Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

О подростках доступно

От автора: Я как психолог и социальный педагог работаю с подростками в разных учреждениях уже 4 года. И в этой статье хотела бы поделиться обобщенным опытом за это время. Так уж получилось, что статьи и книги, попадавшиеся мне по данной теме, были достаточно сложными или рассматривали вопрос переходного возраста только в одном контексте. Я решила написать эту статью, чтобы, пусть частично, но с разных сторон осветить суть подросткового кризиса и описать почему этот период называют "трудным" и что за этим стоит.

 

О подростках доступно ч 2

… В продолжение своей статьи я бы хотела обратить внимание на семью, в которой живёт подросток. Ведь конфликт «я-социум», возникающий в переходный период, берёт своё начало именно там.  Работая в системе, я часто сталкивалась с тем, что родители, приходящие на консультации,  искренне не понимали, как их поведение влияет на подростка. Например, они полностью могли поддерживать идею о том, что ребёнок должен соблюдать общественные правила и не применять насилия.  В то же время, они считали абсолютно нормальным то, что у пятнадцатилетнего подростка может не быть своего места в квартире (кроме кровати), что всё основное время ребёнка отведено учёбе, запрещать подростку ходить на понравившиеся кружки и секции. Вот и спрашивается, а где ребёнку самоутверждаться и размещать агрессию? Дома? Нет. На кружках? Во дворе? Вот и подавляется естественная природа подростка «пробовать», и копится агрессия на родителей, социум, окружение…..Как результат, подросток выпускает злость через асоциальные действия, борьбу с авторитетами, уходит в фантазии.

Распространённым механизмом обхождения с подавляемыми эмоциями у детей становятся компьютерные игры. Хочется отметить, что такое пристрастие больше распространено в мальчишеской среде. Игра – это отличное место, где ребёнок может выплеснуть негатив, получить иллюзию самоутверждения и общения. Иллюзию, потому что в компьютерном мире люди прячутся за никами и вымышленными историями жизни, и образами. Тем, у кого удовлетворяющие отношения с окружающими, интересная и наполненная жизнь, фантазии не интересны. Подростки же, прельщённые предсказуемостью компьютерного мира, возможностью общаться с людьми, начинают пробовать себя в различных ролях (герой, стрелок, маг, убийца, создатель империи и т.д.). Иногда такое увлечение перерастает в игровую зависимость. Хочется разъяснить это понятие, так как многие родители сами ставят диагноз «зависимость», исходя из того, что ребёнок их игнорирует, сидя за компьютером. На самом деле, этот термин подразумевает под собой определённые изменения личности, характерные для всех видов зависимостей. Вот внешние признаки того, что ребёнок "подсел": а) подросток теряет контроль над временем за компьютером, не может нормировать сеансы; б) всё чаще принимает пищу за компьютером, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон; в) в ответ на вынужденное прекращение игры реагирует раздражением, которое проходит, как только он садиться за компьютер; г) сокращается круг друзей, общение со сверстниками сводится только к обсуждению игровых моментов; д) увлечения, не связанные с играми, пропадают; е) появляется социальная безответственность, посещение школы и выполнение домашнего задания подросток считает бессмысленным, может прогуливать занятия. Происходит определённое  «размытие» личности.  Если ребёнок проявляет черты зависимого поведения, то задатки этого следует искать в семье. Наверняка родственники избегают прямого контакта друг с другом, не говорят о своих желаниях, замалчивают проблемы, стараются не брать на себя ответственность, косвенно поощряют игроманию у подростка, давая  ему деньги на интернет и приставки.

 

Оренбургский пуховый платок с нежным узором каймы

Переходный возраст является кризисным потому, что на данном этапе в семье происходят (при нормальном развитии) качественные изменения. Отношения переходят на новый уровень. Это отделение подростка с помощью бунта от родителей и переход структуры «мать-ребёнок-отец», к уровню «жена-муж и юноша/девушка”. Теперь родителям приходится сталкиваться со своими чувствами по поводу того, что их ребёнка как на девушку, юношу обращают внимание представители противоположного пола, они начинают острее чувствовать свой возраст. Чем больше члены семьи отказываются признавать происходящие перемены, тем больше ребёнок бунтует. И чем сильнее ребёнок бунтует, тем сильнее родители пытаются его контролировать и вернуть ситуацию «на старые рельсы». Пубертатный период труден особенно для тех семей, где изначально не готовы к изменениям. Например,бывает так, что женщина от многого отказалась ради детей (от карьеры, увлечений), сделала их центром семьи,  отодвинув на задний план отношения с мужем. В таком случае по прошествии 12-14 лет она сталкивается со сложными для себя вопросами: с чем она остаётся, если ребёнок отделиться? что собой представляет? Если ребёнок являлся причиной замужества – это отдельная тема. Его существование внутри семьи оправдывало брак и скрепляло отношения. Как будут теперь строиться отношения между супругами? Чтобы избежать всех этих тревожных тем, родители часто начинают «удерживать» ребёнка в детстве, транслировать ему, что он ещё маленький, беспомощный, без них пропадёт, гасить его попытки узнать пределы своих возможностей. Самому подростку отдалиться от родителей очень сложно. Он их любит, и подсознательно всегда будет желать видеть их счастливыми. А удерживая ребёнка, родители ставят его перед выбором – или остаться маленьким и игнорировать себя, или рискнуть, но потерять поддержку. Как ни крути, он остаётся ни с чем. Ему же нужна «умеренная строгость». То есть поддержка в его желании развиваться, вместе с транслированием правил, по которым следует жить. Идеал - устойчивый родитель, который бы эти правила поддерживал, создавая безопасный фундамент для экспериментов. Подтверждение тому видно на примере классного руководства в школе. Лучше всего развиваются дети, не в тех классах, где руководитель добродушный, творческий, предоставляющий свободу. Нет. Лучше всего они развиваются и хорошо учатся, когда педагог даёт им чёткие границы поведения, объясняя детям их правомерность с точки зрения законов жизни в обществе, поддерживает соблюдение этих правил, предоставляет свободу творчества в рамках заданий. Подростки, таким образом, знают границы дозволенного, ощущают себя в безопасности,  ощущают себя значимыми и принимаемыми.

Таким образом, переходный возраст, это не только физиологические изменения ребёнка, это изменение отношение к нему общества, появление новых социальных ролей, перемены в отношениях с родителями и сверстниками. Это период, в котором подростку нужна комплексная поддержка, в различных сферах жизни. 

 

 

Колмакова Мария Вячеславовна

Это интересно
+1

13.10.2015 , обновлено  22.12.2015
Пожаловаться Просмотров: 441  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены