Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сексуальность. Дети. Можно ли прожить без абортов?


Третий выпуск рассылки.

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики рассылки. Этот выпуск рассылки мы хотели бы посвятить двум темам: страхам, связанным с беременностью, и позитивному преодолению этих страхов – истории одной многодетной семьи.

 

Итак, предлагаем Вашему вниманию статью «Страхи вокруг беременности».

 

Лосева В.К., Луньков А.И.

СТРАХИ ВОКРУГ БЕРЕМЕННОСТИ

Страхи перед беременностью.

Почти каждая женщина, готовящаяся стать матерью, может испытывать многообразные, хотя в то же время и типичные, страсти. К наиболее распространенным относятся боязнь выкидыша, страх родить ребенка с физическими или психическими отклонениями, страх перед самими родами, страх перед сексом в период беременности, страх перед движениями плода или же, наоборот, перед отсутствием таковых. Врачи в женских консультациях часто оставляют женщину наедине  с ее страхами, а иногда даже способствуют их усилению, говоря: «Вы не должны волноваться, так как Ваши волнения могут повредить развитию плода». В результате женщина не перестает испытывать страхи, но пытается их просто подавить, что, естественно, плохо получается. В итоге она испытывает чувство вины за свой страх, что не улучшает ее состояние. И круг замыкается…

Страхи до беременности встречаются реже и могут возникать в случаях, когда беременность планируется. Но, несмотря на это, мы хотели бы рассмотреть и те, и другие страхи, поскольку ориентация на «планирование» семьи становится все более распространенной. Наша задача дать будущей матери информацию и рекомендации, которые позволили бы ей самостоятельно разбираться в своем состоянии и находить из него положительный выход. Итак, чего же может бояться будущая мать еще до того, как почувствует себя беременной?

Об этих страхах говорят редко, поскольку считается, что потребность иметь детей -естественное биологическое стремление женщины. Возможно, такие страхи не встречались бы вообще, если бы женщина была только частицей природы, только «организмом», «особью», но не личностью. Однако вся предыстория личностного развития будущей матери может привести к тому, что наступление беременности она будет рассматривать не как удовлетворение своих потребностей, но как жизненный кризис. А кризис, как известно, связан с повышенной неопределенностью в себе при столкновении с этой неопределенностью, недоверием к своим силам и возможностям.

Но кризис, вместе с тем, это и возможность выработать новое, более зрелое отношение к жизни, основанное на доверии к себе и возросшем самоуважении, и, как ни страшно, почувствовать даже лучше, чем до наступления кризисной ситуации, поскольку реальный положительный опыт преодоления трудностей дает новую внутреннюю опору. Но в любом случае наступление кризиса говорит о жизнеспособности прежних, не всегда осознанных жизненных установок.

Эти установки, заставляющее женщину бояться беременности, имеют два основных источника: воспитание в родительской семье и, как ни парадоксально, послушное усвоение некоторых предрассудков, кочующих по психолого-педагогическим и популярным медицинским изданиям под видом «научных истин». Наверное, настал момент перечислить эти ограничивающие представления и рассказать будущей матери, почему они не верны и, несмотря на это, столь живучи.

Итак, сначала приведем типичные установки, которые будущая мать могла усвоить от своих родителей.

«Прежде, чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении».

Пропаганда такой установки позволяет родителям до бесконечности продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Ведь критерии зрелости, на котором основана подобная директива, достаточно расплывчаты, и родители получают возможность бесконечно поднимать планку от «поступления в институт» до «защиты диссертации» и далее. А критерий стабильного материального положения определить в наше время еще труднее. Кроме того, в такой установке есть и скрытый смысл. После рождения ребенка никакой профессиональный рост уже невозможен, а материальное положение необходимо как бы в плане поддержания интересов к жизни за пределами семьи.

«Ты сама еще ребенок; как же ты можешь воспитывать детей?»

Первая часть этой фразы – безусловная истина для каждого из нас, поскольку мы храним в себе внутреннего ребенка всю жизнь. А вот вторая часть фразы присоединена к первой исключительно в целях манипуляции и управления для демонстрации родительского превосходства. Было бы нелепо предполагать, что наилучшими матерями становятся те, кто утратил контакт со своим внутренним ребенком, игнорирует его существование или жестко подавляет его. Именно контакт с нашей внутренней детской частью позволяет нам чувствовать нужды реального ребенка, ставить себя на его место и развивать в себе то, что называется материнской интуицией. А признание права на некоторые «детские желания» у себя самой позволят избежать излишней критичности и бессмысленной требовательности к маленькому ребенку. Кроме того, именно в ходе воспитания своего ребенка мы получаем шанс пройти вместе с другим существом по всем стадиям развития, не только помогая ему взрослеть, но и одновременно осознавая при этом, как воспитывали нас самих. Это позволяет самим родителям освободиться от негативных установок, вынесенных из собственной родительской семьи, делая многое по-новому, не так, как их родители. Именно в реальном опыте взаимодействия со своим ребенком мать только и может стать зрелым человеком, ведь, помогая другому, мы помогаем и себе тоже.

Напомним, что нельзя выработать у себя нужных качеств «заранее», «впрок», не ставя себя в те ситуации, где они могут понадобиться.

«Ты – эгоистка, а мать должна уметь жертвовать всем ради детей».

Повторение таких фраз родителями приводят к тому, что женщина, обнаружив в себе любое, самое невинное желание будет рассматривать это как признак неспособности быть матерью. Ведь скрытый смысл этой фразы – «мать должна полностью забыть о своих желаниях и стать орудием исполнения желаний ребенка». Если довести эту мысль до логического конца, то самой лучшей матерью является самая несчастная, самая неудовлетворенная, самая «жертвенная». Но в этом случае ребенок научится как раз двум вещам, вряд ли «запланированным» матерью при его воспитании: либо тому, как самому «стать несчастным», но уже без посторонней помощи, либо тому, как эксплуатировать «жертвенных», то есть тех, чей уровень самоуважения зависит исключительно от количества и масштаба принесенных жертв.

Кроме того, жертвенная мать формирует у ребенка чувство вины, не всегда осознанное. Это может сделать его «козлом отпущения» в кругу сверстников. Приведем конкретный пример. На консультацию пришла мать с пятилетним сыном. Она жаловалась на то, что ребенка в детском саду «все бьют», «сваливают на него все проступки, а он не может постоять за себя или хотя бы сказать, что он не виноват».

Первое, что бросилось в глаза – это разительный контраст между внешним видом мальчика и матери. Мальчик был одет в очень дорогие, «фирменные» вещи и пугливо прятался за спину матери. Она же была одета подчеркнуто бедно и старомодно, на лице у нее застыла маска несчастности, но при этом говорила она с большим напором и в интонации речи чувствовались большие претензии к миру в целом. Она как бы говорила не только словами, но и всем внешним видом: «Я всем пожертвовала ради него».

А как Вы думаете, уважаемый читатель, может ли ребенок пяти лет понять, почему окружающие люди, когда видят его вместе с матерью, смотрят на нее с состраданием? Единственная мысль, которая автоматически приходит в его голову: «Ее все жалеют, потому что я плох, во мне что-то не так». Естественно, что постоянное «беспричинное» чувство вины приводит к готовности принять любое наказание. Ведь, как известно, наказание снижает чувство вины и приводит некоторому облегчению.

Оборотной стороной медали здесь является бессознательный расчет такой матери: «За то, что я тебе отдала всю свою жизнь, ты мне отдашь свою. Ты же видишь, насколько мир опасен для тебя, поэтому только со мной ты сможешь чувствовать себя в безопасности». Такому ребенку будет трудно в дальнейшем создать свою семью, поскольку он будет воспринимать это как измену матери.

Поэтому для любого ребенка, начиная с четырех-пяти лет, важно видеть, что мать может получать удовольствие от удовлетворения своих желаний, не связанных с ним. Именно через пример матери он получает право тоже получать удовольствие от удовлетворения своих желаний, не связанных с нею, и не испытывать при этом чувства вины.

«Не торопись заводить детей. Поживи в свое удовольствие». Скрытый смысл этой фразы - «когда появятся дети – удовольствия кончатся». Или: «Наличие детей только отнимет силы, но не прибавляет их». Особенностью матерей, сообщающих своим дочерям такую директиву, является то, что они часто рассказывают им, как они волновались и беспокоились, сколько тревог и страха они вынесли, пока дети были маленькими. Как говорится, это правда, но не вся правда. Такие матери почему-то упорно «не помнят» о том, получали ли они что- то от существования ребенка, кроме тревог и беспокойства.

Когда их дочери становятся постарше, такие матери продолжают управлять ими через предъявление собственной тревожности и беспокойства и нередко вместо поддержки в важный момент жизни дочери лишь усиливают у нее чувство страха. Например, дочь готовится к экзамену, а мать пьет валерьянку, приговаривая: «Я так волнуюсь за тебя».

Если в предыдущем случае семейное воспитание осуществлялось в основном через чувство вины, то в этом все многообразие эмоциональной жизни сводится к страхам и избавлению от них.

Дочь тоже обучается «тревожиться за мать» и за других близких. Поскольку «количество» тревоги, которое может выносить отдельный человек, ограниченно и все оно уже аккумулировано вокруг матери, то единственным способом, защищающим от роста тревоги, является не иметь близких вообще. Поэтому появление ребенка – это появление нового повода для страха, а если детей не будет, то и страха не будет.

Дочь уже убедилась, что у матери нет других радостей, кроме «спокойствия», когда на какое-то время для страха нет поводов. Тогда «пока нет ребенка, я ничем не беспокою свою мать». Может быть, это имела в виду мать, когда говорила: «Поживи в свое (и мое) удовольствие».

Разумеется, все описанные директивы даются родителями своим дочерям с благими намерениями, а не с целью нанести им вред. И мы совсем не стремимся дать будущим матерям повод для обвинения будущих бабушек и «разборок» с ними. В самом деле, какие бы директивы Вы ни получали в детстве, если Вы их осознали и нашли им альтернативу, вред они Вам не принесут. Думать по-другому – значит признавать бесконечность власти родителя над ними. А это, в свою очередь, приводит к нереалистичной гиперответственности за свою жизнь и жизнь будущего ребенка. Или: «Если все мои проблемы и трудности связаны с тем, как меня воспитывали, то и все проблемы моего ребенка будут связаны с тем, как я его воспитаю». Или, что уж совсем нелепо: «Если все несчастья ребенка – по моей вине, то и все счастье – благодаря мне». А это не просто чрезмерное самомнение, это отрицание за ребенком права на свободу саморазвития. Так же как Вы в состоянии переосмыслить свой детский опыт, так и он будет в состоянии переосмыслить Ваши ошибки.

Поэтому настоящая подготовка к материнству состоит не в том, чтобы послушно следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, врачей, педагогов и других «просветителей», а в том, чтобы заново переосмыслить свой собственный, пусть и небольшой, жизненный опыт. И вообще, работа ума – наилучшее средство против страхов.

 

СТРАХИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ.

 

Итак, женщина почувствовала себя беременной и столкнулась с новым для себя комплексом переживаний. Эти переживания проистекают из двух источников: с одной стороны, развивающийся плод уже с первых дней беременности оказывает влияние на эмоциональный мир матери, а другой, мать часто оказывается во власти эмоций, обусловленных ее собственными представлениями о беременности и родах, а также влиянием на нее близких.

То, что эмоциональное состояние влияет как на процесс беременности, так и на роды, известно уже с давних пор. И дело не в том, чтобы повторять эту банальную истину еще раз, а в том, чтобы дать будущей матери конкретные советы, как сохранить благоприятный душевный настрой на всех этапах беременности и максимально использовать уникальные возможности этой жизненной фазы не только ради обеспечения благоприятных условий для развития плода, но и для собственного личностного роста и развития супружеских отношений.

Надо сказать, что современной женщине труднее сохранить эмоциональный настрой в ходе беременности, чем из архаического племени, слабо затронутого современной цивилизацией. И дело не в том, что у женщины, «близкой природе», беременность и роды протекают всегда без осложнений. Если бы это было так, то в традиционной медицине всех народов не было бы разработано столько средств помощи беременной и рожающей женщине. Дело в другом. Отсутствие медицинской технологии и инструментария побуждало людей больше доверять естественным силам природы, разрабатывая особую культуру психологической поддержки и самоподдержки беременной женщины. Можно сказать, что ставка на медицинские технологии ослабила способность женщины доверять своей интуиции и опираться на внутренние источники энергии. А это, в свою очередь, усилило чувство неуверенности тревоги и беспомощности и связанной с ними вины. Ведь в наше время все знают об отрицательном влиянии негативных эмоций матери на развитие плода.

Добавьте сюда еще усилия санпросвета, издающего для женских консультаций плакаты устрашающего содержания, и вы поймете, что современной женщине сохранить душевное спокойствие во время беременности становится все труднее. Но это еще не все.

На будущую мать обрушивается такой поток медицинской информации, содержащей в основном, ограничения, которые трудно выполнимы в реальности (особенно что касается питания, физических нагрузок и образа жизни), что продолжая привычный способ существования, она неминуемо, оказывается во власти чувство вины, не вполне осознавая, что выполнить все материнские рекомендации не в состоянии ни одна женщина. Сразу напомним, что если вы в чем-то совершили ошибку или оказались во временной стрессовой ситуации, то важно быть убежденным в том, что у плода имеется достаточно защитных сил, чтобы нейтрализовать негативные последствия. И ваша вера в это – лучшая поддержка для него.

Надо сказать, что природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты беременной женщины и плода от влияния внешних негативных факторов. Но вот об этом-то беременная женщина, как правило, не узнает.

Такую информацию не почерпнешь в женской консультации. Ее можно получить в группах подготовки к родам, клубах сознательного родительства, а также в недавно вышедших книгах. Например, таких, как: Дассано-Марконе М. «Девятимесячный сон: сны в период беременности», М., 1993; Бертин А. «Воспитание в утробе матери», М., 1992; Дик-Рид Г. «Роды без страха», Спб. 1996.

А теперь вернемся к страхам и другим отрицательным эмоциям, возникающим во время беременности. Все, наверное, слышали фразу, что мать и плод находятся в неразрывном единстве и все, что испытывает мать, передается плоду. Отсюда часто делают вывод, что тревоги и страхи матери передаются плоду, который страдает от этого. К счастью для них обоих, это не всегда так, как показали исследования последних лет, проведенные микропсихоаналитиками С. Киссинджером, С.Фанти и другими.

Дело в том, что представление о симбиотическом единстве матери и плода, как о беспроблемном «рае» внутриутробного существования оказалось несоответствующим действительности. С первых часов своего существования эмбрион представляет собой самостоятельное существо, а не часть материнского организма. Он обладает особым составом белков и вызывает со стороны организма матери естественную реакцию отторжения, как и любое инородное тело.

Но у эмбриона достаточно защитных сил, чтобы противостоять этому отторжению. Поэтому микропсихоаналитики заменили понятие «внутриутробного симбиоза» на понятие «внутриутробной войны», в которой периоды перемирия, достижения временного равновесия постоянно нарушаются периодами дисбаланса в силу самого роста плода. В периоды нарушения равновесия, когда плод растет особенно интенсивно, проявляя свою активность и жизнеспособность, мать может испытывать приступы беспричинной тревожности, раздражительности, подавленности, агрессивности, что является отражением в ее бессознательном иммунных и нейрохимических реакций, связанных с «победой» плода.

Иными словами, когда мать не может найти в реальной жизни причин для своего беспокойства, эта причина может быть обнаружена в весьма положительных для развития плода факторах его роста.

Поскольку мать считает такие свои состояния «беспричинными», то она опасается делиться ими с близкими и врачами, боясь услышать: «Вам нельзя волноваться, так как этим вы вредите своему будущему ребенку». В итоге она пытается подавить эти страхи, отчего они, конечно, не исчезают, а становятся более длительными, хроническими, создавая пониженный фон настроения, чувства вины и подавленности. Хотя минимума позитивной информации о причинах ее беспокойства было бы достаточно, чтобы ее успокоить.

Беременные женщины часто спрашивают: «Все говорят разное, а кому доверять, я не знаю». Здесь работает общее правило, относящееся не только к периоду беременности, но и ко всей последующей жизни. Доверять нужно тому, кто вселяет уверенность и готов помочь, а не тому, кто вселяет в других беспомощность и страх.

Это касается и повседневного общения беременной женщины. Ей желательно избегать людей и разговоров, вызывающих отрицательный настрой и тревожное фантазирование. Кстати, навык ставить фильтры для защиты себя от негативной информации и людей, желающих вызвать у вас отрицательные чувства и состояния, необходим не только для беременной, но и любому человеку. А развитие в себе способности к позитивному творческому преображению, безусловно, окажут положительное влияние на развивающийся плод. Поэтому многие специалисты по пренатальной психологии и педагогике рекомендуют беременной каждый день хотя бы по несколько минут представлять себе позитивные моральные и психологические качества будущего ребенка и обсуждать их с мужем. При этом не рекомендуется представлять себе ребенка определенного пола или внешности, а думать о достоинствах, которые украсят любого человека, независимо от его пола, профессии и интересов.

Как показали последние исследования, тренировка позитивного воображения оказывает благотворное влияние не только на ход беременности, но и на процесс родов, здоровье матери и ее отношения с ребенком в дальнейшем.

Но существуют стрессы, которые действительно могут негативно отразиться на развитии плода. Это относится, прежде всего, к хроническим конфликтным ситуациям в семье, причем именно к тем, где женщина чувствует себя жертвой, а не просто активно отстаивающей себя стороной. Если уж конфликта невозможно избежать, то желательно, чтобы женщина в них помнила о необходимости активной защиты себя и будущего ребенка, а не занимала пассивно-страдающую позицию ради «мира любой ценой». В таких случаях часто может быть полезна помощь психолога-консультанта или совместное с мужем посещение групп по подготовке к родам.

Часто возникает вопрос о допустимости интимных отношений в период беременности или даже в период грудного вскармливания. Конечно, каждая пар решает этот вопрос индивидуально, но укажем сразу, что утверждения о «вреде» интимных отношений между будущей матерью и отцом беспочвенны. Если, конечно, нет серьезных медицинских показаний, круг которых невелик.

Важно, чтобы будущая мать отчетливо понимала, что ее ответственность за развитие плода велика, но не абсолютна. Иллюзия полного контроля над развитием плода мало чем может помочь, но легко спровоцирует у матери чувство вины и сомнения в правильности своих действий. Известно, что человек может только предполагать, а вот кто располагает – это каждый решат для себя сам. Кто верит в медицину, а кто во что-то еще…

 

СТРАХИ ПЕРЕД РОДАМИ

Выше мы показали, что далеко не все страхи беременной женщины относятся непосредственно к ситуации родов. Некоторые из них связаны с опасениями своей несостоятельности в роли матери и обусловлены особенностями семейного воспитания, другие же относятся к самому период беременности и вынесены из научно-популярных книг, авторы которых соревнуются в запугивании будущей матери, пытаясь создать у нее чувство, что она отвечает абсолютно за все в развитии будущего ребенка. Удивительно, что авторы мало или ничего при этом не говорят о природных защитных механизмах как самой матери, так и ее будущего ребенка, позволяющим нейтрализовать негативные факторы внешней среды и внутреннего состояния. А ведь именно такая информация не только помогает снизить тревожность, но и развивает доверие к высшим силам природы, освобождая тем самым от излишней, обессиливающей гиперответственности.

 Существует психологический закон: взятие на себя излишней ответственности за то, на что мы повлиять не можем, лишает даже имеющихся сил, а принятие адекватной ответственности за то, что находится в пределах нашего контроля, соединенное с умственными и активными действиями, умножает силы. И здесь нельзя не вспомнить основоположника философии и практики естественных родов английского акушера Грантли Дик-Рида, который писал: «Многие трактуют роды и материнство как чисто механическое, материалистическое, зрелище, без духовных ассоциаций… Мое учение абсолютно противоположно этому. Я верю в закон природы и силу Бога. Я не воспринимаю человека как всевластное существо, на самом деле я осознаю себя как малую частицу взаимосвязанного Целого. Для меня рождение нового человека – это событие, больше всего приближающего человеческого к духовному и метафизическому миру. Это момент, когда появляется новая жизнь, а с нею и новые возможности. Когда я вижу ребенка, рожденного счастливой, здоровой матерью, т. е. становлюсь свидетелем лучезарного сияния, которое уносит ее в мир загадочный, только ей принадлежащий, я говорю себе: «Только идиот думает, что он может сделать что – либо без ведущей руки Господа».

В современном общественном сознании странным образом сосуществует две противоположные точки зрения. Первая из них состоит в том, что роды – естественный процесс и что женщина самой природой создана для материнства. Другая же состоит в том, что для их нормального протекания требуются сложнейшие формы медицинского вмешательства. И при этом мало кто прямо формулирует вопрос – могла ли природа сделать так, чтобы для реализации ее же законов требовались столь искусственные средства? Дело, конечно, не в отсутствии внешней помощи рожающей женщине, которая существует столько, сколько существует человечество, а в том, чтобы эта помощь была согласована с законами природы, а не «преодолевала» их за счет будущего здоровья матери и ребенка.

Сам характер помощи, оказываемой при родах, отражает установки цивилизации относительно ценностей и смысла человеческой жизни. Если воспринимать роды как чисто физиологический процесс, то, естественно, в родильном учреждении будет создана обстановка максимально приспособленная для применения медицинских процедур и минимально – для проявления человеческого участия и поддержания эмоционального благополучия. Поэтому сама атмосфера медицинских учреждений, насыщенных медицинской аппаратурой и инструментами, о назначении которых женщина может только догадываться, провоцирует у нее чувство напряжения, и страха. «Если все это тут находится, то оно, возможно, понадобится мне, значит, я нахожусь в предельно опасной ситуации». Только для незначительного количества женщин, свято верящих в чудеса современной медицинской технологии, созерцание подобной обстановки повышает чувство безопасности. Для большинства же более приемлемой оказывается обстановка, приближенная к домашней, которая создается во всех наиболее современных родильных центрах по всему миру.

В современном обществе женщина может выбирать условия, в которых она проживет столь значимый момент своей жизни. Монополия государства на доступ к человеческому телу, к счастью, закончилась. И здесь существует различные возможности: роды в традиционных условиях родильной палаты, вызов врача на дом, роды в присутствии мужа или других близких, готовых оказать эмоциональную поддержку, выбор форм и объема медицинского вмешательства, помощь духовной акушерки, а также другие варианты, соответствующие национальным, религиозным или иным ценностям и традициям.

Поэтому, если страх перед родами связан с неприятием какой-то конкретной обстановки, то его вполне можно преодолеть за счет поиска альтернативных вариантов для себя. Важно, чтобы будущая мать остановилась именно на наилучших для нее условиях.

Но в каких бы условиях ни протекали роды, этот процесс потребует от женщины большого напряжения, и поэтому ей стоит заранее эмоционально и интеллектуально подготовить себя к деятельному участию в нем. Кстати, такая позиция противостоит самоощущению пассивной жертвы и позволяет эффективно преодолеть напряжение и страх.

При этом страх перед болью является наиболее распространенным и типичным. Этот страх выступает в двух основных формах: как страх перед неизвестностью у впервые рожающей женщины и как страх повторения ужасных переживаний при повторных родах, если первые происходили при недостаточно благоприятной обстановке.

И в том, и в другом случае способ противодействия будет одинаковым – начать надо с интеллектуальной подготовки и с самообразования. Желательно посещать курсы или прочитать книги, в которых процесс родов описывается как естественный и позитивный для женщины. Особенно рекомендуем книгу Г. Дик-Рида «Роды без страха» (С П б., 1996), которая разошлась миллионами тиражами по всему миру и помогла тысячам женщин, в том числе и тем, кто уже имел негативный опыт первых родов. Важно освоить методы мышечного расслабления и правильного дыхания, которые пригодятся Вам в любом случае, в какой бы обстановке не начались роды, а знание того, что происходит на каждом этапе родов, позволяет правильно интерпретировать свои ощущения и избавит от чувства неопределенности.

Доказано, что эмоция страха приводит к мышечному напряжению, а мышечное напряжение усиливает боль и само по себе является ее источником. Вот почему овладение навыками мышечного расслабления является столь важным – только тогда женщина сможет помочь сама себе, а это дает ей чувство уверенности и контроля над ситуацией.

Г. Дик-Рид доказал, что при правильном отношении к родам они могут превратиться для каждой женщины и ее семьи в радостное и торжественное событие.

 

Мы надеемся, что знакомство с этой статьей поможет Вам разрешить какие-то собственные внутренние противоречия, связанные с беременностью и рождением детей.

 

Наконец, второй информационный материал, посвященный теме нашей рассылки, который бы мы хотели предоложить вашему вниманию. Это фильм про современную многодетную семью. Надеюсь, вы почерпнете из него информацию, важную для вас.

 

Итак, фильм «Максим и Лиза»: http://bfsd.ru/content/view/26/52/

 

Мы ждем от вас обратную связь по поводу нашей рассылки по адресу bfsd1@yandex.ru

 

С уважением, Наталья Нарышкина

 


В избранное