Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
30425 участников
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный автор пишет:

Человеку свойственно ошибаться

Известная латинская поговорка «Errare humanum est» («Ошибаться свойственно человеку») имеет русский аналог «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и «На ошибках учатся». Мой жизненный опыт в этом ничем не отличается от опыта других: в молодости ошибки - катастрофа, в зрелые годы – провал,  в старости – норма.

Такая динамика от «Ужас-ужас-полный ужас!» до «Ошибся, с кем не бывает» - естественна: ошибка, хоть вещь и болезненная, но весьма полезная. В школе особенно болезненно реагируют на ошибки отличники (к которым когда-то относилась сама), троечники относятся к ним вполне снисходительно, а двоечники – и вовсе  на ошибки не обращают внимания.

«Свобода это ничто, если исключается право на ошибку» (М. Ганди).
«Большинство всегда ошибается, истина - в меньшинстве» (Ибсен).
«Умный человек не только сам ошибается, но дает шанс другим» (Черчилль).
«Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины» (Честерфилд)

По своему опыту добавлю: ошибка не только учит и делает свободным, но еще и лечит -  от самоуверенности  и самопревосходства. Болезненное восприятие своих промахов и любой критики, нежелание признавать свои ошибки – первые признаки неблагополучия душевного.

cheloveku_svojstvenno_oshibatsja1Для меня эта тема стала актуальной в связи с преподаванием в воскресной школе: как относиться к ошибкам взрослых, людей немолодых, с болезнями и немощами, со своими представлениями о жизни и достоинстве.  К ним нельзя подходить с обычными мерками: память не та, стыдно признаться, что не успел, не смог, не захотел…

И хотя говорю им и себе, что проверочные тесты - это просто обратная связь, оценивающая скорее мой профессионализм, чем их знания, всё равно подсознательно раздражаюсь на их ошибки, сержусь, что не так поняли, возмущаюсь, что невнимательно слушают, что говорит уж точно не о них, а обо мне.

Не каждый преподаватель умеет относиться к детям не как к своим ученикам, а как к своим учителям, хотя дети учат взрослых ничуть не меньше, чем взрослые – их. Всегда легче обвинить другого, труднее признать, что их ошибки – это твои ошибки: это ты недодал, недосказал, не донёс, не достучался.

Да, ошибаться свойственно человеку,  плохо, когда он не ошибается, оставаясь стерильно чистым, не вырабатывая иммунитет к болезни - в светском обиходе под названием «эго», в религиозном - «гордыня». Тогда  болеть начинаешь при каждом, даже незначительном, ударе по самолюбию: человек встает в позу обиженного, а еще хуже – начинает упорствовать в своей неправоте.

cheloveku_svojstvenno_oshibatsja3И тут самое время вспомнить Цицерона, который продолжил поговорку: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу, свойственно упорствовать в ошибке». В связи с этим, стоит перенести акцент с ошибки на умение прощать: «Ошибаться - человеческая сущность, прощать – божественная (Errare humanum est, ignoscere divinum)».

А вот с прощением – как раз и напряг. Можно упорствовать не только в ошибках, но и не в прощении их. Лучше  научиться прощать ошибки других, сколько бы раз они не повторялись, чем стараться не делать ошибок. Но вот ведь какой парадокс: чем чаще делаешь ошибки, тем легче прощаешь их другим.

Да, свои ошибки закаляют характер, дают бесценный опыт и возможность ощутить терпкий вкус жизни, делают мудрее, учат переводить неудачи в позитив, но гораздо, гораздо важнее и полезнее прощать ошибки. Не видеть соринку в чужом глазу, а видеть её – в своём, следуя евангельской заповеди: «Врач, исцелися сам!», кроме того, если  сердиться на ошибки друзей, их у тебя никогда не будет, потому что ошибаться свойственно человеку.

cheloveku_svojstvenno_oshibatsja4

Тина Гай

Это интересно
+2

Привилегированный автор 12.12.2017
Пожаловаться Просмотров: 1767  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены