Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Святитель Игнатий(Брянчанинов).Истина и Дух

 

ЗДЕСЬ смотрите в старом дизайне без рекламы

Святитель Игнатий(Брянчанинов)

Игнатий 2 (469x700, 177Kb)

 

Истина и Дух

     Не обольщайся самомнением и учением тех, обольщенных самомнением, которые, пренебрегая истиною Церкви и Божественным откровением, утверждают, что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою; каким-то неопределенным и неясным действием. Это - учение лжи и ее наперсников[20].

    Признаки учения лжи: темнота, неопределительность, мнение[21] и следующее за ним, рождаемое им мечтательное, кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким действием тщеславия и сладострастия.

    Падшее человечество приступает к святой истине верою; другого пути к ней нет. "Вера от слуха, слух же глаголом Божиим"    Рим.10:17 , научает нас Апостол.

    "Слово Божие - истина"    Ин.17:17 ; "заповеди евангельские - истина"    Пс.118:86 ; "всякий человек - ложь"    Пс.115:2 . Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто - ложь, думаешь услышать голос святой истины?

    Хочешь ли услышать его, - услышать духовный голос святой истины?

- Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом.

    Svyatitel-Ignatij-Bryanchaninov (530x700, 45Kb)

Тебе стыдно сознаться, падший горделивец, гордый в самом падении своем, что ты должен искать истины вне себя, что вход для нее в твою душу - чрез слух и другие телесные чувства! Но это - неоспоримая правда, обличающая, как глубоко наше ниспадение.

Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти, Бог-Слово принял на себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи соделались учениками Бога и Истины, при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства, и научились всякой истине[22].

    Мы так грубы, так чувственны, что нужно было, чтоб Святая Истина подверглась нашим телесным чувствам; нужны были не только звуки слова, но и исцеления недужных, ощутительные знамения на водах, древах, хлебах, чтоб мы, убеждаемые телесными очами, могли сколько-нибудь усмотреть Истину. Так омрачились наши очи душевные!

    "Аще знамений и чудес не видите, не имате веровати" (Ин.4:48), упрекал Господь людей чувственных, просивших у Него исцеления телу, и не подозревавших даже, что души их находятся в несравненно ужаснейшем недуге, и потому нуждаются несравненно более в исцелении и небесном Враче, нежели тела.

    И человек сознался пред Господом, что знамения, зримые телесными очами, привели его к вере, привели к зрению умом. "Вем , - говорил он Господу, - яко от Бога пришел еси учитель: никто же бо может знамений сих творити,... аще не будет Бог с ним"    Ин.3:2 . А человек этот имел ученость земную.

    Многие очами видели Спасителя, видели Его Божественную власть над всею тварью в творимых Им чудесах; многие ушами своими слышали Его святое учение, слышали самих бесов, свидетельствующих о Нем; но не познали Его, возненавидели Его, посягнули на ужаснейшее злодеяние - на богоубийство. Так глубоко, так страшно наше падение, наше омрачение.

    Кажется: достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтоб познать говорящего в нем Бога. "Глаголы живота вечного имаши" , Господь и Бог наш, явившийся нам в смиренном виде человека, "и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго"    Ин.6:68-69 .

    Вещает Само - истина: "Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы"    Ин.8:31-32 . Изучай Евангелие, и будет из него вещать тебе неподдельная, святая истина.

    Может вещать истина и внутри человека. Но когда это? Тогда, когда, по слову Спасителя, человек облечется "силою свыше"    Лк.24:49 : "егда приидет Он, Дух Истины, наставит вы на всяку истину"    Ин.16:13 .

    Если же прежде явственного пришествия Святого Духа - удела святых Божиих - кто возмнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю:"будете яко бози" (Быт.3:5). И этот-то голос кажется ему голосом истины!

    Познавать истину из Евангелия и святых Отцов, посредством чтения причащаться живущему в Евангелии и святых Отцах Святому Духу - великое счастье.

    Высшего счастья, - счастья слышать истину от самого Пресвятого Духа я не достоин! я не способен к нему! не способен выдержать его, сохранить его: сосуд мой не готов, не окончен и не укреплен. Вино Духа, если б было влито в него, расторгло бы его, и само пролилось (Мф.9:17), а потому всеблагий Господь мой, щадя немощь мою, долготерпит о мне (Лк.18:7), и не представляет мне в снедь сильного духовного брашна (1Кор.3:2).

    Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом свой, а просил, чтоб пришло в этот дом всемогущее слово Господа, и исцелило отрока. Оно пришло; совершилось знамение, совершилось исцеление отрока. Господь похвалил веру и смирение сотника (Мф.8:8-13).

    Говорили сыны Израиля святому вождю своему и законодателю, говорили из правильного понятия о величии Божества, из понятия, от которого рождается в человеке сознание и познание ничтожества человеческого: "Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не... умрем"    Исх.20:19 .

Смиренные и спасительные слова эти свойственны каждому истинному христианину: предохраняется христианин таким сердечным залогом от душевной смерти, которою поражает самообольщенных гордость и дерзость их.

В противоположность истинному христианину, этому духовному израильтянину, вопиет в исступлении самообольщенный: "Сыны Израиля говорили некогда Моисею: говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, чтоб нам не умереть. Не так, Господи, не так молю я! Да не говорит мне Моисей, или другой кто из пророков: говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение всем пророкам. Ты один без них, можешь совершенно научить меня"[23].

    Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях Пречистого, Пресвятого Господа, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом[24].

    "Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его"    Пс.88:8 , говорит Писание; Он страшен для самых высших небесных Сил. Шестокрылатые Серафимы парят вокруг Его престола, в исступлении и ужасе от величия Божия произносят неумолкающее славословие, огненными крылами закрывают огненные лица: видел это тайнозритель Исаия (Ис.6). Человек! благоговейно прикройся смирением.

    Довольно, довольно, если Слово Божие, истина взойдет в дом души при посредстве слышания, или чтения, и исцелит отрока, то есть, тебя, находящегося еще в младенческом возрасте по отношению к Христу, хотя по возрасту плотскому ты, может быть, уже украшен сединами.

    Нет другого доступа к Истине! "Како уверуют , - говорит Апостол, - егоже не услышаша? како же услышат без проповедующаго? ...вера от слуха, слух же глаголом Божиим"    Рим.10:14, 17 . Замолкли живые органы Святого Духа: проповедует истину - изреченное Святым Духом - Писание.

    Верный Сын Восточной Церкви! Послушай совета дружеского, совета спасительного. Ты хочешь познать основательно путь Божий, придти по этому пути к спасению вечному? - Изучай святую истину в Священном Писании, преимущественно же в Новом Завете, и в писаниях святых Отцов. Непременно нужна при этом упражнении и чистота жизни: потому что только чистые сердцем могут зреть Бога. Тогда сделаешься, в свое время, в мере известной и угодной Богу, учеником и наперсником святой Истины, причастником неразлучного с Нею, преподаемого Ею, Святого Духа. Аминь.

 

Игнатий (700x399, 72Kb)

источник

Это интересно
+4

05.10.2017 , обновлено  05.10.2017
Пожаловаться Просмотров: 849  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены