Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Малый бизнес

  Все выпуски  

Управление рисками: новости, технологии, моделирование


Информационный Канал Subscribe.Ru

О компании
Коллектив
Пресс-релизы
Статьи наших специалистов
Контакты
Услуги
Управление риском
Управление доходностью
Аналитика
Обучение

События
Регулярные семинары от компании Франклин&Грант.
Методологические проблемы оценки рисков в коммерческом банке и пути их решения.
Семинар подготовлен на основе курса лекций по риск-менеджменту, прочитанных сотрудниками компании для служащих ЦБ РФ, отвечающих за надзор за коммерческими банками (программа профессиональной переподготовки "Куратор коммерческого банка. Банковский менеджер" АНХ при Правительстве РФ).

"Управление рисками: новости, технологии, моделирование"

В этом номере 25.11.03

Технологии риск-менеджмента.
Технология RAROC (Risk Adjusted Return On Capital) как методика управления рисками рентабельности капитала.
Мобильная связь, карты предоплаченных услуг, доступ в интернет, кредитные карты … и мошенничество.
Практика риск-менеджмента.
Система управления рисками: какие шаги, в каком направлении?
Практика риск-менеджмента. Полезные уроки.
Проблемы с потребительским кредитованием у азиатских банков.
Короли финансовых махинаций. Top 10 потерь по операционным рискам.

Технологии риск-менеджмента

Легко ли управлять капиталом? Как и при помощи чего это делать?

Метод, о котором пойдет речь в данной статье дает возможность эффективно управлять капиталом компании, давая четкое представление о том, какое количество средств необходимо для обеспечения рисков компании, куда они должны быть инвестированы, и какова может быть предполагаемая доходность.

RAROC (Risk Adjusted Return On Capital) - интегрированное множество методологий, предназначенных для обеспечения поддержки принятия решений для эффективного управления капиталом и рисками в масштабах целого предприятия. Использование этого метода помогает более точно выявить соотношения между риском и доходностью. Технология RAROC дает возможность адекватно оценить доходность и убытки предприятия, обеспеченность капиталом, помогает оптимизировать системы страхования, а также принять правильное решение при управлении рисками. Этот метод предполагает оценку компании в зависимости от направлений ее деятельности. Методология RAROC помогает принять решение об изъятии капитала из одних направлений деятельности компании и перенаправлении их в другие, более прибыльные. RAROC помогает руководству компании максимизировать доход акционеров путем решения таких стратегически важных вопросов как:
  • Какой капитал необходим компании для снижения корпоративных рисков?
  • Избыточной или недостаточной капитализацией обладает компания?
  • Увеличивают или уменьшают отдельные бизнесы компании стоимость компании в целом с точки зрения акционеров?
  • Какими возможностями для роста и диверсификации бизнеса обладает компания?
  • Какова оптимальная стратегия перестрахования?
RAROC основывается на междисциплинарном подходе, использует как сугубо научные, так и финансовые методы. Такое совмещение различных подходов способствует точной и оперативной оценке риска в масштабах целого предприятия и, как следствие, быстрому решению поставленных задач.

RAROC является простым и эффективным инструментом определения риска. Он может быть одинаково хорошо применен как для оценки рисков в масштабе компании, так и для оценки отдельных ее подразделений или направлений деятельности. Методология определяет качество использования финансового капитала и оценивает доходность компании и всех ее бизнес-направлений (подразделений) по итогам финансовой отчетности. Исходя из этого, делаются выводы, была ли ценность активов акционеров улучшена или ухудшена, и где это произошло. Использование активов выражается в виде рейтинга RAROC. Также задается пороговое значение (hurdle rate). Чем больше отклонение от этого барьерного значения, тем менее эффективно происходит управление избыточным капиталом.

Мобильная связь, карты предоплаченных услуг, доступ в интернет, кредитные карты … и мошенничество.

Внедрение в систему услуг мошенника под видом легального пользователя… Головная боль операторов мобильной связи, эмитентов кредитных карт и провайдеров интернет. Мафия бессмертна?

Особенно широко распространен вид мошенничества, называемый клонингом (cloning), который приобрел вид настоящей эпидемии в большинстве штатов в США. Клонинг причиняет значительные неудобства пользователям сотовой связи и приносит огромные убытки ее провайдерам. Этот вид мошенничества основан на внедрении в систему услуг мошенника под видом легального пользователя услуг. Такого рода мошенничество крайне значимо, помимо предоставления сотовой связи, еще и в индустрии кредитных карт, интернет услуг и ряде других областей. Это мошенничество может быть обнаружено в случае, если законный потребитель услуги демонстрирует типичное поведение, регистрируемое автоматической системой детекции мошенничества, и оно отличается от поведения, демонстрируемого мошенником. В силу стремительного роста потребителей услуг сотовой связи, пользователей интернет, расширения программ выпуска кредитных карт этот тип мошенничества становится значимым и для нашей страны. Итак, можно ли победить или ходя бы частично обезопасить нас от кибермошенников? Допустим, что информация, идентифицирующая легального пользователя, перехвачена, например, перехвачен его MIN (Mobil Identification Number) и его ESN (Electronic Serial Number). Можно что-либо сделать или мошенники непобедимы? Ответ положительный: средство борьбы есть.

Cуществуют 2 основных класса методов "борьбы" с клонингом. Это так называемые pre и post call методы обнаружения мошенничества. Первый способ борьбы основан на обнаружении и блокировании клонинга сразу же, как только его удается засечь. Он использует для идентификации мошенничества так называемый PIN (Personal Identification Number), который, как MIN и ESN передается в незакодированном виде, хоть и более сложен для перехвата. Это хоть и затрудняет мошенничество, но не предотвращает его. Второй способ основан на идентификации уже случившегося мошенничества, обучении на примерах специальной программы идентификации клонинга, что позволяет классифицировать будущие по двум классам: легальные звонки и мошенническое использование сотовой связи.

Рассмотрим один из post call методов обнаружения мошенничества, называемый user profiling. Он основан на анализе истории пользовательского поведения по каждому из счетов и обнаружении в них "поведенческих аномалий", указывающих на мошенничество. Этот метод обращает на себя внимание тем, что он очень хорошо работает на счетах, частота пользования которыми невысока. Метод, как уже говорилось, предназначен для обнаружения двух классов вызовов: вызовов законных пользователей и мошеннических вызовов.

Практика риск-менеджмента.

Система управления рисками: какие шаги, в каком направлении?

Начнем с конца.
С чего начинается и чем заканчивается работа по созданию системы управления рисками в рамках всей организации? Назначением главного риск-менеджера и формированием комитета по управлению рисками предприятия. При этом комитет по управлению рисками организации будет ответственен за управление всеми кредитными, рыночными и операционными рисками, а также будет координировать деятельность корпоративных бизнес-единиц в плане страхования, аудита, хеджирования риска. Как правило, комитет по управлению рисками подчиняется финансовому директору, но в последнее время все чаще и чаще, как показала мировая практика, напрямую готовит сообщения для правления.

Какие риски попадают в поле зрения комитета по управлению рисками?
  • кредитные риски - прямые и аналогичные прямому кредитному риску (риск контрагентов);
  • рыночные риски, например, риск процентной ставки, валютный, рыночной цены акций, риск цены товара;
  • деловые риски типа изменчивости в объемах производства или затратах;
  • широкий диапазон операционных рисков, начиная с ошибок планирования и заканчивая ошибками персонала или систем обработки данных, мошенничеством.
Таким образом, это события с довольно низкой вероятностью возникновения, но последствиями весьма серьезными.

Роль главного риск-менеджера.
Главный риск-менеджер обычно ответственен за развитие и осуществление объединенной стратегии по управлению риском в рамках всей организации, включая технологии, модели, регламенты и процедуры. Как правило, он начинает (или инициирует) работу по внедрению интегрированного подхода, он же ею и руководит в дальнейшем. Аналитика риска на уровне всей организации с учетом стратегических целей, которые она перед собой ставит, - это также задача главного риск-менеджера. В целом, главный риск-менеджер непосредственно отвечает:
  • за общее видение, применение передовых технологий и направление развития риск-менеджмента организации;
  • за установление целевых интегрированных показателей для всех аспектов рисков во всей организации, исходя из ее стратегии и "аппетита" на риск;
  • за развитие политики управления рисками организации, включая определение и установление количественных рамок для "аппетита" менеджмента организации на риск через определенные лимиты;
  • за введение набора метрик для измерения риска (понятных другим сотрудникам организации), подготовку отчетов и сообщений, включая потери и инциденты, ключевые рисковые экспозиции организации, индикаторы раннего предупреждения потерь (слабые сигналы);
  • за распределение экономического капитала по направлениям деловой активности, основываясь на оценке риска, оптимизацию рискового портфеля компании по направлениям коммерческой деятельности с учетом стратегий передачи риска;
  • за улучшение готовности организации к управлению рисками - проведение программ обучения персонала, введение понятия "взвешенный на риск доход" в повседневную работу и др.;
  • за развитие баз данных, софта и аналитических программ для поддержания программы управления рисками на высоком уровне.

Практика риск-менеджмента. Полезные уроки.

Чужие ошибки потребительского кредитования, на которых могут поучиться российские банки.

В последние годы финансовый климат стран Юго-Восточной Азии претерпевает существенные изменения. Азиатский человек становится потребителем, более того, потребителем активным, внезапно почувствовавшим вкус совершения крупных и дорогих покупок.

В большинстве стран с развитой экономикой потребительское кредитование является существенным фактором формирования делового климата. В последнем полугодовом пресс-релизе Мирового Банка, посвященного обзору азиатских экономик, было отмечено, что одной из положительных набирающей обороты тенденций в странах Юго-Восточной Азии является стремительный рост потребительского спроса, подстегиваемого существующими низкими процентными ставками. Покупки в кредит становятся все более популярными, растет количество финансовых институтов, готовых предоставлять населению услуги подобного рода.

Активный спрос на услуги кредитования - это, несомненно, позитивное явление, но есть несколько "но". В силу объективных причин, азиатские потребители имеют гораздо меньше кредитного опыта, чем их американские и европейские собратья, к тому же проблема усугубляется тем, что местные кредитные рынки недостаточно развиты и в силу этого не способны оградить заемщиков от принятия ими на себя повышенных рисков.

Хотя большинство людей, открывающих кредитные линии, выполняют свои обязательства, определенная доля покупателей не может соразмерить запросы и свои финансовые возможности в набирающем обороты потребительском буме. Так, в Гонконге каждый такой заемщик имел в среднем по 14 различных кредитных линий с общим размером кредита в $75000.

В таких условиях, когда рыночная структура несовершенна, возрастает роль внедрения и использования передовых методологий оценки кредитного риска и систем сбора информации. Experian отмечает, что, хотя основным источником риска и остается недостаток кредитной информации, это не значит, что банкам не нужно улучшать свои методы управления риском. Даже у крупных иностранных банков, где культура риск-менеджмента находится на достаточно высоком уровне, возникают проблемы, когда они попадают в подобный информационный вакуум.

Те проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются азиатские участники кредитного рынка, становятся все более актуальными и для России. Более того, необходимо учитывать, что подавляющее большинство проблемных кредитов в странах Юго-Восточной Азии формируются в результате непреднамеренных действий со стороны заемщиков, в то время как на отечественном рынке финансовые организации подвергаются дополнительным рискам в виде мошеннических действий со стороны отдельных лиц и организаций.

В магазине бытовой техники "Эльдорадо" один из клиентов, довольно долго и безрезультатно препирался с оператором банка "Русский Стандарт", отказывающегося открывать ему новый кредит ввиду уже имеющейся кредитной линии на достаточно крупную сумму. Тогда он перешел в другой конец зала, где находились кассы другого банка, и уже через несколько минут был c покупкой! Кое-где дело уже поставлено на поток: например, парочка бойких предпринимательниц попеременно отстаивала очередь, складируя товары и встречая-провожая робкого вида мужчин и женщин, молчаливо ставящих свои подписи под уже заполненными анкетами. К сожалению различных вариантов подобных примеров существует множество. Хотелось бы надеяться на то, что у российских финансовых учреждений, взявших на себя, несомненно, нужную и важную роль первопроходцев на отечественном рынке массового потребительского кредитования, хватит опыта и умения для дальнейшего развития данного начинания.

Короли финансовых махинаций.
TOP 10 потерь по операционным рискам.

1.Sumitomo Corporation, 1985-1999, $2 856 999 936
Звездный медный трейдер крупнейшего мирового холдинга Sumitomo Corporation Ясуо Хаманака (Yasuo Hamanaka) принес компании огромные убытки своей чрезмерной торговлей. Когда лебединая песня Хаманаки смолкла, это отразилось не только на Sumitomo, но также на всем рынке меди и на большом количестве финансовых учреждений, финансировавших эту торговлю.

2.Showa Shell Sekiyu, 1989–1993, $1 500 000 000
Showa Shell Sekiyu KK, одна из крупнейших нефтяных компаний Японии, столкнулась с убытками размером 165 миллиардов йен, полученными в результате форвардных валютных сделок. Финансовый отдел компании ожидал роста доллара США по отношению к йене и начал покупать форварды на доллары на фьючерсном рынке по цене около 145 йен. Однако к 1993 году доллар упал до 120 йен и дя того чтобы скрыть эти убытки, отдел начал сдвигать свои опционные позиции, тем самым еще более увеличив потери фирмы, так как йена продолжала дорожать по отношению к американскому доллару.

3.Daiwa Bank, 1989–1995, $1 100 000 000
Тошихада Игучи (Toshihide Iguchi) в Daiwa Banks был ответственен за $1.1 миллиардные убытки компании. Он курировал одновременно и сектор по торговле ценными бумагами и отдел внутреннего контроля, что позволило ему, используя служебные полномочия, реализовывать мошеннические схемы. Игучи сдвигал контрактные позиции по своим убыточным ставкам, а потери компенсировал путем самовольных продаж казначейских облигаций, находящихся на долгосрочных счетах Daiwa.

4.Barings plc, 1995, $1 300 000 000
Barings потерял $1.3 миллиарда из-за несанкционированной торговли, проводимой Ником Лисоном, 28-летним трейдером Baring Futures Singapore. Лисон совершал крупные сделки при попустительстве менеджмента Baring. Полученные убытки Лисон скрывал на специальных, контролируемых им самим счетах, а совмещение им обязанностей контролирующего менеджера как для фронт-, так и для бэк-офиса дало ему возможность скрывать эти убытки в течение более чем двух лет. Самое забавное здесь то, что совмещение двойных обязанностей Лисоном было проведено банком Barings в рамках "снижения затрат на управление".

5.Allied Irish Bank (Allfirst), 1997–2002, $691 200 000
Крупнейший банк Ирландии обнаружил 6 февраля 2002 года, что его валютный трейдер исчез, наказав его американский филиал на $691,2 миллиона. По торговой деятельности Джона Руснака (John Rusnak) была начата внутренняя проверка после того, как сотрудник отдела контроля в середине января случайно обнаружил незарегистрированные операции, проходящие по счету банка. Две недели проверка не давала подтверждающего результата, так как Руснаком были подделаны даты торговых операций таким образом, что убыточные сделки перекрывали друг друга.

6.Deutsche Bank AG (Morgan Grenfell), 1995–1997, $646 642 176
7.Merrill Lynch & Co. Inc., 1987–1989, $377 000 000
8.Deutsche Genossenschaftsbank AG, 1990, $350 000 000
9.Tokyo Securities Company, 1994, $323 559 136
10.Volkswagen AG, 1984–1987, $258 926 944

119034, г. Москва, ул. Остоженка, д.7/15, "Франклин&Грант. Финансы и аналитика".
Тел.: +7 (095) 782-7182 E-mail: info@franklin-grant.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное