Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 16.08.2013


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

 

Какие ошибки в счете-фактуре влекут за собой отказ в вычете НДС?

Какие ошибки в счете-фактуре влекут отказ в вычете НДС? Полная информация об этом - в "Путеводителе по налогам" КонсультантПлюс. Узнайте больше об этом и других преимуществах КонсультантПлюс на на www.consultant.ru/super

По страницам журнала "Главная книга" от 16.08.2013

Содержание

АМНИСТИЯ ОТ МИНФИНА: "НЕУЧТЕННЫМ" ВМЕНЕНЩИКАМ РАЗРЕШИЛИ ПРИМЕНЯТЬ ЕНВД

Мошкович М.Г.

19 июня

Письмо Минфина от 19.06.2013 N 03-11-09/23096

"Неучтенные" вмененщики, как выяснилось, ничем не хуже своих зарегистрированных собратьев. Для всех налогоплательщиков, работавших на ЕНВД до начала 2013 г., переход на добровольную вмененку означает лишь продолжение применения спецрежима. А поставить на "вмененный" учет тех, кто не был отдельно зарегистрирован в качестве плательщика ЕНВД ранее, налоговики вполне могут и сами, на основании декларации по ЕНВД за I квартал 2013 г. К такому выводу недавно пришел Минфин, а ФНС довела это мнение до всеобщего сведения <1>.

Напомним, что проблемы у "неучтенных" вмененщиков возникли в конце прошлого года. В качестве обязательного условия для перехода на добровольную вмененку чиновники потребовали от них подать заявление о постановке на "вмененный" учет задним числом (с момента начала деятельности) <2>. Те, кто подчинился, тут же получили штраф за нарушение срока постановки на учет <3>. Тем же, кто затаился и промолчал, грозил принудительный перевод на общий режим со всеми вытекающими: блокировка счета, взыскание налогов и т.д. О незаконности этих требований мы уже рассказывали вам на страницах нашего журнала (см. ГК, 2013, N 11, с. 64).

Но что заставило Минфин сменить позицию? Возможно, осознание того, что карать за неподчинение пришлось бы слишком многих. В любом случае выводы для "неучтенных" вмененщиков таковы:

<если> санкции за неподачу заявления вас не коснулись, то вы работаете как обычно и ничего не предпринимаете. Налоговики сами должны поставить вас на учет датой начала того квартала, за который вы представляли первую декларацию по ЕНВД. Если они не в курсе, то укажите им на комментируемые нами разъяснения Минфина и ФНС;

<если> вы пострадали в неравной борьбе (вам выписали штрафы, заблокировали счет или перевели на общий режим, и вы находитесь в состоянии спора с налоговым органом или собираетесь спорить), то новые Письма - это дополнительное основание для обжалования действий инспекторов.


<1> Письмо ФНС от 24.06.2013 N ЕД-4-3/11413@

<2> Письма ФНС от 29.12.2012 N ЕД-4-3/22653@; Минфина от 27.12.2012 N 03-02-07/2-183

<3> ст. 116 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14

"КАССОВЫЕ" ШТРАФЫ: ФНС ПОВЕДАЛА, КОГДА ИХ ЖДАТЬ

Суховская М.Г.

5 июня

Письмо ФНС от 05.06.2013 N АС-4-2/10250

ФНС направила территориальным инспекциям для использования в работе подборку арбитражной практики по так называемым кассовым нарушениям.

Как правило, налоговики выявляют их в ходе проверок на предмет соблюдения:

- законодательства о применении ККТ;

- порядка работы с наличными деньгами и порядка ведения кассовых операций.

Предлагаем вашему вниманию несколько ситуаций, которые налоговые органы расценивают как нарушение, и суды их в этом поддерживают.

Описание ситуации Каким будет штраф Пояснение
При проверке чеков, выдаваемых клиентам, выяснилось, что в одном из них содержится некорректное значение криптографического проверочного кода (КПК). Кроме того, этот чек не отражен в фискальной памяти ККТ - для организации - 30 000 - 40 000 руб.; - для руководителя (предпринимателя) - 3000 - 4000 руб. <1> Неверное значение КПК свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в программное обеспечение ККТ с целью корректировки полученной выручки в сторону уменьшения <2>
Если окажется, что выручка по чеку с некорректным КПК не отражена в кассовой книге, то к штрафу за неприменение ККТ добавится штраф за неполное оприходование выручки <3>
Обнаружено, что в территориально- обособленной торговой точке (в частности, на АЗС), получающей наличную выручку, не ведется кассовая книга - для организации 40 000 - 50 000 руб.; - для руководителя (предпринимателя) - 4000 - 5000 руб. <3> - Обязанность по ведению кассовой книги установлена не только для организаций (ИП), но и для каждого обособленного подразделения юрлица <4>, в том числе не являющегося филиалом или представительством. То, что ОП ведет журнал кассира-операциониста, а также ежедневно инкассирует полученную выручку в банк, не освобождает от обязанности оприходовать ее в кассовую книгу <5>
Отдельные суды придерживаются альтернативного мнения: для целей исполнения Порядка ведения кассовых операций должно применяться понятие обособленного подразделения, закрепленное в Гражданском кодексе РФ <6>. А в нем в качестве ОП поименованы лишь филиалы и представительства <7>
Компания на основании агентского договора с предпринимателем продавала гражданам билеты на междугородные автобусные рейсы, организуемые этим ИП. Полученную выручку за минусом вознаграждения фирма передавала предпринимателю по расходному кассовому ордеру - для организации - 40 000 - 50 000 руб.; - для руководителя (предпринимателя) - 4000 - 5000 руб. <8> В данном случае компания подпадает под определение оператора по приему платежей - платежного агента <9>. В свою очередь, такие агенты могут вести деятельность при соблюдении ряда условий, среди которых - использование специального банковского счета для зачисления полученных от населения денег <10>. Расчеты без использования такого счета не допускаются <11>

 

А в заключение еще один неутешительный вывод от ФНС, который наверняка будет интересен большинству организаций и предпринимателей. Если вы в подтверждение своих расходов представите кассовые чеки с номером ККТ, не зарегистрированной в инспекции за продавцом товара, и других подтверждающих документов у вас не будет, инспекторы расценят это как отсутствие хозяйственной операции. Как следствие, снимут расходы и откажут в НДС-вычете по данной сделке.

Но есть судебные решения, где говорится, что налогоплательщик не может нести ответственность за применение контрагентом незарегистрированной ККТ. Тем более он не может быть лишен права учесть в расходах затраты, подтверждаемые чеками, пробитыми на такой ККТ <12>.


<1> ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

<2> Постановления 9 ААС от 12.02.2013 N 09АП-41587/2012; 3 ААС от 03.08.2012 N А33-2096/2012

<3> ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ

<4> пп. 2.5, 5.6, 6.1 Положения, утв. ЦБ 12.10.2011 N 373-П; Письмо ЦБ от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255

<5> Постановления 13 ААС от 19.03.2013 N А56-59643/2012, от 25.02.2013 N А56-55039/2012

<6> см., например, Постановление 2 ААС от 21.01.2013 N А28-6358/2012

<7> пп. 1, 2 ст. 55 ГК РФ

<8> ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ

<9> п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ); Решение АС Красноярского края от 22.08.2012 N А33- 11910/2012

<10> ч. 14, 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<11> ч. 4 ст. 8 Закона N 103-ФЗ

<12> см., например, Постановления ФАС МО от 03.10.2011 N А41-2554/11, от 22.07.2011 N КА-А41/7613-11-П

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14

ИЗМЕНЕНИЯ В НДС, БАНКОВСКИХ ПРАВИЛАХ И РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ НАЛОГОВИКОВ (О поправках, внесенных "антиотмывочным" Законом, с которыми нужно ознакомиться уже сейчас)

Елина Л.А.

Закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ)

30 июня на интернет-портале pravo.gov.ru официально опубликован Закон N 134-ФЗ <1>. Он содержит много поправок, и все они имеют одну цель: усилить противодействие незаконным финансовым операциям и борьбу с однодневками. Однако затронут они не только тех, кто обманывает государство. Подстраиваться под новые правила придется практически всем организациям. Причем часть изменений вносится в Налоговый кодекс - коснутся они в числе прочего и порядка представления деклараций.

Сроки вступления в силу у различных поправок разные. Одни вступают в силу со дня официального опубликования Закона N 134-ФЗ. Другие - по истечении 30 дней или 1 месяца с этого дня. Третьи - с 1 января 2014 г. Есть еще поправки, которые "ждут" 1 июля 2014 г. и 1 января 2015 г. О последних мы пока говорить не будем - это сейчас слишком отдаленная перспектива. Мы остановимся только на тех изменениях, к которым большинству организаций надо готовиться уже сейчас.

Изменения во взаимоотношениях с налоговыми органами

С 30.06.2013

(-) Налоговая будет получать компромат от полицейских "оперативников", если в ходе оперативно-разыскной деятельности они найдут что-то, говорящее о нарушении налогового законодательства <2>.

С 31.07.2013

(-) Инспекция будет писать письма только на юридический адрес организации, который указан в ЕГРЮЛ <3>. Следовательно, организациям придется подавать в ЕГРЮЛ данные о своих реальных адресах.

А вот индивидуальные предприниматели (нотариусы и иные самозанятые лица), а также простые граждане могут получать корреспонденцию от ФНС либо по месту своей регистрации, либо по любому другому адресу. Но этот адрес должен быть указан в госреестре налогоплательщиков (ЕГРН), для чего надо будет написать в инспекцию заявление (его форму должна утвердить налоговая служба).

(!) У налоговиков появится право вне рамок налоговых проверок требовать документы (а не просто информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке <4>. Однако инспекторы должны обосновать необходимость получения документов и информации.

(!) У недобросовестных налогоплательщиков станет меньше способов скрыть деньги от бюджета. Налоговая служба сможет взыскивать недоимку (возникшую по итогам проверки и числящуюся более 3 месяцев) не только с проверяемого лица <5>:

<если> после проверки у фирмы ее выручка стала поступать в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, то в пределах этой выручки недоимку возьмут с этой материнской (дочерней или зависимой) компании. Теперь это правило будет распространяться и на ситуации, когда выручка поступает на счета нескольких компаний, а также если выручка идет не напрямую, а через промежуточные компании (даже если они не являются зависимыми по отношению к проверяемой фирме);

<если> после сообщения о назначении проверки из проверяемой фирмы вывели имущество в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, из- за чего недоимку с проверяемой фирмы инспекция не может взыскать, она снимет деньги с материнской (дочерней или зависимой) компании. Разумеется, недоимка будет взыскиваться только в пределах денег (имущества), выведенных из проверяемой компании.

При этом стоимость выведенного имущества будет определяться как его остаточная стоимость по данным бухучета на тот момент, когда проверяемая организация узнала (должна была узнать) о грядущей налоговой проверке.

С 01.01.2014

(-) При подаче налогоплательщиком уточненных деклараций с уменьшенной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, инспекция в ходе камеральной проверки может потребовать пояснения о причинах таких изменений. В течение 5 рабочих дней налогоплательщик должен будет такие объяснения представить <6>.

Аналогичных запросов стоит ждать и тем, кто будет подавать уточненную декларацию, в которой заявлена бОльшая сумма убытка, чем прежде. А налогоплательщик в течение тех же 5 рабочих дней должен будет обосновать размер полученного убытка. При этом можно представлять в инспекцию выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, обосновывающие показатели уточненных деклараций <7>.

(!) Если же уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога или увеличенной суммой заявленного убытка налогоплательщик подаст в инспекцию по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи первоначальной декларации, то налоговая в рамках камеральной проверки может потребовать <8>:

- первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в налоговой декларации;

- аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

С 01.01.2014

(!) Штраф за просрочку подачи декларации будет рассчитываться иначе: в одних ситуациях он может быть меньше, а в других - больше <9>. С нового года его будут считать так:

- по-прежнему штраф рассчитывается в размере 5% за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Только вот эти проценты будут считаться строго от не уплаченной в срок суммы налога;

- максимальная сумма штрафа будет ограничена 30% от суммы не уплаченного в срок налога;

- минимальная сумма штрафа по-прежнему 1000 руб.

Таким образом, если налог уплачен вовремя, то максимум, что ждет организацию за просрочку подачи декларации, - это штраф 1000 руб. И это справедливо, ведь деньги в бюджет перечислены.

Примечание. Сейчас есть несколько точек зрения относительно того, от какой суммы брать указанные 5% или 30% штрафа:

<или> от заявленной к уплате суммы налога в декларации - независимо от того, перечислена она в бюджет на дату подачи декларации или вынесения решения о наложении штрафа. Этот самый выгодный для бюджета вариант часто применяют инспекторы, игнорируя то, что в ст. 119 НК речь идет о неуплаченных суммах налога;

<или> от суммы налога, не уплаченной в срок по декларации (то есть следует рассчитывать штраф так, как это нужно будет делать с 1 января будущего года);

<или> от суммы налога, не уплаченной по декларации на дату вынесения налоговой инспекцией решения о привлечении к ответственности (так предлагала считать штраф в 2010 г. налоговая служба <10>).

Новое в НДС-учете и отчетности

С 01.01.2014

(-) Декларации по НДС все организации и предприниматели должны будут сдавать только в электронном виде. Причем независимо от численности работников <11>. Срок их подачи остался прежним - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом <12>.

Электронные НДС-декларации надо будет сдавать всем, кто выставит хотя бы один счет-фактуру с ненулевой суммой НДС <13>. К ним относятся в том числе:

- налоговые агенты по НДС, не являющиеся плательщиками этого налога;

- спецрежимники и другие компании, которые не должны платить НДС (к примеру, если они освобождены от этого налога).

В бумажном виде НДС-декларации в 2014 г. смогут сдавать только налоговые агенты, которые либо не являются плательщиками НДС, либо получили освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по ст. 145 НК РФ. Разумеется, при условии, что они не выставляли счета-фактуры с выделенным НДС другим организациям или предпринимателям.

СОВЕТ
Если вам в 2014 г. надо будет сдавать в инспекцию НДС-декларации, позаботьтесь заранее о заключении договора со спецоператором о сдаче отчетности в электронном виде.

Если же вместо электронной декларации организация или предприниматель сдаст бумажную, инспекция должна ее принять. Но может оштрафовать за неправильную форму декларации на 200 руб. <14> Правда, если за год надо представить всего одну декларацию (к примеру, упрощенцу, выставившему счет-фактуру с НДС), выгоднее заплатить этот штраф, чем оплачивать годовое обслуживание передачи электронной отчетности спецоператору.

(-) Посредники, которые сами плательщиками НДС не являются, но выставляют и/или получают счета-фактуры (в рамках договоров поручения, комиссии или агентских договоров), должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в рамках данной деятельности <15>.

Примечание. В дальнейшем (с 2015 г.) такие посредники - неплательщики НДС будут представлять в электронном виде журналы учета в инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Новое во взаимоотношениях с банками

С 30.06.2013

(!) В определенных Законом N 134-ФЗ случаях банк может расторгнуть договор банковского счета со своим клиентом. За 60 дней до этого он должен письменно уведомить клиента <16>. А в течение 60 дней с даты направления банком такого уведомления почти все операции по счету будут запрещены. Исключения такие:

- банк сможет начислять проценты, предусмотренные договором;

- можно будет перечислять обязательные платежи (налоги, страховые взносы и т.д.);

- клиент сможет либо забрать остаток денег, либо перевести его на другой свой банковский счет.

Если же в течение этих 60 дней клиент не явится за деньгами, то банк их оставить у себя не сможет - он должен будет переслать деньги в Центробанк (который, кстати, устанавливает порядок возврата клиенту его денег) <17>.

Изменения в порядке госрегистрации юридических лиц

С 30.06.2013

(!) К регистрации юридических лиц и к сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), надо будет относиться серьезнее, в том числе и налоговой службе <18>:

- если из-за непредставления компанией данных о себе в ЕГРЮЛ, несвоевременного их представления либо представления недостоверных данных кому- то будет причинен убыток, то компания должна будет такой убыток возместить <19>. А если кто-то получит убытки из-за ошибок налоговой службы в госрегистрации юридического лица или из-за незаконного отказа в такой регистрации, такие убытки будет возмещать госказна <20>;

- прежде чем внести какие-то данные в ЕГРЮЛ, налоговая служба должна сообщить заинтересованным лицам о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица <21>. Они могут быть против регистрации таких изменений, и ФНС должна будет учитывать это, прежде чем решиться на дальнейшие действия <22>. Эти поправки помогут, в частности, защитить компании от недружественных захватов;

- если компания зарегистрирована с грубыми нарушениями закона, которые нельзя исправить, то суд может признать госрегистрацию юридического лица недействительной <23>. Кстати, ранее у налоговой службы уже были полномочия при схожих обстоятельствах обратиться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица <24>. Теперь же может получиться так, что как будто и вовсе не было неправильно зарегистрированной фирмы. И какие последствия это может иметь для тех, кто с ней в том или ином качестве сотрудничал, еще только предстоит узнать всем нам.

***

В заключение хотим упомянуть еще о том, что теперь:

- органы, занимающиеся оперативно-разыскной деятельностью, могут получить доступ к банковской тайне физических лиц - для этого им нужно получить судебное решение <25>;

- внесены изменения и в Уголовный кодекс <26>. В частности, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства о зачислении на счета компании денег от иностранных контрагентов, а также за вывод денег из России под предлогом оплаты фиктивных услуг, работ или непоставленных товаров <27>.


<1> ст. 4 Закона от 14.06.94 N 5-ФЗ

<2> п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; ст. 11 Закона от 12.08.95 N 144-ФЗ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<3> п. 3 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; п. 5 ст. 31 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<4> п. 2 ст. 93.1 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 11 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<5> п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<6> п. 3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); подп. "а" п. 8 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<7> п. 4 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); подп. "б" п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ

<8> п. 8.3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); подп. "д" п. 8 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<9> п. 1 ст. 119 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 13 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<10> Письмо ФНС от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@

<11> п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 6 ст. 10 Закона N 134-ФЗ

<12> п. 5 ст. 174 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 2 ст. 12, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<13> п. 5 ст. 173 НК РФ; подп. "а" п. 2 ст. 12 Закона N 134-ФЗ

<14> ст. 119.1 НК РФ

<15> п. 3.1 ст. 169 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<16> ст. 6, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; п. 1.2 ст. 859 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<17> п. 3 ст. 859 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<18> ст. 4, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<19> п. 2 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<20> п. 7 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<21> п. 3 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<22> п. 4 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<23> п. 6 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<24> п. 2 ст. 25 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

<25> п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; ч. 5, 6 ст. 26 Закона от 02.12.90 N 395-1

<26> п. 5 ст. 8, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<27> ст. 193 УК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МЕДОСМОТРЫ: ВСЕ ОБ УЧЕТЕ, ОПЛАТЕ И МЕДКНИЖКАХ

Шаповал Е.А., Суховская М.Г.

Как вы уже знаете, работодатель обязан направлять отдельные категории работников на медосмотры (предварительные, периодические, предрейсовые или послерейсовые) <1>. Расходы на проведение таких обязательных медосмотров <1>:

- учитываются в целях налогообложения прибыли как прочие - на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности <2>;

- не облагаются страховыми взносами, в том числе "на травматизм", так как нет объекта обложения взносами <3>;

- не облагаются НДФЛ, так как это не доход работника, а расходы работодателя, которые производятся в его интересах <4>

Как мы и обещали, продолжаем отвечать на ваши вопросы по поводу того, для каких  категорий  работников  медосмотры  являются  обязательными. Постараемся также развеять туман над нюансами проведения таких медосмотров.

Предварительный медосмотр обязан оплатить будущий работодатель

(?) В локальных актах нашей компании прописано, что обязательный предварительный медосмотр оплачивает сам трудоустраивающийся, а все последующие уже оплачиваем мы. Соискатель перед поступлением на работу пошел в частную клинику и прошел первичный медосмотр за приличные деньги, а теперь требует его оплатить. Интересно получается: если он завтра передумает у нас работать, мы и новому соискателю обязаны будем оплатить медосмотр? Так и разориться недолго. Разве мы не правы?

А.М. Касьянова, г. Ростов

Ответ

Вы не правы. Порядок проведения предварительных медосмотров определен законодательством, и вы должны его соблюдать: нужно выдать соискателю направление на медосмотр, а затем на основе представленного им заключения медиков принять решение о приеме на работу соискателя <5>. К тому же оплачивать прохождение предварительных медосмотров соискателями ТК РФ обязывает будущего работодателя <1>. Поэтому вам надо изменить свои локальные акты в соответствии с законодательством <6>.

Вы можете возместить соискателю расходы на самостоятельное прохождение медосмотра. Но учтите, что в данном случае медицинское освидетельствование работника было проведено с нарушением установленных законодательством требований и оно не является обязательным медосмотром. Поэтому учесть эти затраты в расходах нельзя <3>. Кроме того, с этой суммы надо будет удержать НДФЛ <7>.

Расходы на обязательные медосмотры можно учесть при УСНО

(?) Наша организация направляет сотрудников на обязательные медосмотры. Можем ли мы включить их стоимость в расходы при УСНО?

О.Н. Белявская, г. Калуга

Ответ

Можете. Ведь проведение обязательных медосмотров установлено законом. Поэтому, как считает Минфин, затраты на их проведение при "доходно-расходной" УСНО можно учесть в расходах как материальные расходы на оплату услуг сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов <8>.

Бухгалтер на общепите приравнивается к поварам

(?) Принимаем на работу в ресторан обычного бухгалтера. Неужели мы должны и его направить на медосмотр? Да еще с таким впечатляющим списком врачей и анализов? Тут и кровь на сифилис, и мазок на стафилококк, и флюорография, даже стоматолог есть!

Говорят, что сдавать и проходить все это ему надо будет минимум раз в год. Мы не совсем понимаем, зачем. Он же с бумагами работает, а не с продуктами...

А.Д. Овечкина, г. Армавир

Ответ

Ваши сомнения понятны. С одной стороны, по Закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) должны проходить только сотрудники общепита <9>:

- занятые на работах, связанных с изготовлением и оборотом пищевых продуктов;

- непосредственно контактирующие с продуктами.

С другой стороны, в санитарных правилах говорится, что любые лица, поступающие на работу в организации общепита, проходят предварительные, а затем и периодические медицинские осмотры <10>. Да и в перечне работ, при которых обязательны медосмотры, формулировка довольно широкая: "работы в организациях общественного питания" <11>.

Получается, что если бухгалтер ресторана имеет доступ к продуктам питания, то его надо направлять на обязательные медосмотры. И, как нам рассказал практик, ситуаций, когда бухгалтеру организации общепита все же приходится контактировать с продуктами, не так уж и мало.

ОБМЕН ОПЫТОМ
БАУКИНА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - Главный бухгалтер ООО "ИСТОК" Центра развлечений "ФРИСТАЙЛ"

"Во-первых, бухгалтер может входить в состав нескольких комиссий:

- по проведению инвентаризации продуктов питания в кладовых (на складах), цехах первичной обработки продуктов и сырья, непосредственно на кухнях (в горячих, холодных, кондитерских цехах), в барах и буфетах организации;

- по составлению актов на списание продуктов, пришедших в негодность (естественная порча, бой).

А во-вторых, бухгалтер в общепите по распоряжению руководства может принимать участие в калькулировании и разработке технико-технологических карт (ТТК) новых уникальных блюд. В этом случае ему приходится их пробовать. По результатам он заполняет и подписывает совместно с шеф-поваром, технологом акты проработки новых блюд, ТТК и калькуляционные карты".

Как видим, требование о прохождении бухгалтером обязательных медосмотров и о сдаче необходимых анализов, если он, как и другие работники общепита, непосредственно контактирует с продуктами, вполне оправданно.

А надо ли бухгалтеру ресторана проходить обязательные медосмотры, если он не имеет дела с пищевыми продуктами (например, бухгалтерия расположена совсем в другом месте), нам разъяснили в Роструде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ШКЛОВЕЦ ИВАН ИВАНОВИЧ - Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

"Полагаю, что работа бухгалтера не относится к работам в организациях общественного питания, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры. Ведь бухгалтер по роду деятельности не имеет непосредственного контакта с пищевой продукцией".

Медосмотр в выходной надо оплачивать как работу в выходной

(?) Можно ли направить работника на обязательный медосмотр в выходной для него день? Если да, как оплачивать ему такой день?

В. Панкова, г. Рязань

Ответ

Можно, но только с согласия работника. Ведь прохождение медосмотра в выходной - это исполнение работником трудовой обязанности в его день отдыха. Поэтому вам надо заранее получить от работника письменное согласие на это <12>.

Если работник согласился, то оплатить время прохождения им медосмотра в выходной надо не менее чем в двойном размере <13>, а не в размере среднего заработка, как прохождение медосмотра в рабочий день <14>. Но если работник решит вместо двойной оплаты взять отгул за прохождение медосмотра в выходной, тогда этот день надо оплатить в одинарном размере <13>.

Регионы могут вводить дополнительные основания для медосмотров

(?) Недавно открыли в Москве мелкооптовый магазин по продаже верхней одежды для взрослых. Слышали, что всем работникам торговых организаций нужно проходить медосмотры и оформлять медкнижки независимо от того, чем торгуют - продуктами или промтоварами. Так ли это? А то отправим работников на медосмотр, а потом выяснится, что для них он необязательный, и мы не сможем учесть расходы на него.

Н.Д. Ярцев, г. Москва

(?) В федеральном Перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры работников, указано: "работы в организациях торговли", без уточнения ассортимента продукции <15>. Мы спросили в Роспотребнадзоре, на самом ли деле медосмотры касаются всех торговых организаций независимо от того, какими товарами они торгуют.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИВАНОВ ГЕННАДИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - Заместитель начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора

"Приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н не установлены требования к прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров работниками промтоварных магазинов".

Однако риск, что проверяющие из СЭС (Роспотребнадзора) вас оштрафуют, все же есть. Дело в том, что региональные власти могут вводить дополнительные основания для проведения медосмотров <16>. В Москве есть перечень категорий работников, которые подлежат обязательным медосмотрам. И работники торговли промышленными товарами в него входят <17>. Поэтому вы смело можете учесть в расходах затраты на прохождение медосмотра вашими работниками, поскольку для Москвы это обязательный медосмотр <18>.

Как оплачивать работнику дни медосмотра, на который он не попал из-за болезни

(?) Работник болел в дни, предусмотренные календарным планом для проведения медосмотра, поэтому не прошел его. Как оплачивать ему дни болезни, совпавшие с днями, когда он должен был проходить медосмотр? Можно ли потребовать от него все-таки пройти медосмотр после болезни?

О.И. Константинова, г. Пермь

Ответ

За дни болезни, совпавшие с медосмотром, работнику надо выплатить пособие по болезни, ведь человек болел и не мог пройти медосмотр <19>.

Если прохождение медосмотра этим работником - необходимое условие его допуска к работе, а к моменту выхода его на работу по окончании болезни срок предыдущего медосмотра уже истек, то сотрудника надо отстранить от работы до прохождения медицинского осмотра и снова направить на медосмотр. Время отстранения от работы надо оплатить в размере не менее 2/3 оклада как время простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя <20>, а дни прохождения медосмотра - исходя из среднего заработка <21>.

Если же на момент выхода сотрудника на работу после болезни предыдущий медосмотр еще "не просрочен", он может работать, то есть отстранять его от работы не надо. Но его также надо отправить на медосмотр и оплатить дни его прохождения исходя из среднего заработка <22>.

Отказ от прохождения медосмотра - путь к увольнению "по статье"

(?) Один из поваров нашего кафе без всякой причины наотрез отказался проходить ежегодный обязательный медосмотр. Естественно, мы отстранили его от работы <23>, но даже после этого он не идет на медосмотр. Можно ли его уволить?

О.В. Денисенкова, г. Санкт-Петербург

Ответ

Можно, но не сразу. Здесь налицо неисполнение работником его трудовых обязанностей <24>. За это вы вправе сначала наложить на него дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора <25>. Для этого необходимо <26>:

- составить акт об отказе повара проходить обязательный периодический медосмотр. Акт должен быть подписан не менее чем двумя работниками, которые могут подтвердить этот факт;

- письменно затребовать у повара бумагу с объяснением причины отказа, чтобы директор кафе мог решить, уважительная она или нет. Это можно сделать прямо в акте об отказе от прохождения медосмотра. Если повар по истечении 2 рабочих дней объяснение не представил, то составьте акт о непредставлении объяснения в произвольной форме (по аналогии с актом об отказе). Кстати, непредставление объяснения не препятствует применению дисциплинарного взыскания;

- издать в произвольной форме приказ об объявлении работнику замечания или выговора (на усмотрение директора кафе), если у повара не было уважительных причин для отказа от прохождения медосмотра;

- ознакомить повара с приказом о привлечении к ответственности под роспись в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа. Если он откажется знакомиться с приказом под роспись, то вам нужно будет составить об этом акт.

Сделать все это надо не позднее месяца со дня отказа повара от прохождения медосмотра (конечно, если он в это время не болел и не был в отпуске) <26>.

Если после замечания или выговора повар вновь откажется пройти медосмотр, тогда уже его можно уволить за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин <27>. Причем увольнение в такой ситуации также является дисциплинарным взысканием, и вам необходимо еще раз оформить все те же бумаги. Кроме того, надо внести запись в трудовую книжку повара об увольнении и выдать ее ему в день увольнения под роспись, а также рассчитаться с ним по зарплате и прочим суммам <28>. На это у вас есть тоже месяц, но со дня второго отказа от прохождения медосмотра <29>.

За фальшивую медкнижку накажут работника

(?) У нас небольшой продуктовый магазин, в котором я и бухгалтер, и кадровик. Как я могу проверить подлинность медкнижки соискателя? И кто будет отвечать, если проверяющие выявят подделку?

Н.М. Осипова, г. Воронеж

Ответ

Вы не обязаны проверять подлинность медкнижки. Если при проверке выяснится, что она фальшивая, то отвечать будет работник, который не мог не знать о том, как ему была оформлена медкнижка.

Но если вы все же хотите удостовериться в подлинности представленной работником медкнижки, можете обратиться в организацию, ее выдавшую (она указана на с. 3 книжки), или в организацию, проводившую гигиеническую аттестацию работника (она указана на с. 28 - 29 книжки) <30>. При этом следует иметь в виду, что личную медицинскую книжку вправе выдавать только <31>:

- центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ;

- медицинские организации, имеющие соглашения с такими центрами.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ
За подлинность медицинских обследований работодатель ответственности не несет. За это отвечает медучреждение, проводившее медосмотр. Работодатель в ответе только за допуск к работе работника без медкнижки или с просроченным медосмотром <32>.

***

Многие задают вопрос, есть ли такие работники, которым не надо проходить обязательные медосмотры. Однозначно на него ответить нельзя. Даже если какой-то должности или работы нет в федеральных перечнях или СанПиНах, в конкретных условиях труда могут присутствовать те или иные вредные факторы, которые влекут за собой необходимость прохождения обязательного медосмотра.


<1> ст. 213 ТК РФ

<2> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ

<3> ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<4> п. 10 ст. 217 НК РФ

<5> ст. 213 ТК РФ; приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н

<6> ст. 8 ТК РФ

<7> п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 211 НК РФ

<8> подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; Письма Минфина от 22.07.2005 N 03-11-04/2/31, от 10.01.2006 N 03-11-04/2/1

<9> п. 1 ст. 23 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ

<10> пп. 13.1, 13.3 СанПиН 2.3.6.1079-01

<11> п. 15 Перечня (приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н)

<12> статьи 112, 113 ТК РФ

<13> ст. 153 ТК РФ

<14> ст. 185 ТК РФ

<15> п. 15 Перечня (приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н)

<16> ч. 2 ст. 34 Закона от 30.03.99 N 52-ФЗ

<17> п. 3 Перечня (приложение 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28.12.99 N 1228)

<18> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ

<19> ч. 1 ст. 6 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ

<20> статьи 76, 157 ТК РФ

<21> ст. 185 ТК РФ

<22> ст. 185 ТК РФ

<23> ст. 76 ТК РФ

<24> подп. "в" п. 35 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 N 2

<25> ст. 192 ТК РФ

<26> ст. 193 ТК РФ

<27> п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

<28> ст. 84.1 ТК РФ

<29> ст. 193 ТК РФ

<30> приложение N 1 к Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402

<31> с. 30, 31 личной медицинской книжки

<32> ч. 1 ст. 5.27, ч. 1 ст. 6.3, ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14

ОБ НДС С КОМПЕНСАЦИЙ РАСХОДОВ И ДОГОВОРНЫХ САНКЦИЙ

Дыбов А.И.

Поразительно, но очень многие никак не возьмут в толк, что исчисление налогов мало зависит от значения слов, к которым мы привыкли в обычной жизни. В который раз повторяю: недостаточно назвать какую-то сумму компенсацией с тем, чтобы вывести ее из-под налогообложения.

Использую штамп, но он как нельзя кстати. Классика жанра - возмещение затрат продавца на доставку товаров покупателю. Допустим, перевозил их сам продавец. Компенсацию он должен включить в налоговую базу как средства, связанные с оплатой товаров, а вот покупатель не может рассчитывать на вычет, так как счет-фактуру не получит. Если товары доставлял перевозчик, продавец вправе принять к вычету НДС по его счету-фактуре, однако компенсацию, поступившую от покупателя, он, опять же, включит в базу. Однако покупатель лишен возможности вычета НДС и в этом случае.

Неприятно? Невыгодно? Но Минфин настаивает на этом.

Если уж продавцу так необходимо возместить свои транспортные расходы, пусть выступит посредником между покупателем и перевозчиком. Тогда продавцу не придется увеличивать свою налоговую базу на стоимость перевозки, а покупатель спокойно примет к вычету НДС по ней на основе перевыставленного продавцом счета-фактуры. Эту мысль я подсмотрел в Письме Минфина N 03-07-09/8906. В нем же сказано, что если посреднический договор не оформлен, то сумму возмещения в отгрузочный счет-фактуру вписывать нельзя. А самое простое - увеличить цену товаров на стоимость доставки, и дело с концом.

Немного из другой серии вопрос генерального подрядчика о компенсации его затрат на добровольное страхование работников, имущества и рисков. По договору она включается в цену работ, но подрядчик засомневался насчет НДС, поскольку операции по страхованию этим налогом не облагаются. Сомневался зря, так как операции не облагаются только у страховщиков. В Письме N 03-07-11/6089 чиновники справедливо объяснили: для подрядчика это возмещение - часть стоимости работ и включается в налоговую базу.

Удивительное дело: в марте Минфин перестал упорствовать и в Письме N 03-07-15/6333 присоединился к позиции ВАС о том, что налоговая база продавца товаров не увеличивается на сумму неустойки за нарушение договорных обязательств, полученную от покупателя. Как говорится, не прошло и 5 лет со дня появления Постановления ВАС N 11144/07. Все эти годы чиновники заочно спорили с судьями, например, в Письме N 03-07-11/311. Но вероятно, устали сопротивляться очевидному, проигрывать в судах и сдались.

В то же время министерство осторожно отметило: если полученные продавцом деньги хотя и названы неустойкой, но по сути являются частью цены, то их надо облагать НДС. Сказано это для оптимизаторов, все еще практикующих схему, когда товар стоит, скажем, рубль, а неустойка за опоздание с оплатой - 10 рублей. Покупатель, конечно же, опаздывает, и продавец с душевным подъемом включает в налоговую базу только рубль, а насчет 10 целковых неустойки кивает на Постановление ВАС N 11144/07. Только это называется "злоупотребление правом" и номер не пройдет. Минфин лишний раз об этом напомнил.

Что касается обратной ситуации, когда деньги за нарушение договорных обязательств получает от продавца покупатель, то финансовое ведомство всегда считало, что в налоговую базу их включать не надо. Приверженность этой точке зрения Минфин в который раз выразил в первом полугодии нынешнего года в Письме N 03-07-11/12363.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2013, N 03

О ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Дыбов А.И.

Во всем, что касается первичных документов, круги по воде от камня, называемого Закон о бухучете N 402-ФЗ, будут расходиться еще очень долго. Шутка ли, всегда нас заставляли оформлять бумаги по унифицированным образцам - и вдруг почти полная свобода. Тут кто угодно растеряется. Судя по письмам, появившимся в первом полугодии, растерялся и Минфин. Иначе как объяснить, что ведомство ускользает от внятных ответов, ограничиваясь мало что значащими, без выводов, цитатами из законодательства.

Взять Письмо N 03-03-06/1/6700. Вопрос прямее некуда: можно ли использовать самостоятельно разработанную форму путевого листа для трактора при подтверждении налоговых расходов на ГСМ? В ответ отрывки из главы 25 НК о документальном подтверждении расходов и Закона N 402-ФЗ о формах документов. И все! Вывод напрашивался сам собой: разработать путевой лист трактора собственной формы можно, но чиновники почему-то решили обойтись без вывода. Видимо, самим непривычно такое писать.

Другая ситуация. Договором доставка товаров возложена на продавца. Он решил сделать гибрид из товарной и товарно-транспортной накладных, чтобы в одной бумаге были сведения о товаре и его перевозке. Вопрос в Минфин: "Можно?" В ответном Письме N 03-03-06/1/5971 опять цитаты. Решусь доделать работу министерства и отвечу прямо: можно использовать такой документ. Главное - утвердить форму в учетной политике, а также очень желательно прописать его применение в договоре, чтобы для покупателя документ не стал сюрпризом. Тогда никто вам ни слова не скажет.

Еще один "транспортный" вопрос ведомству - достаточно ли для подтверждения расходов на перевозку одновременного наличия:

- договора перевозки;

- акта об оказании услуг по перевозке;

- товарно-транспортной накладной (бывшая форма 1-Т);

- транспортной накладной, форма которой утверждена правительственными Правилами перевозки грузов автотранспортом?

Нетрудно угадать ответ Минфина в Письме N 03-03-06/1/15213, да? Сухие выдержки из нормативки плюс предложение написать насчет транспортной накладной в Минтранс. И ни малейшей попытки объяснить, что товарно-транспортная накладная вообще не нужна. По умолчанию надо составлять транспортную накладную, но, если стороны хотят, они могут установить в договоре, что результаты перевозки оформляются актом. Это также допускается Уставом автомобильного транспорта. Но все четыре документа сразу? Это явный перебор!

Апофеоз министерской осторожности - Письмо N 03-03-06/1/15770. Суть поставленной перед чиновниками проблемы: что, если организация возьмет старые унифицированные формы первички и, ничего не меняя, будет использовать их и дальше? Смущало вопрошавших то, что на каждой такой форме есть текст с реквизитами постановления Госкомстата, утвердившего ее. Мол, не ошибка ли оставлять этот текст, раз сейчас утверждение первички - задача руководителя. И снова ответом были только цитаты. Осмелюсь ответить за Минфин и здесь: ничего критичного в сведениях о приказе Госкомстата, утвердившего форму, нет. Вы можете хоть в цветочек, скажем, накладную изрисовать, лишь бы в ней все обязательные реквизиты были.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2013, N 03

О ПРИОБРЕТЕНИИ БЛАНКОВ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК

Журавлева И.В.

Где мы берем бланки трудовых книжек? Их должен приобрести именно работодатель, так как Правила гласят, что он обязан иметь достаточный запас бланков трудовых книжек и вкладышей в них.

Что значат слова "достаточный запас", Правила не уточняют. И это естественно, потому что в каждой организации понятие "достаточный запас" трактуется по-своему. Где-то принимают новых работников раз в полгода, причем только людей с опытом работы, а значит, и с трудовыми книжками. Следовательно, новые трудовые книжки приходится заводить крайне редко: если только кому-то понадобится новая книжка взамен утерянной или потребуется сделать дубликат книжки. Поэтому один-два бланка трудовых книжек иметь в запасе для такой организации вполне достаточно. Но поскольку принимают людей с опытом работы, значит, кому-то из работников вполне может понадобиться вкладыш в книжку. Поэтому бланков вкладышей в такой организации нужно иметь штук пять-десять, если не больше, в зависимости от общей численности работников в организации.

А в другой организации каждый месяц принимают новых работников по несколько десятков человек - бывает и такое. Причем приходит большое количество молодых людей, которые устраиваются на работу впервые. Соответственно, там бланков трудовых книжек нужно иметь много, а бланки вкладышей нужны в значительно меньшем количестве.

Так что здесь ответственный за ведение книжек работник должен сам решить, исходя из специфики своей организации, сколько и каких бланков нужно иметь.

Очень важный вопрос - где именно приобретать бланки трудовых книжек и вкладыши в них. И то и другое - это защищенная полиграфическая продукция, поэтому печатать их разрешено только типографиям Объединения "ГОЗНАК", находящимся в ведении Минфина. А распространять их могут и другие организации, но строго по договорам с Объединением "ГОЗНАК" и имеющие право работать с защищенной полиграфической продукцией.

Как правило, большинство компаний, которые торгуют канцтоварами, также совершенно легитимно продают бланки трудовых книжек. Если же у вас есть сомнения, является ли та или иная организация официальным распространителем бланков, то вы всегда можете это проверить, попросив у нее документы на право продажи бланков. При этом вам должны предложить такую подборку договоров: копию договора крупного оптовика с Объединением "ГОЗНАК", у которого тот купил бланки, и копию договора с этим оптовиком той компании, у которой вы купили бланки книжек. То есть все эти договоры в совокупности подтвердят, что бланки у вас оказались на законном основании.

Так что приобрести трудовую книжку может, во-первых, только работодатель и, во-вторых, только у официальных распространителей бланков. Иной способ приобретения бланков трудовых книжек и вкладышей в них может рассматриваться как нарушение законодательства о труде, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.27 КоАП. Поэтому приобретать бланки книжек непонятно где, на бегу весьма и весьма рискованно. И ни в коем случае нельзя принимать бланки книжек, принесенные работниками.

Вы, наверное, так же как и я, не раз видели в переходах метро людей, предлагающих купить трудовые книжки, дипломы, справки и тому подобное. Понятно, что имеются в виду поддельные заполненные трудовые книжки, но есть ведь люди наивные, которые искренне верят, что это просто бланки трудовых книжек, и покупают их.

А бывают и совсем поразительные случаи. Приходит ко мне на семинар кадровик и приносит некий документ, на обложке которого написано "трудовая книжка". Но назвать этот "документ" трудовой книжкой невозможно, потому что он ею не является. Хотя он и содержит, вроде бы, все реквизиты бланка книжки, однако ни его цвет, ни размер, ни бумага, я уж не говорю про водяные знаки и прочие способы защиты, не соответствуют утвержденным образцам. Просто какая-то типография сделала клише по образцу, приведенному в Правилах, и стала его печатать, возможно, даже не понимая, что творит нарушение. И даже нельзя сказать, что это подделка: это была бы подделка, если бы на бланке стояло, что он напечатан Объединением "ГОЗНАК", но такого указания там не было. Люди купили эти бланки книжек и, устраиваясь на работу в какую-нибудь маленькую организацию, принесли их туда. А там трудовые книжки вел человек, который не имел представления, как именно должна выглядеть настоящая трудовая книжка, и потому он начал заполнять этот непонятный бланк. Кстати, это еще один аргумент в пользу того, что ведение трудовых книжек лучше поручать кадровику, а не какому-нибудь другому работнику в довесок к его основным трудовым функциям. Ведь он может быть и несведущ в вопросах оформления кадровой документации.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2013, N 03

О ФОРМУЛИРОВКЕ ЗАПИСИ ОБ УВОЛЬНЕНИИ В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ

Журавлева И.В.

Запись об увольнении мы начинаем вносить как обычно: в первой графе книжки ставим порядковый номер записи, во второй графе - дату увольнения работника или прекращения трудового договора в связи со смертью работника. А вот по поводу того, как правильно заполнить графу 3, специалисты спорят.

Традиционно мы привыкли писать "уволен" или "уволена" - именно такая формулировка содержится в Инструкции. Но после появления с 6 октября 2006 года в ТК новой статьи 84.1 некоторые специалисты стали утверждать, что теперь нужно в трудовой книжке писать не "уволен" или "уволена", а "трудовой договор прекращен" или "трудовой договор расторгнут". То есть поскольку в части 5 статьи 84.1 ТК РФ говорится о том, что запись в трудовую книжку об основании и причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК, а, например, в пункте 3 части первой статьи 77 ТК написано про расторжение трудового договора, значит, и запись в трудовой книжке должна быть соответствующей: "Трудовой договор расторгнут...".

Мне кажется, что эта точка зрения происходит от недостаточно внимательного прочтения норм Трудового кодекса. В части пятой статьи 84.1 ТК законодатель указал, что в точном соответствии с формулировками ТК запись должна производиться конкретно об основании и причине прекращения трудового договора. То есть в формулировке основания и причины увольнения не должно быть никакой отсебятины, а только то, что содержится в ТК и иных федеральных законах. Однако статья 84.1 вовсе не требует, чтобы мы в трудовой книжке работника делали записи о судьбе трудового договора.

Что касается понятия "прекращение трудового договора", то это синоним понятия "увольнение работника", одно без другого не бывает. Прекращение трудового договора означает увольнение работника, а увольнение работника означает прекращение договора. Единственное исключение - когда работник умер или признан безвестно отсутствующим или умершим, тогда остается только прекратить трудовой договор, так как увольнять уже некого. Поэтому в Трудовом кодексе понятия "увольнение" и "прекращение трудового договора" употребляются как тождественные, чтобы хоть немного разнообразить тяжелый юридический язык. Возьмем, например, статью 80 ТК: для расторжения трудового договора по собственному желанию нужно написать заявление об увольнении. Кроме того, в статье 66 ТК говорится о внесении в книжку сведений именно об увольнении работника.

Так вот, поскольку мы все-таки ведем трудовую книжку работника, а не книгу учета трудовых договоров, то и писать в книжке следует о том, что происходит с самим работником, а не с его договором. А сам работник сначала принят на работу, затем переведен, а потом уволен.

И уж если кто-то решил, что в книжке надо писать: "Трудовой договор прекращен...", тогда надо быть последовательным и при приеме на работу делать, например, такую запись: "Трудовой договор заключен на работу в цехе N 2 плотником-краснодеревщиком II разряда". Я еще слышала мнение, что надо использовать такие варианты записей: "Принят на основании заключенного трудового договора", "Уволен на основании прекращенного трудового договора". Но это вообще уже совершенно непонятно: зачем писать "масло масляное" в трудовую книжку, в которой и так мало места? Разве может быть работник принят не на основании трудового договора или на основании незаключенного трудового договора? А как можно уволить без прекращения трудового договора? Очевидно, что система записей со словами "принят", "переведен", "уволен", во-первых, более удобна и понятна и, во-вторых, что самое главное, точно соответствует Трудовому кодексу.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2013, N 03

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное