Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1599 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Константин Егорович Маковский (1839 - 1915). История жизни и история картин.

«Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, — писал сам Маковский.
— Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.»

Коллаж из трёх картин художника

Константин Егорович Маковский (1839- 1915). История жизни и история картин.

Константин Егорович Маковский был одним из самых востребованных и модных художников России.

Художественное наследие К.Е.Маковского весьма значительно, и львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях и по объемам продаж его произведения сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин.

В творчестве Маковского родился особый жанровый подвид: головки боярышень.

Чернобровые, с длинными опущенными ресницами, меланхоличные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями, они составили целую галерею русских красавиц.

Одни из этих головок вошли в различные "боярские" картины, другие существовали сами по себе...

Вот совсем небольшая подборка боярских картин К.Е. Маковского.

 

Константин Егорович Маковский ( 1839 - 1915 ) «Портрет боярыни» 1915 г., частная коллекция.

Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.

В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим "копать вглубь", но и они не могли отрицать гениальности легкой руки конкурента.

Маковский К.Е. «Молодая Боярыня»

Знаете, почему в отечественных музеях практически нет работ Маковского?

Потому что российским коллекционерам они были просто не по карману. Первый и главный среди галеристов того времени Павел Третьяков купил у Сурикова знаменитое "Утро стрелецкой казни" за 8000 рублей. И это были очень большие деньги.

Но Маковский просил у Третьякова за свой "Боярский свадебный пир в XVII веке" ни много ни мало 20 000, и это была нормальная цена за его работу. Третьякову такие расценки оказались не по карману, и "Пир" ушел к американскому ювелиру Шуману за... 60 000.

При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще одно полотно - "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" - и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского.

Маковский К.Е. «Девушка в боярской одежде». 1885.

                                      Сам Маковский был объявлен "вредным" художником (потому-то он и оказался забыт), его работы были распределены по запасникам, а потом раздаривались дружественным зарубежным вождям.

Так несколько полотен достались от щедрот даже индонезийскому президенту Сукарно, сегодня они составляют гордость местной государственной картинной галереи.

- Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, - писал сам Маковский. 

- Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.

Любил он и женщин.

11 ноября 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I.

Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы, но счастье длилось недолго.

Сначала почти сразу же после рождения в 1871 году умер сын Владимир.

В том же году у Елены обнаружили туберкулез. Врачи говорили, что спасти ее может теплый сухой климат, и Маковский повез жену в Египет.

Однако ничего не помогло, и в марте 1873 года художник овдовел.

Однако безутешным вдовцом Константин Маковский оставался недолго.

В 1874 году на балу в Морском корпусе он встретил пятнадцатилетнюю Юлию Павловну Леткову,приехавшую поступать в консерваторию,которая вскоре стала его женой.

Маковский К.Е. «Боярыня у окна». 1885 (Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А.Врубеля.)

                      Весной 1875 года супруги поехали в Париж. Константин снял мастерскую на бульваре Клиши и квартиру на Брюссельской, почти напротив от четы Виардо. Тургенев, портрет которого Маковский написал ранее, был их частым гостем.

В доме Виардо собирались артисты — русские и парижане, часто бывали художники.
Маковские вернулись из Парижа через год с новорожденной дочкой, а в конце лета случилось горе — девочка умерла от скарлатины. Юная мать очень переживала, на поправку поехала в Ниццу.

Можно сказать, что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин.

Позже он вспоминал, что его очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, который так нравились Константину Маковскому.

Можно вспомнить картины «В мастерской художника» (которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа».

Константин Егорович Маковский  «Сережа» (Портрет сына в матроске) 1887, 93×60 см.

                                         В 1879 году у Маковских родилась Елена, в 1883 – сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III. Им тоже суждено было стать моделями Константина Егоровича.

Мастерская, в которой дети позировали отцу, сама по себе была источником сильных впечатлений: она вся была увешана персидскими коврами, африканскими ритуальными масками, старинным оружием, клетками с певчими птицами.

В китайских вазах стояли кисти, страусовые и павлиньи перья, диваны украшали многочисленные парчовые подушки, а столы — шкатулки из слоновой кости. Естественно, детей тянуло в кабинет отца, и позирование не было им в тягость.

Маковский К. Е. «Семейный портрет». 1882. Изображена Ю.П.Маковская (1854-1959) с детьми Сергеем (1877-1962) и Еленой (1878-1867)

                                               В то время аристократы Петербурга увлекались постановкой «живых картин». В кружках любителей художеств Константин Егорович слыл блестящим постановщиком, умеющим воплотить в жизнь свои художественные фантазии.

А.А. Плещеев, часто встречавшийся тогда с Константином Егоровичем в клубе художников, вспоминает:

«К.Е. Маковский использовал сценою для задуманных им картин так называемые «живые».

Здесь собирали лучшую публику столицы.

Я помню, сколько раз Константин Егорович приходил с наброском и располагал участников этого живого спектакля. Наблюдал сочетания красок, соответствие лиц с декорациями».

Известия о спектаклях у Маковских мгновенно разносились по Петербургу.

Великие князья нередко обращались с просьбой повторить постановки в их дворцах, а живая картина «Боярский пир» и «Аида» были повторены в особняке А.Н. Нарышкиной для государя.

На основе такой «живой картины» появился один из лучших шедевров Маковского – «Боярский свадебный пир», пользовавший головокружительным успехом в 1883 году на Всемирной выставке в Антверпене, и удостоенный самой высокой награды — Большой золотой медали.

Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник.

При работе над этой картиной художнику позировали жена (именно ее лицо у невесты), ее сестра Екатерина, подруга Юлии Павловны В. Афросимова и старший сын Сергей.

Маковский К.Е.  «Боярский свадебный пир в XVII веке». 1883. Холст, масло. 236 х 400. Музей Хилвуд, Вашингтон.

                 Перед зрителем предстают сводчатые хоромы, заполненные причудливой заморской посудой, кубками разнообразных форм.

Изображен момент праздника, когда свадебный пир близок к завершению – в это время вносится традиционное блюдо «лебедь».

Маковский К.Е. «Боярский свадебный пир в XVII веке». фрагмент

                          Современники подчеркивали высочайшую степень исторической достоверности картины. В этом произведении художник стремится к правдивому изображению древнерусского быта, не пропуская особенностей и подробностей, касающихся костюмов персонажей, столового серебра, всей обстановки.

С удивительным мастерством переданы физические качества драгоценных камней, золота, слоновой кости, бархата, парчи.

Очень интересная по сюжету ещё одна картина. «Под венец». 1894г.

                             В картине «Под венец». взгляд зрителя направлен художником к происходящему на переднем плане.  Невеста с распущенными волосами — ее расчесывают перед венчанием — увлечена мыслями о предстоящем событии, а девушка у ее ног, завороженно глядя на подругу, спрашивает ее об этих думах.

Две такие разные жизни — девичество и замужество — встретились здесь в лице невесты и ее подруги.

фрагмент

Еще одна героиня этого полотна расчесывает волосы невесты, представляя собой будущее последней.

Она дородная и уверенная в себе, в ее возрасте женщина имела уже большой опыт в управлении домом, изо дня в день занимаясь хозяйством и детьми.

 Маковский К.Е.  «Святочные гадания» 1900-е. х.,м.

 

Маковский К.Е. «Боярышня». 1880-е

 

Маковский К.Е. «Боярыня».

 

Маковский К.Е. «Боярыня», 1891г., дерево, масло. 25 × 34 см. Частная коллекция

 

Маковский К.Е. «Русская красавица»

 

 Маковский К.Е. «Боярышня»

 

Маковский К.Е. «За вышивкой»

 

Маковский К.Е. «У околицы»

 

 Маковский К.Е. «Русская красавица»

 

Маковский К.Е. «За чаем» 1914г.

 

Маковский К.Е. «За чаем» 1914г.

 

Маковский К.Е. «Боярыня»

***

Продолжим рассказ о судьбе художника.

 

Маковский К.Е. «Портрет жены художника Ю.П.Маковской. 1887

 

Маковский К.Е. «Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской» 1881, Холст, масло.184×78 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

                                       Портрет Юлии Маковской, второй жены и главной музы художника – один из множества написанных Константином Маковским.

По воспоминаниям их сына, известного искусствоведа Сергея Маковского, история создания этого портрета в стиле модерн такова. Мама, надев красный бархатный капот и повязав волосы голубой лентой (под цвет чулок), поднялась к мужу в мастерскую.

Но он был увлечен работой над какой-то картиной и отмахнулся от нее.

Чисто по-женски надувшись из-за невнимания мужа, Юлия села в кресло, взяла со стола какую-то книгу и рассеянно начала разрезать страницы специальным ножом из слоновой кости.

Маковский через время обернулся и ахнул, пораженный красотой, элегантностью и настроением открывшегося ему зрелища.

Немедленно на одном из мольбертов был установлен чистый холст, и в три сеанса художник написал свою любимую модель.

Молодая женщина на портрете завораживает великолепно переданным состоянием несколько сонной неги, чувственной, но не нарочитой, а мягкой, естественной женственности, милой капризности.

Струящееся платье, пышные оборки, слегка растрепанные кудри, полураскрытые губы, рассеянный взгляд, гладкая шея, расслабленные кисти рук и изящные ножки в туфельках с зауженным носком, – здесь прекрасно абсолютно всё.

Есть версия, что этот портрет вдохновил Илью Репина написать свою (тоже, кстати, юную) жену похожим образом.

Маковский писал Юлию и с детьми, которые тоже были любимыми его моделями.

Справедливости ради, третью жену, Марию Матавтину и детей от нее он тоже писал, но искусствоведы едины в том, что главной музой Константина Маковского стала Юлия, его вторая жена.

– Алёна Эсаулова

Маковский К.Е. «Мать и дочь в интерьере. (1883)

 

В 1889 году Константин Маковский ездил на Всемирную выставку в Париже, на которой он экспонировал несколько своих картин.

Там он познакомился с Марией Алексеевной Матавтиной (1869-1919) и увлекся ей.

Маковский К.Е. «Портрет Марии Алексеевны Маковской (Матавтиной)»  Мария Алексеевна Маковская (née Matavtina) (1869-1919)

                        Плодом этого увлечения стал родившийся в 1891 году внебрачный сын Константин. Художник был вынужден признаться во всем жене.  И она не простила измены...

18 ноября 1892 года Юлия Павловна подала ходатайство "о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей".

Мария родит художнику сына (назовет его Константином). Только после рождения сына Маковский во всем признается жене Юлии.

Юлия его не простит. Развод будет длится целых 10 лет. Она подала ходатайство о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей.

И еще огромную сумму отступных. Маковский пожизненно выплачивал Юлии пенсию.

О бывшей жене он как-то скажет:

Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын — другое дело. Ведь она до того пала, что писала мне письма, что она готова втроем с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!

Старший сын Маковского Сергей, любимец матери, не простит отца.

Официальный развод был оформлен только 26 мая 1898 года.

6 июня того же года Константин Маковский женился на Марии Матавтиной, а суд узаконил их детей.

К тому времени родились также дочери Ольга и Марина. После появился на свет и сын Николай.

Маковский К.Е. «Портрет мадам. Мария Матавтина лежащая. М., 1892 г. Холст, масло. 119,5 х 195,5 см.

Художник продолжал использовать в качестве моделей и детей от третьего брака, а новую жену запечатлел на картине «Ромео и Джульетта».

 

Маковский К.Е.  «Портрет Марии Маковской (Матавтиной)»

 

Маковский К.Е.  «Варвара Морозова»

 

Маковский К.Е. «Девушка». 1900-е. Собрание А.Н. Жилина (Москва)

 

Маковский К.Е.  «Женская головка»

 

Маковский К.Е.  «Девушка в народном костюме». 1901. Собрание А.Н. Жилина (Москва) Фоторепродукция Татьяны Шепелевой

 

Маковский К.Е. «Жница». 1871г. Государственный Русский музей, С.-Петербург

 

Маковский К.Е. «Крестьянский обед в поле во время сбора урожая» 1871г. 119 х 160см. х.,м. Таганрог, Картинная галерея

Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате несчастного случая.

В тот день на углу Садовой и Невского в коляску Маковского врезался трамвай. Старый живописец выпал на улицу, ударившись головою о торцы мостовой…скончался в 1915 году в Петрограде.

Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась).

Мария переживет супруга всего на 4 года, она умрет в 1919 году, ей было всего 50 лет. В 1917 году, благодаря ей, в Петрограде пройдет последняя выставка мужа.

После Революции мастерская художника была взята под охрану государства.

Позже, Ольга, дочь Маковского вывезет архив и некоторые работы отца заграницу.

Все дети Маковского и от второго и от третьего браков после Революции эмигрируют из России.

А Юлия проживет долгую жизнь, она умрет в 95 лет. В России она жила в семье сына Сергея, своего любимца.

После Революции они окажутся в Крыму, а после эмигрируют во Францию.

немного отсюда

Маковский К.Е. «Девушка в жемчужном ожерелье»  Конец 1880-х – 1890-е ( Частное собрание )

 

Маковский К.Е. «Болгарские мученицы». 1877г. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

 

Маковский К.Е. «Офелия». 1884г.

Офелия в цветах, в уборе
Из майских роз и нимф речных
В кудрях, с безумием во взоре,
Внимала звукам дум своих.
Я видел: ива молодая
Томилась, в озеро клонясь,
А девушка, венки сплетая,
Всё пела, плача и смеясь.
Я видел принца над потоком,
В его глазах была печаль.
В оцепенении глубоком
Он наблюдал речную сталь.
А мимо тихо проплывало
Под ветками плакучих ив
Ее девичье покрывало
В сплетеньи майских роз и нимф.

Александр Блок,  1898 год.

 

Маковский К.Е. «За прялкой» (Портрет дочери Ольги). Конец 1890-х (Государственная Третьяковская галерея)

 

Маковский К.Е. «За прялкой» (Портрет дочери Ольги). Конец 1890-х (Государственная Третьяковская галерея)

 

Маковский К.Е. Портрет

 

Маковский К.Е. «Чарка меду». Около 1910 (Донецкий областной художественный музей)

 

Маковский К.Е. «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». 1862.

 

Маковский К.Е. «Поцелуйный обряд»

 

Маковский К.Е.  «Игра в жмурки»

 

Маковский К.Е. «Дети господина Балашова». 1880г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.

 

Маковский К.Е. «Дети императора Александра II и светлейшей княгини Юрьевской – Георгий, Екатерина, Ольга».

 

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы». 1872г.

 

Константин Маковский «Крестьянские дети» 1875г. 46 х 37.4см. д.,м. Частное собрание

 

 

Константин Маковский «Портрет детей Стасовых». Начало 1870-х Государственный Русский музей, С.-Петербург

 

Константин Маковский «Семейный портрет Волковых» из собрания Государственного Эрмитажа.

На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х

                               В творчестве Константина Маковского отразились все черты салонного искусства. Он всеяден, берется писать все, за что платят деньги. Его работы эффектны, банальны по содержанию, далеки от исторической достоверности.

Парадные портреты внешне красивы, богаты прекрасно написанными аксессуарами.

Это часто принижает образы портретируемых. Но все недостатки искупаются высочайшим профессиональным мастерством, тончайшим колоритом.

В некоторых своих портретах художник поднимается до европейского уровня мастерства.

Примером тому является «Семейный портрет Волковых»

На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей.

Довольством дышит облик главы семьи.

В образе Софьи Николаевны художник уловил черты властной натуры и сильного характера.

В центре картины – ребенок, одетый в светлое платье (почему мальчик в платье - читай ниже в тексте), перевязанное на поясе голубым бантом, длинные волосы локонами опускаются на плечи, он безмятежно смотрит на зрителя.

Трагической оказалась судьба этой семьи.

Портрет подписан, но не датирован художником.

Исходя из возраста Сережи, можно считать, что он написан в 1899 году.

Через год, 11 февраля 1900 года, Михаил Сергеевич Волков скончался в Ницце от апоплексического удара.

Софья Николаевна вместе с сыном пережила немало трагических событий, выпавших на их долю: первую мировую войну, потерю имущества и имения, репрессии 20–30-х годов.

Для безопасности С.М. Волков-Манзей после революции 1917 года стал именоваться просто Волковым.

С 1914 года они жили в Петрограде – Ленинграде, где их застали Великая Отечественная война и блокада.

В мае 1942 года на руках престарелой матери от дистрофии скончался Сергей Михайлович Волков, изображенный прелестным ребенком на портрете К. Маковского. Через месяц скончалась сама Софья Николаевна.

Работа К. Маковского в числе других семейных портретов принадлежала ленинградскому коллекционеру, артисту петербургского Малого драматического театра на улице Рубинштейна Григорию Диомидовичу Душину (1905–1990).

После его кончины портрет вместе со всей коллекцией по завещанию поступил в Государственный Эрмитаж.

В 2002 году в пяти залах Меншиковского дворца несколько месяцев работала выставка портретов из собрания ленинградского коллекционера. Бывая на выставке, я видел, что посетителей удивляло одеяние Сергея Волкова-Манзея.

Они на портрете на коленях родителей видели ребенка, одетого в платье, и с локонами до плеч, а на этикетке было написано, что на портрете изображен мальчик.

«Это девочка», – уверенно говорили зрители, – «в этикетке ошибка».

Нет, ошибки никакой не было.

Согласно православной традиции, дети до 7 лет чисты и безгрешны, они подобны ангелам и как будто не имеют пола.

С семи лет детей одевали согласно их полу в уменьшенные со взрослых моделей мужские или женские одежды.

В картине К. Маковского на мужской пол ребенка указывает голубая лента, которой подпоясано платье.

Маковский К.Е. «Маленькие шарманщики». 1868г.

 

Маковский К.Е. «Итальянский мальчик». 1904. СОХМ. Фоторепродукция Татьяны Шепелевой

 

Маковский К.Е. «Цветы». 1884

 

Маковский К.Е. «Натюрморт». 1890-е, холст, масло.  89,3 х 110,7 см.

 

Маковский К.Е. «Букет».

 

Маковский К.Е. «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». 1869

 

Маковский К.Е. «Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра III»

 

Маковский К.Е. «Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова». 1882 г. Холст, масло. ГРМ

 

Маковский К.Е. «Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой» 1877

 

Маковский К.Е. «Селедочница». 1867г. Государственный Русский музей, С.-Петербург

 

Маковский К.Е. «Портрет детей художника, Константина и Ольги»,холст, масло.  135.2 x 102.9см. Частное собрание

 

Маковский К.Е. «Портрет детей художника». (Маленький садовник) Холст, масло. 1882г.

 

Маковский К.Е. «Портрет графини С.Л. Строгановой» 1864г. Холст, масло. 195 x 138 см. ГТГ

 

«Девушка в костюме Флоры», холст, масло. 31×24 см. Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярск
 

Константин Маковский. «Автопортрет», 1860г. Дерево, масло. 59,8 x 45,2см. ГТГ

                          Этот пост я разместила давно на сайте "Темаретик" в разделе "Искусство", но сайт закрыли и все материалы уничтожены...однако, я пост сохранила (текст) и дополнила теперь иллюстрациями, заново разыскав их. Но так как все использованные источники, а их было много, указала на сайте, то уже нет возможности вспомнить их, поэтому оставляю ссылку на тот сайт, где впервые опубликовала пост, может быть в архиве где-то он сохранился.

источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

19337_21497861_b204e9800 19337_21497861_e9800998e 19337_21497861_1d8cd98f0 19337_21497861_8f00b204e 19337_21497861_d41d8cd98 19337_21497861_cd98f00b2 19337_21497861_04e980099

Это интересно
+2

Администратор 07.02.2024 , обновлено  11.02.2024
Пожаловаться Просмотров: 575  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены