Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
7915 участников
Администратор Greta-дубль
Администратор Grеta
Модератор Tehanu

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240601091708

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Чужой текст про кино о Навальном

    ЭТОТ ВОТ ГРАЖДАНИН, КОТОРОГО ВЫ УПОМЯНУЛИ
(NAVALNY (2022) - документальный, реж. Дэниэл Роэр, CNN/HBO)

...мужчина в тёмной одежде бежит сквозь снег по дороге, на которой никого нет, кроме него, ни следа - белая пустыня.
Но он продолжает бежать.
Мы видим происходящее с высоты птичьего полёта и изумляемся, какой же человек маленький и как огромен вокруг него заснеженный пустой мир, как чудовищно одиночество и неизмеримо расстояние, что ему предстоит преодолеть.
Но он продолжает бежать.
Неожиданно от дороги ответвляется широкое и удобное направление, ведущее в тепло и безопасность. Там ждут родные, близкие, там примут и поймут, там можно спокойно встретить старость...
...но он не сворачивает, выбирает движение прямо. В неизвестность. И продолжает бежать.
"...в воскресенье, семнадцатого января, я вернусь в Москву рейсом "Победа". Встречайте!"
...продолжает бежать...

Дорогая аудитория, я не хочу быть предсказуемым. Критиковать кинокартину "NAVALNY", получившую приз зрительских симпатий фестиваля "Сандэнс - 2022" и выигравшую там же гран-при в номинации Festival Favorite Award - крайне неблагодарное дело: текст каждую секунду рискует превратиться в перечень набивших оскомину политических клише, содержание его очевидно и, спрашивается, в чём заключается проделанная работа? В девяносто девятый раз озвучить общее отношение к "берлинскому пациенту" способен любой, добравшийся до конца первого абзаца. Философский трактат о пользе добра. Дежурные аплодисменты. Нафталин.

Именно поэтому я начну с заявления, которого от меня никто не ожидает.
Фильм мне понравился.

...давайте подождём, пока ура-патриоты прекратят хлопать дверьми и вдавливать до хруста кнопки "мышек", и поговорим как специалисты... да-да, "либервотная мразь, мы так и знали" - всё? спасибо.

Современное документальное кино - явление, достойное самого пристального внимания. Оно вынуждено делить рынок с кинофильмами художественными и отвоёвывать у них зрительский интерес, играя на чужом поле по чужим правилам. В самом термине "документалистика" сквозит скука и архивная пыль, но современное экранное искусство не может позволить себе роскошь быть скучным, его задача - вовлечь зрителя в повествование и заставить сопереживать.
В придачу сопереживать придётся не шикарным нарисованным супергероям, чья жизнь состоит из бесконечной череды увлекательных приключений, а бытовым обстоятельствам, в которых существуют обыкновенные homo sapiens из плоти и крови.
Много вы сопереживаете соседскому home video? Это - тоже документальный фильм. Причём о людях, которые вам знакомы. Сколько минут выдержите?
Да. Home video тёти Моти ждёт кассовый провал.
Роскошь, которую индустрия не может себе позволить.

И документальное кино принялось учиться у конкурента художественным приёмам, не имеющим отношения к объективной подаче материала, но расставляющим для зрителя эмоциональные акценты, формирующие сопереживание и не позволяющие таким образом отвлечься: ведь человек у экрана уже ассоциирует себя с человеком на экране.
Музыка. Монтаж. Художественная реконструкция эпизода. Опять музыка. Вклейка. Монтаж. Меняющийся темп повествования, ритм диалогов, монтаж, монтаж, монтаж...
Вуаля. У зрителя сформировано субъективное отношение к объективному видеодокументу. Теперь он видит не событие, а лишь собственную интерпретацию его, целиком надиктованную умелой режиссурой. У него больше нет шансов сформировать независимую оценку, поскольку восприятие через эмоции отменяет логику и глушит голос критического мышления. Немногие, сохранившие здравомыслие, ничего не способны изменить: зрители видели документалку (!) - вы будете спорить с документальными кадрами? Три ха-ха! Мракобес!
Факт, что во время "встречи Навального в аэропорту" в настоящем аэропорту не звучала тревожно-пронзительная музыка, никого из рабов "чувства , рвущего аорту" не отрезвит.

...последние несколько метров коридора - самые тяжёлые. Казалось бы - вот она: дверь в гостиничный номер, за которым семья Алексея и ближайшие его соратники готовятся в обратный путь - в Россию, только руку протяни, но... нет сил.
Мария молча отворачивается от объектива, прерывисто дышит, пробует сделать шаг - и тут ноги перестают её держать, эффект подкрепляется "нестабильной камерой", словно "качающейся" в руках оператора - девушка медленно опускается по стене на пол и замирает...

Гениально.
Вы знали, что Мария Певчих, которую мы по многочисленным фотографиям вспоминаем как вечную растрепуху - настоящая трагическая красавица? А любой зритель фильма "NAVALNY", впервые столкнувшийся с историей "берлинского пациента" на кинофестивале "Сандэнс - 2022", теперь это знает. Правильно выставленный свет, ракурс, грим, мизансцена - волшебная сила искусства.
Вы знали, что щекастенький купчик Лёня Волков - жёсткий и яркий харизматик, обладающий при том большим и добрым сердцем? А вот зрители фильма "NAVALNY" в этом не сомневаются. Поза, "рабочая сторона" лица, подача отрепетированного текста, акцент на глаза, звучная интонация.
Изумительно.
Христо Грозев. Мелкий жулик на подсосе - но мановением руки преображается в гениального сыщика, при помощи потёртого ноутбука срывающего завесу тайны с самых охраняемых секретов ФСБ. Как элегантно он ведёт расследование - раз, два, три... даркнет, база данных, сличение фотографий, "Алексей, я нашёл, кто вас убил".
И даже клоунская декорация (уверен: её придумал не Грозев и уж точно не режиссёр, эта идея по накалу идиотии достойна только Навального) в виде фотографий на стене, между которыми разноцветные ниточки... так давным-давно никто не делает, да и не факт, что делал когда-то, но зато мы постоянно видим подобные инсталляции в кино про детективов - и работает условный рефлекс... ниточки приводят к верхушке российской разведки, а над ними - к Путину! Дело раскрыто! ...даже эта клоунада не царапает взгляд нарочитостью. Хотя должна. Но зрителей уже перевели в поле художественного фильма, каждая деталь - на месте, и уместно всё...

...огромные толпы сторонников, окружившие аэропорт "Внуково", единый крик тысячеголосой новой России - НА-ВАЛЬ-НЫЙ! НА-ВАЛЬ-НЫЙ!
...Леонид Волков прожигает чёрными прожекторами глаз монитор, следит за манёврами самолёта в небе над Москвой: что-то странное происходит, лайнер меняет курс, пилоты уводят машину в сторону от российской столицы.
...Христо Грозев в абсолютно тёмной комнате перед огромным монитором стоит, заложив руки за спину - спиной к зрителю, так что мы вместе с ним наблюдаем, как полицейские в чёрном тащат по асфальту кричащую девятнадцатилетнюю девушку...
...иллюминатор самолёта и море огней внизу - воздушные ворота Внуково закрыты, Путин в Кремле принимает тяжёлое решение - мы не видим российского президента, но по затянувшейся паузе очевидно, что он колеблется, и время бежит, бежит - судьба страны остановилась на распутье, самолёт всё ещё в небе...
Монтаж.

Поймите, дамы и господа, это мог быть гениальный фильм.
Лично я - без особых усилий - превратил бы "NAVALNY" в шедевр на все времена. Мне целовала бы руки оппозиция, меня приглашали бы вручать Алескею пермию Сраахова, меня шельмовал бы Соловьёв в прямом эфире, но калейдоскоп перечисленного мною был бы ничтожен по сравнению с глубочайшим чувством счастья от хорошо выполненной работы. С фильмом "NAVALNY" я вошёл бы в историю.

Потому что не пустил бы Сисяна в кадр.
Вообще.

Этот придурок всё испортил.

Я понимаю молодого режиссёра Дэниэла Роэра: единственный заметный фильм его производства посвящался рок-звезде, и он решил подойти к истории Алексея Навального с аналогичным лекалом.
И до самого конца, хомячок малолетний, так и не понял, что Навальный - никакая не рок-звезда. Что Навального вообще нельзя показывать людям.

Ей-Богу, на поверхности лежит сильнейший, пронзительный художественный приём: Навального публика так и не увидит, потому что главный герой находится где? В Путинской тюрьме. Вот вам очевидное подтверждение преступления коррумпированного российского режима: эмоционально взвинченный зритель лишён счастья лицезреть объект обожания.
Словно Христос (прости меня, Господи, за такое сравнение) в последних главах любого Евангелия, Алексей должен проявляться через рассказы друзей, через случайные фото, через молниеносные врезки документальных репортажей из зала суда - следы, воспоминания, свидетельства - из которых собирается ОБРАЗ: тот самый, НЕРУКОТВОРНЫЙ. У такого образа нет пределов, его не заключить под стражу, существовать - значит "быть воспринятым" и именно это восприятие, прекрасное и очищенное от праха земного, должен транслировать фильм.

Но увы. В кадре живой Алексей Навальный.
И каждый, коротающий вечер у киноэкрана, воочию убеждается: никакой это не герой.
Десакрализация.

Как может быть героем тот, кого никаким гримом не удаётся превратить в приличного человека? Куда он лезет со своей бледной внешностью, лбом своим, вечно нащуренным, скошенный затылок его, подбородок, похожий на жопу...
...он же уродец!
Совершенно примитивный лексикон Навального сводит на нет формирование речевого портрета. Взрослый мужик, будущий президент России, который говорит :"Прикольно! Клёво! Тупо!" - когда переходит на английский, словарный запас так же беден, но хотя бы лишён жаргонизмов. Однако вызывает вопросы обстоятельство: двое русских, муж и жена, оставаясь одни, переходят на английский... документальная картина, живые съёмки, ага...
...он же косноязычен!
Христо Грозев ведёт расследование. Леонид Волков подписывает документы. Мария Певчих не отходит от телефона, поддерживает связь. Что делает Навальный? Играет в стрелялку.
Христо Грозев договаривается с ведущими европейскими СМИ о сенсационном репортаже, на связи - Испания, Британия, Франция, Германия. Что делает Навальный? Снимает кретинский "тик-ток", в котором открывает рот под фонограмму иностранной песенки. Будущий президент России. Путину вызов бросает.
Самолёт кружит над бушующей в ожидании лидера нового времени Москвой. Христо Грозев замер перед экраном, словно полководец перед картой генерального сражения, журналисты ведут прямые эфиры, не боясь полицейских дубин, Мария Певчих с тревогой смотрит в тёмное оконное стекло... что делает Навальный? Залипает в мультик "Рик и Морти".
...он же ИДИОТ!!!

Христо Грозев: Теперь они убьют этого человека.
Алексей Навальный: Точно, стопроцентно убьют, ха-ха-ха-ха-ха!!! Я уверен совершенно: уже завтра этот человек будет убит, ха-ха-ха-хахаааааа!!!!

Убьют - ха-ха-ха? С вами точно всё в порядке, гражданин гуманист?

Каждое его слово - мимо, каждый жест - мимо, он не умеет вести себя перед камерой. Квинтессенцией вклада "лидера российской оппозиции" в "главный фильм тысячелетия" служат кадры, где "личный враг Путина" "которого боятся в Кремле", пытается жонглировать. Режиссёр, психанув, просто выдал ему три мячика уже, как цирковой обезьянке. Пожонглируй, клоун дешёвый, посмеши почтеннейшую публику, раз уж ты больше ни на что не способен. Молчи и пляши, макака. Так Алексей и тут обосрался в сапоги.

Финальный монолог - это выстрел в ногу уже не просто как человека, но и как политика. "Когда я стану президентом России - я разрежу свою власть на мелкие кусочки и всем раздам по чуть-чуть во имя будущего!" Дешёвое популистское заявление. Если ты не дурак - ты не собираешься его выполнять, а если дурак - ты только что расписался в мечтах распилить на части собственную страну, которую обязался защищать на правах гаранта Конституции. Вернуть региональную вольницу, право губернаторов самим собирать налоги, потом - содержать личную армию, а потом?
Впрочем, к художественным достоинствам изделия этот штрих отношения не имеет.

Прекрасно поданные Волков, Певчих, Грозев ничего не спасают, они - действующие лица второго плана. Публика жаждет видеть героя.
Но героя нет. Магия кино имеет свои пределы.
Неангажированный западный зритель - а я старался давать оценку именно с точки зрения неангажированного, лишённого бэкграунда зрителя - выйдет из кинотеатра разочарованным. Живой Навальный ничего не пробудит в его душе.
Десакрализация.
Дьявол был сильней, пока назывался "гражданин, которого вы упомянули". Дьявол был загадочным, пугающим, вдохновляющим андердогом. Дьяволу верили, что он - личный враг Путина и альтерпрезидент России. Но, поименованный, подчинился, имя ему - NAVALNY: благодаря режиссёру Дэниэлу Роэру каждый житель планеты может лично взглянуть Сисяну в его пустые, рыбьи глаза. И чем скорее планета это сделает - тем лучше.

Я посмотрел этот фильм.

Доброй ночи и удачи.    

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

11.02.2022 , обновлено  12.02.2022
Пожаловаться Просмотров: 662  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены