Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Метафоры и гиперболы у Гоголя




Метафоры.
ведущий рассылки
АЛЕКСАНДР ГРИН

Преувеличение - это вышедшая из себя истина. (Д.Джебран)

Преувеличение есть ложь людей благовоспитанных. (Ж.Местр)

Чужое счастье всегда представляется нам преувеличенным. (Ш.Монтескье)

Любовь преувеличивает. В этом ее сила и ее слабость, источник ее иллюзий и разочарований. (А. Ренье)

Преувеличение! Были ли когда-либо приписаны кому-либо хорошие черты без преувеличения их? И дурные, которые мы не преувеличивали бы так же? Не преувеличиваем ли мы в своих глазах самих себя? (Г.Торо)



Неизвестные Факты о Чак Норрисе:
За завтраком Чак Норрис скачивает по диалапу и прочитывает Интернет. Весь. Трижды.
У сигарет зависимость от Чака Норриса.
Чак Норрис не отжимается, Чак Норрис отодвигает Землю с траектории полета гигантского астероида.
Также в детстве Чак умертвил 20 000 кукушек вопросом "Кукушка-кукушка, сколько мне лет жить осталось?"
Чак Норрис плевком может сбить НЛО
Чак Норрис раскладывает "Пасьянс" со скоростью света
Пирамида потребностей Маслоу неприменима к Чаку Норрису, потому что у него - всего две потребности: убивать людей, и находить людей, которых можно убить.
Сначала фильм "Чужой против Хищника" должен был называться "Чужой и Хищник против Чака Норриса", но от этой идеи пришлось отказаться еще во время съемок: никто не стал бы покупать билет на четырнадцатисекундный фильм.



Пишите автору

Реклама и консультации

Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.
Рассылки Subscribe.Ru
УмНыЕ мЫсЛи
Книга для Вас
Смысл Жизни
Стратегии изменяющегося Мира. Геополитические тенденции.
Стратегические концепции рекламы и маркетинга.
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
В поисках работы? Избранные статьи для трудоустройства."
Москва. Аренда Квартир
Мировой финансовый кризис
Управление рисками. Разработка стратегии бизнеса.
Microsoft Office - совет дня
Самые полезные сайты. Обмен ссылками.
Все о компьютерах. Железо. Операционные системы. Программы.
Метафоры.
___________________________

Рассылка новостей
Выпуск от 2009-04-23 12:54

Здравствуйте, дорогие читатели!  В качестве введения (или напоминания) мне хотелось бы сказать, что в моем понимании основной темы нашей рассылки Метафоры - не столько "фигура речи (троп), использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса", сколько "методы и способы украшения речи". В этом смысле в сферу наших интересов попадают и другие фигуры речи, н-р гипербола. Вот о гиперболе, или преувеличении сегодня и поговорим.

Метафора в искусстве часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение - новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её.

Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя - это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было.

Как можно вести беседу о метафорах и не упомянуть Гоголя? Хотя, если быть точным, Гоголь в первую очередь мастер гипербол, но эту "загвоздку" я по-своему уже обошёл.

С детства помню юмористический диалог: "говорило зеркало русской литературы Н.В.Гоголь". Кинулся искать в интернете "зеркало русской литературы" - Гоголя нет. С кем только это зеркало не связано - и с Вини-Пухом, и с В.В.Путиным...

С большим запозданием я вспоминаю Гоголя. В начале апреля весь мир, а Россия и Украина особенно, отмечал 200-летие  со дня рождения Н.В.Гоголя. Желающие могут посмотреть конкурс карикатур на тему «как Россия и Украина делили Гоголя»   http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/583646-echo/#1

 

 

"Эх! эх! эх!" - плавно подскакивая на козлах, по мере  того  как  тройка  то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом  вниз.  Чичиков  только улыбался, слегка подлетывая на своей  кожаной  подушке,  ибо  любил  быструю езду. И какой же русский не любит быстрой езды?  Его  ли  душе,  стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то  восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и  все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток,  летит с обеих сторон лес с темными строями елей  и  сосен,  с  топорным  стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и  что-то страшное заключено в сем  быстром  мельканье,  где  не  успевает  означиться пропадающий  предмет,  -  только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

Эх,  тройка!  птица  тройка,  кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и  ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не  хитрый,  кажись,  дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро  живьем  с  одним  топором  да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в  немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а  привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах  смешались  в один  гладкий  круг,  только  дрогнула  дорога,  да   вскрикнул   в   испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И  вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая  необгонимая  тройка  несешься?  Дымом дымится под тобою дорога, гремят  мосты,  все  отстает  и  остается  позади. Остановился  пораженный  божьим  чудом  созерцатель:  не  молния   ли   это, сброшенная с неба?  что  значит  это  наводящее  ужас  движение?  и  что  за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони,  кони,  что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой  вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно  и  разом  напрягли  медные груди и, почти не тронув  копытами  земли,  превратились  в  одни  вытянутые

линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!..

Русь,  куда  ж несешься  ты?  дай  ответ.  Не  дает  ответа.   Чудным   звоном   заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в  куски  воздух;  летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей  дорогу другие народы и государства.

 

В этих, самых известных отрывках из Гоголя мы встречаемся именно с метафорами. “Не так ли и ты, Русь, что бойкая  необгонимая  тройка  несешься?”   

или

     Засим, подошевши к столу, где была закуска, гость и хозяин  выпили  как следует по рюмке водки, закусили, как закусывает вся пространная  Россия  по городам и деревням,  то  есть  всякими  соленостями  и  иными  возбуждающими благодатями, и потекли  все  в  столовую;  впереди  их,  как  плавный  гусь, понеслась хозяйка. Небольшой стол был накрыт на четыре прибора. На четвертое место явилась очень скоро, трудно сказать утвердительно, кто такая, дама или девица, родственница, домоводка или просто проживающая в  доме:  что-то  без чепца, около тридцати лет, в пестром платке. Есть лица,  которые  существуют на свете не  как  предмет,  а  как  посторонние  крапинки  или  пятнышки  на предмете. Сидят они на том же месте, одинаково держат голову, их почти готов принять за мебель и думаешь, что отроду еще не выходило слово из таких  уст; а где-нибудь в девичьей или в кладовой окажется просто: ого-го ….”

 

Теперь давайте поговорим именно о гиперболах у Гоголя.

 

В. Я. Брюсов. Гипербола и фантастика у Гоголя

 

У  Эдгара  По  есть рассказ о том, как два матроса проникли в опустелый город,  постигнутый  чумой. Там, войдя в один дом, увидели они чудовищное общество,  пировавшее  за  столом. Особенность участников попойки состояла в том,  что  у  каждого  была  до чрезмерности развита одна какая-нибудь часть лица.  У  одного  был непомерной величины лоб, подымавшийся над головой, как корона;  у  другого  -  невероятно  огромный  рот,  шедший  от  уха до уха и открывавшийся,  как страшная пропасть; у третьего - несообразно длинный нос, толстый,  дряблый,  спадавший,  как  хобот,  ниже подбородка; у четвертого - безобразно  отвисшие  щеки,  лежавшие  на  его плечах, как бурдюки вина, - и т.д.

Все  герои Гоголя напоминают эти призраки, пригрезившиеся Эдгару По, - у  всех  у  них  чудовищно, несоразмерно развита одна часть души, одна черта психологии.  Создания Гоголя - смелые и страшные карикатуры, которые, только подчиняясь  гипнозу  великого  художника, мы в течение десятилетий принимали за отражение в зеркале русской действительности.

     Вот  перед  нами уездный город, от которого "хоть три года скачи, ни до какого  государства не доедешь". Открывается занавес, и мы видим за столом у городничего  обитателей  этого  города,  его  чиновников.  Не ошиблись ли мы дверью  и  не  попали  ли, вместе с двумя пьяными матросами, в ужасный зал в зачумленном  Лондоне  Эдгара  По?  Не  те  же  ли  перед нами уродины, какие предстали   глазам   удивленных  и  испуганных  матросов?  Разве  городничий Сквозник-Дмухановский,  судья  Ляпкин-Тяпкин,  попечитель  над  богоугодными заведениями  Земляника  и все другие, с детства хорошо знакомые нам лица, не страдают  тою  же  болезнью,  как  фантастические  герои  Эдгара По? Разве у одного  из них не чудовищный лоб, у другого - не неимоверный рот, у третьего - не немыслимые щеки?

Начинается сцена лганья Хлестакова:

     -  Просто  не  говорите.  На столе, например, арбуз, - в семьсот рублей арбуз.  Суп  в  кастрюльке  прямо  на  пароходе приехал из Парижа... В ту же минуту  по  улицам  курьеры,  курьеры,  курьеры...  можете представить себе: тридцать  пять  тысяч  одних  курьеров!.. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы…

     В  какой  бы степени опьянения ни был человек, вряд ли, не сойдя с ума, может  он  говорить  такие  нелепости.  Это не типическое лганье, а какое-то сверхлганье, лганье безмерное, как и все безмерно у Гоголя.

 

Сцена  меняется.  Перед  нами  -  другой город, тот, где есть магазин с вывеской  "Иностранец  Василий Федоров". Проходит ряд новых лиц, но у всех у них  та  же  гипертрофия какой-нибудь одной стороны души. Скупость Плюшкина, грубость  Собакевича,  умильность Манилова, тупость Коробочки, безудержность Ноздрева,  лень Тентетникова, обжорство Петуха, - это опять: непомерный нос, несообразный  рот,  невероятные  щеки героев Эдгара По. И все эти помещики и помещицы,   которых объезжает стяжатель Чичиков со своим странным предложением,  весь  этот  мир маньяков говорит так, как не говорят в жизни, совершает поступки, каких никто не мог бы совершить.

 

Если перенестись в реальную жизнь, то рассуждения и искания Гоголя выглядят «вполне нормально», а рассуждения того же Белинского – «однобоко» и предвзято – чем не персонаж для очередного произведения? В этом можно убедиться, прочитав знаменитое письмо Белинского Гоголю http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0040.shtml что поделать - «критик есть критик».

 

О Гоголе:

 

Григорий Остер:

"Мертвые души" - самое актуальное на сегодняшний день произведение Гоголя. Особенно вторая часть, которую он сжег. Во второй части Гоголь пытался изложить свое позитивное видение того, как России нужно жить и куда двигаться. В результате все это ему, к сожалению, пришлось сжечь, и мы так и не узнали, как же нам жить и куда несется тройка. Ругаться и говорить о том, как все у нас плохо, это мы все умеем, и очень много такого рода замечательных произведений существует, которые показывают, что так жить нельзя. А вот как жить можно, этого никак не понять, это никак не получается осмыслить, а главное, осуществить. Поэтому я считаю, что самое главное и актуальное произведение Гоголя - это вторая часть "Мертвых душ", которая, к сожалению, была сожжена.

 

Лев Рубинштейн:

Так совпало, что именно сейчас я перечитываю "Мертвые души" - медленно-медленно, по паре страниц в день. Каждое перечитывание - это абсолютно новое счастье. В этот раз я особенно тщательно и любовно вчитываюсь именно в отступления, наблюдая за тем, как автора буквально сбивает с ног и несет мощный речевой поток.

Гоголь, по-моему, явился родоначальником (а в "Мертвых душах" это особенно наглядно) очень "мейнстримного" в наши дни специфического галлюциногенного патриотизма, где Россия "идеальная", надиктованная самой стихией языка, в виде, допустим, сказочной и нелепой с точки зрения здравого смысла "птицы-тройки", никаким образом не соотнесена с Россией реальной, с русской жизнью, которую тот же Гоголь описывает вполне безжалостно. Получается, что "Россия" и русская жизнь - вещи, мало связанные между собой.

 

 

 

На сегодня все. Жду ваших писем и предложений по формату ведения рассылки. Присылайте свои пожелания и замечания на mymet@mail.ru .

 

Ваш  Александр Грин

 

Рассылки Subscribe.Ru
УмНыЕ мЫсЛи
Книга для Вас
Смысл Жизни
Стратегии изменяющегося Мира. Геополитические тенденции.
Стратегические концепции рекламы и маркетинга.
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
В поисках работы? Избранные статьи для трудоустройства."
Москва. Аренда Квартир
Мировой финансовый кризис
Управление рисками. Разработка стратегии бизнеса.
Microsoft Office - совет дня
Самые полезные сайты. Обмен ссылками.
Все о компьютерах. Железо. Операционные системы. Программы.
Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.

В избранное