Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный участник пишет:

Откуда в нейронах беремся эти самые мы? (фрагмент)

Картинки по запросу Марков, Александр Владимирович (фото)

Марков, Александр Владимирович (фото)
Зав. кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ, доктор биологических наук

 

- Как случилось, что Вы вплотную занялись популяризацией  науки?

Я расскажу, как это было на самом деле, хотя может быть и не совсем политкорректно. В конце 90-х годов зарплаты научных сотрудников были такими, что я уже семью прокормить не мог. Поэтому мы с американскими коллегами организовали некую биоинформационную компанию, стартап такой. Я был директором российской группы, которая это всё делала. Мы составляли  базы данных по генетике человека и т.д. Два года я занимался этой ерундой. Очень мне это не понравилось, намучался. В итоге я оттуда ушел, и мне была нужна некоторая передышка.

Стал я лазить по интернету. Интернет тогда еще не очень давно появился. И тут я с огромным удивлением обнаружил, что на свете есть креационисты. Это был для меня шок, вообще: откуда в наше время такая дикость? И первая мысль у меня была такая, что эти ребята просто ничего не знают, им надо объяснить, дай-ка я этим займусь. Вот тогда я и сделал сайт «Проблемы эволюции». Через несколько лет пришло осознание, что убедить креационистов в чем-то невозможно, они не слушают аргументов. И аргументы их по большому счету не интересуют. Но эта деятельность популяризаторская меня затянула, а мой сайт заметили. Сначала сотрудники «Радио Свобода» пригласили меня делать передачи, потом появился сайт «Элементы», так и пошло.

Получается, что последнее время я всё больше занимаюсь популяризацией, всё меньше наукой, к сожалению. А может быть, не к сожалению. Ведь кто-то должен этим заниматься!

- Ваша будущая книга, об эволюции человека – расскажите о ней…

Знаете, я на самом деле, ничего особо оригинального писать не собираюсь. Последние открытия в области изучения эволюции человека. И наверное, будет акцент на всякие психологические вещи. Эволюционная психология и генетика.

- Какие наиболее важные открытия в области изучения эволюции человека сделаны за последние 10 лет?

Столько всего было сделано за 10 лет, что с ума сойдешь. Первое, что приходит в голову – прочтение генома человека, шимпанзе и макаки резуса. То, что позволило сравнивать наследственную информацию, и это конечно потенциально кладезь ценнейших сведений об эволюции. Еще геном неандертальца почти что прочли. Так что можно уже на генетическом уровне смотреть, что же изменилось, на какие гены действовал отбор. Это великая вещь.

Если вспомнить что-нибудь оригинальное, то мне кажется, важный источник знаний по эволюции человека открывается с появлением неинвазивных средств исследования мозга – МРТ (магнитно-резонансная томография ), ПЭТ (позитронная эмиссионная томография) и т.п. Это позволяет смотреть, что происходит с мозгом человека (или обезьяны), когда хозяин этого мозга занимается каким-то делом, думает о чем-то, видит что-то. Вот тут колоссальные возможности. Только что вышла публикация об оригинальном исследовании: некие испытуемые учатся делать орудия, олдувайские, ашельские, и пытаются понять как древние люди это делали. В течение этого процесса при помощи  ПЭТ исследователи наблюдают, что происходит в мозгу у этих испытуемых, и определяют, в частности: какие области мозга НЕ работают при изготовлении олдувайских орудий, но задействованы при изготовлении ашельских.

 

 
Картинки по запросу Откуда в нейронах беремся эти самые мы?

Участки мозга, в которых при помощи позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) была зарегистрирована повышенная активность в процессе изготовления олдувайских (вверху) и ашельских (внизу) орудий. LH — левое полушарие, RH — правое полушарие.

- Полагают, что это и есть эволюционные новшества?

Да, возможно. У них очень интересные результаты. Получилось что как раз те области, которые типичны для позднеашельских орудий, пересекаются с речевой зоной.  По мнению авторов, это  косвенно подтверждает идею, что развитие орудийной деятельности способствовало развитию тех нейронных субстратов, которые потом оказались полезны для развития речи.

При этом интересно, что при изготовлении ашельских орудий  в правом полушарии активируется поле, которое фактически у человека занимается контекстами и интонациями (в то время как симметричные области, находящиеся в левом полушарии, отвечают за произнесение отдельных звуков).

- На каких направлениях стоит ждать в ближайшее время прорывов, новых открытий?

Мне кажется, если говорить о прорывах – то ждать их в первую очередь следует в области нейробиологии, изучения работы мозга. Это направление развивается со страшной скоростью и дает всё больше интересных результатов. Когда мы наконец поймем, в деталях, как устроен мозг, и как устроено сознание – как работает наше мышление, и то же самое сможем узнать про шимпанзе, то ответ на вопрос: как развивался человеческий разум, будет получить гораздо легче. Здесь пока много непонятного. Самый сложный  вопрос: каким образом мозг производит нас самих, где возникает «Я»? Мы прекрасно знаем, что если вот эти нейроны выделяют энкефалин, то мы испытываем удовольствие. Но откуда беремся эти самые мы? Каким образом в нейронах  возникает это «самоощущающееся существо»?…Понятно, что как-то это сделано,  в нейронах. Но как?

Источник http://antropogenez.ru/interview/186/

 

 

Это интересно
+1

Привилегированный участник 05.06.2018
Пожаловаться Просмотров: 940  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены