Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
12 участников
Администратор AlexFZF

Последние откомментированные темы:

20240602175034

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Развитие ради развития

Развитие цивилизации упростило жизнь людей. Появились свободные ресурсы времени и финансов, которые не нужно тратить на поддержание жизни. Разумно было бы направить высвободившиеся ресурсы на что-нибудь полезное. Но в большинстве случаев свободные ресурсы направляются на развлечение и демонстрационное потребление. В тоже время, многие виды деятельности сильно специализировались и не требуют сложных мыслительных процессов загружающих разные отделы мозга. В сытости и достатке люди начинают постепенно деградировать, а вместе с ними деградирует вся цивилизация (этот  вопрос рассматривался в статье «Почему мы не видим в космосе другие цивилизации и почему инопланетяне нам не помогут» https://subscribe.ru/group/orden-skupyih-ryitsarej/17070219/).

Перед любой цивилизацией стоит вопрос защиты от «деградации сытости». Такая ситуация возникает потому, что появление разума – это ответная реакция на агрессивную внешнюю среду, эволюционная адаптация к  тяжелым внешним условиям. И когда внешняя среда становится дружелюбной, то отпадает необходимость использования мозга, как инструмента для выживания. Мозг становится эволюционно  бесполезным и постепенно теряет свои возможности. Умственная деградация большинства индивидуумов приводит к деградации всей цивилизации. В этом случае необходимо создать набор жизненных установок, который позволит не останавливаться в развитии и прилагать усилия для деятельности мозга, когда нет явных стимулов.

Задача эта не такая простая, как может показаться. Дело в том , что во всех живых организмах заложена эволюционная программа  экономии энергии, а процесс мышления очень энергозатратная деятельность. Отключить ее можно только через  другую эволюционную программу.

Во-первых, надо уделить внимание «развлечениям». Развлечения не несут в себе какой-либо ценности. Они лишь являются стимулятором для получения позитивных ощущений. Ценностью являются положительные эмоции (удовольствие, получаемое от процесса). Имея знания о том, какие процессы происходят в мозге, и к каким последствиям это приводит, мы можем сознательно выбирать такие стимуляторы удовольствия, которые вызывают позитивные последствия. И затраченные ресурсы (время и материальные ценности) не будут потрачены зря, а преобразуются во что-то полезное. Можно рассматривать разные стимуляторы с различных точек зрения и классифицировать их. Это будет слишком большая и практически бесполезная работа. Достаточно выбрать два направления и работать по ним.

Первое, это процесс познания нового и освоение новых навыков. В этом случае, всегда должен быть ответ на вопрос «Что я узнаю нового, полезного для меня, и какие навыки я приобрету (навыки, которые можно будет использовать в дальнейшем)?». Если стоит выбор между двумя видами «развлечений», то надо выбирать тот, который будет нести в себе больше полезностей.

Второе, это созидание и творчество. Творческий процесс сам по себе развивающий. Он требует обращение к накопленному опыту, обработке имеющихся знаний, добавление новых знаний, синтез новых образов и  принятие нестандартных решений. Это самый лучший стимулятор для развития мозга. Но необходимо понимать, что для разных людей в разных ситуациях последствия для развития мозга будут разными. Можно привести такой пример для понимания того, как одна и та же деятельность может иметь совершенно разные последствия для мозга. Если вы решили сделать табуретку, но никогда раньше этого не делали, то это будет для вас творческая задача, требующая освоения новых знаний и навыков. Вы получите сильный импульс в развитии. Но, если вы делаете одни и те же табуретки на протяжении многих лет, то для вас это рутинная работа, выполняемая автоматически. Для вас нет ничего нового, и ваш мозг от такой работы будет постепенно деградировать.

Второй стимул, который сильнее лени, есть у всех  живых организмов, которые будут процветать в будущем.  Это само основание жизни. Воспроизведение себя в своих потомках. По важности эта потребность стоит первой после выживания. Правда, надо упомянуть, что есть особи, у которых нет воли к жизни. Но мы не будем рассматривать тех, кому не посчастливилось дружить с эволюцией. У них нет будущего.

Для человека, как разумного существа, продолжение рода, это не просто физиологический процесс и набор инстинктов, это стратегическая задача с большим горизонтом планирования. И чем больше поколений охватывает горизонт  планирования, тем успешнее решается задача.

Для горизонта планирования на одно поколение, обычно цели описываются так: «Поставить детей на ноги, впихнуть в них невпихуемое, а дальше они пусть сами крутятся». Такая постановка задачи не предполагает широкого системного взгляда. Основная рабочая тактика – «урвать здесь и сейчас, и как можно по больше, что будет потом , никого не интересует».

Если мы в свою задачу включаем последующие поколения (внуков, правнуков и так далее), то подход сразу меняется. Нам надо учитывать не только ресурсы, которые имеются на текущий день, но и те ресурсы, которые будут в распоряжении следующих поколений.  Раздвигая горизонты планирования, мы начинаем осознавать, что  потраченные в никуда ресурсы сегодня, это отобранный кусок хлеба у пра-пра-правнуков. И этот кусок может быть последним.

Так же, становится понятно, что для предотвращения деградации, необходимо постоянное развитее. Нужен культурный код, который ведет вперед. Саморазвитие, это не прихоть, это необходимость, которая должна стать общепринятым поведением. Только поведение может  без насилия менять поведение других людей, как в лучшую, так и в худшую сторону. 

Конечно, сразу все не изменят свой подход к жизни. Многие так и останутся деградировать. Важно, чтобы развивающихся людей становилось больше, и чтобы вы были среди них.

Человек отличается от животного тем, что он может осознанно и целенаправленно изменять себя. Это шаг вперед в эволюции разума. Когда изменяешь не только внешний мир, но и себя.

Следующий шаг – это запуск программы саморазвития. Изменение не просто под условия, чтобы быть успешным. А системное изменение поведения, с расчетом на сверх долгосрочные цели. Развитие не только для развития себя, но и для развития социального окружения не только сейчас, но и в будущем.

В этом ракурсе эволюцию можно представить следующими этапами:

  1. Учимся получать и обрабатывать информацию, прятаться и искать еду.
  2. Учимся изменять мир вокруг, чтобы быть успешнее.
  3. Учимся изменять себя, чтобы быть успешнее.
  4. Учимся постоянно изменяться (развиваться), чтобы быть успешным сейчас и в будущих поколениях.

Развитие ради развития, это не просто образ жизни, это переход на новый этап эволюции разумной материи. К сожалению, история развития жизни показывает, что большинство организмов не могут перейти на следующую ступень развития. Как будет выглядеть будущий мир, пока не  понятно. Но  понятно, в каком направлении нужно идти, чтобы подняться на новую ступень эволюции.

Это интересно
+1

05.07.2021
Пожаловаться Просмотров: 269  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены