Не существует общества, в котором не было бы искусства. Живопись (рисование) и украшение подобно рассказам и музыке, так же естественно для людей, как строительство для большинства птиц в природе.
Формы, которые искусство принимает в разные времена и в различных местах радикально изменяются под влиянием социальных и культурных условий.
Со времен ранних доисторических скульптур и пещерных рисунков общество ощущало потребность фиксировать свои творческие побуждения. Сегодня стремление рисовать, писать красками, гравировать и лепить еще более очевидно, чем когда-либо прежде, и продолжает говорить о том, кто мы и как живем.
Зрение, пожалуй, - главное из пяти чувств. Способность поделиться увиденным – одна из самых больших радостей в жизни.
Я обожаю посещать художественные выставки и делаю некоторые наблюдения.
Лувр
Наиболее часто задаваемые вопросы в галереях, на художественных выставках, в музеях изобразительных искусств:
* На что обратить внимание? Как распознать картину Пикассо, Рембрандта, Тициана, Босха?
* Что изображено на картине? Какие события там происходят?
* Кто такой Зевс? Что такое Благовещение?
* Чему радуются люди на этой картине?
* Этот большой черный крест что-то означает?
* Почему сквозь этого человека произрастает дерево? Художник сошел с ума?
* Почему на этой картине вместо людей и природе изображены какие-то пятна и фигуры?
* Зачем всё это? Эти кирпичи, мусор – или автор просто смеётся над нами?
Вопросы меткие, по существу. Большая часть аудитории с удовольствием делится впечатлениями по поводу произведений искусства или принимает живое участие в обсуждении конкретных тем (особенно провокационных или дискуссионных). Им нравится говорить о том, что они видят, думают, чувствуют.
В нашей группе тоже возникла некая дискуссия. Очень сложно многим поклонникам «классического искусства», «привычного искусства», будем так его называть:
Поленов В. Д. "Московский дворик"
Андрей Рублев "Троица"
воспринимать, например, модернизм.
Модернизм (от moderne – современный, новейший) – совокупность направлений, возникших в искусстве второй половины XIX века в виде новых форм творчества, в которых возобладало не следование духу природы и традиции, а свободный взгляд мастера-творца, изменяющего видимый мир по своему усмотрению. В узком смысле модернизм рассматривается как начало пересмотра классических традиций и время появления новых тенденций в искусстве. В широком смысле модернизм – «другое искусство», оно носит антиавторитарный, антитрадиционный характер. Главной целью движения является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих принципиально новые выразительные средства изобразительного языка.
Винсент Ван Гог "Ночное кафе в Арле
Марк Шагал "День рождения"
Пабло Пикассо "Герника"
Существует и концептуальное искусство, и урбанистическая живопись, и т.д.
Концептуальное искусство (остановимся пока на нём) появилось в 1960-х годах как вызов искусству музеев и галерей, которые твердо заявляли посетителям: "Вот это искусство"!
Каноны, "увязшие в зубах", ни шага в сторону! Свободное творчество не терпит рамок и канонов. При этом, понятно, что не стоит допускать анархии и вседозволенности в искусстве.
Корни концептуального искусства возвращают к дадаизму. Дадаизм возник как протест против мировой войны. Концепция дадаизма не содержала позитивных идеалов и была пронизана пессимизмом. Принципами дадаизма стали разрыв с традициями мировой культуры и отрицание всяческих ценностей. Марсель Дюшан установил писсуар на подставку (Фонтан). Дюшан хотел узнать реакцию посетителей с их предопределенным мнением о том, что такое искусство, и то, как музеи придают аутентичность предметам искусства. Концептуальное искусство было также реакцией и на то, что к творчеству относились как к товару.
В 1960-х годах концептуальное искусство оспаривало статус-кво в политике и культуре. Йозеф Бойс (1921 – 1986) работал, чтобы сделать доказательства очевидными, хотя временами прямо подвергал их сомнению. В своем перфомансе Как объяснить картины мертвому зайцу Бойс три часа ходил по художественной галерее, баюкая на руках мертвого зайца и тихонько шевеля губами, как будто рассказывая мертвому животному об изображениях вокруг. Покрыв лицо и тело медом и золотистой краской, Бойс распространял эту концепцию не только на галерею, но и на учебную аудиторию.
Не всё так просто! Я написала эту статью, потому что, не хочу быть категоричной и зацикленной только на общепринятых канонах искусства, словно идущей по проторенной дорожке, не делая шажочка в сторону, не допуская инакомыслия. Это - не гордыня, не желание возвыситься над другими (я понимаю, а вы нет!); это – своеобразный интерес, любопытство, стремление к постижению нового, попытка понять, и мне не жаль на это времени и сил.
При этом, я все равно люблю бывать в музеях и художественных галереях, и ещё раз подчеркну – полная анархия и вседозволенность в искусстве – погубят его, всё же должны существовать эстетические каноны.
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: