Одним из крупнейших художников второй половины XVIII в. был
А. П. Лосенко, видный деятель Академии художеств, много сделавший для развития исторического жанра.
Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи. Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих. Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств.
В двух заграничных командировках он хорошо ознакомился классическим и современным искусством, с памятниками античной культуры.
Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама).
А.П.Лосенко. Зевс и Фетида
Государственный Русский музей
В произведениях конца 1760-х гг. — «Зевс и Фетида», «Каин» — отчетливо выражены ясность, спокойствие и строгость композиции — особенности, характеризующие стиль классицизма. Современники высоко ценили эти работы Лосенко, подчеркивая их национальное значение: «Стыдитесь, бессмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди».
В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда».
В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены.
Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям; она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников.
Образы картины отличаются большой жизненной конкретностью: драматические переживания Владимира и Рогнеды сопоставлены с тихим отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов.
А.П.Лосенко. Владимир и Рогнеда
Государственный Русский музей
Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в Академии ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории, — произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы общественно-политической жизни.
Актуальность и гражданский пафос произведений Лосенко, выразительность образов, прекрасное знание натуры и уверенное мастерство сделали его основоположником прогрессивного направления в русском историческом жанре конца XVIII — начала XIX в. и дали право современникам называть его «Ломоносовым русской живописи».
А.П.Лосенко. Портрет Федора Волкова
Государственный Русский музей
Лосенко был незаурядным портретистом. В правдивых портретных работах он воплотил образы крупных деятелей русской культуры своей эпохи: основателя Академии художеств И. И. Шувалова, поэта и драматурга А. П. Сумарокова, актера Я. Д. Шумского.
Особенно значителен относящийся к 1763 г. портрет друга Лосенко, выдающегося общественного деятеля того времени, актера Федора Волкова, которого В. Г. Белинский назвал «отцом русского театра».
А.Н.Савинов
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: