Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Малый бизнес

  Все выпуски  

Управление рисками: новости, технологии, моделирование


Информационный Канал Subscribe.Ru

Управление рисками: новости, технологии, моделирование

Выпуск от 12.07.2004

В этом номере:

Хотите связаться с нами, поделиться идеей или спросить о предоставляемых услугах?
Звоните по телефонам
(095) 935-6555, 935-6011, 782-7182 или пишите на e-mail info@franklin-grant.ru

Мы рады Вам!


Наши новости:

 

Новый опрос
Пожалуйста, проголосуйте. Мы ценим Ваши ответы!

  • Каким образом Ваша организация внедряет систему риск-менеджмента? 
    Существует множество подходов к внедрению системы риск-менеджмента. А как Вы внедрили систему? Расскажите нам.
  • Все опросы
     

    Кризис ликвидности в море Спокойствия

    12.07.2004

     Полный текст статьи 

    - Да подожди ты, Гута, собачиться, - говорю.
    - Ласточка моя, разве  ж я от тебя отказываюсь?
    А. и Б. Стругацкие, «Пикник на обочине»

     Конец июня и начало июля прошли под, казалось бы, совершенно забытым знаком, - а именно – знаком очередей вкладчиков.

    Межбанковский кризис доверия набрал такие обороты, что перестал быть только предметом перешептываний инсайдеров в коридорах родных банков.

    Цунами недоверия потопило сначала банки помельче, а затем захлестнуло и гигантов. Действительно, эти огромные качели до сих пор наращивают свою амплитуду, а вкладчики, которые никогда не видели ничего подобного, пытаются вернуть хотя бы что-то.

    Атмосфера полной неопределенности подогревает страсти вокруг банков. Появляется слово «дефолт»…

    Разберемся?

    В данной ситуации, как, впрочем, и в любой другой, вкладчикам необходимо иметь чувство здравого смысла и разобраться с тем, что такое нынешний кризис и чем он отличается от кризиса 1998 года.

    С момента прошлого кризиса (который банковским, ей-ей, не был) прошло 6 лет. Все эти годы Правительство неприметно готовилось к неизбежным новым кризисам. Неизбежным – потому что экономический цикл состоит из подъемов и спадов, и чем быстрее растет экономика, тем больше ошибок управления денежными потоками слипаются в один снежный ком.

    В определенный момент сложилась неудовлетворительная ситуация: банки так или иначе перешли на услуги «карманных прачечных», что задевало чувства государственных менеджеров и ждущих своего часа регуляторов.

    Сейчас можно только гадать, является ли кризис доверия спровоцированной акцией государственных служб и с какой целью (в частности, некоторое время назад были предложены проекты укрупнения кредитных организаций -  и это является хорошей гипотезой, потому что появились сообщения о возможной покупке «Гута-банка» Внешторгбанком), либо это вышедшая из под контроля регуляторов цепная реакция. 

    Так или иначе, в настоящий момент отмечена тенденция к продвижению спонтанных толп вкладчиков ко всё более крупным банкам; «черные списки» банков, ходящие по рукам, чем дальше, тем больше содержат именно крупных банков. Содбизнесбанк  был во второй сотне, чуть крупнее – «Кредиттраст», а затем – «Диалог-Оптим», «Гута», теперь, как говорят, «Альфа». Всё. Крупнее некуда. Крупнее – только банки, которые традиционно являются полностью или частично государственными. 

    Существует правило: если вы заняли и не можете отдать, перезаймите. В банковском мире слову «перезаймите» соответствует «возьмите стабилизационный кредит». И именно его сегодня ожидает «Гута-банк», – как это сделала бы любая кредитная организация, из которой за месяц отозвали 30% вкладов.

    У Центробанка деньги на стабилизационные кредиты есть. Комментариев ситуации с банками нет. И, похоже, что законодательная власть не расценивает данную тряску как руководство к немедленной выдаче кредитов: комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам вчера, 6 июля, рекомендовал нижней палате Федерального Собрания принять поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Так, при угрозе банкротства на кредитную организацию возлагается обязанность незамедлительно разработать план по финансовому оздоровлению и информировать Банк России. Со дня получения требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка, последний не вправе проводить банковские операции, в частности, распределять прибыль между учредителями и выплачивать дивиденды. В законопроекте подверглась полной переработке глава 5 "Производство по делу о банкротстве кредитных организаций". В новой редакции этой статьи уточняется процедура обращения в Арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом. После решения суда в банке назначается конкурсный управляющий, который действует до даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации банка.

    Но гвоздем программы является тот факт, что все эти поправки вступят в силу по истечению трех месяцев со дня их официального опубликования. Так как закон обратной силы не имеет, то это можно понимать как намек на возможную продолжительность кризиса.

    В принципе, такая ситуация легко объяснима: позволять перезанимать можно, если не видно системного кризиса и если у должника есть, откуда взять. Иначе любой стабилизационный кредит вылетит в трубу и превратится в банальную оплату обязательств вкладчикам. Поэтому всё, что в данной ситуации может сделать соответствующий орган – хранить молчание, заставлять страховать вклады, модернизировать законодательство с надеждой на то, что буря уляжется и пытаться оздоровить те связи доверия, которые ещё остались между банками. Кроме того, выдача стабкредитов не всегда оборачивается добром для самих работников ЦБ – достаточно вспомнить историю со стабкредитом для «СБС-Агро». 

    Готово ли Правительство побороть кризис?

    Готов ли Центробанк?

    Несомненно, ответ «да» - на оба вопроса.

    Полный текст статьи

     

    Евро: невыполненное обещание

    12.07.2004

    Полный текст статьи

    Автор: Алекс Валленвайн, редактор и издатель «The Euro vs Dollar Currency War Monitor»

    Что за зверь такой этот евро, не знаете?

    Если считать, что доллар, после 1971 года ставший абсолютно бумажной валютой, является не более чем нарушенным обещанием заплатить золотом, то что же тогда евро? Чем он отличается от доллара в этой, конкретной связи? Корректно ли различать декретные валюты по тому, были ли они когда-нибудь обеспечены золотом или нет? Если корректно, то влияет ли этот факт на продолжительность жизни валюты? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

    Если растечься мыслью по генеалогическому древу евро, то можно сказать, что евро, по большому счету, прямой наследник немецкой марки.

    А с чем есть немецкую марку? Была ли она пустым обещанием платы золотом? Да ни в коем разе. Во времена появления немецкой марки, она была декретной валютой чистейшей воды, восставшей из пепла гитлеровской Рейхсмарки, которая, на момент поражения гитлеровской Германии, к золоту привязана не была. 

    Дойчмарка была типичной Бреттонвудской денежной единицей, основанная на долларовых запасах Бундесбанка. Доллар же, на тот момент, был привязан к золотому стандарту. Это значит, что ДМ была деривативом  доллара, а доллар тогда был деривативом золота.  

    Тогда еще доллар был на вес золота.

    Но когда доллар лишился золотого обеспечения, начался период его неизбежного падения. Долларовая цена золота сначала потихоньку начала набирать высоту, в середине 70-х потеряла в весе ровно половину, чтобы потом опять начать свое восхождение к новым вершинам. В 1980 году Пол Волкер решил принять экстремальные меры по усилению и спасению доллара, снижая краткосрочные процентные ставки. Это помогло на время. Его действия подтолкнули внешних и внутренних инвесторов к возобновлению инвестирования в долларовые активы, и как следствие к закрытию ими своих позиций на рынке золота.

    Но, все-таки, нарушенное обещание таковым и остается, и ни чем более. Грош ему цена, если только его всячески не раскручивают центральные банки и правительства, при неистовой поддержке прессы и системы государственного образования, с целью создания иллюзии стабильной ценности валюты. 

    Хотелось бы обратить внимание почтенной публики, что как они не старайся, вечно такая ситуация не продлится. Все заинтересованные участники этого процесса прекрасно осведомлены о неизбежности конца. Единственное, на что они способны, так это постараться выиграть немного времени.

    Если это так, и наши догадки верны, то почему же тогда существует эта иллюзия жизненного благополучия, почему же между совершением плохих поступков и расплатой за них проходит такое огромное количество времени? Если бумажный доллар и все остальные декретные валюты, от него зависящие, такие уж «Титаники», то, что они, спрашивается, не тонут?

    Приведем такую аллегорию: представьте себе, что мировая финансовая система – это самолет, находящийся в полете, а мировые валюты – это пассажиры и экипаж. Когда-нибудь видели ранние эксперименты по созданию эффекта невесомости?

    Полный текст статьи

     

    Госдума дала гарантии

    12.07.2004
    Полный текст статьи
     

    Госдума приняла закон о полной компенсации частных вкладов до 100 000 руб. во всех банках, рухнувших после 27 декабря 2003 г. Клиентам банков, не допущенных в систему страхования, придется ждать выплат дольше, чем их коллегам из банков, прошедших отбор ЦБ. Зато благодаря обратной силе закона 100-тысячные компенсации получат вкладчики Содбизнесбанка, “Кредиттраста” и остальных жертв банковского кризиса.

    Распространить гарантии по вкладам физических лиц на все банки, а не только допущенные в систему страхования, предложил председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Это был один из трех основных пунктов плана стабилизации банковской системы наряду со снижением ФОР и покупкой Гута-банка Внешторгбанком. Распространение гарантий на все банки должно было успокоить население и остановить отток вкладов. Глава ЦБ представил свой план депутатам в среду, а спустя всего три дня, на внеочередном пленарном заседании в субботу, Дума приняла этот закон сразу в трех чтениях.

    Как и закон о страховании вкладов, новый документ предусматривает 100%-ную компенсацию депозитов, которые не превышают 100 000 руб. Однако на этом сходство заканчивается.

    Во-первых, выплаты на основании двух законов производятся в разных случаях. По закону о страховании вкладов выплаты можно начинать через две недели после отзыва у банка лицензии или объявления Центробанком моратория на удовлетворение требований кредиторов. А вкладчикам банков, не вошедших в систему, придется ждать дольше. Компенсации им полагаются только в двух случаях: если они не получат предварительные выплаты в течение отведенных законом 70 дней с момента отзыва лицензии либо если суд признает банк банкротом (на это закон отводит до пяти месяцев).

    Кроме того, хотя это вряд ли интересно вкладчикам, источники этих выплат разные. Участники системы страхования раз в квартал отчисляют специальному Агентству страхования вкладов (АСВ) 0,15% привлеченных вкладов, из которых выплачивается компенсация. Еще 3 млрд руб. АСВ получило из бюджета. А с вкладчиками банков, не вошедших в систему, расплатится ЦБ за счет своих средств.

    Полный текст статьи

     

    Постановление от 30 июня 2004 г. N 317 Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам

    12.07.2004

     Полный текст статьи 

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам.

    2. Федеральной службе по финансовым рынкам:

    а) внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих: передачу функций Комиссии по товарным биржам Федеральной службе по финансовым рынкам; исключение избыточных и дублирующих функций в установленной сфере деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам;

    б) внести до 1 января 2005 г. в Правительство Российской Федерации предложения, предусматривающие образование коллегиального органа по регулированию и надзору на финансовом рынке.

    3. До внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих передачу функций Комиссии по товарным биржам Федеральной службе по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции и полномочия по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

    Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков

    УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317

     

    Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам

    I. Общие положения

    1. Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

    2. Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.

    3. Федеральная служба по финансовым рынкам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    4. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Полный текст статьи

     

    Если Вы являетесь профессионалом в области риск-менеджмента или занимаетесь этим вопросом в Вашей компании и хотите разместить статью на нашем сайте в разделе Новости, пишите на info@franklin-grant.ru
     
    119034, г. Москва, ул. Остоженка, д.7/15, "Франклин&Грант. Финансы и аналитика".
    Тел.: +7
    (095) 935-6555, 935-6011, 782-7182
     E-mail: info@franklin-grant.ru

    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Адрес подписки
    Отписаться

    В избранное