Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
1302 участника
Администратор Tehanu
Модератор Джоти

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240518220857

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Таис Афинская в мировой живописи

 

Поговорим о гетере, чье имя связано с Александром Македонским -- Таис.
Как ее изображали в живописи и почему?

С содроганием предвижу многочисленные комментарии от людей, знакомых с этой персоной по роману Ефремова.
И упреждая их, пишу отдельно: роман советского писателя -- является вымыслом!
Абсолютно все (кроме 1 шт.) поступки Таис, описанные там, являются вымыслом! Ее внешность и характер тоже!

(А теперь запасемся попкорном, и в конце дня подсчитаем, сколько людей все равно напишут, что "у Ефремова было не так вообще-то!").

 

Торвальдсен. "Александр Великий поджигает Персеполис", 19 век

Торвальдсен. "Александр Великий поджигает Персеполис", 19 век

 

Итак, в чем же правда о Таис?

На самом деле, из письменных источников -- сообщений античных авторов, о женщине по имени Таис нам известно ровно три, нет, четыре факта:

  • она была из Аттики (видимо, из Афин)
  • она работала гетерой
  • она присутствовала в Персеполисе в 330 году до н.э., в мае (но это не точно)
  • у нее несколько раз был коитус с Птолемеем (гарантированно 2, может 3, но это не точно; сверх этого -- уже допущения)

О Таис античные авторы оставили ровно 2 упоминания: в первом случае примерно абзац, во втором -- 1 фраза.

Сильней всего прославился абзац.
(Вообще фраза "сильней всего прославился абзац" звучит как припев из русского рэпа, но тут иначе не скажешь).
Абзац этот примерно одинаков у трех античных писателей -- Плутарха, Диодора и Курция Руфа.

В нем рассказывается, что однажды, после нескольких месяцев на постое в покоренном персидском городе с тавтологическим названием Персеполис Александр Македонский устроил со своими генералами пир, на котором присутствовали флейтистки, гетеры и прочий эскорт.
Все пили много вина.
И тут внезапно красавица гетера Таис встала и произнесла пламенную речь, общим смыслом: "а помнишь, как 150 лет назад персидский царь Ксеркс сжег наши прекрасные Афины? Будь круче, сожги в отместку Персеполис!"
Все бражники подхватили эту идею, пьяный царь дал себя уговорить, и с факелом в руках отправился поджигать царский дворец. Испепелив, таким образом, полное сокровищ старинное здание.

 

Гравюра с картины Густаво Симони

Гравюра с картины Густаво Симони

 

Историки, правда, скептически относятся к данной истории о спонтанном поджоге дворца пьяными солдатами. Например, археологи говорят, что да, пожар там был, однако все ценные предметы и даже мебеля явно были вынесены заранее, а это дело не одного часа. Предполагают, что это был обдуманный жест Александра, чтобы показать персам, кто тут главный (при этом Сузы или Вавилон он жечь не стал). Особо дотошные уточняют, что с флейтистками пировали обычно афиняне всякие рафинированные, а суровые македоняне на пиры  баб вообще не приглашали, даже прислугу не пускали. Но это, мне кажется, уже совсем придирки, мало ли какие ситуации случались в затяжных восточных походах, неужели всегда вот так по-монастырски? Некоторые историки считают это вообще агитационной легендой.

Огонь был, в любом случае, знатный.

 

Как опознать Таис в искусстве

Но нам не важно, была ли взаправду пламенная речь Таис, или это антимакедонская антиалкогольная пропаганда, нам важно, как это рисуют.

Ключевым атрибутом, позволяющим опознать ситуацию, является факел. (Ну и голая грудь, конечно, но трудно найти историческую живопись вообще без нее...)

 

Жорж Рошгрос. 1890

 

Гобелен Карела ван Манделя, 1619

 

Важный момент: желательно, чтобы в картине было несколько человек, как минимум мужчина и женщина (Таис и Александр).

 

Лодовико Карраччи. Поджог Персеполиса. 1590-е

Лодовико Карраччи. Поджог Персеполиса. 1590-е

 

Если женщина с факелом только одна, и прочего антуража нету, можно ошибиться.

Тут художник использовал ту же позу для тетеньки. Но обратите внимание, у нее венок из колосьев, знак богини плодородия Цереры (Деметры), а на заднем плане что-то странное происходит, на Персеполис явно не похожее.

 

Лодовико Карраччи. "Церера в поисках дочери Прозерпины". 1590-е.

Лодовико Карраччи. "Церера в поисках дочери Прозерпины". 1590-е.

 

Самое известное изображение Таис данного типа написано английским портретистом Джошуа Рейнольдсом в 1781 году.
Что художник явно запараллелил -- для картины позировала знаменитая английская "гетера" того времени, любовница заказчика картины.

 

 

Но если в кадре с факелами есть воины в античных шлемах, и один из них красив как Аполлон (т.е. изображает царя), то тут не ошибетесь -- точно поджог Персеполиса.

 

 

Бартоломео Пиннелли. 1821

 

Старые мастера явно придерживались идеи, что Таис в этом эпизоде была "вместе" с Александром, хотя об их плотских отношениях ничего не известно, кроме того, что царь "держал ее при себе".
Плутарх же считает, что она уже тогда была спутницей Птолемея.
Однако старые мастера Птолемея вообще игнорируют в этой сцене.

 

Лодовико Карраччи. 1611

Лодовико Карраччи. 1611

 

Помимо данного абзаца про пиршество и поджог, есть еще, как я говорила, целая фраза.
Афиней пишет: "Эта самая Таида после смерти Александра вышла замуж за Птолемея, первого царя Египта, и родила ему сыновей Леонтиска и Лага и дочь Ирину, которую выдали за Эвноста, царя Сол на Кипре".

И тут историки указывают на неточности: замуж за него она точно официально не выходила, Птолемей женился только на аристократках. (И тем более царицей Египта Таис не была).

Совместных изображений Таис и Птолемея нет, ни в античности, ни в Новое время.

По поводу детей тоже есть неясность, быть может, сыновей было не двое, а один -- Леонтиск по прозвищу "Лаг" (т.е. Заяц).

Кроме этого абзаца и фразы более ничего о Таис не известно, да и эта информация не очень достоверна...

Другие Таис

В произведениях искусства встречаются еще две гетеры Таис (или Таида / Фаида).

Во-первых, это гетера, которую видит Данте в "Божественной комедии" в 8-м кругу ада:

...тут вот, недалече
Себя ногтями грязными скребет
Косматая и гнусная паскуда
И то присядет, то опять вскокнет.
Фаида эта, жившая средь блуда,
Сказала как-то на вопрос дружка:
«Ты мной довольна?» — «Нет, ты просто чудо!»

К гетере Александра Македонского эта дама (являющаяся цитатой из комедии Теренция "Евнух"), видимо, никакого отношения не имеет, просто имя "Таис" стало очень популярно у античных комедиографов для любых гетер, даже самого низкого пошиба.

 

Данте и Вергилий смотрят на Таис. 14th century, Venice, Biblioteca Marciana

 

Густав Куртуа, 1900-е

 

Другая гетера Таис, между прочим, тоже египетская -- это персонаж христианской легенды, а позже романа Анатоля Франса и оперы Массне.
Она жила во блуде, приняла христианство, стала святой. Ее изображений в искусстве оч. много, не путайте.

 

Mme. Geraldine Farrar in Greek Costume as Thaïs, 1917

Mme. Geraldine Farrar in Greek Costume as Thaïs, 1917

Источник

Это интересно
+2

Модератор 11.10.2020
Пожаловаться Просмотров: 693  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены