Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как стать эффективным

  Все выпуски  

Офис: коллектив против индивида?


Офис: коллектив против индивида?




На работе, где мы проводим большую часть жизни, человек чаще всего реагирует на коллектив, а не на собственные принципы и цели. Как же остаться собой, не потерять себя в коллективе, одновременно не вступая с ним в нарочитое противодействие?

Уровень «коллективного бессознательного»

Еще не так давно мы с одним знакомым беседовали на всевозможные философские темы, спорили по поводу музыки и классических фильмов. Последнее время с ним стало очень трудно общаться. Во-первых, для того, чтобы понять, о чем он, нужен специальный словарь. Ну вот как можно понять такую фразу: «Наш менеджер купил авоську за три ляма. Круто!» Только после объяснений я понимаю, что менеджер приобрел автомобиль Ауди А8 стоимостью три миллиона рублей. Во–вторых, вдруг появившиеся категории «круто» «не круто» в устах взрослого человека выглядят немного странно.

Побывав у знакомого в офисе, стало понятно, что это – внутренний стиль общения сотрудников между собой. Они так говорят. Они так живут.

Другая знакомая, сменив место работы, перейдя в более престижную компанию, изменилась внешне. Стала похожа на многих других «офисных девушек» с прямыми полудлинными волосами в идеально белых кофтах.

«Чем более престижная работа, тем более строгие требования внутри коллектива, например, к дресс-коду — рассказывает Юлия Малахова, журналист, которая работала в разных местах: в программе «Время», редактором отдела культуры «Российской газеты», заместителем главного редактора журнала «Столичный стиль». — Мне в этом словосочетании кажется важным слово «код». Оно указывает на внедрение в психику человека. Тот, кто попал извне в определенный коллектив, сразу начинает чувствовать себя чужаком. Например, в одном из коллективов, где я работала, принято было одеваться очень просто и очень дорого. Я себе не могла этого позволить. Стиль (и цена) одежды был очень узнаваем для своего закрытого круга людей, для касты. Человеку, который не мог себе этого позволить, оставалось две вещи – или стремиться во что бы то ни стало быть похожими на всех, или уходить прочь».

Понятие «по одежке встречают» в России развито гораздо больше, чем заграницей. Например, Юлия вспоминает, как однажды она нечаянно «отодвинула» Джорджа Сороса. «Когда я работала в программе «Время», меня попросили взять у него интервью. Я приехала к нему на встречу, вокруг было много каких-то людей, и мне все время мешал пройти мужичок в потертом старом твидовом пиджаке. В конце концов я вежливо отодвинула его и сказала: «Простите, мне нужно пройти». А потом оказалось, что это и есть Сорос. То есть люди, которые миновали уровень «коллективного бессознательного», позволяют себе быть не как все, оставаться самими собой».

На человека влияет не только принятый в коллективе стиль одежды или поведения, но и то, чем этот коллектив в данный момент увлечен, чем занимается. «У Франсуа Трюффо в каком-то из его дневников были записаны наблюдения, как меняется поведение съемочной группы в зависимости о того, о чем снимается фильм, — рассказывает Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук. — Когда у них были разбросаны по всей площадке книги во время съемок «451º по Фаренгейту», то читали все, вплоть до пожарного. Когда они снимали фильм об адюльтере, то есть об измене, то даже самые стойкие люди в его группе начинали флиртовать».

В студенческие годы мне пришлось работать в маленькой фирме, где любого сотрудника начинали обсуждать (осуждать) сразу же, едва он выходил за дверь. По кругу. Делиться там было не принято. Даже сушки к чаю каждый приносил себе отдельно, и все ревниво смотрели, не заработал ли коллега больше денег, чем они. И интересно было наблюдать, как вливаются в коллектив новенькие. Одна девушка сразу же переняла манеру поведения коллектива, вместе с крепкими словечками и ревностью к зарплате другого. А вскоре пришла другая барышня, и, словно не видя того, как живут остальные, стала приносить тортики к чаю, радоваться успехам коллег. Нет, те не изменились. Но дышать в этом коллективе стало легче.

Я такой же как ты

Кто же создает коллективную атмосферу? «Иногда она зависит от начальника, иногда — от неформального лидера коллектива, иногда это сложившаяся уже традиция, — рассказывает Сергей Ениколопов. — Попав в новый коллектив, человек даже незаметно для себя начинает меняться, и только окружающие замечают, что он в последнее время стал вести себя по-другому. И это нормально, пока не мешает самому человеку жить. Если же мешает, есть два выхода: либо работу менять, либо продолжать подстраиваться. Тогда коллектив его принимает. А если он будет иным, то коллектив может его тихо выдавить».

«Старание быть в коллективе своим, придерживаться привычек, соблюдать обряды помогает выживать более слабым, — рассуждает Юлия Малахова. — Есть два варианта: или ты мимикриуешь под среду, или остаешься самим собой, понимая, что на тебя будут обращать внимание».

Часто тон задает неформальный лидер. И его положение вовсе не зависит от статуса в трудовой. Похожее наблюдается у детей: они начинают копировать словечки, манеру поведения более сильных и успешных сверстников в коллективе – в детском саду, в классе, как бы давая сигнал: «Я тоже такой, как ты, давай будем вместе». Юлия Малахова рассказывала, как в третьем классе у них все мальчики стали подергивать шеей и кивать головой. Потому что в класс пришел очень умный и сильный мальчик, но у него была хорея — синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями головы.

А вот Илья Полежаев, руководитель группы «Свободный полет», считает, что любые отношения в коллективе (как положительные, так и отрицательные) выстраивает начальник, так как является верхушкой пирамиды. «Бывает, что какой-нибудь человек, обычно близкий к начальству, вдруг начинает подстраивать под себя коллектив — и эта ситуация не всегда положительна, — говорит Илья. – Один мой знакомый, Сергей, пришел на работу в небольшую компанию, занимающуюся продажами технического оборудования. Директором этой компании был его друг детства, и это явилось определяющим фактором в поведении Сергея. Он не обратил внимания на сложившиеся в компании отношения, а начал вести себя так, будто он находится в гостях у своего друга — легко и непринужденно. Поведение вызвало неоднозначную реакцию у коллег, поскольку люди все-таки понимают, что человек должен выполнять свою работу независимо от того, друг он или брат кому-то из вышестоящего состава. Сергей же мог переложить на кого-то свои обязанности, не реагировал на критику коллектива, так как знал, что ему за невыполнение ничего не будет, мог вовремя не придти на работу, хамить в лицо коллегам. А ведь офис — это система совместного проживания, но Сергей это всячески игнорировал, вел себя так, словно эта система была обязана подстраиваться под него. И начальник на это никак не реагировал. Такая ситуация чревата, так как может привести к серьезному дисбалансу в коллективе, отразиться на всей его работе».

«Код» для христианина

«Психолог сказал бы, что существуют только четыре модели взаимодействия человека с коллективом – рассуждает священник Димитрий Свердлов, настоятель храма св. апп. Петра и Павла в Павловском. — Первая модель – подстроиться, прогнуться под коллектив, вторая – сопротивляться, конфликтовать с ним, третья – аутическая – уйти в себя. И только четвертая модель предполагает самостоятельное, независимое от коллектива поведение, инициированное какими-то внутренними целями и задачами самого человека. В случае, если речь идет о христианине, это цели евангельские. Если человек идет по четвертому пути, то в какой-то ситуации он может действовать заодно с коллективом, когда его собственные установки совпадают с установками коллектива. А когда-то он может войти с коллективом в конфликт – если на необходимость так поступить укажут ему его внутренние цели. А иногда он может быть «внутри себя», внешне не солидаризируясь с коллективом. В этом – проявление свободы. Но в большинстве случаев, к сожалению, человек в первую очередь реагирует на коллектив, а не на собственные принципы и цели. Но для того, кто ходит под Богом, должно быть наоборот. Бывает, что православные начинают внешне как-то противопоставлять себя светскому обществу, например, внешним видом, одеждой. Но внутренняя мотивация этого противопоставления может быть разной – один делает это напоказ, другой, — исходя из своих внутренних устремлений. Как же остаться собой, не потерять себя в коллективе, одновременно не вступая с ним в нарочитое противодействие? Универсальный механизм – это любовь. Когда человек пытается оставаться самим собой, и при этом старается жить по законам любви, он не теряет собственную самобытность и не входит в конфликт с окружающими. Люди чувствует его доброту, понимают, что его самобытность направлена не против них. Но любовь не гарантирует человека от конфликта с обществом. Причина конфликта может корениться не в нем, не в его отношении, а в самом коллективе. Это тоже надо иметь в виду».

Многим приходится проводить на работе бОльшую часть времени. И остаться собой, в случаях, когда это требуется, трудно. Может быть, важно что-то интересное иметь вне коллектива, чтобы у «рабочего места» было противодействие – в виде какого-то увлечения, дополнительных занятий, дружеских объединений, которые предполагают свой круг общения и иные правила. Чтобы остаться собой, не «потеряться», как герой стихотворения Саши Черного:

Все в штанах, скроенных одинаково,
При усах, в пальто и в котелках.
Я похож на улице на всякого
И совсем теряюсь на углах...
Как бы мне не обменяться личностью:
Он войдет в меня, а я в него, —
Я охвачен полной безразличностью
И боюсь решительно всего...


Автор - Оксана ГОЛОВКО


В избранное