Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 21.02.2014


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Диск "КонсультантПлюс: Высшая школа" - незаменимый помощник студентов

Диск содержит подборку документов из системы КонсультантПлюс: правовые акты, материалы судебной практики, консультации, материалы Путеводителей КонсультантПлюс, а также более 170 учебников по праву, финансам, экономике и бухгалтерскому учету. Получить диск можно в вузе или в вашем сервисном центре КонсультантПлюс.

Подробнее

По страницам журнала "Главная книга" от 21.02.2014

Содержание

НУЖНА БУХОТЧЕТНОСТЬ КОНТРАГЕНТА? ОБРАТИТЕСЬ В ОРГАНЫ СТАТИСТИКИ

Шаронова Е.А.

Административный регламент, утв. Приказом Росстата от 20.05.2013 N 183 (далее - Регламент)

Утвержден Регламент по оказанию Росстатом и его территориальными органами такой госуслуги, как предоставление заинтересованным пользователям данных бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые ведут деятельность на территории РФ. Посмотрим, кто такие заинтересованные пользователи и что им нужно делать, чтобы эти данные получить.

Получить из Росстата данные годовой бухотчетности той или иной организации может как любая организация, так и любой гражданин <1>. Для этого надо подать в сам Росстат или его любой территориальный орган запрос по утвержденной форме <2>. Этот запрос можно представить <3>:

<или> лично;

<или> по электронной почте;

<или> через сайт;

<или> по почте.

В запросе вам нужно указать <4>:

- в какое территориальное отделение Росстата вы направляете свой запрос - список отделений со всеми необходимыми данными (почтовыми и электронными адресами, телефонами и т.п.) приведен в приложении N 1 к Регламенту. Если данные бухотчетности интересующей вас организации находятся в другом территориальном отделении, то запрос перешлют куда нужно без вас и вам об этом сообщат <5>;

- данные об интересующей вас организации - ИНН (и/или код ОКПО), ее наименование, период времени, за который вы хотите получить данные годовой бухотчетности (например, за 2010 - 2013 гг.);

- наиболее предпочтительный для вас способ получения ответных данных - по почте, по электронной почте (для этого надо указать контактный e-mail), вам лично;

- дату подачи запроса, а также необходимо поставить свою подпись. Если данные вы запрашиваете от имени организации, то подписывает этот запрос уполномоченный сотрудник с указанием своих фамилии, имени и отчества (проще всего - директор). Если данные вы направляете по электронной почте, то электронная подпись не нужна, вместо подписи просто указываете свои фамилию, имя и отчество.

Имейте в виду, что если запрашиваемая годовая бухотчетность относится к информации ограниченного доступа (государственной тайне), то к запросу вам нужно приложить документы, подтверждающие, что вы имеете право эту информацию получить. А если у вас нет права допуска к такой информации, то вам ее просто не предоставят <6>.

Предоставить вам данные бухотчетности должны бесплатно <7>.

Максимальный срок, в который вам должны ответить, составляет <8>:

<если> вы хотите получить данные бухотчетности по электронной почте - 10 календарных дней;

<если> вы хотите получить их по почте - 14 календарных дней;

<если> вы хотите получить их лично - 5 минут, при условии что вы предоставили запрос ранее и предварительно записались на прием.

Если в органах статистики нет данных об отчетности интересующей вас организации (она ее туда не сдает), разумеется, вам откажут в их предоставлении <9>.


<1> п. 2 Регламента

<2> приложение N 2 к Регламенту

<3> п. 34 Регламента

<4> пп. 12.1, 12.1.1, 31 Регламента

<5> пп. 40, 44 Регламента

<6> пп. 12.2, 17 Регламента

<7> п. 21 Регламента

<8> пп. 7, 8, 10 Регламента

<9> п. 57 Регламента

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 2

РАСХОДЫ: ПРИЗНАТЬ НЕЛЬЗЯ ИСКЛЮЧИТЬ?

Кокурина М.А.

Налоговые органы часто не видят необходимости в тех или иных тратах компаний и пытаются исключить их из расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Всегда ли налоговики правы? И какими аргументами для защиты своих расходов можно оперировать?

Экономическая обоснованность =/ экономическая эффективность

(?) Мы собирались строить здание под новый цех. Но в связи с финансовыми трудностями решили пока отказаться от этой затеи. Можно ли учесть в "прибыльных" расходах стоимость работ по проектированию здания цеха, строительство которого не состоялось?

А.А. Орлов, г. Тольятти

Ответ

Без спора с налоговиками учесть такие расходы, скорее всего, не удастся. Ведь расходы по проектированию должны были бы войти в первоначальную стоимость основного средства. А по мнению Минфина, если основные средства так и не были созданы, то затраты на проектирование учесть в расходах нельзя. Ведь ваши "проектные" траты не принесли доходов, а значит, нет экономической обоснованности <1>.

Учет таких расходов можно попытаться отстоять в суде, поскольку экономическая обоснованность затрат определяется не получением дохода, а их направленностью на его получение <2>. Поэтому решение суда будет зависеть от ваших аргументов. Шансы на признание ваших "проектных" трат во внереализационных расходах возрастут, если вы сможете обосновать, почему вы свернули стройку. Например, подготовьте письменное распоряжение руководителя о прекращении строительства. В нем приведите расчеты, подтверждающие, что <3>:

- вам не хватает денег на строительство цеха;

- траты долго не окупятся даже при планируемом увеличении объема производства.

Срок учета "сертификационных" расходов = срок сертификата

(?) У нас товар, который, как оказалось, подлежит обязательному подтверждению соответствия. А продавец сертификат соответствия не предоставил. Нам самим придется заключить договор с Ростестом о проведении испытаний, потратиться на транспортировку туда образцов, подготовку документации. Сможем ли мы учесть такие траты для целей налогообложения прибыли и на каких счетах лучше отразить их в бухучете?

И.Т. Прошин, г. Новосибирск

Ответ

Вы можете учесть затраты на обязательную сертификацию товара в составе прочих расходов. И безопаснее учитывать их в течение срока, на который выдан сертификат <4>.

В бухгалтерском учете стоимость сертификации включите в первоначальную стоимость товара.

Содержание операции

Дт

Кт

Отражена стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия

41 "Товары"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Отражена оплата работ по обязательному подтверждению соответствия

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

51 "Расчетные счета"

Лучше не нанимать исполнителей-дублеров

(?) Мы заключили два договора на оказание услуг:

- по первому Исполнитель 1 оказывает комплексные услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета. Договором предусмотрено, что он защищает наши интересы во всех госорганах по всем вопросам правильности применения законодательства о налогах и сборах. Перечень услуг по защите интересов не конкретизирован;

- по второму Исполнитель 2 оказывает услуги по возврату излишне уплаченных за 3 последних года налога на прибыль и НДС.

Можем ли мы признать в составе расходов по налогу на прибыль затраты по договору с Исполнителем 2?

М.И. Ерофеева, г. Липецк

Ответ

Можете, в составе прочих расходов <5>. Чтобы при проверке налоговые органы не придрались к этим затратам <6>, сделайте так:

- напишите дополнительное соглашение к договору с Исполнителем 1, предусматривающее, что он защищает интересы вашей компании в госорганах по любым вопросам, за исключением возврата излишне уплаченных налогов и возмещения НДС из бюджета;

- как можно подробнее составьте акты об оказанных услугах. Из них должно быть видно, что Исполнитель 2 занимается именно возвратом переплаченных налогов.

При помощи таких документов вы покажете, что ваши исполнители не дублируют функции друг друга, а каждый из них выполняет свое задание.

Skype - допустимый способ рабочего общения

(?) Некоторые сотрудники по работе много общаются с нашими заказчиками из других городов по Skype. Что нам надо сделать и какие документы оформить, чтобы расходы на такие звонки можно было учесть для целей налогообложения?

О.Р. Тропинина, г. Белгород

Ответ

Затраты на Skype-звонки вы можете учитывать в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, как и траты на телефонную связь. Для подтверждения затрат надо сделать следующее <7>:

- зафиксируйте необходимость применения такого вида связи. Для этого подготовьте приказ руководителя об использовании Skype в связи с выгодными расценками на междугородные и международные переговоры со списком должностей сотрудников, которым по работе надо использовать этот вид связи;

- ежемесячно печатайте отчеты с детализацией электронных звонков. Например, можно воспользоваться функцией "Посмотреть историю звонков".

ПОДСКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ
Узнать тарифы на Skype-звонки можно на главной странице сайта www.skype.com, в разделе "Расценки".

Защитных средств много не бывает

(?) У нас вредное производство. В спецодежду для работников входят защитные очки. Но оказалось, что они плохо защищают - произошел несчастный случай, после которого решили закупить защитные лицевые щитки. Думаем, это более эффективно.

А вот налоговики при проверке исключили из расходов наши траты на щитки, сказав, что это необоснованные расходы, поскольку очки еще оставались в исправном состоянии. Надо ли нам спорить, чтобы все же учесть расходы на щитки?

Е.Р. Лопырев, г. Солнечногорск

Ответ

Надо. Обосновать в вышестоящем налоговом органе или в суде необходимость такой покупки можно так:

- вы как работодатель обязаны обеспечить безопасные условия труда <8>. А поскольку у вас случилось производственное ЧП, вы с целью профилактики несчастных случаев на производстве закупили более действенное средство защиты;

- у вас есть приказ руководителя о приобретении щитков взамен имеющихся защитных очков для работников. К нему можно приложить копию акта о расследовании несчастного случая, где в качестве причины указан недостаточный уровень защиты с помощью очков.

Плату за аренду земли под стройкой - в расходы единовременно?

(?) Мы арендовали земельный участок на 10 лет под строительство. Огородили участок, заплатили госпошлину при регистрации договора аренды, платим арендные платежи. Строительство еще не началось. Как правильно учесть эти расходы?

Ж.О. Луканцева, г. Рыбинск

Ответ

Наиболее безопасный вариант - это включить все расходы в первоначальную стоимость объекта строительства <9>. С этим соглашались и некоторые суды <10>.

Конечно, вы можете учесть затраты на аренду земли в прочих расходах единовременно. Судебная практика, поддерживающая такую позицию, тоже встречается - ведь арендные платежи за землю не входят в перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость основного средства <11>. И вы вправе самостоятельно решать, куда относить затраты, которые одинаково подходят под несколько групп расходов <12>. Но тогда надо быть готовым к спору с проверяющими.

Учет расходов на благоустройство улицы под вопросом

(?) Мы строим торгово-развлекательный центр (ТРЦ), который будем сдавать в аренду, и планируем:

- озеленение аквапарка с водными аттракционами;

- облагораживание прилегающей к зданию территории, которое будет продолжаться после ввода его в эксплуатацию;

- ремонт принадлежащего городу участка дороги, ведущего к территории ТРЦ, без которого подъезд сюда невозможен.

Как учесть все эти расходы?

Г.Е. Арутбанян, г. Краснодар

Ответ

Все перечисленные траты можно включить в расходы, но надо иметь в виду следующее.

Расходы на озеленение внутренней территории удастся учесть без вопросов со стороны проверяющих. Даже Минфин считает, что такие траты связаны с получением дохода - привлекательность аквапарка повышается и число посетителей растет <13>.

Благоустройство территории города - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства <14>.

А вот с учетом расходов на благоустройство прилегающей территории на улице могут быть проблемы.

По мнению Минфина, траты на подъездные дороги, тротуары, пешеходные дорожки, скамейки, на приобретение и посадку деревьев, установку автоматической системы полива и ограждений, асфальтирование и разметку парковки, монтаж осветительных систем улицы экономически необоснованны <15>.

Но суды придерживаются иной позиции <16>:

- НК РФ не содержит запрета на учет в расходах затрат на благоустройство территорий;

- такие затраты, пусть косвенно, но связаны с получением дохода и являются экономически обоснованными.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Если фирма будет уменьшать "прибыльную" налоговую базу за счет затрат на благоустройство прилегающей территории и ремонт подъездных дорог, то в случае проверки ИФНС ее почти наверняка ожидают проблемы.

Кроме того, вы обязаны выполнять законодательные требования местных властей, в частности по озеленению территории и оборудованию парковок вокруг объектов деловой инфраструктуры <17>. Что тоже является аргументом в защиту этих расходов.

По ремонту дороги, не принадлежащей вам ни на праве собственности, ни на праве аренды, имейте в виду, что у судов нет единого мнения, можно ли учесть расходы на ее асфальтирование при налогообложении прибыли <18>. Для защиты расходов на "не вашу" дорогу в суде подготовьте качественное обоснование их необходимости. Например, приложите:

- схему, подтверждающую, что эта дорога - единственный подъездной путь к вашему ТРЦ. То есть без нее невозможно его функционирование, так как нет безопасного для клиентов подъезда к ТРЦ;

- бизнес-план, подтверждающий, что расходы на ремонт дороги окупятся при активном потоке машин, направляющихся в ТРЦ, который способна выдержать только отремонтированная дорога.


<1> Письма Минфина от 01.10.2012 N 03-03-06/1/512, от 05.05.2012 N 03-03-06/1/234; ст. 252 НК РФ

<2> п. 9 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53

<3> Постановление ФАС СКО от 23.04.2013 N А32-7901/2012

<4> подп. 2 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8186

<5> подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ

<6> Постановление ФАС ЗСО от 07.07.2011 N А45-15063/2010

<7> подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 23.06.2011 N 03-03-06/1/378

<8> ст. 212 ТК РФ

<9> п. 1 ст. 257 НК РФ; Письмо Минфина от 20.05.2010 N 03-00-08/65

<10> Постановления ФАС ЗСО от 29.11.2010 N А70-848/2010; ФАС СКО от 01.03.2010 N А32-23788/2007-51/524

<11> Постановление ФАС ПО от 13.02.2012 N А65-6367/2011

<12> п. 4 ст. 252, п. 1 ст. 257, подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ

<13> Письмо Минфина от 09.11.2011 N 03-03-06/1/736

<14> п. 4 Правил благоустройства территории, утв. Решением Городской думы г. Краснодара 22.08.2013 N 52 (п. 6)

<15> Письма Минфина от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386, от 17.07.2012 N 03-03-06/2/81

<16> Постановления ФАС МО от 05.12.2012 N А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 N Ф09-5675/12

<17> см., к примеру, п. 8.1 Правил благоустройства территории, утв. Решением Городской думы г. Краснодара 22.08.2013 N 52 (п. 6); п. 2 ОД3 ст. 43 Правил, утв. Решением Горсовета г. Бузулука от 28.09.2011 N 177

<18> Постановления ФАС ПО от 13.06.2012 N А55-19091/2011; 2 ААС от 12.08.2011 N А17-272/2009

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 2

ЗАРПЛАТА ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ НЕ ВОВРЕМЯ: В КАКОМ МЕСЯЦЕ ВОЗНИКАЕТ ДОХОД У РАБОТНИКА

Шаронова Е.А.

В октябре прошлого года вышло в свет Письмо ФНС о порядке заполнения справок 2-НДФЛ, которое озадачило многих бухгалтеров. В нем речь идет о ситуации, когда организация выплачивает зарплату с большой задержкой, а именно зарплата за декабрь 2012 г. была выплачена в апреле 2013 г. Так вот, ФНС разъяснила, что в справке 2-НДФЛ доходы отражаются в тех месяцах налогового периода, в которых эти доходы фактически выплачены. И в рассматриваемой ситуации начисленную зарплату за декабрь 2012 г., фактически выплаченную в апреле 2013 г., надо учитывать как доходы 2013 г. <1>

Однако ранее ФНС говорила, что выплаченную в январе зарплату за декабрь прошлого года надо учитывать как доходы прошлого года <2>. Что же получается: позиция налогового ведомства изменилась?

За комментариями мы обратились в Минфин и получили такой ответ.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СТЕЛЬМАХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

"Во-первых, в Письме ФНС от 07.10.2013 N БС-4-11/17931@ изложена позиция, которая относится к конкретной ситуации. Во-вторых, в нем немного некорректно сформулирован ответ. Так, по нормам ТК работодатель выплачивает зарплату не реже чем каждые полмесяца - в день, установленный трудовым договором (правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором) <3>. То есть работодатель не вправе нарушать требования ТК РФ в отношении сроков выплаты зарплаты. Но если такое происходит, то возникает задолженность по оплате труда.

По НК датой фактического получения работником дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности <4>.

Ситуации, подобные рассматриваемой, возникают потому, что имеется установленный НК РФ разрыв между сроком исчисления налога в одном месяце, например в декабре, и его удержанием и перечислением в другом месяце, например в январе следующего года. Причем в течение года происходит то же самое: налог исчисляется, например, в январе, а удерживается и перечисляется в феврале. И это нормальная ситуация. Ведь организации исчисляют суммы НДФЛ нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца применительно ко всем начисленным работнику за данный период доходам, в отношении которых применяется ставка 13%, с зачетом суммы НДФЛ, удержанной в предыдущие месяцы текущего года <5>.

Таким образом, если начисленная за декабрь зарплата выплачена работникам в январе следующего года (например, зарплата выплачивается 5-го числа каждого месяца), то в разд. 3 справки 2-НДФЛ организация должна отразить все доходы, начисленные работнику за выполнение трудовых обязанностей, в том числе и доходы за декабрь, выплаченные в январе следующего года. При этом в пп. 5.4 "Сумма налога удержанная" и 5.5 "Сумма налога перечисленная" справки 2-НДФЛ указывается сумма налога, перечисленного за налоговый период, включая и сумму НДФЛ, перечисленного в январе за декабрь. Это сделано, чтобы не разрывать сведения в справке 2-НДФЛ о суммах доходов и налога одного календарного года.

Однако в ситуации, когда работодатель выплачивает задолженность по зарплате, например, за декабрь текущего года в апреле следующего, такую задолженность, по моему мнению, следует отражать в доходах апреля следующего года".

Что ж, позиция ясна, но здесь возникает другой вопрос: в какой момент задолженность по зарплате за прошлый год должна быть погашена, чтобы зарплата попала в справку 2-НДФЛ, как и положено, в месяце ее начисления, а не в месяце выплаты работнику. Логично за точку отсчета принять день представления организацией справок 2-НДФЛ в свою ИФНС. И если на этот момент зарплата за прошлый год работнику выплачена и НДФЛ с нее удержан и перечислен в бюджет, то ее надо отражать как доходы 2013 г., а не 2014 г. Ведь на день представления справок 2-НДФЛ задолженности по зарплате и НДФЛ у организации нет. В справке суммы НДФЛ исчисленного, удержанного и перечисленного (пп. 5.3, 5.4, 5.5 справки) будут равны.

Примечание. Это удобнее и для работников, претендующих на какие-либо вычеты по НДФЛ (на приобретение жилья, на обучение, лечение). Представив такую справку 2-НДФЛ, работник получит вычеты в правильной сумме (с учетом декабрьской зарплаты) и вернет всю сумму НДФЛ за год (с учетом декабрьского НДФЛ).

А вот если на момент представления справок 2-НДФЛ имеется задолженность по зарплате за прошлый год, Минфин рекомендует действовать так.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СТЕЛЬМАХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, Минфин России

"Если на день представления организацией в ИФНС справок 2-НДФЛ задолженность по зарплате за прошлый год не погашена, предусматривается возможность отражать такую задолженность как доходы в том месяце, в котором она выплачена".

Понятно, что рекомендуемый Минфином и ФНС порядок направлен на то, чтобы организации после погашения долгов по зарплате и НДФЛ с нее не пришлось представлять в ИФНС уточненные справки 2-НДФЛ.

Однако это все-таки противоречит гл. 23 НК РФ. Ведь в отношении зарплаты установлена специальная дата получения дохода - последний день месяца, за который она начислена <6>. А момент ее выплаты не имеет никакого значения (то есть неважно, в установленные сроки она выплачивается работникам или нет). Так что в справках 2-НДФЛ доход в виде зарплаты нужно отражать в месяцах ее начисления. Причем даже в том случае, если она не выплачена на день представления справок 2-НДФЛ в налоговую инспекцию. Разумеется, тогда в справках 2-НДФЛ сумма налога исчисленная (в том числе и с начисленной за декабрь зарплаты) будет больше и она не будет совпадать с суммой НДФЛ, удержанной и перечисленной в бюджет (именно на сумму декабрьского НДФЛ). Но заполнить справки 2-НДФЛ в таком виде будет правильно. А вот после выплаты зарплаты нужно будет подать в ИФНС уточненные справки 2-НДФЛ, где нужно отразить в пп. 5.4 и 5.5 новые суммы удержанного и перечисленного налога (с учетом удержанных и п! еречисленных в 2014 г. сумм). Если вы погасили всю сумму долга по зарплате, то в разд. 5 уточненных справок суммы исчисленного (п. 5.3), удержанного (п. 5.4) и перечисленного (п. 5.5) НДФЛ будут одинаковые. Имейте в виду, что у уточненных справок 2-НДФЛ должны быть те же номера, что и у первоначально сданных справок, но новые даты <7>.

***

В заключение заметим, что если вам удобнее отражать долги по зарплате за прошлый год в справках 2-НДФЛ за текущий год, то вы можете руководствоваться рекомендациями Минфина и ФНС. Хотя они и противоречат НК, штрафы за неправильное заполнение справок 2-НДФЛ вам не грозят.

Также не будет штрафов и пеней, если НДФЛ с несвоевременно выплаченной зарплаты вы перечисляли в бюджет в установленный срок (например, в день получения в банке денег на зарплату) <8>.


<1> Письмо ФНС от 07.10.2013 N БС-4-11/17931@

<2> Письма ФНС от 03.02.2012 N ЕД-4-3/1692@, от 12.01.2012 N ЕД-4-3/74

<3> ч. 6 ст. 136 ТК РФ

<4> п. 2 ст. 223 НК РФ

<5> п. 3 ст. 226 НК РФ

<6> п. 2 ст. 223 НК РФ

<7> разд. I Рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@

<8> пп. 4, 6 ст. 226, статьи 75, 123 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 2

ОТДАДИМ В ХОРОШИЕ РУКИ (Как оформить и учесть бесплатную передачу образцов покупателю)

Кокурина М.А.

Чтобы заполучить новых клиентов или продвинуть новую продукцию, поставщики бесплатно отдают образцы своих товаров розничным магазинам, оптовикам или производителям. Те, в свою очередь, знакомятся с образцами или показывают их своим клиентам, чтобы выяснить, к примеру, подходит ли упаковочный картон по прочности или вызвала ли интерес ритейлеров коллекция одежды предстоящего сезона. И по итогам "смотрин" решают, стоит ли заключать с поставщиком договор.

Как быть с налогами и какие документы нужно оформить, "раздаривая" образцы своим контрагентам? На эти вопросы мы сейчас и ответим.

"Образцовые" налоги и бухучет

Вы передаете образцы потенциальным покупателям без оплаты. А в подобной ситуации, как водится, без спора с налоговиками обойтись сложно. Здесь есть два варианта: один из них для вас выгоднее, другой - безопаснее.

ВАРИАНТ 1. Более безопасный, зато невыгодный

По мнению налоговых органов, "дарение" образцов - это безвозмездная передача, поэтому:

- все связанные с ней затраты нельзя учитывать в целях исчисления налога на прибыль <1>;

- со стоимости передаваемых образцов надо начислить НДС <2>. А "входной" НДС по ним можно заявить к вычету.

В бухучете надо сделать такие проводки.

Содержание операции

Дт

Кт

Списана на расходы стоимость переданных образцов

90 "Продажи", субсчет "Себестоимость"

41 "Товары", 41-1 "Образцы товара" или 43 "Готовая продукция"

Начислен НДС со стоимости переданных образцов

90 "Продажи", субсчет "НДС"

68 "Расчеты по налогам и сборам"

ВАРИАНТ 2. Более выгодный, зато небезопасный

Вы можете учесть затраты на производство (приобретение) образцов и их передачу (например, доставку потенциальному покупателю) в полной сумме как прочие расходы на стимулирующие маркетинговые мероприятия <3>.

Но при проверке будьте готовы отстоять свои "образцовые" расходы перед проверяющими, вышестоящим налоговым органом, а возможно, и в суде. Тут вам могут помочь, в частности, такие аргументы <4>:

- такая передача не носит безвозмездного характера, поскольку при безвозмездной передаче отсутствует встречное предоставление <5>. А вы, хотя и передаете образцы бесплатно, но рассчитываете в ответ получить экономическую выгоду - увеличить прибыль за счет заключения новых договоров поставки, расширения рынков сбыта;

- по мнению Минфина, при расчете налога на прибыль могут учитываться затраты, направленные на привлечение большего числа клиентов <6>. А передача образцов как раз и преследует такую цель.

Таким образом, безвозмездной передачи товаров у вас нет, расходы обоснованны, "входной" НДС можно заявить к вычету.

В бухучете надо сделать такие проводки.

Содержание операции

Дт

Кт

Списана на расходы стоимость переданных образцов

44 "Расходы на продажу"

41 "Товары", 41-1 "Образцы товара" или 43 "Готовая продукция"

"Образцовый" документооборот

При любом из предложенных вариантов вам лучше оформить такие документы.

ШАГ 1. Разработайте локальный нормативный акт, предусматривающий правила передачи образцов. К примеру, это может быть:

<или> программа повышения лояльности клиентов;

<или> маркетинговая политика;

<или> отдельный приказ руководителя, обосновывающий необходимость передачи образцов.

В любом из подобных документов можно записать положение такого содержания.

В целях стимулирования сбыта Компания передает клиентам или потенциальным покупателям образцы своей продукции для ознакомления с ее качеством и свойствами, тестирования, выявления покупательского спроса в регионах. Образцы поставляются за счет Компании.

ШАГ 2. Отгрузите образцы:

<или> по накладной, составленной по унифицированной форме (например, товарная накладная ТОРГ-12 или накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15)) или по форме, разработанной и утвержденной вашей организацией самостоятельно;

<или> по универсальному передаточному документу (УПД).

Если будете начислять НДС, на выставляемом в одном экземпляре счете-фактуре сделайте отметку "Бесплатная передача" <7>.

Примечание. Подробно о правилах заполнения УПД читайте: ГК, 2013, N 22, с. 13

Безвозмездно? Лучше почти даром

Если вы не хотите спорить с налоговиками по "образцовым" расходам, передайте свои образцы за символическую плату. Конечно, если получатель на это пойдет. Тогда это будет обычная реализация и вам понадобится:

- отгрузить образцы по накладной с указанием цены за единицу;

- отразить выручку от продажи и расходы в виде покупной стоимости (себестоимости) образцов;

- выставить счет-фактуру.

То, что реализация прошла с убытком, не должно вас пугать.

Примечание. Еще иногда предлагают такой вариант: заключить с контрагентом соглашение о тестировании (испытании, апробации) <8>, в котором прописано, что:

- право собственности на образцы не переходит к потенциальному покупателю, а сами образцы используются им исключительно для апробации и установления возможности их применения у него;

- оплачивать образцы не надо;

- по результатам испытаний и тестов получатель образцов должен представить вам документ (к примеру, акт, заключение), содержащий выводы:

<или> о возможности применения у него вашей продукции или товаров;

<или> о причинах, по которым они ему не подошли.

С таким соглашением у вас не будет объекта по налогу на прибыль и НДС. Ведь нет реализации - право собственности на образцы к контрагенту не переходит <9>. Счет-фактуру можно не выставлять.

Однако здесь есть вероятность, что налоговые органы признают подобную операцию безвозмездным получением вами услуги по тестированию (испытанию, апробации) вашей продукции. И доначислят вам налог на прибыль на стоимость такой услуги.

***

В случае когда вы передаете образцы в рекламных целях (предположим, получатель должен раздать пробники вашей продукции розничным покупателям), проще учитывать "образцовые" расходы как расходы на рекламу. Только помните, что:

- в качестве рекламных такие затраты признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации <10>;

- значительно усложнится документооборот, потому что для признания рекламных расходов вам нужно будет получить от контрагента бумаги, подтверждающие проведение рекламной акции с вашими образцами.


<1> п. 16 ст. 270 НК РФ; Письмо Минфина от 15.12.2010 N 03-03-06/1/777; Постановление 15 ААС от 13.08.2013 N 15АП-9919/2013

<2> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

<3> ст. 252, подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ

<4> Постановление 9 ААС от 02.10.2012 N 09АП-24314/2012-АК

<5> ч. 1 ст. 572 ГК РФ; ст. 11 НК РФ

<6> Письмо Минфина от 12.10.2011 N 03-03-06/2/154

<7> п. 19 приложения N 4 к Постановлению Правительства от 26.12.2011 N 1137; Письмо Минфина от 27.07.2012 N 03-07-11/197

<8> ст. 421 ГК РФ

<9> подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ

<10> п. 4 ст. 264 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 3

ПОДОТЧЕТНИК ПОТРАТИЛ СВОИ ДЕНЬГИ: КОГДА ПРИЗНАВАТЬ РАСХОДЫ НА УСНО

Мартынюк Н.А.

На УСНО, как известно, расходы можно включать в расчет налоговой базы только после их оплаты <1>. Бывает, что директор, приобретая для организации какие-то товары (работы, услуги), частично или полностью оплачивает их из своего кармана. А потраченную сумму организация возмещает ему позже.

В какой момент такие расходы считать оплаченными и включать в книгу учета доходов и расходов:

<или> на дату утверждения авансового отчета;

<или> на дату возмещения директору потраченных им денег?

Вопрос актуален, если эти два момента приходятся на разные отчетные или даже налоговые периоды.

Примечание. Иногда свои деньги на покупки для организации тратит не директор, а другие работники. Рассматриваемый нами вопрос встает и в этом случае. Например, организация с согласия работников возмещает им потраченные за месяц суммы одновременно с выплатой зарплаты в первых числах следующего месяца, а он приходится уже на другой квартал (или даже на другой год).

Как хотят налоговики

Минфин считает, что до погашения задолженности организации перед подотчетником расходы на сделанные им покупки нельзя считать оплаченными. Поэтому признать их организация вправе только после того, как рассчитается с работником <2>. Если потраченную им сумму она возмещает частично, то и расходы признает только в соответствующей части.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Нужен приказ по организации: все документы, необходимые для возмещения денег подотчетникам, должны быть сданы ими в бухгалтерию за несколько дней до конца квартала. Это позволит не откладывать признание налоговых расходов.

Поступайте так, если вам все равно, в каком периоде учитывать расходы. К примеру, по итогам года у вас и с этими расходами, и без них получается минимальный налог. При этом вы сработали с прибылью и перенести эти расходы на следующий год в составе убытка не можете. Тогда вы только выиграете от признания их в периоде, в котором возместили их директору (другому потратившему свои деньги работнику) <3>.

Если же вам важно уменьшить налоговую базу на расходы именно в том периоде, в котором утвержден авансовый отчет работника, то для этого есть все основания.

Почему правильно признавать расходы на дату утверждения авансового отчета

Оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) на УСНО считается прекращение связанного с их оплатой обязательства перед продавцом <1>.

Задолженности перед продавцом, у которого приобретены товары, у вашей организации нет. Он деньги получил, поэтому ваше обязательство по оплате погашено.

Задолженность есть перед работником. А он делал покупки от имени организации независимо от того, как это происходило <4>:

<или> по распоряжению руководства (лучше, если оно будет письменным) либо в связи с должностными обязанностями (указаны в должностной инструкции). А если этот работник - директор, то он, в принципе, без оформления всяких дополнительных бумаг действует от имени юрлица как его единоличный исполнительный орган <5>;

<или> по собственной инициативе, а впоследствии директор утвердил авансовый отчет и решил возместить расходы работнику. Тем самым директор одобрил сделку по приобретению товаров (работ, услуг) от имени вашей организации <6>.

В некоторых организациях есть приказ руководителя со списком сотрудников, которые могут расходовать личные деньги на покупку необходимых для фирмы товаров, а потом получать возмещение. Для каждого работника определен перечень таких товаров, их количество в месяц и максимальная цена.

Для налоговиков такой приказ может послужить лишним подтверждением того, что эти работники делают покупки от имени вашей организации.

А чтобы не спорить и расходы не откладывать, отслеживайте долги перед подотчетниками и старайтесь по возможности погашать их до конца квартала.

***

Обнаружить, что вы признали расходы до того, как возместили их работнику, налоговики смогут только при выездной проверке. Конечно, еще неизвестно, будет ли она. Но все равно поступать так стоит, только если вы готовы в случае чего спорить с проверяющими.


<1> п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<2> Письмо Минфина от 17.01.2012 N 03-11-11/4

<3> п. 6 ст. 346.18 НК РФ

<4> п. 1 ст. 182 ГК РФ

<5> подп. 1 п. 3 ст. 40 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; п. 2 ст. 69 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ

<6> ст. 183 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 3

О НАЛОГОВЫХ ШТРАФАХ С 2014 ГОДА

Ахтанина М.Н.

Все "штрафные" поправки вступили в силу с 2014 года, и все они не в нашу пользу. Вроде бы новых статей в главе 16 Кодекса не появилось, а ситуаций, когда на нас можно наложить штраф, и потенциальных нарушителей стало больше.

Сразу оговорюсь, что новые редакции статей НК, установившие ответственность за то, что раньше нарушением не являлось, или увеличившие штраф, должны применяться только в отношении тех, кто совершит соответствующее правонарушение начиная с 01.01.2014. Если мы набедокурили до нового года, то отвечать будем по старым нормам. И если деяние, совершенное нами до 1 января, не являлось налоговым правонарушением, оштрафовать за него нас не могут.

Первая поправка позволит налоговикам штрафовать за непредставление или несвоевременное представление деклараций не только плательщиков соответствующих налогов, но и иных лиц, обязанных представлять декларации в силу требований НК. В первую очередь на ум приходят спецрежимники, выставившие своим покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС или оплатившие аренду госимущества, но не сдавшие декларацию по НДС.

Для того чтобы стало возможным штрафовать таких товарищей, законодателю даже трудиться особо не пришлось. Достаточно было в новой редакции пункта 1 статьи 119 НК убрать из первого абзаца слово "налогоплательщиком". Именно это слово позволило Президиуму ВАС в 2007 году в Постановлении N 4544/07 утверждать, что нельзя оштрафовать за непредставление декларации по конкретному налогу лицо, которое плательщиком этого налога не является. И с тех пор эта позиция прижилась в судебной практике. Но с нового года оснований для ее существования не останется.

А новая формулировка санкции в пункте 1 статьи 119 покончит с либерализмом ФНС. Старая редакция нормы позволяла налагать минимальный штраф на налогоплательщиков, которые не только не вовремя сдали декларацию, но и с опозданием уплатили налог по ней. Все, что для этого надо было сделать, - рассчитаться с бюджетом до вынесения ИФНС решения о привлечении к ответственности. Ведь сумма штрафа по старой редакции этой нормы считалась от "неуплаченной суммы налога", подлежащей уплате по "просроченной" декларации. Вот и получалось, что, если на дату вынесения решения о привлечении к ответственности вся сумма налога уплачена, посчитать штраф за просрочку подачи декларации не от чего. Но чтобы всяким чересчур забывчивым товарищам Налоговый кодекс сказкой не казался, штраф за это нарушение будет считаться от суммы налога, которая не уплачена в установленный законом срок.

Пример. Расчет суммы штрафа за непредставление декларации

Организация представила годовую декларацию по налогу на прибыль 29 апреля, в этот же день в бюджет был уплачен налог, исчисленный к уплате по этой декларации, в размере 2 000 000 руб.

Просрочка в представлении декларации составила месяц и 1 день (в расчет принимаются дни с 29 марта по 29 апреля), то есть 1 полный и 1 неполный месяц. Штраф за несвоевременное представление декларации по НДС составит:

- если нарушение допущено в 2013 г. - 1000 руб.;

- если нарушение допущено в 2014 г. - 200 000 руб. (2 000 000 руб. х 5% х 2).

В связи со статьей 119 НК следует упомянуть еще о двух проблемах, разрешенных Пленумом ВАС в Постановлении N 57.

Проблема первая возникла из-за того, что ФНС искренне считала, будто минимальный штраф по статье 119 НК - 1000 рублей - не может быть уменьшен в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Но ВАС не согласился с этим выводом, и налоговикам придется это учитывать.

Вторая проблема была вызвана позицией самого ВАС, высказанной 3 года назад в Постановлении Президиума N 3299/10. Напомню, в нем суд решил, что декларация по налогу на прибыль упрощенной формы, представляемая по итогам отчетных периодов, - это не расчет авансового платежа, а именно декларация. Аргумент для этого решения был один: раз назвал законодатель в статье 289 НК этот документ декларацией, значит, он декларация. Поэтому налогоплательщиков, которые не вовремя отчитались по налогу на прибыль за отчетный период, можно было штрафовать по статье 119 НК. Но прошло 3 года (достаточное время для размышлений), и ВАС обратился к первой части Кодекса, которая проводит четкую грань между налогом и авансовым платежом и между декларацией и расчетом авансового платежа. Что и позволило судьям прийти к обратному выводу: расчет авансовых платежей, как бы он ни назывался во второй части НК, остается расчетом и штрафовать за его несвоевременное представление по статье 119 НК нельзя.

Конечно, это не означает, что штрафовать за не вовремя сданный расчет авансовых платежей по налогу на прибыль не будут вовсе. Будут, но по пункту 1 статьи 126 НК, а это совсем другой штраф. Он в пять раз меньше даже минимального штрафа по статье 119 НК и составляет всего 200 рублей.

Следующее изменение максимально расширит круг субъектов, которых можно привлечь к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения. Все, что для этого потребовалось, - исключить из пункта 1 статьи 120 НК слово "организацией", а из последнего абзаца - слово "налогоплательщика".

В итоге штрафовать за это нарушение можно будет не только организации, но и предпринимателей, не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов. Например, предпринимателя, у которого есть хотя бы один работник, но нет налогового регистра по НДФЛ, можно будет оштрафовать минимум на 10 000 рублей. Такой же штраф может быть наложен на организацию, которая в течение 2014 года не отразит в налоговом регистре по НДФЛ, например, материальную помощь, выплаченную работнику, и сделанный ему же подарок. Штраф в любой из этих ситуаций будет, даже если НДФЛ рассчитан и удержан правильно. И это притом что регистр нам нужен только для правильного исчисления и удержания налога. Однако обратите внимание: налоговых агентов можно будет штрафовать только по пунктам 1 и 2 статьи 120 НК. Поскольку нарушение, предусмотренное пунктом 3 этой статьи, они совершить не могут. Конечно, неправильное отражение налоговым агентом на счетах бухучета, в бухгалтерских или налоговых регистрах начислений в! пользу налогоплательщика может привести к занижению налоговой базы. Но штраф за это нарушение считается от суммы неуплаченного налога, а налоговый агент налог не платит, а только перечисляет. Поэтому агента за неправильный расчет налоговой базы налогоплательщика, из-за которого налог был исчислен в заниженном размере, можно штрафовать только по статье 123 НК. Даже, когда причиной занижения налоговой базы станет грубое нарушение правил учета. Ведь именно статья 123 Кодекса устанавливает ответственность за неперечисление налога.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц - зал" 2014, N 01

О НОВЫХ ПРАВИЛАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОГО ВЫЧЕТА

Ахтанина М.Н.

Начнем с главы 23 НК. Там изменилась всего одна статья, интересная обычным гражданам, - статья 220, которая устанавливает правила применения имущественных вычетов. Если сравнить ее новую редакцию со старой, может показаться, что там изменилось буквально все. Однако там больше правок по структуре, чем изменений по существу. Естественно, мы поговорим о последних.

Изменение первое. С 2014 года, если гражданин воспользовался вычетом по приобретенному жилью в сумме меньше предельной (пока это по-прежнему 2 миллиона рублей), остаток можно использовать при приобретении другого жилья. Допустим, вы купили квартиру за полтора миллиона, а потом еще одну за 4. Значит, вы можете получить имущественный вычет:

- и со всей стоимости первой квартиры;

- и с части стоимости второй квартиры в размере 500 000 рублей.

Раньше Кодекс не предусматривал возможность переноса остатка неиспользованного вычета по одному объекту на другой. Поэтому если вы покупали квартиру, стоимость которой была меньше 2 миллионов, и получали вычет в размере стоимости этой квартиры, то остаток вычета вы теряли.

Но тут надо обратить внимание на то, что все новые правила статьи 220 НК, в том числе по переносу остатка вычета на другой объект, распространяются только на тех граждан, которые впервые будут получать вычет после 1 января 2014 года. То есть остатки вычетов у тех, кто воспользовался вычетом до 2014 года, сгорают.

Вопрос. А если я в 2014 году пойду получать вычет по комнате стоимостью меньше 2 миллионов, купленной в 2013 году, смогу я в будущем при покупке квартиры получить остаток вычета?

К сожалению, сказать, что остаток вычета вам точно дадут, я не могу. На мой взгляд, неважно, когда приобретено жилье, по которому вы будете получать первый вычет: до 2014 года, в 2014 году или после. То есть вычет с положительной разницы между предельной суммой вычета и суммой вычета, которой вы реально воспользовались, вам положен. Однако у Минфина на этот счет другая точка зрения. По его мнению, новые правила распространяются только на тех граждан, которые свой первый вычет в размере меньше максимального будут получать по жилью, право собственности на которое зарегистрировано начиная с 01.01.2014.

Причем обе позиции основаны на одних и тех же нормах Закона N 212-ФЗ, изменяющего статью 220 НК. В нем сказано, что положения новой редакции статьи 220 НК:

- применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного вычета, возникшим после дня вступления Закона в силу;

- не применяются к правоотношениям, возникшим до вступления Закона в силу и не завершенным на день его вступления в силу.

Минфин, судя по всему, считает, что правоотношения по предоставлению вычета начинаются одновременно с приобретением жилья, по которому этот вычет будет применен. А по-моему, эти правоотношения не могут возникнуть раньше, чем я подам в ИФНС или декларацию, в которой заявлю этот вычет, или заявление с просьбой подтвердить мое право на получение вычета через налогового агента. Согласитесь, ничто не мешает мне купить десяток квартир и за вычетом не обращаться. И никаких правоотношений по предоставлению вычета тогда не возникнет. Поэтому позиция Минфина была бы верной, только если в Законе было бы сказано, что его нормы применяются лишь в отношении жилья, приобретенного начиная с 2014 года. Но ведь там это не написано. Понятно, что налоговики будут руководствоваться позицией Минфина. Налоговая служба уже даже Письмо выпустила, в котором во всем с ним согласилась. Ну а спорить с налоговиками или нет, решать вам.

Второе существенное изменение в статье 220 НК можно найти, только сравнивая старую и новую ее редакции. Именно тогда можно заметить, что из статьи исчезло упоминание о необходимости распределения имущественного вычета при приобретении жилья в долевую или совместную собственность.

Из-за этой нормы независимо от стоимости жилья, купленного в долевую собственность, каждый из совладельцев мог претендовать только на часть двухмиллионного вычета, пропорциональную стоимости его доли в жилье. Например, если мать и дочь купили квартиру стоимостью 5 миллионов рублей и их доли в праве собственности равны, каждая из женщин могла получить вычет в сумме 1 миллион.

Причем была даже изобретена схема по обходу этой нормы. Для этого нужно было не сразу покупать всю квартиру в долевую собственность, а чтобы каждый из будущих совладельцев по очереди выкупил свою долю в праве собственности на нее. Другое дело, что не каждый продавец соглашался на такую сложную сделку. Хотя были и покладистые.

Теперь в этих схемах нужды нет. Даже Минфин уже подтвердил, что с нового года максимальный размер вычета каждого из совладельцев жилья (а не всех в совокупности) составляет 2 миллиона рублей. То есть в нашем примере и "дочка", и "мама" смогут получить вычет уже по 2 миллиона каждая. Только имейте в виду, что с учетом позиции Минфина о моменте возникновения правоотношений по предоставлению вычета "нераспределяемый" вычет без проблем смогут получить лишь те, кто купит жилье в общую или совместную собственность после 01.01.2014.

Третье существенное изменение в статье 220 НК касается вычета по процентам, уплаченным по займам, полученным на приобретение жилья. До сих пор размер этого вычета не был органичен. Вы могли, заплатив по ипотечному кредиту проценты в сумме 5 миллионов, получить вычет со всей этой суммы. Но с 2014 года сумма такого вычета будет ограничена 3 миллионами рублей. В принципе, сумма существенная, хотя если вы берете ипотеку лет на 20-30, то даже при относительно недорогой квартире процентов набежать может и больше.

Вопрос. То есть если я уже заплатила 3 миллиона процентов по ипотечному кредиту, то начиная с 2014 года мне вычет больше не дадут?

Спешу вас успокоить. Ограничение суммы вычета по процентам не распространяется на тех граждан, которые получили займы на покупку жилья до нового года. Следовательно, даже если такой заем был получен в 2013 году, а вычет со стоимости квартиры вы будете получать после 01.01.2014, вы все равно сможете получить вычет со всей суммы процентов, которые будут вами уплачены по займу. Тут нормы Закона сформулированы абсолютно однозначно. Аналогичные правила действуют и для процентов по кредитам, полученным для рефинансирования ипотечных кредитов.

Кстати, правило о переносе остатка "жилищного" вычета на другой объект не распространяется на вычет по процентам. Этот вычет предоставляется в отношении лишь одного объекта недвижимости. Но зато его можно использовать при получении остатка вычета. Предположим, первая квартира, стоимостью меньше предельной суммы вычета, куплена за свои, а вторая уже в ипотеку. Тогда при заявлении остатка вычета со стоимости второй квартиры вы также сможете заявить и вычет по ипотечным процентам.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц - зал" 2014, N 01

ОБ АДРЕСАХ, СРОКАХ, СОСТАВЕ И ПОДПИСАНИИ ОТЧЕТА-2013

Дыбов А.И.

В сравнении с 2013 годом в процедуре составления и представления бухотчетности ничего не изменилось. Так, остались прежними:

- адреса подачи отчетности: ИФНС, орган статистики, участники компании;

- сроки ее представления. Налоговики и статистики ждут ваши отчетные формы не позднее 31 марта, а участники - в срок, предусмотренный уставными документами, но никак не позже даты проведения годового общего собрания. В госорганы отчет по-прежнему можно сдавать не утвержденным участниками;

- состав бухотчетности.

Рекомендованные формы по-прежнему содержатся в Приказе Минфина от 02.07.2010 N 66н. Основные из них все те же: баланс и отчет о финансовых результатах (ОФР). Примечательно, что за время, прошедшее с прошлой отчетной кампании, Минфин так и не сподобился переименовать отчет о прибылях и убытках в ОФР, как он именуется в Законе N 402-ФЗ. Еще забавнее то, что сами же чиновники в конце 2012 года настоятельно рекомендовали организациям назвать форму именно так. Видимо, все это время у министерства были более важные дела.

А может быть, ведомство просто рассчитывало расшевелить бухгалтеров, подвигнуть их внести нужные изменения самостоятельно, не дожидаясь подсказок сверху? В конце концов формы из 66-го Приказа - рекомендованные, это ориентир, образец. Нужно привыкать подстраивать их под свои нужды. В странах, использующих МСФО, никто не спускает компаниям шаблоны отчетности. Почему? Потому что все организации уникальны, соответственно, не может быть и универсальных форм. Минфин писал об этом еще в Рекомендациях по аудиторской проверке бухотчета за 2011 год.

Тем не менее ответственности за "неправильное" название формы как не было, так и нет. Желаете - оставьте наименование "Отчет о прибылях и убытках", не желаете - поменяйте на "Отчет о финансовых результатах". Как говорится, хоть горшком назовите, только в печку не ставьте.

Для субъектов малого предпринимательства (или попросту малых предприятий) состав годового отчета - 2013 исчерпывается упрощенными балансом и ОФР при условии, что у бухгалтера не нашлось важной информации для приложений к двум этим основным формам. Имеются в виду отчет об изменениях капитала, движении денежных средств и пояснения к отчетности.

Но я бы подстраховался и закрепил это еще и в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Помнится, во времена Приказа 67н, который ставил обязанность малых предприятий сдавать приложения в зависимость от их решения, организацию оштрафовали по 126-й статье как раз за то, что она не прописала свой выбор в учетной политике. Сейчас норма 66-го Приказа звучит по-другому, но осторожность лишней не бывает. Тем более что это вам ничего не стоит.

И баланс, и ОФР малые предприятия, совсем как в 2013 году, могут представлять по донельзя упрощенным формам, содержащимся в приложении 5 к Приказу Минфина N 66н. Вам хорошо известно, что актив баланса сокращен там до пяти строк, а пассив - до шести, в ОФР всего семь строк. Я, как и в прошлом году, настоятельно рекомендую субъектам малого предпринимательства воспользоваться этим послаблением и сдать баланс с ОФР именно по таким формам. Чем более укрупненными будут показатели бухотчетности, тем меньше вопросов появится у ИФНС при сопоставлении форм с налоговыми декларациями.

Предвосхищая вопрос о необходимости дополнительных расшифровок упрощенного баланса и ОФР по запросу инспекции, сообщаю: Письмо налоговой службы N АС-4-2/15309@ от сентября 2012 года все еще действует. И там черным по белому написано: инспекция вправе запрашивать только те документы, составление которых предусмотрено законом. А ничего такого в 402-м Законе нет.

Если ваша организация не относится к малым предприятиям, придется заполнять и сдавать полноценные баланс и ОФР. К ним также нужно приложить:

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснения.

О необходимости представления последних Минфин напомнил в мае 2013 года Письмом N 03-02-07/2/18285, а чуть меньше месяца спустя Письмом N ЕД- 4-3/11174@ эти разъяснения разослала по всем инспекциям налоговая служба. То есть пояснения в виде отдельной отчетной формы ИФНС от вас будет ждать в любом случае. А вот что там написать, решаете только вы, опираясь на рекомендованную Минфином форму пояснений и последние разделы действующих ПБУ. В них, как вы помните, содержатся требования к порядку отражения в отчетности операций, регулируемых соответствующим Положением.

Так, ПБУ 15/2008 требует раскрыть в пояснениях суммы займов, привлеченных для приобретения инвестиционных активов, и процентов по ним, а ПБУ 5/01 - способы оценки МПЗ и сведения о резерве под их обесценение. ПБУ 9/99 предполагает, в частности, что организация раскроет критерии, по которым она признала выручкой доходы, обычно учитываемые как прочие, скажем, арендную плату.

Прежде чем сдавать бухотчетность куда бы то ни было, ее надо подписать и указать дату подписания. Это может сделать единолично руководитель или другое лицо, уполномоченное на то доверенностью директора. Главное, как отмечает Федеральная налоговая служба в Письме N ЕД-4-3/11569, чтобы одно и то же лицо расписалось на всех комплектах годового отчета, представляемых по разным адресам.

Что до подписи главбуха, то неясность, обнаружившаяся еще при составлении отчета за 2012 год, никуда не делась. Напомню, что по Закону N 402- ФЗ бухотчетность считается составленной после того, как на ней поставил свой автограф руководитель. Это дает повод некоторым экспертам утверждать, что росчерк главного бухгалтера не обязателен. Толку в нем? Ну, не распишется, и? Статус отчетности от этого нисколько не пострадает.

Другие специалисты рассуждают так. Хорошо, 402-й Закон называет отчетность составленной лишь при наличии подписи руководителя. Но отстраняет ли это от процесса главбуха? Почему прямо прописанная в Законе необходимость росчерка директора отменяет обязательность подписи главного бухгалтера, предусмотренную другими нормативными актами? Имеются в виду ПБУ 4/99 и Положение N 34н. Там как раз автограф главбуха на годовой отчетности как был, так и есть. В противоречие с Законом N 402-ФЗ эти документы не вступают, и компании должны их применять. Следовательно, главбух обязан заверить своей подписью составленный им же комплект отчета за 2013 год.

Впрочем, нельзя не заметить, что спор этот сугубо теоретический. Мне не известно ни одного случая, когда компания пострадала бы лишь потому, что на бухотчетности расписался руководитель, а подписи главного бухгалтера не было.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц - зал" 2014, N 01

ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ 2013 ГОДА, ПЕРВИЧКА ПО КОТОРЫМ ПОЛУЧЕНА В 2014-М

Дыбов А.И.

Применительно к первичным документам традиционно муссируется вопрос о дате учета косвенных расходов, относящихся к 2013 году, притом что документы датированы 2014-м и пришли до сдачи годовой декларации. Кому-то из вас эта проблема наверняка показалась надоевшей, давно решенной, но мой опыт показывает: промолчи я, кто-нибудь все равно спросит об этом. Уж лучше сразу.

Что было первым - курица или яйцо? В нашем случае это можно перефразировать так: что важнее - период возникновения расходов или период получения документов под них? Повторюсь: речь идет о бумагах, попавших к вам в руки до представления декларации за 2013 год.

На мой взгляд, здесь копья ломать не стоит. Смело включайте расходы в расчет налоговой базы за 2013 год. В конце концов, в статье 252 НК говорится, что затраты должны быть подтверждены документально, но не говорится КОГДА. Есть также замечательный подпункт 3 пункта 7 статьи 272, по которому большинство прочих и внереализационных расходов учитываются:

- либо датой предъявления расчетных документов;

- либо датой расчетов в соответствии с договором;

- либо последним днем отчетного или налогового периода.

С учетом этого в Письме N 03-03-06/1/288 от июня 2012 года Минфин указывает, что расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль наиболее ранней из этих дат. В подавляющем большинстве случаев это будет последний день отчетного или налогового периода.

Что делать, если первичка по расходам 2013 года до сдачи декларации не поступит и будет получена после этого?

Учитывать такие затраты при расчете годового налога опасно. Случись проверка до прихода бумаг - документально подтвердить расходы будет нечем. Так что лучше отразить их периодом поступления первички. Если вдруг инспекторам это не понравится и они начнут настаивать на учете расходов периодом возникновения, вы всегда можете сослаться на 54-ю статью НК. Она позволяет исправлять ошибки, приведшие к переплате налога, тогда, когда они обнаружены, а не через уточненку. Недавно Письмом N 03-03-06/1/43299 об этом в очередной раз напомнил Минфин.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц - зал" 2014, N 01

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное