Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пряничные доски. Резьба по ганчу. Роспись игрушек. Роспись фарфора. Саамская вышивка.


Народные промыслы:
все про них, о них, для них

Тот, кто тачает башмаки, сам ходит босиком
(Роберт Бертон)


Пряничные доски
 
Пряничные доскиПряники в России всегда были излюбленным лакомством. Когда-то специально к Новому году хозяйки выпекали небольшие пряники в виде птиц и зверушек, которые использовались как елочные украшения, а потом их можно было съесть. К весенним праздникам выпекали жаворонков как символ весны и пробуждающейся природы. Богато украшенные затейливыми узорами пряники дарили на свадьбе невесте, а имениннику на день рождения. Иные подарочные пряники весили несколько пудов. По форме пряники были очень разнообразными. Их делали в виде птиц, рыб, зверей, фантастических животных, пароходов, теремов и даже фигур людей...

 


Резьба по ганчу
 
Резьба по ганчуСамобытно и разнообразно искусство Узбекистана. Нет, пожалуй, самого простого и примелькавшегося материала, который не был бы включен в сферу творческих исканий народных мастеров. Возможно, и по сей день среднеазиатская разновидность гипса — ганч служил бы всего-навсего лишь штукатуркой для стен да скрепляющим материалом в кирпичной кладке, если бы к нему в глубокой древности не прикоснулся резец узбекского мастера — ганчкора. Недаром восточная мудрость гласит, что не материал делает вещь бесценной, а искусные руки мастера...

 


Роспись игрушек
 
Роспись игрушекНа хорошо просушенное изделие наносится контурный рисунок.

На матрешке, например, рисуют личико, платочек, фартучек. На бочатах — цветы, веточки с листьями и ягодками, а нередко целые пейзажи.

Раньше рисовали тонко очинёнными гусиными перьями, сейчас — ученическими перьями (№ 11, 12, 13). Они дают в зависимости от нажима линию разной толщины, что позволяет добиться красивого штриха.

При работе следует как можно меньше касаться пальцами загрунтованной поверхности, так как после окраски в этих местах могут проявиться их отпечатки...

 


Роспись фарфора
 
Роспись фарфораВосемьсот лет назад португальцы впервые привезли из Китая в Европу фарфор. Белоснежная, тонкостенная и очень прочная посуда, декорированная изящной восточной росписью, покорила европейцев. Ничего подобного делать в то время в Европе не умели. Необыкновенный успех фарфора не давал покоя европейским керамистам. Было приложено много усилий, чтобы разгадать его секрет, но дальше изготовления фаянса дело не шло, а он лишь отдаленно напоминал фарфор, к которому китайские мастера предъявляли очень высокие требования. Они говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Естественно, неуклюжая толстостенная фаянсовая посуда не отвечала всем требованиям, а значит, и не могла соперничать с фарфором, секрет производства которого китайские мастера ревниво охраняли.

 


Саамская вышивка
 
Саамская вышивкаСаамы — коренные жители Кольского Севера, раньше их называли лопарями. Они вели полукочевой образ жизни, а сейчас большинство из двух тысяч саамов живет в старинном селе Ловозеро, расположенном в самом центре Кольской тундры. Главным занятием саамов было и остается оленеводство.
 
В традициях саамских женщин — шитье и вышивка бисером. Детские зыбки, летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украшались узорами бисерной вышивки. Сколько фантазии, мастерства, сколько красок и неожиданных построений из геометрических фигур! Каждый элемент повествует об окружающей саамов природе тундры, раскрывает тонкие наблюдения мастеров-умельцев над эпизодами промысла и быта. По вышивкам можно прочитать чудесную книгу истории саамов. Страницы ее написаны бисером на одежде и домашней утвари. Но понять неподражаемый язык фигур и красок дано далеко не каждому: многие элементы потеряли свое первобытное значение...

 


2007-2016 Автор-составитель Владимир Мао

В избранное