Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Математик и врач, известный специалист по дыханию пишет:

Йога и дыхание

Практика йоги распадается на восемь ступеней, подготавливающих одна другую, и, в конце концов, приводящих к Самадхи, к единению с Высшим Разумом, с Мировой Душой.

 

Первая ступень называется Яма, практика нравственного очищения путем приобретения определенных душевных качеств. Яма состоит из основных добродетелей: непричинение вреда (ненасилие), правдивость, неприсвоение чужого, воздержание, непринятие даров (обязывающих тебя к чему-то), чистота внутренняя и внешняя, милосердие (любовь) ко всем и всему, искренность, твердость в принципах и умеренность.

За нею следует Нияма, правила жизни, подготавливающие ученика к телесным упражнениям в Асана. Нияма образует внешнюю дисциплину. Она состоит из следущих правил: очищение внутреннее и внешнее, довольство, самообуздание, изучение Писаний, поклонение Богу, вера Богу, благотворительность, уверенность в правильности Пути, чувство стыда перед нарушением правил, обеты (посты), повторение мантр.

 

 Асана  - это практика гармонизирующих положений тела, имеющих целью приобрести возможность устойчиво, неподвижно и без устали сидеть довольно длительное время и чтобы в соединении со специальными замками (Мудры, Бандхи)  пробудить к деятельности дремлющие силы и способности центров тонкого и физического тела.

Когда ученик овладеет одной из «сидячих» Асан настолько, что может, не чувствуя никакой боли или неудобства, держаться в этой позе совершенно неподвижно в течение получаса, можно приступать к  Пранаайама – манипуляциям с дыханием, которые очищают ум и нервы и делают сознание «заостренным» и способным к концентрации.

После этого, собственно, и начинается настоящая йога. Все предыдущие ступени являются подготовкой к упражнениям в концентрации мыслей.

Сперва необходимо научиться отвлечению ума от объектов внешних чувств и устремить ум внутрь. Это называется Пратьяхара.

Из нее непосредственно рождается способность удерживать сознание на одной точке, на одном объекте – Дхарана.

Когда эта способность прочно устанавливается, то появляется поток мыслей, направленных к данному объекту концентрации: это то, что называют Дхьяна, медитация, непрерывное размышление вокруг одного объекта. Дхьяна согласно Патанджали, есть «непрерывное течение познания объекта».

 

Наконец, когда Дхьяна переносится на саму суть вещи или идеи и достигает апогея, наступает экстаз – Самадхи.

Три последние ступени, если они применяются к одному объекту, образуют Самьяму, которая и составляет тайну йоги.

"Все силы Вселенной, все знание, все могущество и совершенство приходят к йогу, умеющему делать Самьяму. На что бы он ни обратил силу этой глубочайшей концентрации, он приобретает всё знание об этом и всю власть над этим. Когда же он производит Самьяму над душой, он постигает свою истинную природу".

 

Но начинать с медитации, как это сейчас модно на Западе, вряд ли получится у каждого, хотя все школы медитации обещают прогресс каждому из пришедших и принесших плату за курс. Это всего лишь бизнес проект.

 

Свами Рагхавананда: «Ученик йоги, который сразу набрасывается на практику медитации, без практики в Пранаайаме и  Пратьяхаре (отвлечении ума, освобождения от привязанностей), – заблудившаяся душа. Он не будет иметь никакого успеха в созерцании».

Не стоит умалять тысячелетний опыт Хатха‑йоги и её главного орудия Пранаайамы. 

Как писал Йогарадж Борис Сахаров:

"Все высшие ступени йоги – лишь постепенно усиливающийся контроль дыхания. Как гооворится в Курма Пуране, задержка дыхания на 12 ударов пульса составляет одну Пранаяму.

Двенадцать таких Пранаям, т. е. задержка дыхания на 2 минуты 24 секунды, составит Пратьяхару;

двенадцать таких Пратьяхар, т. е. задержка дыхания на 28 минут 48 секунд составляет одну Дхарану;

двенадцать таких Дхаран, т. е. задержка дыхания или фиксирование ума на одном объекте или на одной точке в течение 5 часов 45 минут и 36 секунд, составит одну Дхьяну;

двенадцать таких Дхьян, т. е. задержка дыхания на 2 дня 21 час 7 мин. и 12 секунд образуют Самадхи".

 

«Среди тысячи людей едва ли один стремится к совершенству. Среди тысячи успешно стремящихся, только один знает Мою сущность». (Бхагавад‑Гита)

Таким образом, из миллионов людей только единицы становятся йогами. Остальные живут, не придерживаясь особо строгих правил, а уж тем более не исполняют ежедневный канон йоги. Как указывается в Йога Шастре: "Кто принимается за йогу без должного режима, не достигает  в ней успеха, а лишь наживает болезни ".

 

Большинство упражнений йоги, если не все, должны проделываться под непосредственным наблюдением или, во всяком случае, по указанию наставника, который решает, что может быть полезным для каждого ученика.

 

Свами Рагхавананда:

"Люди Запада, с их механизирующим и систематизирующим умом, представляют себе духовную практику йогов в виде гимнастических и механических трюков: столько‑то поворотов и наклонов, столько‑то раз дуть через ноздри, сосредоточиваясь на пупке и ограничивая себя в питании – и тем, мол, достигнешь просветления. Разве Всевышний – какое‑то заколдованное существо, которое от производства ваших магических фокусов и упражнений или повторения заклинаний покорно явится к вам?"

 

В йоге известна своей эффективностью практика, при которой ученик должен ежедневно записывать в дневник, ничего не преуменьшая и не утаивая, все свои нарушения правил, равно как и достижения в результате упражнений.

Вместе с этой практикой обычно рекомендуют выполнять практику жертвенности: помимо обычной благотворительности, ежедневно делать что‑либо для других совершенно бескорыстно и безвозмездно.

 

 

Вот что на тему дыхания можно прочитать в "Хатха-йога прадипике":

 

…Нет Кумбхаки (остановки дыхания), подобной Кевала (свободной остановке дыхания на расслаблении)…

…Йог, сидящий в Падмаасане и контролирующий свое дыхание, несомненно становится освобожденным.

 …Достигнув совершенства в практике Асан, достигнув равновесия, йог может практиковать Пранаайаму в соответствии с указаниями учителя, утвердив контроль над своими чувствами и соблюдая всё время умеренное питание.

…Беспокойно дыхание - беспокоен ум. Дыхание под контролем - ум устойчив.

…Сидя в Падмаасане, пусть практикующий делает осторожный вдох через левую ноздрю, остановит дыхание насколько сможет, пока не появится ощущение, что воздух наполнил все его тело от кончиков пальцев до затылка. После этого пусть делает медленный выдох через правую ноздрю. Затем он должен осторожно вдохнуть через правую ноздрю, остановить дыхание и медленно выдохнуть через левую ноздрю. Практикующий должен делать вдох той же ноздрей, которой перед тем выдохнул, остановить дыхание как можно дольше (до тех пор, пока тело не покроется потом или не начнёт сотрясаться) и выдыхать медленно. Резкий выдох уменьшает силу тела.

 

Комментарий. На первой стадии длительность остановки дыхания - Кумбхака - составляет 36 ударов пульса, на второй стадии - 72 ударов. На третьей -108 ударов.

 

…Рано утром, в полдень, вечером и в полночь нужно практиковать Кумбхаку, пока число пауз не достигнет 80, а всего за сутки - 320.

…При остановке дыхания в самом начале появится пот, потом дрожь пробегает по телу, и в конце устойчивость. Затем дыхание останавливается и движение его прекращается.

…Как постепенно укрощаются львы, слоны и тигры, так и дыхание укрощается постепенно. Иначе оно убьет практикующего.

…Правильная Пранаайама освобождает от всех недугов. А от неправильных занятий болезни приобретаются.

…Аккуратно и осторожно делай вдох, должным образом делай остановку дыхания и медленно выдыхай.

 

Комментарий: Поднесите мокрую ладонь к носу. При выдохе влага с ладони будет испаряться, и вы почувствуете прохладу на ладони. Отодвигайте руку от лица до тех пор, пока не перестанете ощущать своего дыхания. Обычно выдох ощущается на расстоянии 20 см от носа.

 

…Брахма и другие боги Пранаайамой победили страх смерти. От него освобождается каждый, кто практикует Пранаайаму.

…Когда дыхание удерживается, мысль устойчива и взгляд направлен в пространство между бровями, тогда нет страха смерти.

… В конце вдоха  делай Джаландхара-Бандху (горловой замок), в конце остановки дыхания Мула-Бандху (корневой замок), в конце выдоха делай Уддияна-Бандху (втягивание брюшной стенки, брюшной замок).

…Сидя в Сиддхасане и вместе с тремя замками начни с десяти Кумбхак.  Добавляй каждый день по пять. Восемьдесят должно быть за один раз…

…В дыхании есть три части: вдох, выдох и остановка. Остановка бывает трёх видов: после вдоха, после выдоха и Кевала Кумбхака (дыхание останавливается внезапно).

…В Кевала вдох и выдох, плавно переходя друг в друга, практически  незаметны.

…Остановку дыхания после выдоха и вдоха практикуют до тех пор, пока Кевала не возникнет сама собой.

…Успех в Кевала достигнут, когда дыхание само собой останавливается независимо от вдоха и выдоха.

…Кто Кевала овладел до такой степени, что вдох и выдох исчезают (зеркальце, поднесённое к ноздрям, не запотевает), он всё может в трёх мирах. Он может останавливать свое дыхание настолько долго, насколько захочет.

… До тех пор, пока дыхание не пройдёт путем срединным и пока ум от такого дыхания не станет устойчивым, тот, кто говорит о мудрости Дхьяны - толкует вздор…

*  *  *

Комментарий. Срединный путь - это не путь по середине. Это не путь умеренности. Срединный путь - это умение диалектически объединить две крайности, две противоположности. В любом процессе во Вселенной есть  противоположности, есть их борьба и есть их единство. Это троичность. Триединство. Без борьбы нет развития. А без единения происходит гибель одной противоположности и последующее угасание другой противоположности.

Срединный путь дыхания - это когда есть вдох и одновременно есть выдох. Есть напряжение и есть расслабление.  Есть покой в движении и есть движение в покое. Есть малюсенький недостаток воздуха и вроде бы его нет. Воздух движется и не движется. Есть расширение и есть сжатие. Есть концентрация и есть внимание ко всему…

 

Итак, Кевала Кумбхака - это спонтанная задержка дыхания. Практика Кевала Кумбхака "устраняет завесу, скрывающую свет". Ум становится способным к сосредоточению и к тотальному вниманию (вижу всё, слышу всё, ощущаю всё тело).

 

Так этот процесс комментирует Свами Шивананда:

"После Пранаайамы ум становится совершенно устойчивым. Он может быть сосредоточен на любой точке. Рассеянность уничтожается, и ум достигает состояния различения.

Посредством практики Пранаайамы удаляются активность и пассивность, заслоняющие свет души.

Тогда реализуется истинная природа души, которая божественна по своей глубинной сути.

Нет более высокого усердия, чем Пранаайама. Она вызывает чистоту разума и чистоту ума.

Практика Пранаайамы разрушает карму, устремляющую человека к различным видам деятельности и скрывающую чистоту разума и души.

Пранаайама является тем, что аннулирует действие кармы. Она устраняет недостатки тела, ума и чувств".

 

В другом месте он уточняет:

"Тот ученик Йоги, который в состоянии делать Кевала Кумбхаку и Кхечари‑Мудру, может практиковать Пратьяхару без всякого затруднения. Те, кто упражняется в Пранаайаме четыре раза в день по 80 Кумбхак, могут достигнуть успеха в Пратьяхаре в течение трех месяцев. Если вы в состоянии остановить  дыхание на три минуты, вы уже можете проделывать некоторую Пратьяхару. Те же, кто практикуется в дыхании с пропорцией 40 сек выдох - 20 сек вдох - 80 сек пауза по часу ежедневно в течение шести месяцев, в состоянии полностью делать Пратьяхару".

 

Вот что на тему дыхания можно прочитать в "Гхеранда самхита":

…Пранаайама имеет три ступени. Низшая – выдох 24 (удара пульса), вдох 12, остановка 48. Средняя: 32-16-64. Высшая: 40-20-80.

На низшей ступени появляется испарина. На средней – дрожь в позвоночнике, на высшей – тело утрачивает вес. Это – признаки успеха в трёх ступенях Пранаайамы.

…Тело имеет длину в 96 поперечников указательного пальца руки (диаметр пальца – около 2 см). Обычно воздух выдыхается на 10 пальцев (это так называемая длина выдоха). При пении это расстояние равно 16 пальцам, при еде – 20 пальцам, при ходьбе 24 пальцам, во сне – 30, при половом акте - 36, а при физических нагрузках – ещё больше. При уменьшении длины выдоха продолжительность жизни возрастает. Пока Прана (комментарий: тот газ, который в альвеолах легких) пребывает в теле, то нет смерти. Когда вся длина дыхания заключена в теле и ничего не выходит наружу, это Кевала Кумбхака.

… Выполняй Кевала Кумбхаку. В первый день по силе возможностей задерживай дыхание от 12 до 36 (ударов пульса). Делай Кевала 8 раз в сутки через каждые 3 часа, или делай её 5 раз в сутки:

утром, в полдень, вечером, в полночь и в последнюю четверть ночи.

…Кто знает и практикует Пранаайаму и Кевала, тот настоящий йог.

Есть ли ещё в этом мире что-либо не достигнутое для того, кто получил успех в Кевала Кумбхаке?

*  *  *

Упражнение.

Постарайтесь почувствовать ваше дыхание. Не пробуйте ни представлять его себе, ни думать о нем, просто чувствуйте его. Почувствуйте, что двигается при смене воздуха. Через несколько секунд вы действительно начнёте чувствовать своё дыхание явственнее, чем все остальное тело. Начнёте чувствовать напряжение и расслабление в мышцах, которые обеспечивают вентиляцию лёгих. Теперь сосредоточьтесь на этом ощущении и забудьте обо всем на свете.

Старайтесь вчувствоваться в это ощущение, следя за всеми "изгибами" и "изменениями" этого ощущения. Вы действительно откроете целую гамму ощущений – следуйте за ними, не прерываясь ни на одно мгновение.

При этом вы заметите один факт, с которым вы до сих пор не сталкивались. А именно, что чем глубже вы погружаетесь в ощущение своего дыхания, чем больше сосредоточиваете на нём сознание, тем более замедляется ваше дыхание  и становится практически незаметным, неощутимым.

Сначала вам кажется, что дыхание до такой степени замедляется, что вот‑вот остановится, вам даже становится страшно, что вы можете задохнуться.

Не беспокойтесь – ничего страшного не случится. В течение каждого из этих процессов - выдоха, вдоха и паузы – степень сосредоточенности также не остается одной и той же. С удлинением вдоха она постепенно усиливается, достигая во время остановки дыхания максимума интенсивности, и вместе с выдохом постепенно ослабевает, падая почти до обычного состояния к концу выдоха.

Таким образом, интенсивность концентрации на ощущении все время идет волнами, то повышаясь, то понижаясь. Необходимо следить за тем, чтобы максимально сгладить резкость переходов от вдоха к выдоху и по возможности поддерживать степень концентрации на одном уровне. Это достигается практикой.

Это самое легкое и в то же время самое важное упражнение в сосредоточении мысли.

В Дхаране существует пять основных упражнений на сосредоточение: "Сосредотачиваясь на кончике носа, йог испытывает божественный запах; сосредотачиваясь на кончике языка, он вкушает божественные эссенции; сосредоточиваясь не нёбе, йог воспринимает божественные цвета; сосредотачиваясь на середине языка, он испытывает божественное прикосновение; сосредотачиваясь на корне языка, он слышит божественные звуки".

 

От себя добавлю, что сосредоточение на корне языка, расслабление корня языка, приводит к остановке потока мыслей. Мысли мы "проговариваем", при этом язык двигается, происходит беззвучная артикуляция. И если остановить артикуляцию через расслабление языка, то поток слов тоже остановится. Это раз.

Попробуйте мысленно произнести звук "э" при сомкнутых губах. При этом ваш язык отодвинется от зубов, глотка максимально раскроется и расслабятся мышцы голосовых связок. Голосовая щель станет максимально открытой и сопротивление потоку воздуха в горле будет минимальным. Это два.

Сосредоточение на корне языка позволяет лучше слышать своё дыхание. А если при этом заткнуть ушные проходы большими пальцами рук, то вы услышите как "шуршит" воздух по носовым проходам. Постарайтесь добиться беззвучности дыхания за счёт расслабления мышц, участвующих в дыхании. Это три.

Настройте свой слух на  своё дыхание при засыпании. И тогда вы проснётесь от шума своего дыхания. Тем самым прервёте процесс раздыхивания во время фазы быстрого сна. И смерть во сне от инфаркта или инсульта вам не грозит. Это четыре.

 

Если вы будете концентрировать сознание на дыхании сегодня 5 минут, завтра 15 минут, послезавтра 1 минуту, потом совсем пропустите, и, наконец, будете пыхтеть целый час – при таком режиме вы не достигнете ничего даже через 20 лет. Но если вы каждый день увеличиваете, углубляете концентрацию на дыхании хотя бы на одну йоту, или продолжительность практики расслабления дыхания на одну минуту – вы достигнете результатов уже в течении 20‑ти дней. Увеличивайте усилие воли, увеличивайте его систематически, ритмически, изо дня в день и результаты не замедлят появиться.

(Продолжение следует)

Это интересно
+1

Математик и врач, известный специалист по дыханию 06.09.2017
Пожаловаться Просмотров: 1487  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены