Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Рецепт счастья от Шопенгауэра

От автора: Статья представляет собой краткое изложение моего личного осознания и восприятия первой главы философского труда выдающего немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости».                     РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ ОТ ШОПЕНГАУЭРА

               Мы держимся за жизнь не из-за страха смерти, а из убеждения, что жизнь нам дана для того, чтобы быть счастливыми. Не поэтому ли мы хотим, чтобы она длилась вечно? Соответствует ли жизнь «этому убеждению»? Не заблуждение ли это? Какую пользу можно извлечь из несчастий? Неужели, так и будет продолжаться впредь: мудрецы всех времён будут говорить «одно и то же», а глупцы, составляющие во все времена большинство, одно и то же будут делать? И, неужели, нам суждено оставить этот мир таким же глупым и злым, каким мы его застали?  

«Счастье – вещь не лёгкая: его очень трудно найти    внутри и невозможно найти где-либо в другом месте»            Шамфор

 

 Рецепт счастья от Шопенгауэра

               Ещё со времён Аристотеля, все блага жизни человека делятся на три вида: внешние, душевные и телесные. И реализация этих благ в жизни каждого человека напрямую зависит от значимости для него трёх основных установок:

1) Что есть индивид?  (его личность в широком смысле, с точки зрения здоровья, красоты, силы, нравственности, интеллекта);

2) Что имеет индивид? (собственность, владение);

3) Каким является индивид в представлениях других людей? (мнение о нём с позиций чести, статуса, славы).

 

 «Причина для счастья, лежащая в нас, важнее той, которая обусловлена обстоятельствами» Метродор

              Что есть индивид? Различия «в личностях» даны самой природой, они не зависят от мнений и определений человека. Они являются подлинными личными качествами и, если, они относятся к разряду «преимуществ» (особая одарённость, интеллект, «благородное сердце» и др.), то все внешние преимущества («принадлежность к роду», статус, богатство) выглядят словно "театральные" цари перед настоящими! Очевидно, что благо-состояния человека зависят, в первую очередь, от того, что находится в нём самом в виде чувств, желаний, мыслей. Внешнее же оказывает на него лишь «косвенное» влияние. Поэтому, одни и те же внешние обстоятельства или отношения в каждом человеке «отзываются» по-разному. Это значит, что мир, в котором живёт каждый из нас, зависит, в первую очередь, от наших представлений о нём.

               Именно качества нашей личности наиболее ценны для счастья, потому что ценность других благ относительна и, потому что «нашу личность» никто не может у нас забрать.

               Особенности психики могут создавать мир пустой, пошлый и бедный, и, в противоположность ему - мир, наполненный смыслом, глубиной и интересом. Например, зависть к интересным приключениям в жизни другого человека следовало бы трансформировать в зависть к способности воспринимать значимость увиденного. Ведь, для «глубокого интеллекта» и для «плоского ума» одно и то же явление может стать, как интересным событием, так и пустым, ничем не примечательным случаем! Корень этого явления в том, что действительность состоит из связи субъективных и объективных представлений.  При одинаковых объективных данных существуют всевозможные варианты субъективных, т.е. каждый пребывает и живёт в своём сознании. И не важно, какую роль мы играем «на сцене жизни»: раба, царя ли…? Внутри каждого спрятана одна и та же доля «актёра со своей заботой и нуждой». То же самое происходит и в жизни. Власть, деньги, слава отводят каждому свою роль, но не дают разницы во внутреннем ощущении счастья. Там, внутри, всегда скрыт «бедняк», ищущий счастья. Правда «виды» этого счастья могут различаться по форме и содержанию, они не зависят от достатка и положения человека в обществе, потому что они существуют лишь в его сознании, но ощущаются одинаково для всех! И, лишь, природа самого сознания, как источника рождаемых в нём образов, имеет значение! Объективная же часть действительности не подвластна нашей воле, зависит от судьбы и потому изменчива. Здесь я в очередной раз утверждаюсь в мысли, что мы – не авторы своих судеб (иначе все мы были бы абсолютно счастливы), но мы можем стать авторами своих чувств, потому что субъективная часть жизни – это мы и есть.

               Нам редко удаётся выйти за рамки собственной индивидуальности и, именно, наша индивидуальность определяет меру возможного счастья! Объёмы духовных сил устанавливают и определяют способность к возвышенным удовольствиям. Если же эти способности малы и узки, то любые внешние попытки «расширить и углубить» их будут напрасны. Такие люди не смогут переступить за грань обычного, полуживотного человеческого счастья и удовольствия, довольствуясь и превознося в культ вульгарное времяпрепровождение, чувственные наслаждения, низкое общество. Даже образование, не всегда может изменить эту печальную картину, потому что наиболее яркие по силе и разнообразию, это - наслаждения духовные, как бы не сопротивлялась этому утверждению молодость, как бы не стремилась она тешить себя самообманом!

                Достаточно часто встречаются люди, для которых большее внимание уделено судьбе, объективным обстоятельствам: тому, что мы имеем и тому, чем мы представляемся. Если человек богат внутренне, он не столь зависим в своих ощущениях от переменчивости судьбы: внутренне богатому человеку многого не надо! Старик в преклонные годы предстанет мудрым старцем! И только глупец останется глупцом даже в раю!

               Внешним наивысшим благом всегда было здоровье, наличие здоровья даёт возможность ощущать в полной мере все другие блага жизни. Воистину «здоровый нищий счастливее больного царя». Поэтому сохранение здоровья, забота о нём – естественная и целесообразная потребность, которая также не должна принимать крайних форм маниакального самосохранения. Ценность здоровья безусловна, т. к именно здоровье в первую очередь, а не статус и богатства способствуют хорошему настроению, ясности ума, спокойному нраву.К тому же, никто не может отнять то богатство, которое находится внутри человека, как, впрочем, не может и подарить ему эти бесценные достоинства. Они дарованы природой, составляют суть человека и могут лишь «прирастать» и совершенствоваться. Это – богатый внутренний мир, в котором не страшно оказаться в полном одиночестве. Этот мир является надёжным гарантом от невыносимости скуки, которая непременно настигает человека, особенно, живущего в достатке и ориентированного на внешние ценности. Потому что скука – это встреча с самим собой! Скука требует «хлеба и зрелищ», смену компаний, увеселений, искусственных радостей, сомнительных ценностей. Недаром воскликнул Сократ при виде роскоши: «Как много, однако, существует такого, в чём я не нуждаюсь!»

                Поэтому «ТО, ЧТО МЫ ЕСТЬ» является важнейшим (по сравнению со второй и третьей установками), можно даже сказать, абсолютным условием для счастья, оно неподвластно судьбе, оно неотделимо от нас и, потому его невозможно у нас забрать! Именно поэтому можно сделать вывод, что степень нашей зависимости от внешних обстоятельств значительно преувеличена. Значимость же «объективных, внешних установок» может рассматриваться, как преимущество, с точки зрения потенциальной возможности «владеть» чем-то, потому что это, при желании, «можно купить».

 

    Важно с большим вниманием и заботой относится к собственным одарённостям. Любые способности, будь то интеллект или талант должны быть реализованы, иначе эти «дары» останутся невостребованными и не принесут счастья своему обладателю. Несмотря на то, что развитие своих способностей, внимание к своему здоровью решительно перевешивают приобретение материальных благ, не следует впадать в крайности, отвергая должную заботу о собственном материальном благосостоянии. Речь идёт лишь об избытке, который мало способствует счастью. Не потому ли так часто богатые и обеспеченные люди чувствуют себя несчастными, не имея под собою главный фундамент для счастья – богатый внутренний мир?

       Шопенгауэр следует Эпикуру в классификации потребностей человека, деля их на три категории:

1)      естественные и необходимые;

2)      естественные, но не необходимые;

3)      неестественные, и не необходимые.

               В наше время «идеей богатства», одержимостью потребления страдает всё больше и больше людей. Похожие на муравьёв, они строят свои замысловатые замки,  посвящая этому устремлению год за годом. Но вот, цель достигнута, а доза счастья оказалась слишком мала по сравнению с вложенными в достижение этой цели усилиями: потраченными годами, лишениями, накопившейся усталостью. При этом чувство «насыщения» надолго не задерживается. Ведь, если то, что человек «имеет в самом себе» оказывается слишком незначительным, чтобы восполнить чувственный голод и внутреннюю пустоту, то скука тут же вступает в свои права. Богатые снаружи и бедные внутри, такие люди стремятся во что бы то ни стало заменить внутренние ценности внешними. Как сказал Шопенгауэр, такие люди, «желая всё получить извне, подобны старцам, которые пытаются укрепить свои силы испарениями молодых девушек». 

               Что же касается третьей установки: «Каким является индивид в представлениях других людей?», то она зависит от мнения окружающих людей. И, если к чести, под которой имеется в виду доброе имя, желательно стремление каждого, то к рангу (должности) должны стремиться государственные деятели, и, лишь, немногие из людей – к славе.

               Но главная мысль, которую я хотела донести: достоинство личности человека – единственное, с чем связано его счастье и благополучие!

«Опираясь на традиции этики, Шопенгауэр формулирует простые и здравые поучения и правила поведения. Он согласен с древними, что мудрец должен искать не наслаждений, а избавления от страданий. Человеку лучше не быть чувствительным к мелочам. Не стоит предъявлять к жизни слишком высокие требования. Надо идти трудным, но доступным человеку путем самопознания. Ориентации на настоящее и будущее следует сохранять в разумном балансе. Необходимо извлекать уроки из прошлого. Следует помнить, стремясь к счастью, о благотворности самоограничений. Общение с другими людьми полезно, если общительность умеренна и необременительна. Зависть к другим людям естественна и вряд ли устранима, но следует помнить, что она — порок. Необходимо стойко переносить несчастья, если они обрушатся на вас. Воздержанность, концентрированность и сосредоточенность в труде и выполнении благородных жизненных целей — другие заповеди этики Шопенгауэра.»

(Текст для публикации взят из интернета)

Это интересно
+1

26.02.2017
Пожаловаться Просмотров: 296  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены