Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Махаон 19338

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

История искусства ХХ века. Дадаизм, ч.5

 

Artifex Ludens (художник играющий).

 

Игра в качестве формы художественного карнавала, буффонады, экспанады изначально присуща искусству. Но только в ХХв. она определяет важнейшие аспекты и сущностные смыслы многих течений.

Мировая война 1914 года физически разрушила художественные группы, сложившиеся В Париже, Мюнхене, Милане… Но этот распад и духовный хаос повлекли за собой возникновение нового художественного течения.

В 1915 году несколько художников нашли пристанище в «нейтральном» Цюрихе.

«Столица изгнания», как в ту пору был прозван Цюрих – приняла художников и литераторов разных судеб и наций. Ситуация весьма близка к «Декамерону», когда герои, укрывшись за стенами уединенного палаццо, вынуждены были развлекать себя и друг друга в пору опустошительной чумы.

Во время эпизодических встреч в кафе они вынашивали идею создания международного кабаре.

5 февраля 1916 года в зале трактира состоялся своеобразный праздник-представление.

Программа вечера состояла из французских и датских песен, русской музыки, исполняемой оркестром балалаек (как всегда, вешают на нас эти штампы про балалайки, медведей на улице и т. д., негритянской музыки, чтения стихов, а также была организована выставка картин.

 

 

Подыскивая подходящий псевдоним для певицы из их группы мадам ле Рой, они случайно наткнулись в немецко-французском словаре на слово «дада». Былоединодушно решено, что это подходящее название для всей группы.

Существует много версий происхождения термина «дада», хотя в подобной игровой ситуации от выяснения генезиса слова, мало что меняется.

Есть предположения, что это

1)слово, найденное наугад в словаре Ларусса («дада» -деревянная лошадка на языке детей);

2)название хвоста коровы на языке кру;

3) слово мама в некоторых диалектах Италии;

4)двойное согласие по-русски и по- румынски.

Но очевидно, что изначально название игровое и смыслообразующей роли не имело.

В июне того же года вышла брошюра «Кабаре Вольтер).

Бурная художественная деятельность вошла в историю искусства как «дадаизм».

Скорее анархисты, чем социалисты, дадаисты взяли на вооружение лозунг «Разрушение тоже созидание!»
Считая буржуазию повинной в моровой войне, они стремились всеми возможными способами потрясти основы буржуазного общества. Глобальный эпатаж! Для этого годились любые средства, которые предлагало им мрачное воображение – создание «картин» из мусора, или придание скандальным предметам, таким как писсуар, статуса объекта искусства. Подрисованные Монне Лизе усы и т.д.

 

 

 

 

Дадаизм, как всякая игровая культура, не был способен вовремя ощутить, насколько близок он к «исчерпываемости».

Теряя отчасти свои позиции, уже расстающиеся с молодостью дадаисты, особенно выдвигали внешние, абсурдные и вызывающие стороны своих акций (как, например, неумеренное и провоцирующие использование ненормативной лексики), что неизменно приводило к повторению и предсказуемости. К тому же культура, имеющая значительную внешнюю, поведенческую направленность, оборачивается модой, что всегда высвечивает ее слабость и «общие места».

В движении «Дада» остался, однако мощный заряд, тот интеллектуальный анархизм, который постоянно воспринимался последующими в себе начало абсурдизма и мистификации.

 

Это интересно
0

02.06.2015 , обновлено  28.06.2017
Пожаловаться Просмотров: 856  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены