Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой субботний вечер

  Все выпуски  

Мой субботний вечер: Басни Крылова не притчи Христа


Здравствуйте, уважаемый подписчик!

Как обычно, стараюсь раз в два месяца вместе с вами поразмышлять на библейскую тему. 

Начинающим читать Библию для легкости понимания рекомендуют Новый завет. Конечно, легкость эта относительная, ведь Новый Завет полностью написан на учениях Ветхого завета.

Казалось бы, что проще в Библии, чем притчи Иисуса, –  ведь они так похожи на басни Крылова, которые изучают в школе начальных классов. Увы, и многие христиане преподносят притчи Иисуса Христа с толкованием басни: в них очень просто определить, кто осел, кто козел, а кто есть косолапый мишка. 

Меня тоже так учили в церкви евангелистов, куда я однажды пришла и там крестилась. Я не скажу, что все притчи истолковываются неправильно, однако некоторые сразу вызывают сомнение насчет последствий, если верить басенному истолкованию.

Например, притча о бедной вдове, которая пришла к судье, и он долго не хотел выслушать ее дело и вынести решение в ее пользу. Или притча о друге, в полночь не пожелавшему открыть дверь и дать хлеба просившему, – вот так друг!

Наученные басням Крылова, верующие наделяют героев из любой притчи образами Бога, который отвечает на молитвы лишь после долгого обращения к Нему. Это напрягает, если мы уверены, что Бог наш любящий Отец – неужели к Нему так трудно достучаться?

Все становится на свои места, когда начинаешь исследовать Библию вместе с человеком божьим, наделенным мудростью от Бога и знанием законов, по которым эти притчи были писаны и были в бытовом ходу среди евреев. В бытность Иисуса ведь тоже были школы, и также были учителя, известные своим учением…

Воспринимая все притчи Христа на один манер, многие верующие совершенно не понимают,  о чем Иисус учит в Евангелии.

Отсюда и бесконечные молитвы об одном и том же к Богу, и проповеди о богатстве и процветании на основе Слова Божьего, о закопанном таланте  собственных способностей, и не верное понимание того, когда надо подставить правую щеку, если тебя ударили по левой… к сожалению, и многое другое.

В соответствии с методикой обучения в древнееврейских школах имеют Притчи Иисуса Христа  три типа: истолкование, иллюстрацию и сравнение. Определив тип каждой притчи Иисуса, мы можем правильно понять то, что именно данной притчей хотел сказать Иисус Христос.

1-й тип: ПРИТЧА-ИСТОЛКОВАНИЕ

3         И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

            4         и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

            5         иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

            6         Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

            7         иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

            8         иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Мф. 13:3-8).

Кто не знает эту притчу о сеятеле? Здесь мы ничего не выдумываем, читаем дальше и там все Иисус объясняет, – это притча-истолкование.

Далее, с 24 стиха начинается притча с интерпретацией, в которой тоже есть истолкование, но где оно?

24       Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

            25       когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

            26       когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

            27       Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

            28       Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

            29       Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

            30       оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Оказывается, надо дойти аж до 36 стиха, где ученики просят истолковать им притчу:

36       Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

В этой притче истолкование четко привязано к тексту, кто есть кто, то есть, не просто семя, раскиданное и при дороге, и в каменистую почву, а семя – это сыны Царствия, и сыны лукавого – это плевелы.

37       Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

            38       поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;

            39       враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

 Суть притчи о плевелах в том, что она отвечает на два важных вопроса: почему Бог не уничтожит всех злых людей на земле? И когда решается судьба каждого человека?

Как мы можем знать, кто злой, а кто добрый? Лишена ли спасения женщина, сделавшая аборт? Лишен ли спасения человек в камере смертников? Когда человек умер, он сразу попадает в ад или рай?

40       Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:

            41       пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

42       и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

            43       тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Ответ прост и он открыто показан в этой притче о плевелах, –  при кончине века Бог решит судьбу каждого человека! Вот о чем учит притча о плевелах.

2-й тип: ПРИТЧА-ИЛЛЮСТРАЦИЯ

23       Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

            24       когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

            25       а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

            26       тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

            27       Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

            28       Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

            29       Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

            30       Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

            31       Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

            32       Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

            33       не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

            34       И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф.18:23-34).

В притче с истолкованием все было более понятно, кто сеятель, что означает поле… а в притче-иллюстрации государь – это кто? Бог? Мы должны что-то Богу и нам надо с ним рассчитаться? А кто тогда жена, дети, и что такое рабство?

Оказывается, эта притча по-другому устроена. Если нет истолкования притчи, значит, это притча-иллюстрация. Истолкование притчи всегда дается ниже, а если притча-иллюстрация, то объяснение нужно искать выше по тексту.

Такая притча немного нереалистична, она имеет преувеличение, гиперболу, и надо понять, что здесь преувеличено и  что именно притча иллюстрирует. О чем написано чуть выше? Петр спрашивает, сколько раз прощать брату, до семи ли раз, как их учит предание?

На это Иисус отвечает, что не до семи, а до семижды семидесяти раз… это что значит? Ты одолжил деньги, тебе не отдали, ты опять одолжишь, чтобы снова не отдали? Ведь именно так понимают многие верующие гиперболу в притчах Иисуса Христа.

Нет, притча-иллюстрация учит о другом, она учит о том, что сколь много тебе прощено, то стоит ли придираться к мелочам в жизни, стоит ли искать в других какие-то безобразия, если в тебе тоже они есть?!

Здесь ставится вопрос об отношениях людей друг к другу: ведь Бог нас простит настолько, насколько мы умеем прощать других. Вопрос не в количестве прощений, а в качестве: способны ли мы вообще прощать людей?

3-й тип: ПРИТЧА-СРАВНЕНИЕ

26       Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

            27       Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?

            28       И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

            29       но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

            30       если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

            31       Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

            32       потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

            33       Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:26-33).

Самый сложный тип притчи – это сравнение, от меньшего к большему. Сравнение показывает, что если малое верно, то большее верно тем более.

Особенно отчетливо виден раввинский подход к притчам в тексте Евангелия от Луки, глава 18, в притче о судье. Кто этот судья? Вот уж где поистине жуткое сравнение этого судьи с Богом, а именно так понимают многие верующие.

Но притча – не басня, еще раз подчеркнем это, тут судья и есть судья, и он Бога не боится.

1         Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,

            2         говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

            3         В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

            4         Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

            5         но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

            6         И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

            7         Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

Кто такая вдова в то время? Это совершенно незащищенная, бесправная женщина, она не имеет права подписывать никакие документы, у нее нет ни мужа, ни сына, ни брата, которые могли бы решить ее дела в суде.

За вдову некому заступиться и она просит судью, чтобы он вступился за нее и защитил ее от притязаний соперника, возможно, на землю. Земля есть, есть поле, а документов нет, и любой может отобрать поле, обидеть вдову.

И в этой притче идет сравнение, что если судья неправедный, не боящийся Бога и не стыдящийся людей, помог вдове, хоть и по неотступности ее, очень много она приложила сил для этого, то неужели Бог не защитит своих людей?

Эта притча также похожа на притчу про друга: там друг есть друг, тут судья есть судья. И если такие люди вынуждены оказать помощь тем, кто просит, то тем более Бог всегда поможет обратившихся  к Нему.

Наверное, все-таки, не следует неотступно привязываться к Богу со своими просьбами? Зачастую, верующие именно привязываются к Богу, как к тем людям не очень добрым, которые показаны для сравнения, – а ведь Бог слышит и всегда отвечает на наши молитвы.

Вот так учат притчи Иисуса о том, как не надо молиться, как не надо преследовать людей по мелочам, как не надо решать за Бога, кому в рай, а кому в ад…

Притчи Иисуса учат видеть этот мир Его глазами, понимать, что происходит, как строить взаимоотношения с Богом и с ближними своими.

Подведем итог, коротко о сказанном: какие три типа притч использует Христос в своем учении?

Притчи Иисуса Христа с толкованием обязательно имеют объяснение ниже по тексту Библии.

Притча-иллюстрация, напротив, выше по тексту дает нам суть того, о чем говорится в данной ситуации, чему Иисус учит своих учеников и что из этого должны понять мы.

Притча-сравнение дает контекст от меньшего к большему. Сравнение показывает, что если малое верно, то большее верно тем более.

Для закрепления темы посмотрите всего лишь тридцатиминутное видео Александра Болотникова, чтобы в сознании вашем четко уложилась разница между притчами Иисуса и баснями Крылова. 

Божьих вам благословений! 


В избранное