Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Говорим и пишем правильно. Культура письменной речи


Ресурс "Культура письменной речи"


Говорим и пишем правильно. Культура письменной речи

Анонсы, статьи

Выпуск 116 22 ноября 2021 г.


Новое на сайте:

РУССКИЙ ЯЗЫК


Как известно, тема поэта и поэзии, тема предназначения поэта и предназначения его поэтического дара неизменно занимала литераторов всех эпох, начиная с античных времен вплоть до современности, и каждый поэт предлагал собственное разрешение философских аспектов этой экзистенциальной сферы. Так, если в начале ХIХ века А. С. Пушкин ввел в русскую литературу образ поэта-пророка («Восстань пророк, и виждь, и внемли…»), то полвека спустя за Н. А. Некрасовым установилась прочная слава прославления образа поэта-гражданина («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»).

Титульное в этом плане стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин» занимает важное место в художнической биографии писателя и, несомненно, в истории русской литературы. По словам выдающегося некрасоведа Н. Н. Скатова, «Поэт и гражданин» — «это одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства». По словам исследователя Н. Н. Мостовской, в творческом наследии Некрасова стихотворение-декларация воспринимается «почти самостоятельно»: «и как характерный знак его литературной деятельности, и как примета общественно-литературной жизни эпохи».

Читайте статью Ольги Владимировны Богдановой «ПОЭТ И ГРАЖДАНИН» Н.А. НЕКРАСОВА.


В отечественном литературоведении широко и, кажется, убедительно звучит мысль о продолжении Н. А. Некрасовым традиции классической русской литературы. И, конечно, первым в ряду предшественников Некрасова называется Пушкин. Но не менее основательны и другие суждения, согласно которым Некрасов не продолжатель традиции, а основоположник новой литературы. Однако в восприятии последнего утверждения на первый план чаще всего выходит «магия слов», внимание к броскому обороту речи, к признанию значительности и значимости наследия поэта-демократа.

Между тем к суждению о том, что Некрасов стал основоположником новой литературы следует отнестись внимательнее и серьезнее и осознать, что именно так и происходило в русской литературе середины ХIХ века. Надо признать, что от традиции классической русской литературы Некрасов (и К°) отказался полностью и решительно, породив действительно новую и вскоре ставшую мощной ветвь «другой» литературы, начавшей развиваться по иным законам и воплощающей иные идеалы, чем творчество писателей-классиков, представителей русской литературы первой трети ХIХ столетия.

Читайте статью Ольги Владимировны Богдановой «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» Н.А. НЕКРАСОВА».


История терминов ковид и коронавирус объединяет факты их появления и распространения, речевые события, в которых участвуют две лексемы и образованные на их основе многочисленные производные слова.

В русском языке термин коронавирус изначально был представлен в графических вариантах: в транслитерированном виде (коронавирус, корона-вирус) и в форме, соответствующей нормам написания сложных слов с соединительной гласной буквой О (короновирус). Графическая вариантность была свойственна и производному прилагательному: в медицинской литературе, в частности по ветеринарии, употребляются коронавирусный и короновирусный (коронавирусная / короновирусная инфекция, коронавирусный энтерит, короновирусный энцефаломиелит). В настоящее время графический облик термина коронавирус приведен к нормативному единообразию. Об этом сообщается в справке сайта «АКАДЕМОС», на котором размещены «Русский орфографический словарь» под редакцией В. В. Лопатина и новые словарные материалы.

Термин ковид рожден в буквальном смысле на наших глазах. Он появился как результат транслитерации аббревиатуры COVID-19, сокращения английского речевого оборота Coronavirus disease (коронавирусное заболевание). Впервые сокращенное обозначение в качестве официального наименования новой коронавирусной инфекции было упомянуто 11 февраля 2020 г. на брифинге Всемирной организации здравоохранения, объявившей о начале пандемии. Выбор такого названия был продиктован правилами ВОЗ, в соответствии с которыми название вируса не должно было отражать географии его происхождения или иных упоминаний, способных вызвать какие-либо дискриминационные проявления или предвзятое отношение к животным.

В русском языке, во время пандемии коронавирусной инфекции, от терминов ковид и коронавирус было образовано большое количество производных слов.

Читайте статью Елены Николаевны Геккиной «ОТ КОРОНАВИРУСА ДО КОВИДА: факты и события в истории терминов».

 

КОНКУРСЫ


25.10 2021 г. подведены итоги XXXXI тура конкурса «ЖИТЕЙСКИЕ МУДРОСТИ». В конкурсе приняли участие приняли участие 14 авторов из Германии, Латвии, Российской Федерации и США. Общее число афоризмов, прошедших предварительный конкурсный отбор и опубликованных на страницах сайта, – 760.

Призовые места XXXXI тура конкурса распределились следующим образом:

I место
ГЕННАДИЙ МОСКВИН (г. Рига, Латвия) с афоризмами: "Трудно взять от ума больше, чем он дал. И это у него не отнимешь"; "Страх — это эмоция здравого смысла"; "Ничто так не заводит в тупик, как изобилие выходов"; "Дармоедов выдает прожорливость" и др.

II место
ЮРИЙ ТУБОЛЬЦЕВ (г. Москва) с афоризмами: "Если у вас чистая совесть, значит, у вас амнезия"; "Рабу не нужна воля, рабу нужны вольности"; "Мир не создан, мир выстрадан"; "Чем круче яйцо, тем меньше в нем жизни" и др.

III место
ИЛЬЯ РОДИОНОВ (г. Мончегорск, Мурманская обл.) с афоризмами: "Богатство не порок, порок – жадность; бедность не порок, порок – лень"; "Нет повода усомниться? Это повод задуматься!"; "До чего же мрачно мы смотрим на светлое будущее!"; "Куда катится мир? Туда, куда его катят" и др.

КОНКУРСЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ!

Желаем всем удачи!



Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://gramma.ru


Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены ABL2001-2021.
Воспроизведение материалов допускается только с разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


В избранное