Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный пользователь пишет:

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

Дальние беспосадочные


Не будет преувеличением сказать, что сталинский СССР болел небом, и государство этот порыв поддерживало. Самолеты тогда только становились на крыло, до трансатлантических полетов была еще эпоха, но у нас старались. Вообще, дальние перелеты практиковались еще в 20-е годы, но пик достижений пришелся именно на 30-е. В 1934 году:

28 сентября 1934 г. было опубликовано постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР об этом историческом перелете.

В постановлении говорилось: «За проявленное геройство и самоотверженную работу в достижении мирового рекорда в полете по кривой на расстоянии 12 411 километров в течение 75 часов без посадки присвоить командиру экипажа РД заслуженному летчику т. Громову М. М. звание Героя Советского Союза».

Самолет АНТ-25 Громова достиг результата, выдающегося и для наших дней.

А в 1936 году Чкалов доказал возможность беспосадочных полетов на Дальний Восток:

С 20 по 22 июля 1936 г. за 56 часов 20 минут беспосадочного полета, преодолев обледенение, сильные встречные ветры и трудные условия погоды в Арктике, летчики покрыли расстояние 9 374 километра, из них 8 774 по заданному маршруту и 600 в обход циклонов.

Самолет произвел посадку на острове Удд (ныне о. Чкалова) в устье реки Амур.

Труднее и кровавее дались полеты через Северный полюс. Первая попытка совершить полет в США по этому маршруту была предпринята Сигизмундом Леваневским 3 августа 1935 года.

Увы, пролетев всего 2 000 километров, самолет вернулся. Утечка масла. Первая попытка имела тяжелые последствия и для Леваневского, и для будущего. Пилот обвинил во всем конструктора Туполева и отказался летать на АНТ-25 наотрез.

В итоге же 12 августа 1937 года на экспериментальном тяжелом самолете ДБ-А Леваневский вылетел в США через Северный полюс.

Экипаж шесть человек. 13 августа были получены радиограммы о достижении Северного полюса, позже – об отказе одного из двигателей (что для четырехмоторной машины некритично) и невозможности работать в кабине. Потом самолет пропал. Поиски не дали ничего.

Загадка Леваневского до сих пор не разгадана. Экспедиции отправляются до сих пор. Наиболее вероятная версия – крушение экспериментальной машины и гибель экипажа в море.

А мечту об Америке осуществил доработанный АНТ-25 и экипажи Чкалова и Громова. Вдобавок еще и двумя месяцами раньше.

Громов достиг Калифорнии, а Чкалов – Ванкувера. Все-таки Туполев строил очень хорошие самолеты.

А в 1938 году был поставлен рекорд женский.

В сентябре 1938 года женский экипаж самолета «Родина» в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой достиг Дальнего Востока, совершив беспосадочный перелет на 6 450 км.

Не обошлось без накладок – потеряв ориентирование, самолет промахнулся мимо Комсомольска-на-Амуре. Но закончилось все благополучно.

 

Подвиг стратонавтов


Если рекорды дальности давались малой кровью, то попытки прорыва в стратосферу и ближний космос шли гораздо хуже.

До реактивных машин и ракет было еще далеко, и как способ прорваться повыше были выбраны стратостаты. Это были стратосферные аэростаты с огромным баллоном, наполненным гелием либо водородом.

Проблемы при полетах на высоту 20 и более километров очевидны – защита экипажа от излучения, холода и разреженной атмосферы потребовала создания алюминиевых гондол, оборудованных системами терморегуляции и регенерации воздуха.

Спасение с таких высот в те времена в принципе было невозможным. Для 30-х годов техника на грани. Уже не самолет, но еще и не космический корабль. И риск запредельный.

Хотя первый стратостат СССР, так и названный «СССР-1», 30 сентября 1933 года поднялся благополучно и благополучно же приземлился:

ЦК ВКП(б) – тов. Сталину
Реввоенсовету – тов. Ворошилову
Совнаркому СССР – тов. Молотову.
Экипаж первого советского стратостата выполнил поставленную перед ним задачу и сообщает о благополучном завершении подъема стратостата «СССР» на высоту 19 000 м (по приборам).

Экипаж готов к дальнейшей работе по овладению стратосферой.
Командир стратостата «СССР» Прокофьев. Пилот Бирнбаум. Инженер Годунов.

Дальше было тяжело. Второй стратостат «Осоавиахим-1» взлетел в 1934 году и достиг высоты 22 000 метров, но при возвращении аппарат и экипаж погибли.

Причина гибели командира экипажа Павла Фёдоровича Федосеенко, бортинженера Андрея Богдановича Васенко и научного сотрудника Ильи Давыдовича Усыскина тривиальна – превышение максимальной высоты полета, что привело к потере газа, недостаток балласта и неудачная система спасения.

Полеты это не остановило. «СССР-2» должен был стать рекордным, но:

И вдруг… при одном таком прорыве внутри оболочки раздался глухой грохот, вверху показались языки пламени.

Все бросились врассыпную. А оболочка с пламенем вверху медленно опускается на землю. Команда – «закрыть баллоны», начали обрезать шланги.

Паника улеглась. Оболочка догорела до земли, образовался большой выжженный круг, и все погасло. При заполнении оболочки вспыхнул пожар. К счастью, никто не пострадал.

В 1935 году взлетел «СССР-1б».

Достигнув 16 000 метров, аппарат начал снижение, к счастью, обошлось, два члена экипажа покинули стратостат с парашютом, а Кристап Янович Зилле, бросив балласт, посадил аппарат.

Закончился неудачей и полет «СССР-3». Резкое снижение привело к травмам экипажа. Причина – техническая недоработка.

Аварией окончился и полет ВР-60 «Комсомол» в 1939 году.

Экипаж покинул аппарат с парашютами, удалось достичь 16 800 метров высоты и провести ряд научных исследований.

Аварией закончился и полет «Осоавиахим-2» в 1940 году. На высоте 12 метров гондола отделилась и упала. К счастью, без жертв.

И самые многочисленные жертвы принесла катастрофа субстратостата ВВА-1.

Погибли воздухоплаватели Яков Григорьевич Украинский, Серафим Константинович Кучумов, Петр Михайлович Батенко и Давид Евсеевич Столбун.

На высоте 12 км не справились кислородные приборы, сам аппарат упал в городе Сталино, где стратонавты и похоронены.

Сейчас к рекордам той поры отношение двойственное – кто-то помнит, кто-то забыл, а кто-то и резко критикует – мол, гробили людей ради рекордов.

Ну во-первых, наоборот, запрещали часто, а во-вторых – не ради рекордов.

Дальние перелеты позволили понять, какой должна быть дальняя авиация, и доработать что надежность, что комфорт, что системы навигации самолетов.

Когда мы сейчас летим в Западное полушарие на вполне рутинном серийном самолете, нужно понимать – это заслуга пилотов тех.

А стратонавты дали представление об околокосмической среде и опасностях, там поджидающих. Плюс гондолы, из которых позже вырастут космические корабли.

Да и рекорды – а что в том плохого?

Наша страна могла. Желающие, вполне осознающие риск, были.

Настолько много, что приходилось запрещать и ограничивать.

Это была эпоха гигантов и эпоха стремления вверх, и не будь ее – не было бы ни Королева, ни Гагарина.

 

 Автор: Роман Иванов

 

источник

Это интересно
+2

Привилегированный пользователь 16.07.2022
Пожаловаться Просмотров: 152  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены