Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
7917 участников
Администратор Greta-дубль
Администратор Grеta
Модератор Tehanu

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

"Душе моя..." - песнопение из покаянного канона св.Андрея Критского. Разные исполнения, толкование.

 

Кондак Великого канона, глас 6:

Душе́ моя́, душе́ моя́, воста́ни, что спи́ши; / коне́ц приближа́ется, и и́маши смути́тися: / воспряни́ у́бо, да пощади́т тя Христо́с Бог, // везде́ сый, и вся исполня́яй.

 

 

Мужской хор "Русский Формат"

Что такое чёрный цвет?

Это тон, в котором отсутствует световой поток от объекта.

Невидимую душу человека, можно вполне сравнить с чёрным цветом, который мы при жизни заполняем светом.

Каким он будет? Зависит уже от каждого лично.

В дни Великого поста в православных храмах, духовенство, облачившись в чёрные одежды, читает Покаянный канон Андрея Критского, верующие с особым чувством благоговения встают на колени и хор поёт такие слова:

Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?

Конец приближается, и ты смутишься;

пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог,

Вездесущий и все наполняющий.

 

Текст песнопения отсылает нас к евангельской притче о десяти девах.

Пять из них были мудры и оказались готовы встретить Жениха.

Так в притче именуется Христос.

 

Другие же пять проспали его приход, были не готовы и в итоге не были допущены на свадебное торжество.

Святой Андрей призывает нас быть собранными, помнить, что однажды наши дни на земле закончатся, и мы предстанем перед Богом.

 

Вставая на колени, когда хор начинает исполнять эту проникновенную молитву, молящиеся выражают покаянное чувство, сожаление о содеянных греховных ошибках.

Исполняя песнопение «Душе моя», мы решили напомнить верующим людям о путешествии Великого поста, во время которого есть возможность покаяться о содеянных грехах, причаститься Святых Христовых Тайн и наполнить наши души «Светом Христовым, просвещающим всех», благодаря которому мы сможем подготовить себя к встрече с Богом - Светлым Христовым Воскресением.

Прошу ваших молитв за раба Божия Максима, благодаря поддержке которого состоялся этот релиз песни и клипа.

Музыка: Максима Котогарова

Кондак

«Душе моя, душе моя, восстани» поется после 6-й песни Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и принадлежит перу преподобного Романа Сладкопевца.

Аранжировка и сведение: Илья Шацкий Съемка и монтаж: Никита Рулев Верстка и обложка: Игорь Сидоров

 

 

 

“ДУША МОЯ ПРЕГРЕШНАЯ, ЧТО НЕ ПЛАЧЕШЬСЯ?!” Северный духовнй стих.

Старинный русский распев в обраб. 

 

Душа моя прегрешная, что не плачешься?!

Ты плачь, душа, рыдай всегда, тем утешишься.

Не сможешь ты тогда плакати, когда приидет смерть.

А по смерти грехи твои обличат тебя.

Скинь одежду ты греховную в покаянии.

А не скинешь ты грехи свои - Ада не минешь.

Страдалицы венцы носят на главах своих.

Они песни поют - архангельские: Аллилуйа.

 

Ансамбль "Сирин" - Душа моя прегрешная.

Студия Маркел - видеоряд на песню Ансамбля Сирин - Душа моя. Использованы видеоматериалы о Киево-Печерской Лавре.

соло - Ольга Байгулова из Пермского края.

 

 

 

Мужской хор Донского монастыря. "Душе моя" - муз. М. Котогарова

Регент: Павел Мунтян Солист: Аркадий Христич

 

 

На фото: исповедь

 

"Душе моя" - Мужской Хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

 

Отец Нестор, продолжение традиций архимандрита Матфея  

 

На фото: исповедь

 

Исполняет: Мужской хор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Регент: чтец Марк Качанкин Солист: чтец Константин Бабак

 

 

На фото: исповедь (исповедник заранее- в данном случае- записал своии грехи на бумажке, чтобы ничего не забыть, и так можно)

 

Пояснения архим. Филарета (Волошина) к кондаку «Душе моя, душе моя»

• «Душе моя». Нам стоит задуматься, кто к кому обращается. Если тело к душе, то получается абсурдно, потому что само тело без души мертво, как это мы видим у людей после смерти. Если некий я, то получается я бездушный? Тоже нелепо.

Нужно заметить, что этот стилистический прием употребляется много раз и в Библии.

Приведем лишь один пример из 41-го псалма.

«Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему» (Пс. 41:6).

Мы видим, что здесь также есть обращение как бы себя самого к собственной душе.

Этот прием призывает нас прислушаться к голосу нашей совести, той совести, которая является абсолютно чистой и незаангажированной. Она смотрит на наше тело и душу и словно говорит нам, что делать, и если мы прислушиваемся к ней, то наше состояние улучшается, если же нет – ухудшается.

• «Душе моя, востани».

По-гречески ἀνάστα от глагола вставать, воскрешать(ся) άνίστημι, от которого в свою очередь происходит имя существительное воскресение или восстание – ἀνάστασις.

Кондак прп. Андрея Критского не только призывает нас встать после очередного падения, но и воскреснуть из нашего падшего состояния, как из гроба.

В  8-й песни мы слышали, как святой Андрей сравнивал свою душу со святыми Марфой и Марией, плакавшими над телом своего любимого брата святого Лазаря.

Мы должны любить свою душу, как сестры любят брата, ведь по их вере, как сказал Сам Господь, восстает, воскресает Лазарь.

Во время поста нам следует постоянно думать о конечной цели нашего душевного и телесного поста, так как и у строителя дома есть общий план на пути к своей цели.

Цель у нас одна – воскреснуть, не в смысле во Втором пришествии, потому что это воскресение от нас не зависит, а в смысле восстания от наших личных грехов и пороков, чтобы больше не спать, не наслаждаться ими.

• «Конец приближается»
.

Наше время преисполнено всякими страшилками об Апокалипсисе, и человек XXI века настолько увлекается подсчетом точной даты Второго пришествия, что вовсе забывает о том конце, который и будет для него лично Вторым пришествием, то есть последней точкой, когда он изменить уже ничего не сможет.

Речь идет о смерти.

 

Но еще страшнее, когда мы еще живем в теле, но уже мертвы духовно.

И, пребывая в такой духовной смерти, сне, из которого нам нужно встать, мы забываем, что придет конец и расставит все точки над «i» в нашей дальнейшей посмертной судьбе.

• «Имаши смутитися».

Мы должны смутиться (в греч. θορυβεῖσθαι – беспокоиться), не в значении унывать, но по общему святоотеческому принципу «осознать, что наши грехи как песок морской» и стараться всеми силами восстать, «воспрянуть»*, то есть ободриться, как это с нами бывает в сложных жизненных ситуациях.

• «Да пощадит тя Христос Бог».

В отличие от мирского суда, когда преступник осознает свою вину и, хотя есть облегчение вины, все же приговаривается к наказанию, если наша душа осознает чистой совестью свои грехи, то она обязательно получит пощаду от Христа, Который «везде сый и вся исполняяй».

Он знает каждое движение нашей души.

Нам необходимо внимать кондаку преп. Андрея Критского.

 

Важно, слушая канон, стараться посмотреть на себя лично со стороны, не так, как это бывает при исправлении кем-либо, но себя лично, без прикрас.

 

Нужно напоминать себе все события, описанные в каноне, которые могут быть для нас полезны, как нервная система в теле.

Ведь если мы ударимся об стол, то чувствуем боль и, скорее всего, в дальнейшем будем избегать столкновений.

Если ломаем руку, то наша нервная система напоминает нам, что так или иначе делать не нужно.

Следует слушать не только порывы души, но и голос совести, которая является голосом Бога в нас.

 

После грехопадения наша душа из-за греха стала жить в другом мире, своем.

Если ей плохо (а это бывает часто), она вопиет и взывает к нам, как нервная система тела.

Однако мы если и слышим ее, то ненадолго: забываем почему-то о боли, наслаждаемся мимолетными радостями, но душе снова плохо.

 

А вот наша совесть показывает нам, что делать, как руководствоваться заповедями Божьими.

И усиливает этот голос совести как раз Великий пост, который в соединении с молитвой обязательно приведет нас к Воскресшему Христу.

Слава Ему во веки веков!

 

отсюда

Это интересно
+1

03.03.2023
Пожаловаться Просмотров: 269  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены