Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Русские отцы Америки 2 - ТВ и ВИДЕО.

Предыдущая тема, записанная мной 18 августа 2022, где речь шла о гениальных русских учёных, вынужденных уехать из России на философских пароходах и поездах в 1922 году (иногда раньше или позже), закончилась на Владимире Зворыкине - создателе электронного телевидения.

С него на этот раз и начнём, но прежде назову русских отцов Америки, упомянутых в предыдущей теме:

Степан Прокофьевич Тимошенко (1878–1972) - русский отец американской прикладной механики.

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) - русский отец американской социологии.

Владимир Николаевич Ипатьев (1867–1952) - первый величайший русский химик Америки.

Георгий Богданович Кистяковский (1900–1982) - русский, спасший американский атомный проект.

Владимир Иванович Юркевич (1885–1964) - русский, указавший путь американскому судостроению.

Владимир Козьмич Зворыкин (1889–1982) - русский подарок американскому континенту.

О них в этом видео - Русские отцы Америки:

 

Ссылка на видео: https://youtu.be/CbH5CqYdChc 

 

* * *

ЗВОРЫКИН Владимир Козьмич, важное дополнение:

 

Всего В. К. Зворыкину принадлежит больше ста двадцати патентов на различные изобретения.

В составленном в США всемирном рейтинге «1000 лет - 1000 человек» имя Зворыкина вошло в первую сотню вместе с именами Толстого, Достоевского, Петра Великого.

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/YfYN6bMavD4

* * *

Вот тогда один из коллег и назвал его «подарком американскому континенту». Но тут нужна поправка: главное изобретение Зворыкина - телевидение - не знает границ, правильнее было бы назвать его «подарком целому миру».

 

Под конец жизни Зворыкин к своему главному детищу стал относиться скептически:

 

«Похоже, я создал монстра, способного промыть мозги всему человечеству».

 

А ещё позже и вообще стал считать изобретение самой большой своей ошибкой:

 

 

«Это чудовище приведёт нашу планету к унифицированному мышлению… Ты оцениваешь действительность по тем, кого ты видишь на экране, кого слушаешь. Иногда ты споришь с ними, возражаешь и даже, кажется, побеждаешь в споре. Но это - только видимость. Главный - тот невидимый, кто нажимает на кнопки. Это он определяет, кого показывать и что говорить для достижения своих целей. Из сотен говорящих он, невидимый, выбирает тех, кто нужен ему, а не тебе, мне или истине. Он выбирает тех, кто втягивает тебя в болтовню о чепухе вместо обсуждения сути дела. … Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают. … Хотя, конечно, есть в нем детали, которые мне удались особенно хорошо. Лучшая из них - выключатель».

 

НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К РАССКАЗУ О ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯХ ЭРЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ:

Кто же всё-таки изобрёл телевизор?

Теперь никто, конечно, не станет тут долго думать. Конечно же, Владимир Зворыкин - гениальный американский изобретатель с русскими корнями. Он и в самом деле обозначен в американском Зале национальной славы «отцом телевидения». Пусть так и будет.

 

 

Но... в автобиографических заметках самого Зворыкина есть признание, которое делает ему, Зворыкину, честь.

Это признание опубликовано ещё в 1947 году в книге Оррина Данлопа «Будущее телевидения»:

 

«Когда я был студентом (в 1907–1912 гг.), я учился у профессора физики Розинга, который, как известно, первым применил электронно-лучевую трубку для приёма телевизионных изображений…».

Именно Борис Розинг 9 мая 1911 года получил вполне чёткое изображение, переданное на экран сконструированного им простейшего электронного телевизора. Оно, изображение это, состояло из четырёх белых полос на чёрном фоне.

Видные физики Петербурга, присутствовавшие при этом, через короткое время (уже в 1912 году) единым духом присудили Розингу Золотую медаль Русского технического общества.

 

 

 

Борис Розинг, русский физик, ученый, инженер-изобретатель.

Жизнь гения, Бориса Розинга, пошла под откос по совершенно незначительному поводу.

Своему знакомому профессор Розинг одолжил денег. Обычное, казалось бы, дело. Проблема возникла тогда, когда чекисты выяснили, что этот знакомый в недавнем прошлом был белогвардейским офицером. Розинга арестовали за пособничество контрреволюционеру и иностранному шпиону.

В апреле 1931 года по решению выездной коллегии ОГПУ («дело академиков») Б. Л. Розинг был на три года сослан в Котлас, где работал на лесопильном заводе. За него стали хлопотать и семья, и друзья, и учёные - в 1932-ом году Розинга перевели в Архангельск, без права работы. В апреле 1933 года он умер.

ДЕСЯТЬ НЕ СЛИШКОМ ИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ИЗ ИСТОРИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

1. Ещё в 1880 году русский физик и биолог-экспериментатор Порфирий Иванович Бахметьев придумал новый принцип передачи изображения на расстояние.

Бахметьев предложил раскладывать картинку на отдельные элементы, и отправлять их последовательно в виде электрических сигналов. Устройство для покадрового сканирования и передачи изображения Бахметьев назвал «телефотограф».

«Телефотограф» Бахметьева так и остался теоретической моделью. Но именно эта идея - разложение изображения на дискретные элементы - стала одним из фундаментальных принципов телевидения.

2. Термин «телевидение» ввёл в оборот русский офицер Константин Дмитриевич Перский, который работал преподавателем, как и Борис Львович Розинг в Константиновском артиллерийском училище в Петербурге.

Впервые слово «телевидение» прозвучало в его докладе «Современное состояние вопроса об электро-видении на расстоянии», прочитанном на 1-м Всероссийском электротехническом съезде в 1900 г., а затем на Международном электротехническом конгрессе в Париже.

Таким образом, К. Д. Перский - ещё один россиянин, оставивший важный след в истории мирового телевидения.

3. Движущееся изображение впервые в истории было передано на расстоянии 26 июля 1928 года в Ташкенте изобретателями Борисом Грабовским

и Иваном Филипповичем Белянским.

Именно ташкентский опыт можно считать рождением современного телевидения.

Первый в истории телевизионный приёмник, на котором был произведён «ташкентский опыт», назывался «телефотом».

Заявка на патентование телефота по настоянию профессора Розинга была подана Б. Грабовским, Н. Пискуновым и В. Поповым 9 ноября 1925 года.

По другим данным первая передача движущегося изображения произошла в 1926 году шотландским изобретателем Джоном Бэйрдом.

4. Родоначальником цветного телевидения можно назвать русского изобретателя Александра Аполлоновича Полумордвинова,

который получил патент на «Светораспределитель для аппарата, служащего для передачи изображений на расстояние со всеми цветами и их оттенками и всеми тенями», основанный на сочетании трёх цветовых компонентов.

А сами попытки передавать цветное изображение предпринимались ещё в эпоху так называемых механических телеприёмников.

Одним из первых свои разработки в этой сфере представил российский, а потом советский инженер Ованес Адамян,

который ещё в 1908 году запатентовал двухцветный прибор для передачи сигналов.

Признанным же изобретателем цветного телевизора стал Джон Лоуги Брэд - автор механического приемника. В 1928 году он собрал аппарат, который мог последовательно передавать три изображения с использованием светофильтров синего, зеленого и красного цвета.

5. В 1925 году русский изобретатель Лев Сергеевич Термен предложил свой вариант телевидения.

            Лев Термен и его музыкальный инструмент Терменвокс

Он назвал эту систему «Устройством электрического дальновидения». Учёный показал свою установку советским военачальникам К. Е. Ворошилову, И. В. Тухачевскому и С.М. Буденному. Те с трепетом увидели вдруг на экране Сталина, идущего по кремлевскому двору.

Устройство Термена сразу же засекретили, так как его систему собирались использовать для видеонаблюдения в пограничных войсках. Но до пограничников она так и не дошла.

Единственная действующая модель осела у Ворошилова. Передатчик был установлен во дворе наркомата, а приёмник в кабинете наркомвоенмора.

Так что получилась первая охранная система с видеонаблюдением. Лица людей на экране были вполне распознаваемы.

6. Настоящим прорывом в чёткости изображения электронного телевидения, что решило, в конце концов, в его пользу спор с механическим телевидением, стал «иконоскоп», изобретённый в 1923 году Владимиром Зворыкиным.

Именно благодаря этому изобретению электронные телевизоры стало возможным запустить в массовое производство.

Такое же изобретение было запатентовано и советским учёным Семёном Катаевым в 1931 году,

                                                     Семён Катаев

однако Зворыкин смог создать работающую модель на год раньше советских учёных - в 1933 году.

В 1927 году в Соединенных Штатах было начато регулярное телевещание, а в последующие годы телевидение стали подключать Великобритания, Германия и прочие страны Европы.

Об огромном влиянии работ В. Зворыкина на развитие мирового телевидения говорит и тот факт, что первая в Москве станция электронного телевидения была оборудована американской аппаратурой, созданной им вместе с другим выходцем из России Давидом Сарновым.

                                                    Давид Сарнов

7. 26 июня 1933 года, через два месяца после смерти Б. Л. Розинга, Зворыкин выступил на конференции Американского общества радиоинженеров в Чикаго с докладом «Иконоскоп - современный вариант электрического глаза». После этого он получает многочисленные предложения выступить с докладами в разных странах, включая СССР.

В том же году Зворыкин впервые посетил Советский Союз.

«Конечно, я спросил о профессоре Розинге. Большая часть тех, кого я спрашивал, никогда о нём не слышали. Наконец мне сказали, что он был арестован во время революции, сослан в Архангельск и вскоре умер».

8. 30 апреля 1931 года газета «Правда» сообщила:

«Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии».

В качестве «живого лица» зрителям показали сотрудников лаборатории телевидения. Но без звука.

Регулярные передачи электромеханического телевидения начали транслировать из Москвы уже с октября 1931 года.

9. Первый электронный телевизор в СССР был создан в 1949 году. Это был легендарный КВН-49.

У телевизора был настолько маленький экран, что для более-менее комфортного просмотра перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой. Название телевизоров - аббревиатура имён создателей аппарата Кенигсона, Варшавского и Николаевского.

10. После Великой Отечественной войны в СССР было решено повысить качество телевещания, что потребовало сооружения дополнительной, помимо шаболовской, телевышки.

Советский учёный Николай Никитин за одну ночь придумал проект Останкинской телебашни.

В Европе Останкинская башня считается самой большой отдельно стоящей конструкцией.

Почти десять лет она являлась самой высокой башней в мире.

 

* * *

 

РУССКИЙ ПИОНЕР ВИДЕОЭРЫ.

 

Александр Матвеевич Понятов (1892 -1980)

Инженер электротехник, разработавший принципы магнитной звуко - и видеозаписи, телерадиовещания.

Создатель знаменитой компании Ampex, которая в 1956 году выпустила первый коммерческий видеомагнитофон.

Мировые средства массовой информации называют его «пионером видеоэры».

В конце двадцатых Понятов переехал в США. Поначалу был пилотом гражданской авиации. Вскоре, однако, перешёл в дочернюю фирму известной уже нам корпорации «Вестингауз», занимавшуюся, между другими делами, разработкой систем бортового электрооборудования.

Лишь в середине сороковых удалось ему организовать собственную компанию, название которой придумал сам:

«Ampex» (сокращение от «Александр Матвеевич Понятов» плюс английское слово «excellent» – «превосходный»). Дело в том, что к нему, как полковнику царской армии, обращались тут с почтительным - «Ваше Превосходительство», а «превосходительство» по-английски excellence.

Сначала фирма размещалась в старом гараже (не единственный случай, так же начиналась и фирма Игоря Сикорского). Ему удалось собрать сильный коллектив. В числе его сотрудников оказался, например, ставший вскоре знаменитым Рей Долби (автор уникальной звуковой системы кинопоказа, которой оснащены все кинотеатры мира).

Предстояло найти собственное беспроигрышное дело. Помог счастливый случай.

После окончания Второй мировой войны в Америку стали поступать трофейные диковинки из Германии. В их числе оказались магнитофоны с записями речей Гитлера.

Они, магнитофоны, и попались на глаза Понятова. Речи Гитлера были ему ни к чему, а вот магнитофоны его очень заинтересовали. И он занялся изучением трофейной немецкой технологии.

Этот шаг оказался судьбоносным. Была создана первая американская аппаратура для аудиозаписи.

* * *

В 1930–1940-е годы дальше всех продвинулись в создании магнитной ленты немецкие учёные.

Немцы приложили, например, немало усилий, чтобы внедрить предложенный советским изобретателем К. Л. Исуповым ещё в 1932-ом году принцип записи звука на магнитной ленте.

До 1945 года Германия оставалась монополистом в технологии магнитной записи на плёнку.

* * *

После войны трофейные магнитофоны и документы помогли развитию этого вида звукозаписи и в СССР, и США.

На американском радио магнитная запись впервые была использована в 1947-ом году: на трофейный «Магнетофон» записали для последующего выпуска в эфир концерт певца Бинга Кросби.

                                                        Бинг Кросби

Этот аппарат, в числе четырёх самых совершенных по тому времени немецких магнитофонов, привёз летом 1945 года сметливый американский солдат, имевший профессию радиотехника.

Американца этого звали Джек Маллин, всю сознательную свою жизнь он страстно любил две вещи: музыку и электронику.

«Закон о военных сувенирах», принятый тогда в США, позволял рядовым отправлять домой что угодно, если это войдёт в стандартный посылочный ящик. Солдат, подробно сфотографировал и зарисовал магнитофоны, а потом разобрал их и в 35 ящиках послал в Америку, где затем собрал.

(Первый «Магнетофон-К1» немецкой компании AEG, хотя за точность не ручаюсь. Это для наглядности - какие были первые студийные магнитофоны по габаритам. Прим. от Веб Рассказ):

Эстрадную звезду, Бинга Кросби, так впечатлило качество записи, что Кросби вложил большие деньги в разработку и выпуск новинки, и уже в 1950 году в США продавалось не менее 25-ти моделей магнитофонов.

* * *

В 1947 году в Голливуде «Ampex» впервые продемонстрировал прототип аудио-магнитофона Model 200A, с которого и началась эра магнитной записи в США.

                                      Ampex Model 200A (1948)

Однако по-настоящему звёздным достижением фирмы и её основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного ВИДЕОМАГНИТОФОНА.

Это, разумеется, казалось наиболее сложным и даже недостижимым изобретением того времени.

Понятов это хорошо понимал и сформулировал движение к цели так:

«В течение семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!».

Чтобы разработать и организовать производство самого аппарата, видеоленты, новых узлов и материалов от Понятова и его команды потребовалось невероятное соединение героических организаторских усилий с гениальными научно–техническими решениями.

Презентация новинки состоялась 14 марта 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго.

Модель VRX-1000 произвела настоящую революцию в мире телевидения – в ноябре 1956 года в эфире телекомпании CBS впервые вышел выпуск новостей в записи.

А через два года Американская кино-академия присуждает понятовской фирме «Оскар» за столь выдающиеся технические достижения.

Возможность использования видеозаписи, появившаяся благодаря компании «Ampex», произвела громадное впечатление на создателей телепрограмм во всём мире.

На протяжении многих лет в аппаратных разных стран висели фотографии Понятова.

А процесс записи называли «ампексированием» (как по названию фирмы «Ксерокс», выпустившей соответствующие аппараты, процесс размножения текстов называют «ксерокопированием»).

Стали стремительно множиться заказы от телестудий и последующие годы прошли под знаком внедрения магнитной видеозаписи по системе «Ampex» в мировую практику телевещания.

В 1958 году американское космическое агентство NASA приспособило видеомагнитофоны «Ампекс» для обслуживания космических полётов и до сих пор не изменяет этому выбору.

В 1967 году появился аппарат замедленного воспроизведения сигналов «Ampex HS-100», который оценили, прежде всего, спортивные комментаторы – ведь теперь самые острые моменты матчей можно было повторить в замедленном темпе.

Затем началось широкое производство бытовых видеомагнитофонов, которые прочно и сразу вошли в повседневный быт американцев.

Америка изменилась. Её глаза и уши наполнились теперь звучанием и картинами жизни, которые предоставили ей великолепные игрушки для взрослых, сработанные техническим гением Александра Понятова.

Он не дожил двух лет до девяноста и был удостоен в США и других странах всех мыслимых для учёного и бизнесмена почестей.

В 2000 году Всемирная ассоциация потребителей электроники учредила Зал Славы, чтобы увековечить вклад наиболее известных изобретателей, конструкторов, организаторов и бизнесменов в развитие электроники. Одними из первых этого почётного звания были удостоены Генрих Герц, Томас Эдисон и Никола Тесла. Среди самых известных современников такого звания удостоился Стив Джобс.

Из наших соотечественников в почётный список Зала славы занесены имена Владимира Зворыкина, Давида Сарнова и Александра Понятова.

Великий инженер ушел из жизни 24 октября 1980 года.

Ему было 88 лет. Когда священник спросил, сколько человек придут в храм на отпевание, ему ответили: «Примерно 20 тысяч». Тогда было принято беспрецедентное решение: чин православного отпевания с помощью им же изобретенной аппаратуры транслировали по всему миру.

Венки, принесенные на панихиду, заняли пространство в полтора километра длиной.

«Я всего достиг, у меня замечательная фирма, - признавался Александр Матвеевич в конце жизни, - но у меня нет детей, продолжить моё дело некому. Всё бы передал своей стране, весь свой опыт! Но… это невозможно. Даже отделение моей фирмы в России не разрешают открыть. И я страдаю…».

* * *

В 1959 году первый видеомагнитофон был продемонстрирован на выставке в Москве.

Причем американский инженер, сопровождавший экспозицию, по личному распоряжению Понятова, разрешал фотографировать даже и всю техническую документацию.

По воспоминаниям посетителей выставки, специалист охотно показывал техническое описание видеомагнитофона и призывал журналистов и любопытствующих сфотографировать все нужные электрические схемы.

Понятов хотел, чтобы его изобретение послужило всё-таки его Родине.

* * *

На этой же выставке Хрущеву подарили видеокассету с записью его встречи с президентом США Ричардом Никсоном, но в те времена в СССР, понятное дело, не на чем было её посмотреть.

Поэтому запись просто отправили в архивы Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи…

А позже туда пришла и посылка от Ampex опять с фотокопией всего технического описания видеомагнитофона.

Вскоре в Новосибирске запустили серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1», сделанных на основе американской документации.

Первый отечественный студийный видеомагнитофон «Кадр-1» выпустили в количестве 160 штук.

Впоследствии ВНИИТР разработал модель «Кадр-3ПМ», который позволял записывать и монтировать цветные телепередачи.

Эта модель выпускалась заводом почти 20 лет и прослужила до конца 1970-х годов.

* * *

В 1974 году по просьбе Гостелерадио СССР с Александром Понятовым была сделана небольшая телепередача, в которой он сформулировал свои главные творческие правила:

«Нужно всю жизнь учиться; ничего не надо считать догмой; необходимо всегда стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждёт начальник (это будет обязательно замечено); следует избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50 процентов».

* * *

В конце 70-х Гостелерадио СССР приглашало Понятова посетить родину, но он уже был нездоров и избегал перелётов.

* * *

 

Это были отрывки из книги - Русские отцы Америки.

Автор Евгений Николаевич Гусляров

ИСТОЧНИК

Следующий - Русский, спасший Америку от экономический депрессии

Василий Васильевич Леонтьев (1905–1999)

Но о нём и о многих других - вы уже прочитаете сами, если захотите.

На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить! Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

Первая часть - Русские отцы Америки:

Ссылка на видео: https://youtu.be/CbH5CqYdChc

До свидания.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+1

24.08.2022
Пожаловаться Просмотров: 221  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены