Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
безобидный, как божья коровка пишет:

НАВЕКИ ЗАКЛЕЙМЕННЫЙ АНТОНИО САЛЬЕРИ

История знает немало примеров, когда образ того или иного персонажа был сильно искажен в веках. Кому-то приписывались немыслимые злодейства, кого-то, наоборот, слишком превозносили. Но имя Антонио Сальери в ряду несправедливо оговоренных стоит особняком. Сила слова Александра Пушкина плотно укоренила в сознании соотечественников мысль о том, что Сальери был нечестивцем, завистником, отравившим великого гения Моцарта. И хотя уже давно доказано, что Сальери никоим образом не причастен к этой смерти, его имя по-прежнему воспринимается в связке с литературным мифом «Маленьких трагедий». Сегодня, в день смерти Сальери, вспоминаем его подлинную историю.

Антонио Сальери был одним из самых именитых композиторов своего времени. В числе его учеников были такие признанные мастера, как Бетховен, Шуберт и Лист. Сам же Сальери за свою достаточно длинную жизнь успел написать более 40 опер, около 100 арий, 3 симфонии, 5 концертов, множество произведений духовной музыки. 

Родился Сальери 18 августа 1750 года в маленьком городке Леньяго, близ Вероны, в семье состоятельного торговца. Он рано стал проявлять интерес к музыке и часто убегал из дома в соседние городки, чтобы послушать концерты. Сальери рано осиротел, потеряв обоих родителей. Тогда его взяли на попечение друзья семьи. Впрочем, очень скоро судьба столкнула молодого Антонио с венским композитором Флорианом Гассманом, разглядевшим в мальчике большой талант. Вместе с Гассманом Сальери уезжает в Вену. Это событие он считал поворотным в своей жизни. Гассман взял на себя все расходы по воспитанию и образованию будущего композитора, за что тот впоследствии был невероятно благодарен. Вскоре после приезда в Вену Сальери обретает нового покровителя — императора Иосифа II. Государю понравился скромный талантливый итальянский юноша. Впоследствии расположение императора сыграет важную роль в судьбе Сальери.

Одним из покровителей Сальери был император Иосиф II 

В то же время Гассман вводит воспитанника в круг интеллектуалов своего времени и знакомит с блестящими представителями творческой элиты. Так состоялась встреча Сальери с композитором Глюком, оказавшим огромное влияние на деятельность итальянца. 

Впервые широкая общественность услышала о Сальери после премьеры его оперы «Le donne letterate». Затем были оперы «Armida» и «La fiera di Venezia», которая принесла Сальери огромный успех. При жизни композитора последняя была поставлена более 30-ти раз во многих европейских странах. К началу 70-х годов слава Сальери уже достигла таких городов, как Прага, Флоренция, Дрезден и Копенгаген. В 1774 году умирает его воспитатель и покровитель Флориан Гассман. Почти сразу же после этого Сальери предлагают должность придворного композитора камерной музыки, а также позицию заместителя капельмейстера итальянской оперы. Сальери, разумеется, принимает предложение императора Иосифа. 

С успехом проходит премьера оперы Сальери «L'Europa riconosciuta» на открытии вновь отстроенного здания театра alla Scala в августе 1778 года. 

Поворотным моментом в творчестве Сальери стало написание оперы «Les Danaides», которую первой услышала парижская публика. Именно на Париж в тот момент нацелился композитор. В покороении этой вершины ему помог наставник Глюк. К тому времени здоровье не позволяло ему полноценно работать: Глюк перенес два инсульта. Однако же от поступившего из Парижа предложения написать оперу он не отказался, а поручил это Сальери. В Париже до последнего полагали, что работу над произведением ведет великий мастер Глюк, и тот с охотой поддерживал это убеждение по нескольким причинам. Во-первых, это позволяло ему запросить щедрый гонорар, а, во-вторых, он полагал, что публика не примет произведение мало известного в то время в столице Франции молодого композитора Сальери. Премьера прошла 26 апреля 1784 года с огромным успехом. Вскоре после этого события Глюк опубликовал письмо, где указал, что авторство целиком и полностью принадлежит Антонио Сальери. 

Завоевать парижскую публику Сальери удалось благодаря хитрости композитора Глюка 

В это же время состоялось знакомство Сальери со скандальным Бомарше, чья пьеса «Безумный день или женитьба Фигаро» наделала во французской столице много шума. Позже с этой одиозной фигурой Сальери связало длительное творческое содружество. Музыкальная драма «Tarare», созданная в союзе с Бомарше, имела в Париже большой успех. В этом произведении музыка и драматическое действие достигли полного единства. Считается, что именно «Tarare» можно рассматривать в качестве предшественника музыкальных драм Рихарда Вагнера. У этой оперы был явный политический подтекст, который давил на болевые точки Франции, находившейся в предреволюционном состоянии. Она была воспринята с огромным энтузиазмом революционно настроенными кругами, но также вызвала бурные эмоции у аристократической элиты. В день премьеры 8 июня 1787 года вокруг Оперного театра собралась огромная толпа, сдерживать которую должны были 400 солдат. Возбуждение народа было невероятным. В первые 9 месяцев «Tarare» 33 раза ставилась на сцене. И еще в течение многих десятилетий оставалась самым кассовым произведением Парижской оперы. 

После возвращения Сальери в Вену, он получает от Иосифа заказ адаптировать скандальную «Tarare» для итальянской оперы. Над заказом Сальери работал совместно с композитором Лоренцо Да Понте. Из-за огромной разницы в вокальной технике итальянской и французской оперы, получилось фактически новое произведение под название «Axur». Она была переведены на русский, немецкий и польский языки, и завоевала мировую известность.

В 1788 году Сальери стал Придворным капельмейстером, то есть получил высшую музыкальную должность в Вене. Таким назначением он был обязан высокому признанию со стороны Иосифа. Впрочем, совсем скоро император умер, и это не могло не сказаться на судьбе придворного композитора. Кстати, пострадал после смерти Иосифа не только Сальери, но и Моцарт, который также был обласкан государем.

Общая напряженность политической жизни сказывалась и на положении деятелей искусства. Так, новый император, Леопольд II, брат покойного Иосифа, не проявлял большого интереса к музыке, а потому Сальери фактически лишился прежнего привилегированного положения. К тому времени слава 40-летнего композитора уже прошла свой зенит, из 11-ти новых опер, написанных после этих событий, только 2 или 3 получили признание. Последняя из написанных Сальери опер, поставленная в 1804 году, получила крайне негативные оценки критиков. И примерно в это же время Сальери начинает поддаваться депрессии, которая с возрастом только усиливалась.

Сальери состоял в творческом союзе с одиозным персонажем своего времени — Бомарше 

Впрочем, нельзя назвать этот период полнейшим закатом его деятельности. Сальери жил не только сочинением, он был также великолепным предподавателем. Интересно, что за свои уроки он не брал денег, за исключением тех случаев, когда ученики были из богатых семей. Он начал преподавательскую деятельность еще в молодости, и занимался этим на протяжении 50-ти лет. 

Среди его учеников были такие выдающиеся композиторы, как Бетховен, Черни, Шуберт, Лист, Мошелес, Мейербер и даже младший сын Вольфганга Амадея Моцарта, Франц Ксавер Моцарт. Сальери был способен разглядеть талант и помочь ему в развитии. Именно так произошло с Шубертом. Сальери бесплатно обучал способного юношу, давая уроки у себя дома. Впоследствии благорадный Шуберт посвятил Сальери 5 песен на стихи Гете. А другой, не менее известный ученик, Бетховен, посвятил учителю три скрипичных сонаты. 

Такой благотворительностью Сальери занимался в память о своем учителе, Гассмане, который также бескорыстно вкладывался в развитие таланта своего подопечного. 

Сальери принимал активное участие в создании знаменитой Венской консерватории. В 1817 году он возглавил Вокальную школу, позже появилась Инструментальная секция. Это было значительное явление для развития музыкальной жизни Вены.

Тяжелые депрессии сопровождали вторую половину жизни Антонио Сальери 

В 20-е годы 19 века здоровье начинает подводить Сальери. Однажды он потерял равновесие, упал и разбил голову. Вскоре его разбивает паралич — обе ноги отказывают. После тяжелого нервного припадка Сальери помещают в госпиталь, где он проводит последние полтора года, до самой кончины. 

Каким же образом появился миф о том, что этот талантливый, яркий композитор, один из величайших деятелей искусства своего времени, стал отравителем гения Моцарта? О причинах смерти последнего спорят до сих пор. Сходятся лишь в том, что последние месяцы жизни Моцарта были омрачены тяжелой болезнью. Он страдал от боли в суставах, и, несмотря на то, что в лечении принимали участие лучшие венские врачи, спасти великого композитора не удалось. Смерти Моцарта посвящено множество работ, в них указываются разные диагнозы — от почечной недостаточности до ревматической лихорадки, осложненной проблемами с сердцем. В любом случае, установить причину смерти человека, почившего более 200 лет назад, невозможно. После смерти Моцарта возникло множество теорий, обвинявших в его кончине масонов и даже жену композитора. Тело Моцарта распухло и покрылось сыпью — это породило слухи об отравлении. Первые подобные версии родились уже через несколько недель после его смерти — в 1791 году.

Однако имя Сальери в связи с гибелью Моцарта впервые упоминается только в 1823 году. По воспоминаниям его ученика, пианиста Мошелеса, он навестил учителя в госпитале, и тот заверял, что слухи о причастности к смерти Моцарта — ложь и клевета. В то же время сплетни разлетелись по Вене, очерняя старого и больного мастера. Друзья Сальери и его ученики выступали в защиту композитора, публично опровергая грязные инсинуации. Впрочем, версию о причастности Сальери к смерти Моцарта с радостью подхватили несколько газет. По некоторым предположениям, эти публикации могли попасться на глаза Пушкину, который сыграл большую роль в «увековечении» имени Сальери.

Слухи о причастности Сальери к смерти Моцарта возникли через 30 лет после кончины последнего 

Исследователи полагают, что немаловажную роль в обвинении Сальери сыграл романтический ореол вокруг Моцарта, возникший уже после его смерти. Композитора стали воспринимать как величайшего гения всех времен, исключительно светлую личность. В эту концепцию хорошо укладывалось противоречие героя и злодея. Роль этого злодея в данном случае отводилась Сальери. Он воспринимался как человек, оставивший позади лучшие годы славы и успеха, а потому преисполненный зависти к гению Моцарта. В реальности же, по воспоминаниям современников, ни о каком соперничестве между композиторами речи не шло. Они относились друг к другу с большим уважением. К тому же, о дружеском расположении говорит также и то, что Сальери был учителем сына Моцарта. Кроме того, Сальери вряд ли мог пожаловаться на недостаток славы или признания — не стоит забывать, какую высокую должность он занимал. Впрочем, сторонники теории заговора никогда не были склонны верить фактам, а развивали свои предположения из догадок и слухов. 

Самого Пушкина впоследствии обвиняли в том, что он, то ли по неосторожности, то ли намеренно использовал имена реальных людей, а не выдуманных персонажей для своей пьесы. Несмотря на то, что в 1997 году состоялся официальный суд, признавший невиновность Сальери, его имя не удалось «отмыть» по сей день.

Это интересно
+6

безобидный, как божья коровка 06.07.2015
Пожаловаться Просмотров: 912  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены