Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Малый бизнес

  Все выпуски  

Понятие и классификация нефинансовых рисков.


Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА.
ведущий рассылки
АЛЕКСАНДР ГРИН

Возможно всем рискнуть, коль нечего терять (Ж. Лейя)

Никогда опасность не преодолевается без риска. (Публий Сир)

Только опрометчивый человек рискует проявлять ум перед людьми, которых он не знает. (К.Гельвеций)

Больше всех рискует тот, кто не рискует. (И.Бунин)

Никогда опасность не преодолевается без риска (Публий Сир.)










Пишите автору

Реклама и консультации

Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.
Рассылки Subscribe.Ru
Стратегический анализ. Стратегия развития бизнеса
Маркетинговая стратегия. Управление маркетингом
Бизнес в условиях кризиса. Бизнес новости.
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий. Как найти работу в Москве?
Аренда квартир в Москве. Снять (сдать) квартиру. Наем жилья
Microsoft office - word, excel, powerpoint... самоучитель
УмНыЕ мЫсЛи
Метафоры в жизни. Метафора как подражание и как троп
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Обслуживание компьютеров
Современный мир. Глобальные проблемы. Эволюция человека
Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.
Управление рисками:
Разработка стратегии бизнеса

Рассылка новостей
Выпуск от 2009-06-25 14:06

Здравствуйте, уважаемые читатели! Вопросы и предложения высылайте на uprris@mail.ru.

 


Какой тип рисков Вас больше интересует:
(голосование возможно только из письма рассылки)
  • - финансовые риски
  • - нефинансовые риски
  • - в равной степени

  • 1. Понятие и классификация нефинансовых рисков

    При всей декларативности независимости деятельности юридического лица в условиях рыночной экономики его поведение нельзя назвать абсолютно свободным. Любая компания ведет свою деятельность поверх уже существующей правовой системы государства. Поэтому в реальности она не контролирует полностью все аспекты своей жизнедеятельности, поскольку часть ее прав передается третьей стороне (государственным регуляторам, ведомствам и организациям, частным компаниям).

    Помимо этого любое предприятие ежеминутно сталкивается с различными средами (например, с покупателями товаров, населением территории деятельности предприятия, органами государственной власти), каждая из которых способна сформировать свое мнение и позицию по отношению к нему. Неопределенность результатов взаимодействия с этими заинтересованными внешними средами (или как их еще называют стейкхолдерами) приводит к необходимости учитывать мнения этих сторон. К типичным ситуациям таких взаимодействий можно отнести:

    •          - выбор и взаимодействие с партнерами по бизнесу;
    •          - взаимоотношения с государственными регулирующими органами;
    •          - взаимоотношения собственников и менеджеров;
    •          - формирование репутации компании и акционеров;
    •          - социально-трудовые отношения на предприятии;
    •          - природопользование и охрана окружающей среды;
    •          - взаимоотношения с местными сообществами.

     

    Сами фразы «нефинансовые риски» и «управление финансовыми рисками», к сожалению, чаще являются составной частью риторики, нежели наполнены каким-либо управленческим содержанием. Многие менеджеры и специалисты компаний, прежде всего консультационных, используют эти слова в разных контекстах для того, чтобы сделать понятной для акционеров и профессионального сообщества свою текущую деятельность, показать, что она соотносится с целями бизнеса. Специалисты по коммуникациям, специалисты по корпоративной социальной ответственности, специалисты по корпоративному управлению и многие другие, говоря о своем вкладе в успех бизнеса, уточняют, что они управляют нефинансовыми рисками. При этом редко дело доходит до называния конкретного перечня рисков, связанных с показателями успешности бизнеса в целом».

    При этом набор факторов внешней среды конкретной компании может существенно варьироваться в зависимости от отраслевой принадлежности, размера предприятия, его нахождения на различных стадиях жизненного цикла организации.

    Вероятность возникновения в результате соприкосновения с внешними средами события, которое окажет негативное воздействие на процесс достижения поставленной перед компанией цели, составляет ее нефинансовые риски.

    Риски очень быстро сменяют друг друга. Как только мы составляем перечень рисков и доносим их до руководства компании, тут же появляется новый набор. Это определяет необходимость выбора сфер управляемых рисков». Характер событий и степень их влияния на характеристики компании во многом зависят от качества внутренней среды организации. Она формируется за счет ее этических корпоративных ценностей, уровня квалификации и компетентности персонала, системы разделения полномочий и обязанностей, стиля руководства компанией, целей ее владельцев. Внешняя среда компании характеризует ее взаимоотношения со всеми заинтересованными лицами вне ее пределов: органами государственной власти, контрагентами, общественностью.

    В зависимости от характера сформированных внешними сторонами суждений компания выстраивает систему взаимоотношений с ними, которая и выступает предметом управления нефинансовыми рисками. Степень влияния разнородных событий на компанию может принести финансовый ущерб с весьма широким спектром разброса. Это позволяет классифицировать нефинансовые риски по степени негативного влияния:

    •  минимальные – не оказывают существенного влияния на компанию;
    •  допустимые (средние) – степень влияния события ощутима, но при этом не  способна парализовать функционирование отдельных направлений деятельности или  всю компанию;
    • критические – степень воздействия весьма велика, реализация событий способна   привести к потере части или всего бизнеса компании;
    • катастрофические – степень воздействия настолько высока, что может принести   потери, сопоставимые или превышающие стоимость всего бизнеса компании.

     

    2. Общие принципы управления нефинансовыми рисками

    Воздействие нефинансовых рисков на компанию носит разносторонний характер. Это обуславливает различные подходы к управлению ими. Наиболее общая классическая структура классификации направления управления нефинансовыми рисками объединяет методы в четыре вида:

    •       уклонение от риска;
    •       сокращение риска;
    •       разделение риска;
    •       принятие риска.

    Метод уклонения от риска является наиболее консервативным способом поведения компании по отношению к нефинансовым рискам внешней среды. На практике он означает, что предприятие воздерживается от шагов и деятельности, реализация которых может привести к появлению негативных последствий значимого уровня. Одной из возможных причин метода уклонения может быть отсутствие варианта реакции компании, способного понизить вероятность или последствия наступления негативных событий.

    Метод сокращения риска выражается в проведении действий, направленных на уменьшение вероятности или последствий риска. Реализация этого метода требует от компании большого числа текущих оперативных решений. Одной из форм метода сокращения нефинансовых рисков является изменение природы возникновения самого риска.

    Методы разделения (диссипации) риска. Особенностью данного направления риск- менеджмента является снижение степени влияния риска путем привлечения партнера, создание различных отраслевых ассоциаций, совместных предприятий, обмена долями в капиталах, привлечение нового акционера, способного направить имеющиеся ресурсы на совместное управление риском. Частным направлением данного метода является реструктуризация компании с целью выделения наиболее рисковых направлений деятельности в обособленные самостоятельные подразделения и локализации рисков в них. Другим частным направлением этого метода является страхование рисков.

    Метод принятия риска заключается в отсутствии каких-либо действий, направленных на снижение вероятности и последствий реализации событий риска. Одним из факторов, обуславливающих применение этого метода, является значительное превышение стоимости работ по снижению влияния риска на компанию по сравнению с последствиями реализации негативного события, в том числе за счет нахождения состояния параметров риска близкого к желаемым.

    На момент начала процедуры управления риск имеет первоначальную форму (т.е. вероятность и потенциальный ущерб определенного уровня), а после проведения мероприятий по воздействию риск носит остаточную форму (т.е. вероятность и потенциальный ущерб приведены к желаемым значениям).

     

    Состояние нефинансовых рисков при применении различных методов управления

    Метод управления

    Состояние до воздействия

    Состояние после воздействия

    Уклонение

    Первоначальный

    Первоначальный

    Сокращение

    Первоначальный

    Остаточный

    Разделение

    Первоначальный

    Остаточный

    Принятие

    Остаточный

    Остаточный

     

    При управлении рисками начальными действиями компании являются анализ внутренней среды и определение уровня допустимых рисков (или риск-аппетит компании), исходя из ее состояния и целей предприятия. Первоначальными значимыми рисками будут выступать риски, превышающие заданное пороговое значение, а остаточными – равные или меньшие ему.

    После ответа на вопрос «как управлять» немаловажное значение имеет ответ на вопрос «кто управляет» нефинансовыми рисками. В этом аспекте ситуация кардинально отличается от управления финансовыми рисками – в них полномочия по принятию решений и управлению ресурсами компании делегированы специализированному управлению или департаменту. В нефинансовых рисках все намного сложнее.

    Масштабность происходящих в случае реализации рисковых событий не позволяет делегировать полномочия по управлению нефинансовыми рисками менеджменту компании. Этим может заниматься только непосредственный собственник. Российский бизнес за свое короткое существование не смог воспитать управленцев, уровень доверия к которым был бы сопоставимым с влиянием собственника.

    Неразрешимость этой дилеммы привела к двойственному подходу к управлению нефинансовыми рисками. В первом, по понятным причинам, функцию ответственности за управление нефинансовыми рисками несут собственники компании. Все управленческие меры задействуются в момент принятия решения о вхождении владельцев капитала в определенную сферу бизнеса (отрасль или компанию). В дальнейшем менеджмент опирается только на уже принятые решения. Однако сами акционеры не могут уделять постоянное внимание процессу управления рисками.

    Во втором подходе менеджеры компании допущены к решению тех или иных проблем в рамках своей узкой компетенции. Очевидно, что перевод управления нефинансовыми рисками в русло текущей деятельности предприятия сводится к легетимизации последнего направления, а именно к алгоритмизации и передаче менеджменту части функций акционеров, связанных с управлением рисками. Узкая специализация работников компании при весьма широком спектре нефинансовых рисков не позволяет сформировать комплексную систему, сведя всю работу к реактивному воздействию на уже совершившиеся события.

     

    3. Подходы к оценке нефинансовых рисков

    Оценка рисков позволяет компании осознать и учесть, в какой степени потенциальные события могут оказать влияние на достижение ее целей. Эти события оцениваются с двух точек зрения – вероятности возникновения и степени влияния.

    Естественным желанием собственника является получение некой интегральной оценки, однако это не позволяет сделать широкий разброс видов рисков, а также сами цели собственника по отношению к контролируемому им бизнесу.

    Интегральная оценка риска – это не объективный показатель, как часто говорят, это предельно субъективная величина, зависимая от планов того, кто оценивает. Если вы хотите совершить портфельные инвестиции в бизнес, то это одна оценка, если стратегические – то другая. Если хотите рассматривать конкретный бизнес как потенциального партнера, то это третья методика. Если просто хотите получать прибыль – то четвертая, если продать бизнес – то пятая.

    При оценке рисков могут использоваться как количественные, так и качественные методы. Использование качественных методов, как правило, обусловлено невозможностью получения достоверных данных для анализа явления с помощью количественных методов.

    Нефинансовые риски проявляются в виде весьма редких событий с очень большим разбросом ущерба. История большинства российских компаний не насчитывает и двадцати лет, поэтому качественное состояние получаемых данных (широкий разброс, малый период наблюдения) в значительной степени устраняет возможность математического описания и моделирования большого числа рисковых ситуаций.

    Математические модели достаточно неплохо аппроксимируют процессы эксплуатации производственного оборудования (загрузка, вероятность отказов, выпуска некондиционной продукции), возможность возникновения нештатных техногенных ситуаций (аварии и т.п.).

    Нефинансовые риски обладают особенностью – при небольшой вероятности наступления рискового события они могут приводить к значительному ущербу, который может превысить стоимость бизнеса. Нет также заслуживающих доверия математических моделей явлений, в рамках которых возникают рисковые события. В данном случае рассчитывать вероятности практически не возможно, а использовать экспертные заключения, как надежную базу для регулярной оценки риска, технически не возможно. В результате у нас нет инструмента, который мог бы гарантировать акционерам предотвращение 95% убытков. Поэтому акционеры часто не доверяют менеджерам принятие решений в этих областях».

    Статистические методы сбора экспертных заключений, к которым остается прибегнуть, весьма громоздки. Необходимость охвата очень большой выборки, сбор и обработка информации от нее делает невозможным применение этого метода в регулярном порядке и сводит возможности по оценке лишь весьма редким повторяющимся замерам.

    В качестве альтернативы для решения узких задач, например, выбор одного из нескольких схожих вариантов развития предприятия, может быть использован метод анализа иерархии (метод Саати). В качестве необходимых данных в систему вводится главная цель сравнения возможных альтернатив (например, поиск наиболее финансово выгодных или наименее затратных проектов), а анализ группы схожих факторов позволяет выбрать предпочтительный вариант.

    Отдельным направлением оценки нефинансовых рисков выступает их рейтинговая оценка. Многофакторность рейтинговой оценки позволяет использовать ее как комплексные индикатор, отражающий общее положение дел в определенном сегменте деятельности или в компании в целом. Выполнение работ неаффилированной с объектом оценки организацией –– рейтинговым агентством – позволяет избежать отклонений в оценках, связанных с возможным конфликтом интересов и предвзятостью, но при этом зачастую страдает качество анализируемой информации, поскольку далеко не все компании готовы полностью удовлетворить требования агентства по качественному содержанию и полноте необходимой для работы информации.

     

    Классическим комплексным рейтингом выступает рейтинг кредитоспособности. По методике рейтингового агентства «Эксперт РА» он включает четыре основных направления анализа: операционные, рыночные, финансовые риски и риски корпоративного управления:

    Структура критериев оценки кредитного рейтинга «Эксперт РА»

    Операционные риски

    •        - Уровень диверсификации и структура производства
    •        - Тенденции в динамике производства
    •        - Состояние основных фондов и инвестиции
    •        - Характер взаимоотношений с контрагентами

    Рыночные риски

    •        - Характеристика и перспективы развития рынков сбыта
    •        - Позиции эмитента на внутреннем рынке
    •        - Позиции эмитента на внешнем рынке

    Финансовые риски

    •        - Объем и эффективность управления активами эмитента
    •        - Финансовая устойчивость
    •        - Обязательства
    •        - Оборотный капитал
    •        - Прибыль и рентабельность

    Риски корпоративного управления

    •        - Структура акционерного капитала
    •        - Существующая практика принятия решений
    •        - Эффективность взаимоотношений с дочерними и зависимыми обществами (ДЗО)
    •        - Финансовая и информационная прозрачность
    •        - Качество стратегического планирования бизнеса компании

    Однако подобная комплексная оценка, включающая в себя как анализ финансовых, так и нефинансовых рисков, не всегда является необходимой. Сгруппировавший большое число различных факторов показатель не может показать состояние отдельных сторон деятельности компаний. Выход российских компания на международый фондовый рынок, рынки заемного капитала выявил необходимость сосредоточения рейтинговой оценки на анализе качества корпоративного управления как ключевого фактора управления нефинансовыми рисками. Получение такого рейтинга стало признаком «предпродажной подготовки» компании, так массовым было присвоение рейтингов телекоммуникационным компаниям холдинга «Связьинвест». В этом аспекте анализ компании ведется по четырем основным направлениям:

    1. Права акционеров (права, которыми обладают акционеры общества на момент присвоения рейтинговой оценки (в т.ч. права собственности, права на участие в управлении Обществом, права на получение дивидендов), возможные риски нарушения прав акционеров, инициативы общества по защите прав акционеров).

    2. Деятельность органов управления и контроля (состав и деятельность совета директоров и исполнительных органов Общества, функционирование системы контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества, взаимодействие между органами управления Общества).

    3. Раскрытие информации (уровень раскрытия финансовой и нефинансовой информации, оценка общей дисциплины раскрытия информации, равнодоступность информации для акционеров и других заинтересованных лиц).

    4. Соблюдение интересов иных заинтересованных лиц, корпоративная социальная ответственность (политика социальной ответственности и учета интересов иных заинтересованных групп, трудовые конфликты, социальные проекты для персонала и местного населения, экологичность деятельности).

     

    Давайте сравним перечисленные «основные направления» с «11 критериями Уоррена Баффета», по которым в журнале SmartMoney оценивали инвестиционную привлекательность компаний:

    1. Достаточно ли информации о бизнесе компании?
    2. Как компания проявила себя за последние годы?
    3. Есть ли долгосрочные перспективы?
    4. Действуют ли менеджеры компании рационально?
    5. Открыты ли менеджеры?
    6. Ставят ли менеджеры интересы акционеров выше своих?
    7. Насколько рентабельна компания?
    8. Достаточен ли свободный денежный поток для акционеров?
    9. Какова отдача на вложенный капитал?
    10. Есть ли у компании явное конкурентное преимущество?
    11. Какова справедливая цена акции компании?

     

    Жду Ваши письма с предложениями и замечаниями на uprris@mail.ru.

    Ваш

    А.Грин

     

    Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.
    Рассылки Subscribe.Ru
    Стратегический анализ. Стратегия развития бизнеса
    Маркетинговая стратегия. Управление маркетингом
    Бизнес в условиях кризиса. Бизнес новости.
    Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
    Работа в Москве. Рынок вакансий. Как найти работу в Москве?
    Аренда квартир в Москве. Снять (сдать) квартиру. Наем жилья
    Microsoft office - word, excel, powerpoint... самоучитель
    УмНыЕ мЫсЛи
    Метафоры в жизни. Метафора как подражание и как троп
    Лучшие сайты. Обмен ссылками
    Обслуживание компьютеров
    Современный мир. Глобальные проблемы. Эволюция человека
    Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.

    В избранное