Пряники
в России всегда были излюбленным лакомством. Когда-то специально к Новому
году хозяйки выпекали небольшие пряники в виде птиц и зверушек, которые
использовались как елочные украшения, а потом их можно было съесть. К
весенним праздникам выпекали жаворонков как символ весны и пробуждающейся
природы. Богато украшенные затейливыми узорами пряники дарили на свадьбе
невесте, а имениннику на день рождения. Иные подарочные пряники весили
несколько пудов. По форме пряники были очень разнообразными. Их делали в
виде птиц, рыб, зверей, фантастических животных, пароходов, теремов и даже
фигур людей...
Самобытно
и разнообразно искусство Узбекистана. Нет, пожалуй, самого простого и
примелькавшегося материала, который не был бы включен в сферу творческих
исканий народных мастеров. Возможно, и по сей день среднеазиатская
разновидность гипса — ганч служил бы всего-навсего лишь штукатуркой для
стен да скрепляющим материалом в кирпичной кладке, если бы к нему в
глубокой древности не прикоснулся резец узбекского мастера — ганчкора.
Недаром восточная мудрость гласит, что не материал делает вещь бесценной,
а искусные руки мастера...
На
хорошо просушенное изделие наносится контурный рисунок.
На матрешке,
например, рисуют личико, платочек, фартучек. На бочатах — цветы, веточки с
листьями и ягодками, а нередко целые пейзажи.
Раньше рисовали тонко очинёнными гусиными перьями, сейчас — ученическими
перьями (№ 11, 12, 13). Они дают в зависимости от нажима линию разной
толщины, что позволяет добиться красивого штриха.
При работе следует как можно меньше касаться пальцами загрунтованной
поверхности, так как после окраски в этих местах могут проявиться их
отпечатки...
Восемьсот
лет назад португальцы впервые привезли из Китая в Европу фарфор. Белоснежная,
тонкостенная и очень прочная посуда, декорированная изящной восточной
росписью, покорила европейцев. Ничего подобного делать в то время в Европе
не умели. Необыкновенный успех фарфора не давал покоя европейским керамистам.
Было приложено много усилий, чтобы разгадать его секрет, но дальше
изготовления фаянса дело не шло, а он лишь отдаленно напоминал фарфор, к
которому китайские мастера предъявляли очень высокие требования. Они
говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая,
как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день».
Естественно, неуклюжая толстостенная фаянсовая посуда не отвечала всем
требованиям, а значит, и не могла соперничать с фарфором, секрет
производства которого китайские мастера ревниво охраняли.
Саамы
— коренные жители Кольского Севера, раньше их называли лопарями. Они
вели полукочевой образ жизни, а сейчас большинство из двух тысяч саамов
живет в старинном селе Ловозеро, расположенном в самом центре Кольской
тундры. Главным занятием саамов было и остается оленеводство.
В традициях саамских женщин — шитье и вышивка бисером. Детские зыбки,
летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украшались
узорами бисерной вышивки. Сколько фантазии, мастерства, сколько красок и
неожиданных построений из геометрических фигур! Каждый элемент
повествует об окружающей саамов природе тундры, раскрывает тонкие
наблюдения мастеров-умельцев над эпизодами промысла и быта. По вышивкам
можно прочитать чудесную книгу истории саамов. Страницы ее написаны
бисером на одежде и домашней утвари. Но понять неподражаемый язык фигур
и красок дано далеко не каждому: многие элементы потеряли свое
первобытное значение...