на российское кино… должны придти миллионы людей, или миллионы билетов. Людей, может, меньше, но хотя бы молодые люди, которые каждую неделю ходят. Это много людей. Они не приходят, или приходят за развлечением. Я уже говорил, в технократической картине мира им говорят: «Ты пойди в кино, поразвлекайся, ты пойди, отдохни с поп-корном, ты чего!»

Или, например, проблема новых знаний, проблема смены поколений, проблема горячих ожиданий, проблема госзаказ вместо господдержки. Сейчас Совет при премьер-министре создан. Это всё острейшие темы. Они все связаны с тем, что наше кино будет развиваться, и мировые фестивали будут брать наши фильмы. На некоторые фестивали, например, Берлинский, в Каннский мы давно не попадаем в конкурс. Только в программу «Особый взгляд». Правда, в прошлом году фильм «Тюльпан» получил даже главный приз. Он сделан в очень верной модели. Абсолютно провалился в России. Фильм «Тюльпан», режиссёр из Санкт-Петербурга, В Казахстане, на казахский сюжет снял фильм на французско-немецко-польско-русские деньги. Нормально. Так делается во всей Европе. И Европа такой фильм, весь мир узнал, люди стояли аплодировали. Его только в России не показывали.

У нас нет актуального кино. Это кино на те темы, которые занимают каждого человека сегодня. Ну, это простые темы. Почему что-то происходит в жизни то, что нам не нравится, или людям, или художникам. Темы, о которых болит душа у миллионов людей, у них же не болит душа по поводу, это действительно хорошо, что есть такие развлекательные, как «Любовь-морковь», или «Стиляги», это нормально абсолютно, но в истории остаются другие фильмы, воспроизводятся. Если вы понаблюдаете за телеканалами, я скажу одну вещь, они занимаются тем, чем они занимаются, пугают, развлекают, зарабатывают деньги в основном. И они совершенно нормальные в одной только ситуации - в ситуации трагедии. Либо когда умер любимый художник, актёр или режиссёр, либо когда теракт.

Тогда вдруг ты видишь, что они начинают показывать совершенно другие фильмы, говорят о другом, они потрясающе человечные, они колоссально креативные, они так, как будто бы они строят инновационное общество и верят своему президенту, и проводят в жизнь: И ты думаешь - оказывается, умеют это всё делать! Какие же они у нас талантливые! И вдруг через 2-3 дня, когда всё завершается, они возвращаются.

Вы заметили, что нет ни одного фильма на политические темы? Америка забита этими фильмами, там практически процентов 25. И поэтому они так любят свою страну. Не потому что выиграли войну, сегодня новые модели, мир переходит в ситуацию, где насилие становится развлекательным блюдом. Это очень сложная концептуальная тема, я в неё сейчас не пойду. Но проблемы, связанные с войной, они переходят в другой патриотизм в мирное время, в мирных отношениях. Это не квази-спорт, где превращённые войны, как вы понимаете, и не только фильмы бесконечные о войне. Люди не умеют жить в мирное время сегодня.

Как вести себя с начальником? О чём можно говорить, о чём нельзя. Как любить или критиковать какие-то точки зрения в стране? Можно ли высказывать другое мнение, в каких формах, можно ли организовываться в какие-то гражданские акты, например, за выселение шумных людей с 4 этажа, или за стоянку машины.

Нет взгляда, достаточно трезвого.  Трезвый взгляд - это не то, что Сталин нам выиграл войну, хотя и поубивал массу народа. Это не трезвый взгляд. Взгляд в нас в том времени. Мы можем сколько угодно говорить и о репрессиях, и о современной милиции можем говорить, но если мы современную милицию видим или от какого-то достаточно бронебойного сериала до полной грязи и чернухи... В середине нет ничего. Мы не можем себе представить картину, как есть…

Да, Вы знаете, даже этот телевизионный фильм про Ржев, сколько он вызвал сразу: Как можно рассказывать, что у нас были трудности подо Ржевом, что были пленные, был ад, как-то это.. Почему это не хорошо? На этом весь мир и учит патриотизму и любви к родине.

Даже «Ржев», ладно, может быть не понятным, может быть мы не готовы, может быть будущая комиссия по интерпретации истории разберётся, как надо, а как не надо. Но я не про это. Я про то - как завтра предпринимателю, т.н. малому, как вести себя, когда попросят откат? Ему что делать? Ему пойти в милицию? Фильмы учат людей жить.  Для нас это самое важное. Раньше они учили любить и родину, и свою семью, и своё предприятие, своих близких, коллег. А сегодня чему они учат?

Кажется, у нас там прошли съезды в кино. Я обращу внимание на одну мелочь, связанную с прошедшими съездами кинематографистов.  Все знают, что это никак не было связано ни с законностью, ни с легитимностью, с этой чепухой, рейдеры, диктатура… Там ни на одном, ни на другом съезде серьёзно не говорили только о кинематографе, о том, что в нём реально происходит, какие болевые точки, что мы предлагаем. Ни на первом, в декабре, ни на втором, в конце марта.

Это не интересно...  Уже воспитали интерес к тому, кто и что у кого украл, кто против кого, почему в новом правлении нет кинорежиссёров. Ну и так далее.

И поэтому жизнь в её плоти, драмах, в её страстях и крови, в её невидимых будущих трагедиях, она в кино не поступает. Тогда и будет то, что есть сегодня - 57 героев из 100 - это герои, связанные с преступлениями. Это только криминал. Я много раз эту цифру называл, но она такая ужасная, что я не постесняюсь её производить. Пятьдесят семь героев из ста в сериалах - либо преступники, либо следователи, либо судьи, либо милиционеры с заказчиками. Так не может страна построить интеллектуальную экономику!

Почему это-то никогда не обсуждается? Вы думаете, профицит, дефицит, «плохие» капиталы, какие-то фонды сбережений – это главное в нашей жизни? Вы чего?!

Я бы хотел в конце сказать о том, что меня радует. Вы знаете,  у нас меняется поколение авторов. Мы являемся консультантами всех мировых фестивалей. На новых фестивалях только молодые режиссёры. Их берут и в Канны, и в Венецию, и в Берлин и в массу других. Колотозашвили, Хлебников, Мезгирёв, Герман-младший, Бакурадзе и так далее. Их человек уже 20-30. То есть, Народные артисты, конечно и великие что-то снимут, и мы будем счастливо смотреть и Германа-отца, и Муратова и многих других, и Сакурова и так далее. «Среднее поколение» режиссеров  почти всё пропускается, оно идёт только в кинотеатре и внутри России неконкурентоспособно. Но появляются новые 30-35-летние, и они заполняют все мировые фестивали. Они представляют какую-то будущую Россию, и мне кажется, что это очень продуктивно, и это очень вдохновляет.

 

Жду писем c вашими комментариями новостей и интересных событий на somir@mail.ru

Ваш Александр Грин.

 

 

Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.
Рассылки Subscribe.Ru
Стратегический анализ. Стратегия развития бизнеса
Маркетинговая стратегия. Управление маркетингом
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий. Как найти работу в Москве?
Управление рисками. Антикризисное управление.
Аренда квартир в Москве. Снять (сдать) квартиру. Наем жилья
Мировой финансовый кризис. Бизнес в условиях кризиса
Microsoft office - word, excel, powerpoint... самоучитель
УмНыЕ мЫсЛи
Метафоры в жизни. Метафора как подражание и как троп
Читать книги! Рецензия на книгу. Что почитать?
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Компьютерная техника. Современная электроника. Как выбрать?
Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.

В избранное