Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сексуальность. Дети. Можно ли прожить без абортов?


Седьмой выпуск рассылки – психологическое состояние во время принятия решения об аборте или сохранении беременности

 

В одном из предыдущих выпусков рассылки мы говорили о страхах, связанных с беременностью, и о том, что эти страхи, с одной стороны, очень распространены, с другой стороны, преодолимы. В этом выпуске хотелось бы подробнее остановиться на том особом психологическом состоянии, в котором человек принимает кризисные решения. Поскольку тема этой рассылки связана с абортами, то мы поговорим о состоянии человека в период размышлений о том, делать или не делать аборт.

 

Здравствуйте. Мне 32 года. Была замужем два раза, не беременела (да и особо не было такой цели). Недавно узнала, что беременна, 6 недель, от женатого мужчины. Это первая беременность. Нахожусь в шоке, не знаю, что делать. Детей всегда хотелось, но я не представляла, как можно без мужа родить ребенка и  в дальнейшем его воспитывать и содержать материально, очень все дорого стоит, а, к сожалению, я не миллионерша. Про государственную поддержку и говорить не хочется. И очень непонятно, почему именно от этого мужчины это произошло, почему это не случилось раньше, когда я была замужем? (Хотя бы не была бы матерью-одиночкой временно, и не надо было бы на работе всем что-то объяснять, женский коллектив в основном.) Посоветуйте, пожалуйста, что делать в такой ситуации. Мне очень страшно за свое будущее.

 

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста!!! Узнала, что беременна, 2 дня назад. Хожу в шоковом состоянии. Постоянно плачу. Мне 24 года, беременность первая, и я в панике. Дело в том, что со своим парнем я встречаюсь всего 4 месяца, мы не планировали пока даже жить вместе. И вообще он достаточно инфантильный молодой человек. К тому же даже не работает - студент, живет с родителями. Я работаю (я старше). Его родители не знают о моем существовании, т.к. из-за повышенной опеки оберегают его от женского пола, и можно предположить их реакцию. Мои родители очень строгие, и страшно подумать, как они отнесутся к такой новости. Парень, узнав о ребёнке, ничего внятного не говорит, хотя понимаю, что ему тоже нелегко. Последствий аборта боюсь, да и ребёнка хочу, помогите, пожалуйста, подскажите, что делать!!!

 

Это реальные переживания женщин, только что узнавших о своей беременности. Хотя они и приводят причины, по которым им трудно принять свою беременность, на самом деле обе женщины находятся в особом психологическом состоянии, которое искажает их видение собственной жизненной ситуации.

 

Статья психолога Благотворительного Фонда «Семья и детство» Елены Смирновой.

 

Особенности психического состояния женщины в период принятия решения о прерывании/сохранении беременности

 

Практика работы с женщинами, намеренными прервать беременность, показала, что подавляющее большинство из них находится в весьма специфическом психическом состоянии и нуждается не в немедленном исполнении решения об аборте, а в психологической помощи и поддержке.

Психическое состояние женщины в период обдумывания и принятия решения о прерывании или сохранении беременности характеризуется рядом особенностей. Поведение женщины в данной ситуации, кажущееся порой противоречивым и непредсказуемым, обусловлено ее психическим состоянием, закономерно из него проистекает. Перечислим основные черты психического состояния женщины, которые консультанту следует знать и уметь диагностировать для построения адекватного взаимодействия с пациенткой.

 

Растерянность и шок. В случае известия о незапланированной беременности или подозрениях на какие-либо осложнения при желанной беременности женщина склонна испытывать растерянность. Иногда это чувство бывает очень сильно выражено и доходит до уровня шока. Женщина не может справиться со «свалившимся» на нее неожиданным известием, ей трудно сразу сориентироваться в новой, незапланированной ситуации. Основная мысль, звучащая в ее сознании, - «Я не знаю, что мне теперь с этим делать». Внутренние ресурсы, направленные на конструктивное и планомерное решение проблемы, в состоянии растерянности снижены практически до нуля. Женщина может либо просто пребывать в состоянии психологической «оглушенности», либо искать совета, подсказки.

Это состояние растерянности является психологически закономерной и понятной реакцией на незапланированную ситуацию и в норме само проходит через некоторое время, после чего пациентка принимается за действия по решению проблемы. В описываемой нами ситуации решение об аборте может возникать двумя путями:

- «подсказка», совет кого-либо из близкого окружения женщины (во многих случаях речь идет даже не о совете, а о давлении, шантаже, угрозах, грубом склонении женщины к аборту);

- импульсивное самостоятельное решение женщины, основанное на тиражировании собственного абортивного опыта (повторный аборт, привычное решение привычной проблемы) или тиражировании социального абортивного опыта (распространенность абортов как средства выхода из подобных ситуаций).

В любом случае быстрое решение об аборте следует считать скорее шоковой реакцией, чем обдуманным решением.

 

Амбивалентность, т.е. «противоречивость, разнонаправленность». В сознании женщины альтернатива аборт/роды всегда представлена как два возможных варианта развития событий. В связи с этим женщина, даже склоняясь к мысли о прерывании беременности (или утверждая, что она «уже все решила»), не может полностью отторгнуть или проигнорировать, не обдумывать возможность сохранения беременности и жизни с ребенком. В душе она продолжает колебаться. Борьба этих двух вариантов приводит к внутреннему конфликту, переживание которого, причиняет женщине страдания. Женщина, намеренная прервать беременность, – это, прежде всего, человек в кризисном состоянии, страдающий человек. Именно этим страданием и попытками совладать с ним объясняются многие, порой весьма неприятные, особенности поведения такой женщины и сложности в построении ее взаимодействия с персоналом медицинского учреждения.

Амбивалентность может быть выражена в разной степени – от явных колебаний до почти полного слияния сознания с мыслью о прерывании беременности. В беседе с женщиной специалист может наблюдать следующие признаки амбивалентности:

- прямые вербальные сообщения о сомнениях («Не могу решить ...»);

- рассуждения о преимуществах и недостатках одного и другого решения;

- вопросы о последствиях аборта, обращение к жизненному опыту врача (или другого специалиста), прямое обращение к специалисту за советом;

- эмоциональная напряженность, нервозность, плач (или «глаза на мокром месте») без высказывания сомнений или даже при утверждении, что намерение сделать аборт является твердым, взвешенным и окончательным.

 

«Тоннельное сознание». Это феномен, свойственный многим острым кризисным ситуациям, в частности, в подобном состоянии совершается большинство суицидов. «Тоннельное сознание» характеризуется тем, что человек не справляется с неожиданно «свалившейся» на него ситуацией, теряется и из множества возможных вариантов развития событий и собственного поведения видит только один (как будто находится в тоннеле). Самой деструктивной чертой этого состояния является неспособность человека самостоятельно рассмотреть альтернативные варианты решения имеющейся у него проблемы (а порой даже задаться вопросом о наличии альтернативных вариантов). Так, молодая девушка может бояться агрессии со стороны родителей, если она «в лоб» сообщит им о беременности (во-первых, они совершенно не обязательно рассердятся, а во вторых, можно подготовиться к этому разговору и провести его так, чтобы обеспечить свою психологическую безопасность); жена, поссорившаяся с мужем, решает прервать беременность, даже не попытавшись с ним помириться; женщина, которая боится остаться без работы и без средств к существованию, идет на аборт, хотя можно было бы проконсультироваться с юристом о том, насколько ее страхи обоснованы, обратиться в организации, помогающие беременным женщинам в трудоустройстве или предоставляющие временную спонсорскую помощь и т.д. Перед Вами лишь несколько примеров, их список далеко не полон.

В общем виде можно сказать следующее: прерывание беременности почти никогда не является единственным выходом из сложной ситуации. Просто женщина, не ожидавшая беременности, растерявшаяся, находясь в «тоннельном сознании», не видит альтернатив, воспринимает свою ситуацию как тупиковую.

 

Тревога. Женщина, переживающая кризис прерывания беременности, испытывает много тревоги и страхов. Сюжет этих переживаний свой у каждой женщины, но общая черта все же есть: опасения женщины основаны на реальных сложностях, но, чаще всего, сильно преувеличены. Невольно вспоминается поговорка «У страха глаза велики». Это состояние коварно тем, что человек уже не может рассуждать здраво, трезво оценивать свои силы. Женщина находится в плену страхов, склонна субъективно оценивать сложности как более тяжелые и непреодолимые, чем они есть на самом деле, а себя, свои силы при этом недооценивает. Фактически речь идет о том, что женщина находится «не совсем в здравом уме», ее способность точно тестировать реальность снижена и искажена. Сама женщина абсолютно уверена, что все так и есть, как ей сейчас видится. Она может быть очень убедительна в своих доводах, так как что консультанту придется все время сверяться со своим чувством реальности, здравым смыслом, чтобы не быть «зараженным» паникой пациентки.

Женщины, переменившие свое решение, сохранившие беременность, придя в себя, описывают это состояние как «временное умопомешательство» и бывают очень благодарны тем, кто помог им не поддаться панике. Это состояние носит транзиторный (преходящий) характер, оно со временем проходит. Однако если бы женщину в этот момент обследовал врач-психиатр, она могла бы получить диагноз из кластера «Расстройства, связанные со стрессом». В таком состоянии противопоказано принимать серьезные, ответственные решения.

 

Подавленность. Кризисная беременность (неожиданная, начавшаяся при неблагоприятных с точки зрения женщины жизненных обстоятельствах) с эмоциональной точки зрения является тяжелым испытанием. Решение о прерывании беременности дается женщине нелегко. Фон настроения в этот период является сниженным, преобладают эмоции депрессивного спектра: тоска, печаль, растерянность, тревожно-депрессивыне симптомы, апатия, чувство усталости, упадок сил, утрата интереса к прежде любимым делам. Могут наблюдаться соматические компоненты депрессии – нарушения сна и аппетита, тягостные или болевые телесные ощущения. Обращаем внимание специалистов на то, что эти проявления могут быть связаны не с беременностью, а с сопровождающим ее субдепрессивным состоянием. Это следует пояснять женщинам, склонным интерпретировать свое самочувствие как неблагоприятное течение беременности. В тяжелых случаях может наблюдаться клинически выраженное реактивное депрессивное состояние.

Даже если эти симптомы представлены несильно, на субклиническом уровне, они все равно мешают женщине адекватно оценить свои силы (как и в случае с тревогой), заставляют ее преувеличивать проблемы и недооценивать свои возможности совладания. Подавленность, как и тревога, является транзиторным расстройством, со временем состояние женщины нормализуется, и она может недоумевать по поводу того, что ей все виделось в столь мрачном свете. Эту подавленность (по сути – депрессивную реакцию) можно сравнить с послеродовой депрессией, которая бывает даже у женщин, которые хотели рождения ребенка.

Депрессивные реакции могут быть вызваны не только негативными событиями, но и позитивными значимыми переменами в жизни, т.к. подобные изменения, несомненно, являются стрессорами. В шкалу жизненных стрессов входят не только смерти близких, разводы, увольнения и т.д., но рождения детей, свадьбы, переход на новую (лучшую) работу. Депрессивное реагирование в этих случаях является своего рода «защитным торможением», которое дает человеку время адаптироваться к новым условиям. О возможности и динамике (тенденции к угасанию) таких реакций следует проинформировать женщину, переформулировать ее подавленность, которую она воспринимает как «нежелание» беременности и рождения ребенка, в естественную реакцию на значимое для нее событие.

Депрессия искажает восприятие не только собственной личности и своих сил. Человеку в депрессивном состоянии кажется, что и окружающие люди не дорожат им, не хотят помочь, не любят. Депрессивный человек может становиться обидчивым, интерпретировать нейтральные события как враждебность по отношению к себе. При тяжелой депрессии может казаться, что не только близкие, но и весь мир «ополчился» на пациента.

 

Эмоциональная нестабильность. Настроение женщины может быть крайне нестабильным. Это является отчасти реакцией на стресс, а отчасти физиологическим состоянием, связанным с беременностью и обусловленным гормональными изменениями. Особенно это свойственно женщинам, которые и до беременности отличались импульсивностью, неустойчивостью аффекта. Эмоциональная нестабильность женщины часто связана с амбивалентностью, соседствует с ней. При этом обе черты взаимно усиливают друг друга.

Также таким женщинам свойственна особая эмоциональная уязвимость, из которой проистекает импульсивность поведения. Эмоционально нестабильная женщина может прийти за направлением на аборт, будучи подавленной каким-то  событием или разговором с родственниками, воспринимая свои проблемы как неразрешимые («тоннельное сознание»). При этом уже через несколько часов после начала фазы подавленности (отчаяния) ее настроение может резко измениться, появится альтернативный выход. Трагично, если за эти несколько часов женщина совершит аборт.

Присущая женщине эмоциональная нестабильность, как правило, видна невооруженным глазом: в течение беседы ее поведение, выражение лица, настроение может сильно меняться, женщина может «переключаться» с доводов за прерывание беременности на такие же искренние доводы против этого.

Выраженные колебания настроения являются противопоказанием для быстрой реализации решения о прерывании беременности, т.к. уже вечером после аборта эмоциональное состояние женщины может резко измениться. В таком случае женщина пожалеет об аборте, будет в нем раскаиваться, чувствовать себя виноватой или испытывать агрессию в адрес врача, давшего направление и совершившего вмешательство по прерыванию беременности. В редких случаях есть риск формирования у женщины суицидоопасного состояния вплоть до совершения попытки самоубийства.

 

Отрицание (психологическая защита). Женщина в описываемом состоянии пытается защититься от неприятной для нее информации. В большинстве случаев женщины перед прерыванием беременности не хотят ничего слышать о возможных последствиях этой процедуры для их здоровья (и, косвенно, для здоровья их будущих детей), о том, как прерывание беременности может сказаться на психическом состоянии женщины и отношениях в ее семье (в т.ч. с рожденными детьми). Как правило, в ответ на попытки информирования о возможных осложнениях, пациентки приводят ряд  стандартных возражений. Например, такие: «Не надо меня пугать, я и так нервничаю, мне и так тяжело», «Я все это знаю (читала, уже делала, сама медик и т.д.)», «Я уже решила, меня не удастся переубедить», «Я взрослый человек, сама отвечаю за свои поступки, сама в состоянии решить», «Да, все это страшно, но у меня нет другого выхода», «Не лезьте не в свое дело (мне в душу и т.п.)!».

Отрицание – это примитивный инфантильный механизм психологической защиты, который проявляется у многих людей в ситуации чрезмерной эмоциональной нагрузки. Отрицание действует по принципу недоведения до сознания неприятной, тревожащей или шокирующей информации. Логика отрицания такова: «Если я не буду об этом знать и думать, со мной этого не случится». Однако, с точки зрения здравого смысла, очевидно, что это совершенно не так.

Отрицание выражено тем сильнее, чем более состояние женщины амбивалентно. Смысл отрицания в том, чтобы не пропустить в сознание лишний весомый аргумент против прерывания беременности при и без того неустойчивой решимости. Женщина «боится» передумать, т.к. это повлечет за собой необходимость в течение длительного времени целенаправленно решать проблемы, связанные с вынашиванием, рождением и воспитанием ребенка. Отрицание же дает возможность «недооценить» негативное значение прерывания беременности.

Консультанту следует иметь в виду, что попытки женщины отказаться от информации о прерывании беременности основаны не на имеющихся у нее знаниях или твердой решимости (как она сама пытается это представить), а на защитном механизме. В связи с этим некоторая настойчивость, проявленная консультантом, будет не бестактностью, а попыткой не оставлять пациентку без помощи в тяжелой для нее ситуации.[1]

 

Защитная агрессивность. Есть женщины, которые на попытки приступить к консультации реагируют агрессией. Агрессия может быть прямой – крик, упреки, брань и оскорбления, а может быть косвенной – неуместная ирония, перевод разговора на посторонние темы, молчание в ответ на вопросы и тому подобные проявления саботажа. Такого рода агрессия пациенток напрямую связана с сильным отрицанием и, соответственно, амбивалентностью.

Естественной реакцией человека, столкнувшегося в такой ситуации с агрессией, является отступление. Однако зная, чем вызвана агрессия в данном случае, необходимо попытаться все же работать с такой женщиной.

 

Одиночество. На что бы ни ссылалась женщина, аргументируя решение о прерывании беременности, как бы ни складывались обстоятельства ее жизни, сколько бы людей из ее окружения ни поддерживали (или разубеждали) ее в этом решении, решение все равно принимает только она сама. Следовательно, она полностью несет за него ответственность, и именно ей, только ей одной предстоит медицинское вмешательство со всеми вытекающими последствиями. Женщина очень одинока в этот период своей жизни. Она остро нуждается в поддержке и участии, даже если реагирует на помощь агрессивно.

 

 

Если вы, дорогие читатели рассылки, или Ваши близкие и родственники столкнутся в своей жизни со сложными психологическими состояниями, связанными с беременностью, вы можете обратиться в Кризисную службу по телефонам: 8-800-200-05-07 (для звонков из регионов РФ бесплатно, с 10.00 до 21.00, в будни), 665-00-05 (для звонков из Москвы бесплатно, с 16.00 до 21.00, в будни),

на ICQ: 422-387-618

или на электронную почту 6650005@mail.ru

и Вам помогут квалифицированные психологи

 

 

И, как всегда, хотелось бы напомнить вам, что обратную связь по поводу рассылки, предложения, пожелания вы можете присылать по адресу bfsd1@yandex.ru

С уважением, Наталья Нарышкина.

 



[1]  Для сравнения можно привести пример пациенток с нервной анорексией (или, в качестве экстремальной ситуации – суицидентов). Это люди, находящиеся во власти неблагополучного психического состояния, которые утверждают, что они имеют право распоряжаться своим телом, здоровьем, жизнью. Они отказываются осмыслять информацию о том, что они наносят вред своему здоровью, требуют, чтобы их оставили в покое и не мешали. Но ведь в этой ситуации врачам и родственникам не приходит в голову «не мешать».


В избранное