Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6367 участников
Администратор Тина_Хеллвиг
Администратор sablon
Модератор Агрофена
Модератор GAMER

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный пользователь пишет:

Жорж-Пьер Сёра - отец пуантилизма

Во второй половине XIX века в литературе и изобразительном искусстве Франции и других европейских стран одно за другим развиваются различные художественные направления, знаменующие решительный отход от официального натурали­стического метода изображения действительности.

Привычные формы все более кажутся художникам омертвевшей шелухой, которую необходимо устранить, чтобы увидеть настоящие живые ростки. Одни мастера при этом больше доверяли своей фантазии, другие стремились к открытию объективных зако­нов образования формы и цвета. И все сталкивались с непониманием критики и широкой публики, так как их произведения были слишком неожиданными для консерватив­ного общественного вкуса и воспринимались как создания неумелой кисти или нелепые выдумки.

Такова, например, была судьба импрессионистов, которые рутине повседневности противопоставили силу и свежесть первого, мимолетного впечатления. С таким же отношением встретился и Жорж Сера, один из крупнейших французских художников XIX сто­летия, перешедший от интуитивных открытий импрессиони­стов к осмыслению закономерностей нового художественного видения. Ныне кажется забавным историческим парадоксом: что именно тех мастеров, которые настойчиво стремились к правдивому изображению действительности, стараясь освобо­дить искусство от фальшивых условностей, зрители и критика воспринимали как недоучек и шарлатанов.

 

Жорж-Пьер Сёра - отец пуантилизма

2 декабря в 1859 году родился французский художник – постимпрессионист, основавший неоимпрессионизм и метод живописи  «пуантилизм» («дивизионизм») Жорж-Пьер Сёра. Его детство проходило в достатке и ни чем примечательным не отличалось. Как и все ходил  в лицей, а так же посещал художественную школу, где впитал основы традиционного письма и лепки. Любовь к искусству не исчезла с годами, поэтому Жорж с одобрения родителей поступает в Школу изящных искусств.

Помимо учебы увлеченно погружается в самообразование: изучает  различные материалы посвященные искусству, читает литературу, посещает выставки знаменитых художников, в том числе Моне и Дега, кем восхищается и вдохновляется на поиски собственного стиля. 

Школу изящных искусств он не закончил, решив посвятить все свое время самостоятельной работе. Но свободой насладиться ему не дали, призвали в армию. Правда, служил он не долго (1879-80 гг.), да и время на совершенствование своих навыков художника тоже было, чем он и пользовался.

Жорж Сёра (453x700, 193Kb)

На фотографии: Жорж-Пьер Сёра

После демобилизации Сёра вместе со своим школьным другом Эдмоном Аман-Жаном (художник-символист) снимает студию, где с головой уходит в работу. Почти три года он самообразовывался и совершенствовался, и жил на деньги родственников.

Он любил рисовать белым мелом и пастелью, предпочитая писать картины не на холсте, а на деревянных дощечках.

И только в 1883 году начал выставлять свои работы на публику.

Жорж Сёра. «Цветы в вазе», 1879г.

Жорж Сёра. «Обезьяна» 1884 г. 31 x 23см. мелок, бумага. The Metropolitan Museum of Art New York

Белый солнечный свет складывается из лучей всех цветов спектра.

Справедливо поэтому, считал Сёра, в изображении действительно­сти исходить из несмешанных цветов. Но картина мира, построенная на таких научных основаниях, естественно, долж­на быть стройной, законченной и закономерной, а вовсе не случайным сиюминутным впечатлением, как у импрессиони­стов. Чтобы преодолеть ощущение случайности и зыбкости, Сера отказался от волнующейся импрессионистической сутолоки разнообразных мазков, сделав их регулярными, словно кирпичная кладка.

Из такого прочного материала можно было вновь, как в античные и ренессансные времена, созидать формы, благородно завершенные, правильные, полные мону­ментального величия и значительности.

Такой совершенно неожиданно предстала перед глазами зрителей современная жизнь на большом полотне Сера «Купание в Аньере», испол­ненном в 1883—1884 годах и впервые ярко показавшем новое направление его поисков. Однако вместо того чтобы преиспол­ниться гордости, зрители испытали негодование.

Картина была отвергнута Салоном 1884 года и экспонировалась на выставке Группы Независимых художников. Так назвали себя мастера, искавшие новых путей в искусстве, не понятые официальной критикой и публикой.

Жорж Сера. «Купание в Аньере». 1883-84 г. Масло, холст. 200 × 300 см. Лондонская национальная галерея.

Позы подперевшего голову рукой мужчины и мальчика в широкополой шляпе перекликаются с изображенными на заднем плане фигурами.

Горизонтальная линия парома повторяется в линии железнодорожного моста и в линии травы на противоположном берегу, в то время как вертикаль флагштока на пароме перекликается с рядом поднимающихся к небу труб.

Поза мальчика, купающегося в воде, заимствована с картины Энгра. Собака была добавлена в композицию позднее. Как и у большинства персонажей, ее голова изображена строго в профиль и повернута вправо.

В ранних этюдах Сера в воде находились лошади и купальщики, но они, противореча замыслу художника, сделали бы композицию динамичной,— поэтому художник заменил их неподвижной фигурой мальчика с приложенными ко рту ладонями.

Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сера превосходно передал атмосферу солнечного летнего дня в пригороде большого индустриального города с его железнодорожными мостами, каменными зданиями и дымящими фабричными трубами.

Жорж Сёра. «Ожидание у берега»

Жорж Сёра - «Цветная юбка» 1884г. 16 x 25см масло, доска. Частная коллекция

Сёра, как и его друг — художник Синьяк, тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка.

Жорж Сёра. «Каменотес» 1884г.  32 x 41см. холст, масло. Частная коллекция

К тому моменту Сера стал использовать свой собственный метод письма  «пуантилизм» - нанесение отдельных мазков или точек различной величины, не смешивая красок, создавая тем самым оптический эффект. 

В клубе независимых к его методу огромный интерес проявил Поль Синьяк (художник-неоимпрессионист), благодаря которому впоследствии Сера признали «родителем» нового течения  в океане живописи.

Жорж Сёра. «Портрет Поля Синьяка» 1890 мел, бумага

Жорж Сёра. «Портрет Эдмона-Франсуа Аман-Жана» 1883 г.

К своим работам Жорж-Пьер подходил с огромной скрупулёзностью, на некоторые картины уходили годы.

Жорж Сёра. «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» 1886г. 207x308см.  холст, масло. Чикагский художественный институт, Чикаго, Иллинойс, США

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (фр. Un dimanche après-midi à l'Île de la Grande Jatte; букв. «В воскресенье пополудни на острове Гранд-Жатт») — знаменитая картина огромных размеров (2×3м.) французского художника Жоржа Сёра. Считается одной из самых замечательных картин XIX столетия периода постимпрессионизма. Картина является частью коллекции Чикагского института искусств

Жорж Сёра. Этюд для «Гран-Жатт» 1884-1885г. 15 x 25см. масло, панель. Из коллекции Э. Г. Бюрле, Цюрих

(Сера сделал более пятидесяти этюдов маслом и рисунков для своего второго крупномасштабного полотна "Воскресный день на острове Ла-Гранде-Ятте" (около 1884-6, Чикагский художественный институт).
Этот набросок, один из самых ранних, должен был быть написан под открытым небом на Ла-Гранде-Ятте, острове в Сене, прямо напротив берега реки, который художник изобразил в "Купальщиках в Аньере".)

Жорж Сёра. Фигуры, Этюд для «Гран-Жатт» 1884-1885гг. 15 x 24см. масло, доска. Национальная галерея искусств Вашингтон

Неоимпрессионизм становился всё популярнее, Сёра метал молнии в «подражателей» и даже начал уклоняться от выставок, чтобы «воры» не похищали его идеи. Однако, мода  — это всегда волна. Она доходит до своего пика и уходит, оставляя на пустынном бреге всех тех, кто не успел за модным трендом.

Жорж Сёра. «Пейзаж с фигурой». Этюд для «Гран-Жатт» 1885г. 16x25см. масло, доска. Национальная галерея, Лондон, Великобритания

" Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех. Картину Сера невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей ". Поль Синьяк о картине Сёра «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт».

А Гоген заявил:

"В Париже есть сейчас только один молодой человек, который пишет так же хорошо, как я – Жорж Сёра."

Сам же Сёра попал в очень сложное положение. С одной стороны, он доказывал вторичность личности художника и ратовал за научный подход к живописи, когда любой может написать значимое полотно. А с другой стороны его чрезвычайно злило, что коллеги «похищают» его наработки и идеи.

В технике пуантилизма начали писать Гоген, Лотрек, Ван Гог, Матисс, Писсарро, Синьяк и многие другие.

Впрочем, не все импрессионисты двинулись за модным течением. Так Дега, в ответ на утверждение Камиля Писсарро  о интересной картине Сёра, написал:

Я заметил бы это, но уж очень она велика.

Дега едко намекал на некие оптические особенности пуантилизма, при которых картину можно увидеть только издалека, а при боле близком рассмотрении она больше похожа на цветовое месиво.

Жорж Сёра. Этюд для 'Воскресного дня' 1884-1885 17 x 26 см. масло, доска. Национальная галерея, Трафальгарская площадь, Лондон

(Этот этюд, возможно, был написан в студии, где художник соединил разные  эскизы и поэкспериментировал с цветовыми контрастами и частой  работой кистью.)

Жорж Сёра. «Белая собака» 1884-1885 масло, панель. частная коллекция

Жорж Сёра. «Каноэ» 1885г 26 x 17см. масло,панель, частная коллекция

Но Жорж-Пьер Сёра этой «отхлынувшей волны» уже не увидел. Он внезапно умер в возрасте 31 года. Сгорел буквально за 3 дня от инфекции. Причина смерти была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Через два дня после смерти Сёра скончался и его маленький сын...

Жорж Сёра. «Гранкан, вечер. Английский канал в Гранкане» 1885г. 82 x 66см. холст, масло. Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Жизнь художника была короткой, яркой, неоднозначной. Не все идеи и методы художника прижились, но революцию в искусстве он совершил. И кубисты, и абстракционисты, и… В общем, огромное количество родившихся много лет спустя течений и методик в живописи были бы невозможны без «цветовых точек» Жоржа-Пьера Сёра.

Жорж Сёра. «Порт-ан-Бессен, маяк и скалы» 1888г. 61x80см холст, масло. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США

Жорж Сёра. «Вид на Кротой, долина» 1889 г. 48 x54см. холст, масло, Частная коллекция

Жорж Сёра. «Отлив в Гранкане» 1885г. 66x82см.  холст, масло. Художественный музей Пола, Япония

Жорж Сёра. «Гонки в Гранкане» 1885г. 81 x 66 см. холст, масло. Частная коллекция

Жорж Сёра. «В сторну к Самсон от Гранкан» 1885г. холст, масло. Частная коллекция

Жорж Сёра. «Бек-дю-О, Гранкан» 1885г. 66 x 82см. холст,масло. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Жорж Сёра. «Сена в Курбевуа» 1885г. 81 x 65см. холст, масло. Частная коллекция

Жорж Сёра. «Утренняя прогулка» 1885г. 24 x 15см. масло, доска, Национальная галерея, Трафальгарская площадь, Лондон

Женщина, силуэт которой вырисовывается на фоне мерцающей воды, прогуливается по берегу реки. На противоположном берегу видны красные крыши домов. В период с 1882 по 1886 год Сера написал множество подобных пейзажных этюдов на небольших деревянных панелях, некоторые - как самостоятельные работы, а другие - в рамках подготовки к его крупномасштабным полотнам.

Жорж Сёра. «Вид на Форт-Самсон» 1885г. 65x81см. холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

В 1885 году Сёра провел несколько недель в Гранкан, нормандской деревне на побережье Ла-Манша.

Форт Самсон был в пятнадцати минутах ходьбы от Гранкан. В этой картине огромны различия в стиле и нанесении краски с признанными импрессионистами.

В то время, как Моне и Ренуар использовали большие и маленькие мазки в различных направлениях, методы Сёра предполагают большую однородность и упорядоченность, мазки состоят из отдельных точек.

Разместив линию горизонта чуть выше середины, автор достиг взаимосвязи между землей и небом, которая лучше всего выражает ощущение спокойствия.

На картине представлен песчаный подъем в сторону форта с невысокими стенами, все это увенчано двумя возвышающимися крышами, темно-синей и красной, которые контрастируют с зелеными кустами.

На правом краю парусная лодка скользит по синей глади моря. Вся композиция состоит из тонких мазков кисти, что позволяет ввести больше цветов в каждой части полотна. 

Эта техника была настолько сложна, что художник за свою недолгую жизнь написал только семь больших композиций, не считая пейзажей и рисунков.

Жорж Сёра. «Порт-ан-Бессен, вход в гавань» 1888 г. 55 x 65 см  холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Жорж Сёра. «Люцерна, Сен-Дени» 1886г. 65 x 81см. холст, масло. Национальная галерея Шотландии

Использование Сера коротких, неровных, сильно окрашенных мазков кисти создало яркую работу. Вдали видны фермерские постройки и дома на поле люцерны (люцерна), усеянном цветами красного мака. Это часть широкой равнины, которая в девятнадцатом веке все еще отделяла Париж от Сен-Дени (ныне северный пригород столицы). Это тоже увлекательный пример техники его живописи.

Жорж Сёра. «Пляж в Бас-Бутен, Онфлёр» 1886г. 78 x 67см. холст, масло. Музей изящных искусств Турне, Бельгия

Жорж Сёра. «Сена у Гран-Жатт» 1888г. 65 x 82см. холст, масло. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Жорж Сёра. «Пудрящаяся женщина» (Портрет Мадлен Кноблох) 1889 -1890 гг. 

Перед нами портрет Мадлен Кноблох, написанный зимой 1888-1889 года. Эта ничем на примечательная женщина растопила сердце художника, который даже для близких друзей оставался больше художником, чем просто человеком. Влюбленность заставила Сёра сосредоточить все усилия в новом для него жанре, и он рисует Мадлен, пудрящуюся за маленьким туалетным столиком с изогнутыми ножками.

Надо сказать, что это была весьма неожиданная подруга для такого интеллектуального человека, как Сёра. Она была его полной противоположностью и, несмотря на яркую красоту, обладала довольно посредственным умом. Все подчеркивает ее сущность: мощная шея, округлые плечи и пухлые руки, набухшие груди, выпирающие из тесного корсета. Она сама плоть, тогда как тяжеловатые черты лица лишены всякой одухотворенности.

Изображенные также на картине стол и стоящее на нем овальное зеркало с розовой лентой отличаются дурным вкусом, но благодаря мастерству художника приобретают яркий декоративный эффект.

Генеалогически картина восходит к будуарным сценам, популярным во французской живописи XVIII века. Как всегда, обращает на себя внимание непринужденное (а порой и странное) обращение Сера с деталями. Непонятно, что представляет собой элемент в левом верхнем углу картины. Кроме того, возникает впечатление, что под пышной юбкой Мадлен находится всего одна нога.

Жорж Сёра. «Пудрящаяся девушка» - справа - изначальный вариант картины.

Интересно, что в первоначальном варианте Сёра поместил и себя на заднем плане, как отражение в зеркале, висящем на стене. Он показал картину одному из своих друзей, и тот, ничего не зная о Мадлен, предположил, что автопортрет может вызвать насмешки. Тогда в отражении зеркала художник поставил горшок с цветами.(тут)

Первым владельцем картины был известный французский критик, анархист и арт-дилер Феликс Фенеон, который придумал термин «неоимпрессионизм». В настоящее время картина находится в Институте искусства Курто.

Жорж Сёра. «Канал в Гравелине. Малый порт Филипп» , в направлении моря 1890г. 66 x 81см холст, масло. Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло, Нидерланды

Жорж Сёра. «Канал в Гравелине. Малый порт Филипп» 1890г.

Жорж Сёра. «Край пристани, Онфлер» 1886г. 47 x 55см. холст, масло. Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло, Нидерланды

Жорж Сёра. «Гавань в Онфлёре» 1886г. 65 x 81см. холст, масло. Музей Креллера-Мюллера, Оттерло, Нидерланды

Жорж Сёра. «Приют и маяк, Онфлёр» 1886г. 65 x 81см. холст,масло.  Честер Битти, Дублин, Ирландия

Жорж Сёра. Марина, «Онфлёр» 1886г. 52 x 63см. холст, масло. Народная галерея, Прага, Чешская Республика

Жорж Сёра. «Порт-ан-Бессен, внешняя гавань, отлив» 1888г.  холст, масло. 54,3 x 66,7 см. Художественный музей Луиса, Сент-Луис, Мичиган, США

Жорж Сёра. «Воскресенье в Порт-ан-Бессен» 1888г. 65 x 81см. холст, масло. Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло, Нидерланды

Жорж Сёра. «Гавань и причалы в Порт-ан-Бессен» 1888г. 67 x 81см. холст, масло. Миннеаполисский институт искусств, Миннеаполис, Миннесота, США

Жорж Сёра. Этюд «Модель со спины» 1886г. 15 x 24см. масло, доска . Музей Орсе, Париж.

Жорж Сёра. Этюд «Модель в профиль» 1886г. 16 x 25см. масло, доска. Музей Орсе, Париж.

Зимой 1886-1887 годов Жорж Сера начал работу над большой композицией "Модели".

Сейчас картина находится в Фонде Барнса в Мерионе, Соединенные Штаты. На ней изображены три модели, позирующие обнаженными в студии художника. Сера сделал большое количество подготовительных рисунков и эскизов для Моделей, включая три этюда в Музее Орсе: Модель, Вид сзади, Модель, Вид спереди и Модель, Вид сбоку.

На стене художник воспроизвел Вечер в La Grande Jatte, манифест нового стиля, лидером которого стал Сера и который критик Феликс Фенеон назвал неоимпрессионизмом.

В этюде «Модель со спины. Вид сзади», художник показал свою модель обнаженной, со спины, сидящей на белой простыне. Она напоминает знаменитую картину, которая вызвала ажиотаж, когда попала в Лувр в 1879 году: "Купальщица Вальпинсона" Жана-Огюста Доминика Энгра. Как и Энгр, которым он очень восхищался, Сера подчеркивает верхнюю часть спины женщины и затылок.

Он использует технику, которую сам разработал, разделяя мазки кистью на крошечные точки сопоставленного чистого цвета.

Три модели принадлежали Феликсу Фенеону, который хранил их до самой своей смерти. В 1947 году они были куплены национальным музеем вместе с карандашным рисунком печи в студии; сейчас она находится в коллекции рисунков Музея Орсе.

Жорж Сёра. «Модели» 1888г. 200 x 249см. холст ,масло. Фонд Барнса, Филадельфия

Кстати, интересная информация о музее «Фонд Барнса». 

Вот сухая бухгалтерия. В коллекции фонда находится 181 работа Огюста Ренуара, 69 полотен Поля Сезанна, 59 полотен Матисса, 46 работ Пабло Пикассо, 21 — Хаима Сутина, 18 — Анри Руссо, 16 — Амедео Модильяни, 11 — Эдгара Дега, 7 — Ван Гога, 6 — Сёра, а также многочисленные картины других живописцев, включая Кирико, Рубенса, Тициана, Поля Гогена, Эль Греко, Франсиско Гойя, Эдуара Мане, Жана Гюго, Клода Моне, Мориса Утрилло и многих, многих других...

Впечатляет, не правда ли, одних только картин Сезанна в фонде насчитывается больше, чем во всех музеях Парижа. Разгадка этой странной "малоизвестности" лежит в личности основателя фонда, американского коллекционера Альберта Барнса.(отсюда)

Честно говоря, пост об этом удивительном музее и его основателе очень хочется увидеть и на нашем сайте!:)

Жорж Сёра. «Устье Сены в Онфлёре, вечер»1886г. 80 x 64см. холст, масло. Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Жорж Сёра. «Порт Онфлёра» 1886г. 54 x 65см.  холст, масло. Фонд Барнса, Нижний Мерион, Пенсильвания, США

Жорж Сёра. «Пасмурная погода, Гранд-Жатт» 1888г.

Жорж Сёра. «Мост на Курбевуа» 1886г.  карандаш, бумага

Жорж Сёра. «Мост на Курбевуа» 1887г. 46 x 53см. холст, масло. Институт искусств Курто, Лондон, Великобритания

Жорж Сёра. «Вид на Кротой сверху» 1889г. 86 x 70см. холст,масло. Детройтский институт искусств, Детройт, Мичиган, США

Жорж Сёра. «Тромбонист. Этюд к картине Цирк» 1887г. 31 x 23см. мелок бумага. Художественный музей Филадельфии, Филадельфия, Пенсильвания, США

Сера использовал черный карандаш Conté для создания градаций тона на текстурированной бумаге, добиваясь эффектов, подобных тем, что были на его картинах в стиле пуантилизма, в которых он сопоставлял точки чистых цветов, которые оптически смешивались, создавая другой цвет. Белый мел или карандаш, нанесенный поверх черного карандаша, очерчивает контур тромбона.

Жорж Сёра. «Парад-алле.» 1888г. 99 x 149см. холст масло. Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк

Сера обожал карнавалы и цирковые представления, ставшие темой нескольких его картин. На этом знаменитом полотне изображен парад в цирке Кореи. Парадом назывались небольшие интермедии, разыгрываемые артистами перед входом в цирк с целью привлечения зрителей. Композиция картины уже привычно выстраивается перекликающимися горизонталями и вертикалями.

Ночное освещение дает Сера возможность экспериментировать с необычными цветовыми сочетаниями. Значительная часть полотна покрыта оранжево-желтыми и синими точками, которые написаны соответственно свет газовых фонарей и тени. Все остальные цвета приглушены и проступают сквозь желтые и синие точки.

Современные критики ставят в заслугу художнику то, что эта картина приближается к абстрактной живописи, однако в свое время она не произвела особого впечатления. Ее холодно встретили в Салоне независимых. Более того, сам Сера позже вычеркнул ее из списка своих работ.

Ночная сцена залита светом газовых фонарей, напоминающих ряд стилизованных звездочек.

Яркими манящими красками изображена внутренняя часть цирка, где зрителей ждут рукотворные чудеса.

Усатое лицо инспектора манежа сближает его с дирижером на картине «Канкан» и укротителем зверей на картине Цирк».

«Обрезанные» фигуры зрителей формируют нижний край картины.

Плоские смутные фигуры музыкантов делают их похожими на марионеток.

Жорж Сёра. «Цирк»

Заключительный этап творчества Сера связан с нарастани­ем гротескных, карикатурных элементов и с тем влиянием, которое оказала на него полунаучная-полумистическая эстети­ческая теория Шарля Анри о символическом значении линии и цвета.
Согласно этой теории всякому цвету и направлению линии в художественном произведении присуща определенная и постоянная эмоциональная выразительность. Упрощенно говоря, одни линии и цвета по самой природе своей печальны, другие радостны, третьи вызывают иные, более сложные движения чувств.

Сколь ни спорными выглядят такие утвер­ждения, Сера они помогли еще больше упорядочить структуру своих картин. Если прежде у него каждый отдельный предмет казался наделенным самостоятельной формообразующей си­лой, то теперь все пространство изображения становится единым сложным организмом, в котором ритмически череду­ются очертания и краски.

Например, картина "Цирк" - Здесь, как бы ни был фрагментарен вид, запечатленный художником, у зрителя возникает ощущение, что он видит те закономерности, силою которых зиждется весь мир. Подобной способностью передать величественную целостность бытия из современников Сера обладал только Сезанн. Тем смешнее и нелепей по сравнению с монументальностью целого выглядят кривляющиеся, пустые герои поздних картин Сера. ( И.Грибков - тут )

Жорж Сёра. «Кабаре» 1890г. 169 x 141см. холст, масло. Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло, Нидерланды

Сёра использовал танец, чтобы проиллюстрировать одну из своих «научных» теорий. Суть ее в том, что линия, проведенная под тем или иным углом, способна передавать совершенно определенную эмоцию. Так, например, направленные вверх линии выражают радость. В соответствии с этим, Сера выстроил в «Канкане» целый ряд расположенных под разными углами линий, которые, по его мысли, должны были концентрированно выражать веселую атмосферу клуба.

Светлые участки окружены на картине темной рамкой, усиливающей ощущение глубины и единства пространства.

Веер танцовщицы повторяет угол наклона трости в руках сгорающего от вожделения зрителя, которая сама по себе является фаллическим символом.

Флейта и гриф контрабаса написаны параллельно высоко поднятым ногам танцовщиц, что должно «удваивать» степень веселья

Стилизованное выражение на лицах танцоров передано простыми наклонными штрихами, легко намечающими губы, усы и узкие щели глаз.

Банты на туфлях танцовщиц направлены вверх - так же, как подолы их юбок и бретельки на плечах.

Жорж Сера. «Канкан (Кабаре), этюд» 55 x 46см. холст, масло. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк, США.

В мастерской Сера осталось 42 картины, 163 крокетона, 527 рисунков и набросков, ставшее предметом спора для родственников, друзей Мадлен Кноблох. Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 - за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков. В 1900 году семья художника продала "Гран-Жатт" за 800 франков, "Цирк" - за 500 франков, а рисунки - по 10 франков за штуку.

Настоящее признание, как часто бывает, пришло к Сера через годы, во многом благодаря стараниям друзей, проделавших большую работу по разбору и систематизации его картин и устраивавших посмертные выставки. Дополнительной трудностью было то, что художник обычно не подписывал свои работы . Все находившиеся в мастерской картины, этюды и рисунки Сера были помечены как подлинные произведения, что стало основой для дальнейшего изучения творчества художника.

В декабре 2008 года, рисунок Сера «В Японском диване» (Au divan japonais) ушел с молотка «Сотбис» за 5 миллионов евро .

1.Источник

2.Источник

3.Источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

16903_21497885_e9800998e 16903_21497885_800998ecf 16903_21497861_04e980099 16903_21497861_1d8cd98f0 16903_21497861_b204e9800 16903_21497861_4e9800998 16903_21497861_92e145c04.jpg 16903_21497861_7a3c40590.ash

Это интересно
+3

Привилегированный пользователь 21.03.2022 , обновлено  25.03.2022
Пожаловаться Просмотров: 604  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены