Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56187 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Росписи в часовне Васильевой Горы, которые копируют росписи знаменитого Рафаэля в Ватикане

24 декабря память святого Даниила Столпника, которого мало кто знает.

Если вы будете проезжать Тверскую область, а именно Васильеву Гору в Торжокском районе, то сможете в чистом поле найти заброшенную часовню этого святого.
Она была построена в конце XVIII века.

Внутри имеются росписи, которые копируют росписи знаменитого Рафаэля в Ватикане.

Часовня преподобного Даниила Столпника в деревне Васильева Гора построена по проекту архитектора Н. А. Львова в 1794-1795 годах, в интерьере сохранились росписи XVIII века.

Одна из излюбленных форм архитектуры классицизма – ротонда – не раз встречается в культовых постройках Тверской области конца XVIII века. Ее монолитный двусветный объем, перекрытый куполом, опоясан колоннадой ионического ордера. Такая чистая форма ротонды, впрочем, применялась редко.

 

Персонификация Поэзии. Фрагмент росписей часовни. Конец 1790-х.

 

В феврале 1792 года в Знаменское приезжает архитектор англичанин Вальтер Ирвен.

Не исключено, что приглашением Ирвен обязан знакомству с Н.А. Львовым, под началом которого работал «на прииске и разработке угля». С этого времени все работы в имении Глебовых ведутся под руководством Ирвена.

Персонификация Правосудия. Фрагмент росписей часовни. Конец 1790-х.

 

Весной 1792 Глебов обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой перенести кладбище Знаменской церкви.

Погост вокруг храма, находившийся слишком близко к новой роскошной усадьбе, был «неудобный» для проектируемого ландшафта.

В компенсацию, Глебов ремонтирует деревянную часовню в деревне Васильевская Гора, поставленную в память явившейся иконы Даниила Столпника, и начинает заготавливать материал для каменной.

,,Вознесение Еноха,,. Композиция восточной части стены часовни. Конец 1790-х. Фотография 2010г

Вскоре же после постройки часовня Даниила Столпника была расписана. Вероятно, росписи парадных залов главного дома Глебовых и часовни-ротонды относятся к одному и тому же времени, а именно к 1794 году.

В часовню ведут три входа, разделенные двумя прямоугольными окнами. Главный вход фланкируют изображения четырех святых. Слева от входа — апостолы Петр и Павел, справа — Симеон Столпник и Даниил Столпник.

Изображенные святые показаны в полуобороте к центральной фигуре, расположенной над порталом, все они смотрят на Христа, восседающего на облаках. Над всеми этими композициями у основания купола расположен живописный орнаментальный фриз с изображением чаш, стилизованных растительных элементов, различных знаков и символов.

В центре купола — солнечный диск с длинными радиальными лучами и цветным свечением, а по краям — изображение ангелов на фоне облаков.

Росписи часовни распадаются на две части: в восточной части представлены сюжетные композиции.

Западная часть состоит из девяти аллегорических женских образов.

Практика заимствования и переработки западноевропейских образцов в русской монументальной живописи была достаточно популярна в течение всего XVIII века. В данном отношении часовня Даниила Столпника не является исключением. Росписи часовни доподлинно повторяют своих предшественников XVI века не только в колористическом и композиционном решении, но и полностью копируют латинские надписи и атрибутику аллегорий.

Из девяти аллегорических композиций ясно читаются четыре женские фигуры Философии, Теологии, Правосудия и Поэзии.

Соотнося факт работы в это время в усадьбе архитектора-англичанина, можно сделать предположение, что именно он является источником идеи воссоздания шедевра западноевропейской живописи в сельской часовни русской провинции. Идея изображения трех христианских добродетелей нашла свое продолжение и в часовне Даниила Столпника.

Определить их оказалось возможным только благодаря характерной атрибутике: огонь — у Любви, цветок — у Надежды, крест и книга — у Веры.

Персонификация Теологии. Фрагмент росписей часовни. Конец 1790-х гг. Фотография 2010г.

Всю восточную стену часовни-ротонды занимают три крупных изображения "Вознесений" — Илии, Христа и Еноха.

Нимбов на большинстве персонажей нет, отчего общее чувство холода от этих росписей, и так исполненных в холодных разбеленных тонах, только усиливается.

В последней четверти XIX века при помещиках Дубасовых часовня в Васильевой Горе была преобразована в кладбищенскую церковь и освящена во имя преподобного Даниила Столпника. Тогда же выполнены наружные росписи ее, частично сохранившиеся до наших дней.

Расчистка и реставрация уникальных росписей, начатая в 2004 году, до сих пор не завершена.

Сопровождают изображение аллегории пояснительные надписи.

Такое тщательное знание автором деталей рафаэлевских росписей, отсутствие нимбов у большинства персонажей повествовательного цикла, выбор сюжетов, характер живописи позволяют предположить, что автор был иностранец.

Роспись наружной стены часовни: Даниил Столпник. Конец 1790-х гг. Фотография 2007г.

В архивных документах отсутствуют какие-либо свидетельства о работе в это время в регионе приезжих иностранных мастеров. Известно лишь, что в 1784 году в близлежащем Никольском-Черенчицах Н.А. Львов обратился к архиепископу Иоасафу с прошением построить в сельце церковь «во имя трех христианских добродетелей Веры, Надежды, Любви».

Интерьер часовни. Общий вид восточной части стены. Фотография 2010 г.

Часовня Даниила Столпника. Васильева Гора, Торжокский район Тверской области.

Строительство церкви шло с 1794 по 1804 год, освещение состоялось уже после смерти Львова. Церковь-мавзолей Вознесения повторяет собой формы Львовской постройки в Знаменском-Райке, посему есть основания предположить, что внутреннее решение интерьера церкви в Никольском-Черенчицах было ориентировано на часовню Даниила Столпника. Росписи, относящиеся к 1810 году и по легенде приписываемые В.Л. Боровиковскому, сохранились фрагментарно только в куполе и люнете. С небольшой вероятностью можно предположить, что здесь, хотя уже и в меньшей роли, работал тот же мастер, что и в Знаменском-Райке, либо его подмастерья.

фотографии из телеграм-канала священника Павла Островского

2-й источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+14

24.12.2022
Пожаловаться Просмотров: 978  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены