Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Махаон 19338

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

История искусства ХХ века. Метафизическая школа, ч.6

 

 

Среди художников, подписавших в 1920 году манифест дадаизма, о котором шла речь в предыдущей заметке, оказался живописец из Феррары, итальянец, родившийся в Греции в 1888 году, - Джорджо Де Кирико. Ему суждено было сыграть решающую роль в развитии следующей фазы современного искусства – метафизического искусства. Метафизическое искусство склонно было скорее к вневременным размышлениям, к подведению некоторых эмоциональных итогов. С 1905 по 1908 год он жил в Мюнхене, где на него оказал влияние мистический романтизм Клингера и Бёклина. Художники-символисты Арнольд Бёклин и Макс Клингер черпали свои сюжеты в древнегреческих легендах и античной мифологии. Так, Бёклин представлял идеальную античность, где мифология овеяна атмосферой тайны.

 

Арнольд Бёклин "Остров мёртвых"

 

Стиль Де Кирико представлял странное соединение мистических идей, тревожных мечтаний, устремленность к ценностям прежде всего внутренней жизни, постоянные ассоциации с античностью (в римском, «цезарианском» её ощущении), но омертвелой, неподвижной… Такой мир становится средой обитания персонажей Джорджо Де Кирико. Де Кирико был склонен к аналитическим поискам, к примеру, перспективу он использовал не с репрезентативной целью, а ради эмоционального эффекта. Объекты на его полотнах обычно изолированы, словно бутафорский реквизит на воображаемой сцене, и расположены они так, что создается настроение ожидания беды. Но в его композициях не ощущается нарочитости, и кажется, что образы возникли у автора спонтанно.

 

 

Эти композиции появились благодаря некой мистической способности оживлять воспоминания. Де Кирико сам дал нам лучшее описание своим поэтичным ландшафтов.: «Иногда горизонт определяется стеной, за которой слышен шум удаляющегося поезда. Вся ностальгия по бесконечности является нам благодаря геометрической точности квадрата. Мы испытываем незабываемые ощущения, когда определенные аспекты бытия, раннее нами не замечавшиеся, вдруг предстают перед нами. Приоткрываются тайны, которые всегда находились в предела нашей досягаемости, но которые мы не могли видеть, потому что чересчур близоруки, и не могли ощущать, потому что наши чувства недостаточно развиты. Их неодушевленные голоса слышатся совсем рядом, но звучат они как голоса с другой планеты».

 

 

Де Кирико зовет взглянуть на опустевший, оцепенелый мир, где царят не столько страсти, боль, жизнь или смерть, сколько их отголоски., затихающее эхо. Пейзажи после душевных битв, обернувшиеся мраморными памятниками самим себе. Это усиливается самой живописью, фактура которой гладка и незаметна, жесткой перспективой, просторными плоскостями однообразно окрашенных стен, мостовых, неба, крохотных затерянных фигурок, чудящихся монументами.

 

 

Холсты Джорджио Де Кирико не вызывают отвращения, а лишь тот вместе счастливый и леденящий душу страх, что рождается прекрасными, но пугающими душу стихами или музыкой холодного реквиема. Но при всём их продуманном эстетизме в них царит тоска угнетенного сознания, для которого тепло живой жизни забыто в холодной пустыне таинственных снов и воспоминаний.

 

 

 

 

* Мне бы жутко было очутиться в подобном метафизическом пространстве. Леденящей душу пустыне, среди безжизненных памятников.

Таково "метафизическое восприятие мира" Джорджо де Кирико...

Это интересно
+1

02.06.2015 , обновлено  16.06.2015
Пожаловаться Просмотров: 745  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены