Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 15.11.2013


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

 

"Сборник типовых ситуаций" для бухгалтера - новые практические материалы в КонсультантПлюс

"Сборник типовых ситуаций" - новые практические материалы для бухгалтера в КонсультантПлюс. Типовые ситуации содержат готовый порядок действий по основным налогам, бухгалтерскому учету типовых операций, оформлению счетов-фактур, первичных документов и др.

Подробнее

По страницам журнала "Главная книга" от 15.11.2013

Содержание

ЕЩЕ 16 ДНЕЙ К ДЕКРЕТУ: ПЕРВИЧНЫЙ БОЛЬНИЧНЫЙ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?

Мартынюк Н.

Больничный на дополнительные 16 дней отпуска по беременности и родам выдают, если роды были осложненными <1>. Его зачастую выписывают не как продолжение основного декретного больничного, а как первичный листок нетрудоспособности. Разберемся, что делать, если вам принесли для оплаты такой листок.

Как правильно

Конечно, такой больничный должен быть оформлен как продолжение листка на основной отпуск по беременности и родам. Ведь дополнительный 16-дневный декрет - не новый страховой случай <2>. Это продолжение все того же страхового случая <3>. Такую же позицию занимают и в ФСС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИЛЬЮХИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА - Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ

"Листок, выдаваемый дополнительно на 16 календарных дней в случае осложненных родов, по сути, является продолжением листка нетрудоспособности, на основании которого работодатель предоставил отпуск по беременности и родам и выплатил соответствующее пособие <4>.

Поэтому он должен быть оформлен как продолжение, а не как первичный лист".

Действительно, ФСС уже давно признает, что при едином страховом случае первичным может быть только первый листок, а все остальные должны быть продолжением <5>. Такой же подход можно встретить и в судебных решениях <6>.

Что делать, если принесенный работницей больничный лист оформлен как первичный

Оставить без оплаты предъявленный вам больничный с достоверными сведениями вы, строго говоря, не имеете права <7> (подробнее см. ГК, 2011, N 21, с. 72). Поэтому отправлять работницу восвояси - за листком, который был бы выписан как продолжение, - неправомерно.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИЛЬЮХИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА, ФСС РФ

"Если листок на дополнительные 16 дней к декретному отпуску оформлен как первичный, то переоформлять его не нужно - нужно выплатить пособие".

Однако не во всех отделениях соцстраха готовы согласиться с оформлением такого листка как первичного. По сообщениям наших читателей, некоторые отделения ФСС на местах считают это неправильным. Вы, конечно, можете попросить декретницу, чтобы она обратилась в роддом за переоформлением листка, но обычно у новоиспеченных мам не остается времени на подобные поездки. Тем более что роддома порой отказывают в этом, полагая, что все сделали верно.

Остается выплатить пособие и в случае спора с ФСС быть готовыми доказывать, что оплата такого больничного допустима и Фонд обязан зачесть (возместить) выплаченные вами деньги. Вот аргументы.

АРГУМЕНТ 1. В Порядке оформления и выдачи больничных <8> не сказано, что выдаваемый на дополнительные 16 дней листок непременно должен быть продолжением основного декретного больничного. Там вообще не уточняется, как он должен быть оформлен: как первичный или как продолжение. Поэтому формально оба варианта имеют право на существование.

Примечание. В старых правилах оформления больничных было прямо указано, что при заполнении такого листка подчеркивается слово "продолжение" <9>. В нынешних правилах этого нет.

АРГУМЕНТ 2. Сам порядок выписки декретных больничных устроен так, что порой чисто технически не позволяет роддому оформить листок на дополнительные 16 дней как продолжение. Ведь в листке-продолжении нужно указывать номер первичного листка <10>. А информация об этом номере у роддома есть далеко не всегда, поскольку больничный на 140 дней декретного отпуска обычно выписывает не он, а женская консультация <11>.

АРГУМЕНТ 3. Работодатель вообще не вправе контролировать правильность оформления больничного и соблюдение порядка его выдачи. Поэтому ФСС не может отказать работодателю в зачете (возмещении) суммы пособия, если в больничном есть такие нарушения. ФСС в подобных случаях вправе потребовать возмещения расходов на выплату пособия от медучреждения, неверно оформившего листок. Такова позиция ВАС <12>.

АРГУМЕНТ 4. В больничном на дополнительные 16 дней декрета есть специальный код в ячейке "доп код" - 020 <13>. Он показывает, что больничный выписан именно на дополнительный декретный отпуск. И уже только из одного наличия этого кода в листке однозначно следует, что им оформлено продолжение страхового случая, а не новый страховой случай.

СОВЕТ

Когда работница принесет вам больничный на 140 дней отпуска по беременности и родам, снимите с него копию, отдайте ей и попросите прикрепить к обменной карте. Тогда, если у женщины вдруг возникнет право на дополнительные 16 дней отпуска, роддому легче будет оформить больничный на них как продолжение. Кстати, такой же совет будущим мамам иногда дают и врачи женских консультаций, выписывающие больничные.

Как рассчитать пособие по больничному, если он оформлен как первичный

Из-за того что листок на дополнительные 16 дней оформлен как первичный, а не как продолжение, нового страхового случая не возникает. Поэтому логично рассчитать выплату по такому больничному исходя из того же среднего дневного заработка, на основании которого оплачивали больничный на основной отпуск по беременности и родам.

Однако специалист ФСС придерживается иного мнения.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИЛЬЮХИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА, ФСС РФ

"Если на дополнительные 16 дней отпуска по беременности и родам был выдан первичный листок нетрудоспособности, то и пособие по нему надо рассчитывать как по новому страховому случаю, то есть заново определить расчетный период и исходя из него - дневной заработок. Другого варианта нет".

Предупреждаем: официальных писем ФСС на этот счет нет и не факт, что его отделения на местах придерживаются такой же позиции. Поэтому спокойно ей последовать вы можете, только если даты начала дополнительного и основного декретного отпусков приходятся на один календарный год. В ином случае дневное пособие за дополнительный отпуск может отличаться от дневного пособия за основные 140 дней. Если новое дневное пособие:

<или> меньше, то у вашего соцстраха нет причин для претензий, зато декретница может пожаловаться в трудовую инспекцию;

<или> больше, тогда декретница останется довольна, а вот соцстрах может предъявить претензии к расчету пособия.

Поэтому советуем направить запрос в ваше отделение ФСС, чтобы у вас было его письменное разъяснение.

Примечание. Не забудьте также, что для оплаты дополнительных 16 дней женщина должна написать заявление о продлении отпуска по беременности и родам. Они предоставляются не автоматически при предъявлении больничного, а только при наличии письменного заявления сотрудницы и на то количество дней, которое указано в этом заявлении <14>.

А заявление об отпуске по уходу за ребенком до полутора лет (если женщина хочет им воспользоваться) она должна написать со дня, следующего за днем окончания дополнительных 16 дней декрета. Если это заявление было написано заранее - со дня, следующего за последним днем основного декретного отпуска на 140 дней, его нужно переписать. Иначе получится, что у женщины за эти 16 дней - два отпуска. Оба пособия вы, конечно, выплатить не можете, но в кадровых документах у вас будет беспорядок.

***

Пусть вас не смущает пустое поле в строке "дата 1" листка на дополнительные 16 дней декрета. Она предназначена для указания предполагаемой (а не фактической) даты родов <15>, поэтому ее заполняют только в больничном на основной декретный отпуск.


<1> ст. 255 ТК РФ; п. 48 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2006 N 624н (далее - Порядок)

<2> подп. 2 п. 2 ст. 1.3 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ

<3> п. 1 ст. 10 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; ст. 7 Закона от 19.05.95 N 81-ФЗ

<4> п. 48 Порядка

<5> Письмо ФСС от 18.08.2004 N 02-18/11-5676

<6> см., например, Определение Ростовского облсуда от 01.03.2012 N 33-2596

<7> ст. 255 ТК РФ; п. 3 ч. 2 ст. 4.1, п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 4.3, ч. 5 ст. 13 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ

<8> утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2006 N 624н

<9> п. 72 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.08.2007 N 514

<10> п. 57 Порядка

<11> пп. 46, 48 Порядка

<12> Постановление Президиума ВАС от 11.12.2012 N 10605/12

<13> п. 58 Порядка

<14> ст. 255 ТК РФ

<15> п. 58 Порядка

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 20

РАБОТНИКИ-ИНВАЛИДЫ: КАКИЕ ЛЬГОТЫ ПОЛОЖЕНЫ

Суховская М.Г.

С июля этого года субъекты РФ получили право вводить для небольших фирм (от 35 до 100 человек) квоты для приема на работу инвалидов - до 3% от среднесписочной численности работников <1>. И некоторые регионы, например Республика Удмуртия <2>, уже воспользовались этим правом.

Примечание. Для компаний, в штате которых более 100 сотрудников, квота для инвалидов по-прежнему составляет от 2 до 4% <1>. Конкретный размер квоты устанавливается региональным нормативным актом.

Таким образом, логично предположить, что число работодателей, обязанных нанимать инвалидов, будет расти. Поэтому мы решили напомнить нашим читателям, на какие льготы вправе рассчитывать сотрудники, принесшие на работу справку об инвалидности по установленной форме <3>. Также вы узнаете, в каком порядке начисляются налоги и взносы с выплат в пользу работников-инвалидов.

Но прежде скажем вот о чем. Помимо справки об инвалидности работник может также представить работодателю такой документ, как индивидуальная программа реабилитации (ИПР) <5>. Если в ИПР в числе лиц (органов), которые должны исполнять те или иные реабилитационные мероприятия, указана и ваша организация как работодатель инвалида, нужно постараться по максимуму создать своему работнику условия труда, прописанные в ИПР <6>. Например, направить его на профессиональное переобучение <7>.

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ-ИНВАЛИДУ

Работник может отказаться - полностью или частично - от реабилитационных мероприятий, прописанных в ИПР <4>, написав соответствующее заявление в произвольной форме на имя работодателя. В этом случае последний не несет ответственности за неисполнение ИПР.

СОВЕТ

Получив от сотрудника справку об инвалидности и ИПР, проверьте, чтобы на этих документах была подпись руководителя бюро медико-социальной экспертизы и печать этого бюро <8>.

А теперь переходим к перечню льгот для инвалидов.

Суть льготы О чем нужно помнить
"Рабочие" льготы от работодателя
Сокращенная продолжительность рабочего времени (для инвалидов I и II групп) - не более 35 часов в неделю <9> Работа инвалида в условиях сокращенного рабочего времени оплачивается в полном размере, как если бы он работал все 40 часов в неделю <10>. Если работник представил работодателю ИПР, то, по идее, в ней должна быть прописана конкретная продолжительность рабочей недели и ежедневной работы инвалида <11>. Если же он представил только справку об инвалидности, то по общему правилу ему устанавливается 35-часовая рабочая неделя, и тогда продолжительность ежедневной работы инвалида будет такой: <или> при пятидневке - 7-часовой рабочий день; <или> при шестидневке - 6-часовой рабочий день 5 дней в неделю и один 5-часовой рабочий день накануне выходного дня <12>. В табеле учета рабочего времени сокращенное рабочее время обозначается буквенным кодом "ЛЧ" или цифровым кодом "21"
Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней <10> Удлиненный отпуск должен предоставляться каждому работнику-инвалиду - независимо от того, была ли у него инвалидность в течение всего рабочего года, за который ему предоставляется отпуск, или нет. Конкретную продолжительность отпуска целесообразно прописать в трудовом договоре с таким работником или в локальном акте компании
Отпуск без сохранения зарплаты по письменному заявлению инвалида до 60 календарных дней в году <13> Такой отпуск работник-инвалид вправе использовать в течение рабочего, а не календарного года (см. разъяснения специалиста Роструда, опубликованные в ГК, 2013, N 7, с. 89). Если инвалид в текущем рабочем году не воспользуется своим правом на положенный ему отпуск без содержания, то на следующий год такой отпуск не переносится
Привлечение инвалида к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также к работе в ночное время возможно лишь <14>: - с его согласия; - если это не противопоказано ему по состоянию здоровья согласно медзаключению Если возникнет необходимость привлечь инвалида к такой работе, то на приказе о привлечении нужно получить подпись работника о том, что он: - ознакомлен со своим правом отказаться от такой работы; - согласен на сверхурочку. Если инвалид не был уведомлен о праве отказаться либо он не согласен выходить сверхурочно, привлекать его к такой работе нельзя
Льготы по налогам у работника
Стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. за каждый месяц в течение года (для инвалидов I и II групп) <15> Право на вычет не ограничено каким-то предельным доходом работника-инвалида. Применять этот вычет можно с даты признания работника инвалидом. Если он решил воспользоваться льготой по НДФЛ не сразу после того, как его признали инвалидом, а позже, то налоговую базу по НДФЛ можно пересчитать с даты установления инвалидности, указанной в справке
Есть некоторые особые категории инвалидов, в частности инвалиды-чернобыльцы, которые имеют право на вычет по НДФЛ в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода <16>
Льготы по взносам у работодателя
Страховые взносы "на травматизм" с выплат работникам-инвалидам любой группы начисляются в размере 60% от величины страхового тарифа, установленного организации <17> Право на применение пониженных тарифов взносов зависит от даты признания работника инвалидом, указанной в справке об инвалидности, то есть <19>: <если> работник получил инвалидность, что подтверждено справкой, то применять пониженный тариф страховых взносов нужно с 1-го числа месяца, в котором получена инвалидность; <если> в результате освидетельствования инвалидность работника не подтверждена, то с 1-го числа месяца, в котором истек срок действия старой справки, уже нельзя использовать пониженные тарифы
Остальные страховые взносы с выплат работникам-инвалидам начисляются в 2013 - 2014 гг. по пониженному совокупному тарифу 27,1% <18>:
- в ПФР - 21%;
- в ФСС - 2,4%;
- в ФОМС- 3,7%
Предельная база для начисления страховых взносов в 2013 г. - 568 000 руб. <20> Начислять взносы с сумм превышения не надо

 

***

Бухгалтерам компаний, в которых есть работники-инвалиды, нужно также знать следующее. В отличие от обычных сотрудников период выплаты пособия по временной нетрудоспособности инвалиду ограничен 4 месяцами подряд или 5 месяцами в календарном году. А при заболевании туберкулезом - до дня восстановления трудоспособности или пересмотра группы инвалидности из-за заболевания туберкулезом <21>.


<1> ст. 21 Закона от 24.11.95 N 181-ФЗ (далее - Закон об инвалидах)

<2> п. 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 19.11.2007 N 176

<3> приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 24.11.2010 N 1031н

<4> ст. 11 Закона об инвалидах

<5> приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 04.08.2008 N 379н

<6> ст. 11 Закона об инвалидах; п. 12 Порядка (приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 04.08.2008 N 379н)

<7> п. 5 Перечня, утв. Распоряжением Правительства от 30.12.2005 N 2347-р

<8> п. 7 Порядка (приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 24.11.2010 N 1031н); п. 10 Порядка (приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 04.08.2008 N 379н)

<9> ст. 92 ТК РФ

<10> ст. 23 Закона об инвалидах

<11> ст. 94 ТК РФ

<12> ст. 95 ТК РФ

<13> ст. 128 ТК РФ

<14> статьи 96, 99, 113 ТК РФ; ст. 23 Закона об инвалидах

<15> подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ

<16> подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ

<17> ст. 2 Закона от 03.12.2012 N 228-ФЗ

<18> п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<19> Письмо Минздравсоцразвития от 22.06.2010 N 1977-19

<20> ч. 4 ст. 8 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; Постановление Правительства от 10.12.2012 N 1276

<21> ч. 3 ст. 6 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 20

ПЕРЕВОД НДС-ДЕКЛАРАЦИЙ НА "ЭЛЕКТРОНКУ" (Кто обязан с 01.01.2014 сдавать электронные декларации по НДС и что будет, если отчитываться на бумаге)

Мартынюк Н.

1 января 2014 г. почти для всех организаций и ИП независимо от численности их работников вводится обязанность сдавать декларации по НДС в электронном виде <1>.

Кому пора готовиться к обязательной "электронке"

Представлять электронные декларации по НДС, в том числе нулевые, будут:

- все плательщики НДС;

- спецрежимники и те, кто освобожден от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК, - если выставят покупателю счет-фактуру с выделенным НДС.

Сдавать НДС-декларации на бумаге смогут только налоговые агенты по НДС со среднесписочной численностью не больше 100 человек, которые на момент подачи декларации:

<или> не являются плательщиками НДС, поскольку применяют спецрежимы;

<или> освобождены от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК.

Что такое электронная декларация

Это декларация, сданная в электронном виде через спецоператора <2>. То есть вам придется:

<или> заключить договор с самим спецоператором;

<или> сдавать декларации через фирму - посредника между спецоператором и налогоплательщиками. Такие фирмы разово отправляют отчет налогоплательщика по доверенности от него.

Имейте в виду: если вы предпочтете второй вариант, ваша декларация будет считаться сданной не в момент передачи ее посреднику, а в момент подтверждения ее приема спецоператором от посредника <3>. Так что на последний день оставлять сдачу декларации таким способом точно не стоит.

Кроме того, роль таких посредников (в отличие от роли спецоператоров) в НК не закреплена. И если отчетность не будет сдана вовремя по вине посредника, то налоговики все равно накажут вас (а вы уже потом будете разбираться с посредником).

Если вы принесете в инспекцию или отправите почтой декларацию на флешке, диске, дискете, то новое требование об электронном виде не выполните. Возможность отправки деклараций через сайт ФНС в НК не предусмотрена.

Декларация по НДС за IV квартал 2013 г.: можно ли сдать на бумаге?

Зависит от режима, на котором вы будете работать с 1 января 2014 г.

СИТУАЦИЯ 1. Вы остаетесь на ОСНО (пусть даже применяете освобождение по ст. 145 НК). Формально вы обязаны отправить декларацию за IV квартал по ТКС. Однако в ФНС считают иначе.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ДУМИНСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА - Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"Декларацию по НДС за IV квартал 2013 г. можно представить в порядке, который действует до 01.01.2014. То есть те, у кого среднесписочная численность не превышает 100 человек, могут сдать ее на бумаге.

Представлять декларации по НДС в электронном виде по установленным форматам по системе ТКС через оператора все плательщики НДС обязаны будут только по итогам I квартала 2014 г. по сроку не позднее 20 апреля 2014 г. "

И Минфин не против этого - он уже выпустил официальное Письмо, подтверждающее такую возможность <4>. Однако те, кто привык с недоверием относиться к поблажкам от налоговой службы, задумались: а может, безопаснее отправить декларацию за IV квартал 2013 г. почтой 31 декабря, когда еще допускается сдача на бумаге? Так поступить можно, если вы уверены, что учтете в декларации все операции за квартал.

СИТУАЦИЯ 2. Вы переходите на спецрежим (упрощенку или вмененку). Тогда вы имеете полное право сдать декларацию за IV квартал 2013 г. на бумаге, поскольку в январе, на момент сдачи декларации, уже не будете плательщиком НДС. А обязанность отправлять декларации по ТКС установлена именно для плательщиков НДС <5>.

"Электронка" не обязательна для уточненок по НДС за периоды до 2014 г.

Вы можете сдавать уточненные декларации по НДС на бумаге, если среднесписочная численность вашей организации (ИП) не больше 100 человек. Ведь "электронная обязанность" введена только для деклараций, сдаваемых не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом <6>, то есть только для первичной отчетности.

Заметьте, НК позволяет вам сдать на бумаге уточненную декларацию за любой период. Однако Минфин пока признал это возможным только для уточненок за налоговые периоды до 2014 г. <7>

Единую упрощенную декларацию (ЕУД) по-прежнему можно будет сдавать на бумаге

Напомним, такую декларацию сдают налогоплательщики, у которых за налоговый период не было объектов налогообложения ни по одному из налогов, а также движения денег на счетах в банках и в кассе <8>.

Обязаны ли они будут отправлять ЕУД по ТКС или смогут по-прежнему сдавать на бумаге? Ведь за "электронку" нужно платить (как минимум раз в год при подключении). Это означает движение по счету либо по кассе и, как следствие, невозможность сдавать ЕУД.

Обязательная "электронка" не распространяется на ЕУД, потому что ее нельзя считать декларацией по каждому из указанных в ней налогов, в том числе и по НДС. В ней нет сведений об объектах налога, налоговой базе, исчисленной сумме налога и т.п. <9> Это подтвердили и в ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ДУМИНСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА, Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"На представление единой упрощенной декларации вводимое с 01.01.2014 требование об обязательной сдаче деклараций по НДС в электронном виде по ТКС не распространяется".

Что будет, если в 2014 г. сдать декларацию по НДС на бумаге

Некоторые бухгалтеры будут вынуждены нарушать требование об электронной сдаче деклараций по НДС. Например, руководитель решит, что плата за ЭЦП, подключение к ТКС и отправку отчетов неоправданно высока. Спецрежимники, разово выставившие счета-фактуры с НДС, вряд ли станут подключаться к ТКС ради одной декларации.

Отказать в приеме бумажной декларации инспекция не вправе <10>. Если вы принесли ее лично, то в инспекции обязаны по вашей просьбе поставить на ваш экземпляр штамп "Принято" и указать текущую дату. После этого декларация считается сданной. Поэтому заблокировать счета и оштрафовать по ст. 119 НК за несдачу декларации в срок инспекция не может. Она вправе только оштрафовать вас на 200 руб. за несоблюдение электронного способа сдачи <11>.

Однако рассчитывать, что на деле все обойдется 200-рублевым штрафом, вряд ли стоит. По сообщениям наших читателей, в некоторых инспекциях уже сейчас устно предупреждают о том, что с нового года всю бумажную отчетность по НДС, полученную по почте, будут отправлять обратно со штампом "Отчет не принят" и блокировать счета. Это, конечно, незаконно, и вы легко оспорите заморозку счета, но какое-то время деньги на нем будут недоступны. Возможны и другие неприятности. Например, отказавшись принять сданную на бумаге уточненку с НДС к уменьшению, инспекция не отразит переплату в вашей карточке расчетов с бюджетом.

***

По остальным налогам те, у кого среднесписочная численность не больше 100 человек, смогут отчитываться на бумаге. Но если вы подключитесь к ТКС для сдачи НДС-деклараций, удобнее будет перевести на "электронку" все общение с инспекцией.


<1> п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ (в ред. Закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ); п. 6 ст. 10, п. 2 ст. 12, п. 3 ст. 24 Закона от 28.06.2013 N 134- ФЗ

<2> п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ (в ред. Закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

<3> п. 4 ст. 80 НК РФ; Письмо Минфина от 29.04.2011 N 03-02-08/49

<4> Письмо Минфина от 08.10.2013 N 03-07-15/41875

<5> п. 5 ст. 174, п. 1 ст. 143 НК РФ (в ред. Закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

<6> п. 5 ст. 174 НК РФ (в ред. Закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

<7> Письмо Минфина от 08.10.2013 N 03-07-15/41875

<8> п. 2 ст. 80 НК РФ

<9> п. 1 ст. 80 НК РФ; Письмо Минфина от 03.07.2008 N 03-02-07/2-118

<10> п. 4 ст. 80 НК РФ

<11> ст. 119.1 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 21

КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ СПИСАТЬ ПРОСРОЧЕННУЮ КРЕДИТОРКУ

Шаронова Е.

О том, как организациям, применяющим метод начисления, списывать просроченную кредиторскую задолженность, мы неоднократно писали на страницах нашего журнала. А сегодня мы расскажем, нужно ли предпринимателю, применяющему общий режим налогообложения, учитывать просроченную кредиторку при исчислении НДФЛ и НДС. И выясним, различаются ли налоговые последствия из-за причины образования просроченной задолженности.

ПРИЧИНА 1. Кредиторка образовалась по полученному авансу

То есть ИП получил аванс под поставку, но товар покупателю так и не отгрузил. Разумеется, при получении аванса ИП:

- исчислил с полученной суммы НДС <1>;

- включил сумму аванса за вычетом НДС в доходы, облагаемые НДФЛ <2>.

В этом году истек 3-летний срок исковой давности по этой задолженности <3>. И у ИП возник вопрос: надо ли теперь с суммы невостребованной задолженности платить НДФЛ и НДС? Конечно же, нет, иначе получится двойное налогообложение одних и тех же сумм.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СТЕЛЬМАХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

"Индивидуальный предприниматель не должен включать в доходы кредиторскую задолженность по авансу в связи с истечением срока исковой давности. Ведь этот аванс уже был учтен в доходах в момент его получения. И был включен в налоговую базу по НДФЛ <4>. А НДС с суммы аванса был уплачен в бюджет.

Таким образом, при списании невостребованной кредиторской задолженности у предпринимателя не возникает экономической выгоды <5>".

ПРИЧИНА 2. Кредиторка образовалась по приобретенным товарам

То есть ИП получил от поставщика товары, а сам их так и не оплатил. Понятно, что входной НДС он не потеряет, поскольку для вычета факт оплаты не имеет никакого значения. Предъявленный поставщиком налог по этим товарам он без проблем примет к вычету, конечно, если они приобретены для перепродажи и есть счет-фактура <6>. А вот учесть в расходах покупную стоимость товаров не получится, так как они не оплачены <7>.

Как видим, ситуация несколько иная. Так будет ли в этом случае списываемая кредиторка доходом предпринимателя? Оказывается, тоже нет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СТЕЛЬМАХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

"Индивидуальный предприниматель не должен включать в доходы кредиторскую задолженность, образовавшуюся по приобретенным ранее товарам, в связи с истечением срока исковой давности. Это объясняется тем, что при продаже этих товаров он не учитывал в расходах их покупную стоимость и уплатил НДФЛ со всей суммы, полученной от реализации".

Заметим, что при списании просроченной кредиторки не придется восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по приобретенным товарам. Ведь НК установлен закрытый перечень случаев, когда требуется восстановить НДС <8>. И радует, что наконец-то и Минфин с этим согласился <9>.

***

Как видим, у ИП при списании кредиторской задолженности (независимо от причины ее образования) облагаемого НДФЛ дохода не возникает. Кстати, еще один аргумент в пользу этого такой. По НК доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, если порядок ее оценки и определения установлен в гл. 23 НК РФ <10>. А в этой главе просроченная кредиторка в числе доходов как раз не названа <11>.

Имейте в виду, что у предпринимателей, применяющих упрощенку, порядок налогообложения просроченной кредиторской задолженности такой же, как у ИП на ОСНО. Ведь упрощенцы тоже определяют доходы и расходы по мере оплаты <12>. Это нам подтвердили в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОСОЛАПОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ - Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Предприниматель, применяющий упрощенку, не должен включать в доходы кредиторскую задолженность в связи с истечением срока исковой давности независимо от причины ее образования - по полученному авансу или по приобретенным товарам. Иначе получится двойное налогообложение.

Ведь если это аванс, то он уже был учтен упрощенцем в доходах в момент его получения <13>. А если кредиторка образовалась по приобретенным товарам, то покупная стоимость неоплаченных товаров не была учтена в расходах при их продаже <14>".


<1> подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ

<2> п. 1 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ; Письма Минфина от 29.08.2012 N 03-04-05/8-1022, от 01.07.2010 N 03-04-05/8-369; Постановления Президиума ВАС от 18.11.2008 N 7185/08, от 16.06.2009 N 1660/09

<3> п. 1 ст. 196 ГК РФ

<4> п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 223 НК РФ

<5> ст. 41 НК РФ

<6> п. 1 ст. 171, п. 2 ст. 172 НК РФ

<7> п. 1 ст. 221, п. 3 ст. 268 НК РФ

<8> п. 3 ст. 170 НК РФ

<9> Письмо Минфина от 21.06.2013 N 03-07-11/23503

<10> ст. 41 НК РФ

<11> пп. 1, 2 ст. 208, ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ

<12> пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ

<13> п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ; Решение ВАС от 20.01.2006 N 4294/05

<14> п. 2 ст. 346.17, подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 21

ДНИ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ: НОВЫЕ ВОПРОСЫ

Шаповал Е.

То, что зарплату нужно выплачивать не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные самим работодателем <1>, - это общеизвестный факт. Однако в некоторых регионах трудинспекция при проверках рекомендует устанавливать в качестве дней выплаты зарплаты только 15-е и 30-е (31-е) числа месяца. И никак иначе. Мы попросили прокомментировать это в Роструде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ШКЛОВЕЦ ИВАН ИВАНОВИЧ - Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

"Инспекторы по труду не вправе требовать, чтобы в качестве дат выплаты зарплаты были установлены исключительно 15-е и 30-е (31-е) числа месяца. Поскольку трудовое законодательство такого требования не содержит. ТК РФ лишь требует выплачивать зарплату каждые полмесяца <1>. При этом следует обращать внимание, чтобы срок между днем окончания отработанного периода и днем выплаты зарплаты за этот период не был большим. К примеру, при установлении дат выплаты зарплаты 5-го и 20-го числа каждого месяца оба условия выполняются. Поэтому можно порекомендовать обжаловать в этой части решения инспекторов".

Таким образом, главное - соблюсти следующие условия:

- установить конкретные дни выплаты (например 10-е и 25-е числа каждого месяца), а не временной промежуток (с 5-го по 10-е число и с 25-го по 30-е число каждого месяца);

- интервал между выплатами не должен быть более половины месяца;

- взносы нужно платить не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислена зарплата <2>. Следовательно, к этому времени зарплата за предыдущий месяц должна быть рассчитана и начислена.

И еще. Устанавливая конкретные даты, нужно учитывать, что зарплата должна выплачиваться за отработанное время <3>. Поэтому у бухгалтерии должна быть возможность ее рассчитать, исходя из отработанного сотрудниками времени за первую и вторую половину месяца. И если установить в качестве дней выплаты зарплаты 15-е и 30-е (31-е) числа месяца, то рассчитать зарплату своевременно может и не получиться, особенно в крупных организациях с большим количеством работников.

***

Некоторые организации выплачивают зарплату за первую половину текущего месяца лишь в следующем месяце. В этом случае, даже если интервал между двумя выплатами составляет полмесяца, трудинспектор при проверке может оштрафовать организацию и ее руководителя <4> за несвоевременную выплату зарплаты. И обязать уплатить работникам проценты за просрочку выплаты <5>.


<1> ст. 136 ТК РФ

<2> ч. 4, 5 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<3> ст. 129 ТК РФ

<4> ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

<5> ст. 236 ТК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 21

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное