«Архангельский прислушивался к тем таинственным глаголам,
которые звучат в душе человека, обуреваемой волнами житейского моря.
В своих лучших произведениях он вводит нас в тайники души страдающей
и ищущей смирения в Боге».
Александр Андреевич Архангельский – выдающийся русский духовный композитор и хоровой дирижер.
Хоть он прожил более 20 лет в XX в., все же он остается ярким представителем Петербургской композиторской школы конца XIX в.
В сочинениях Архангельского проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды.
Александр Андреевич одним из первых русских композиторов трактовал песнопения Литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармонические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне.
Переложения древних распевов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов.
По оценкам исследователей, составить полную «картину» жизнедеятельности Александра Андреевича не удастся уже, видимо, никогда: к великому сожалению, часть архива Архангельского была утеряна при разграблении его петербургской квартиры в 1924 г.
А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Свете тихий. Вокальный ансамбль семьи Аветисян «Благая Весть» под управлением Екатерины АВЕТИСЯН
Записано в храме Рождества Богородицы в Крылатском г.Москвы в ноябре 2012 г. Режиссер и оператор-постановщик Сергей Мачуляк, звукорежиссёр Мария Соболева, ассистент звукорежиссёра - Андрей Семенов, второй оператор Ольга Свиридова.
«Мне редко приходилось встречать людей, так радостно, до конца своих дней воспринимавших жизнь.
Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах Александра Андреевича в нерадостную пору болезни, поймет, почему он никогда не заканчивал музыкальную мысль на печальном стихе псалма, а всегда приводил ее к успокаивающему разрешению.
Фреска монастыря Пантократора на Афоне. 1363 год.
А. Архангельский - Великое славословие. Ансамбль солистов "Вера" худ. рук. Евгения Кузнецова
Поэтому не кажется случайностью, что многие из своих сочинений Александр Андреевич начинал простой и умилительной молитвой: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя"» (из воспоминаний современников)Александр Андреевич Архангельский родился 11 (23) октября 1846 г. в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии, в семье священника Андрея Ивановича Архангельского.
Мать, Елизавета Федоровна, устраивала дома в минуты отдыха домашние концерты. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей.
Херувимская песнь. А.Архангельский - Вокальный ансамбль "Воскресение" Санкт-Петербург. Дирижёр Юрий Марук
Сын Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной вечери.
Не предам тайны Твоим врагам, не поцелую Тебя, как Иуда.
Но подобно (благоразумному) разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём.
В конце добавляется: Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а «Херувимская песнь» названа так потому, что начинается со слов «иже херувимы», то есть «как херувимы».
К сожалению, мы не знаем имени человека, который сочинил «Херувимскую песнь».
История сообщает нам лишь то, что это песнопение было введено в состав Литургии в шестом веке.
Исторически текст «Херувимской разделён на две части.
Первая часть звучит так:
«Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение».
На русский эти слова можно перевести так: «Мы, Херувимов таинственно изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение».
Крестьянский быт и внезапная потеря отца с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве и начал проявляться главный интерес Александра – к музыке.
"Милость мира", муз. А.Архангельского из заупокойной Литургии Хор Покровского кафедрального собора г.Тобольска под управлением Толстокулаковой А.А. Запись была сделана в 1990 году в Покровском соборе г. Тобольска
В возрасте десяти лет мальчик поступил на обучение в Краснослободское духовное училище. К концу первого года обучения в училище прибыл епископ Пензенский и Саранский Варлаам (Успенский).
Певческие способности юного Александра привлекли внимание Владыки – осенью 1859 г. талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор.
А после успешного окончания училища в 1862 г. Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию.
Архангельский быстро приобрел необходимые профессиональные навыки и уже в шестнадцать лет успешно заменял заболевшего регента, но, несмотря на это, остро ощущал недостаток знаний.
Для того чтобы восполнить пробелы, он активно занимался самообразованием и тратил свой скромный заработок на уроки по теории музыки, композиции и гармонии; в течение семи лет учился играть на скрипке у концертмейстера оперного театра Рубиновича.
В это же время он познакомился с известным пензенским музыкальным деятелем и композитором духовной музыки Николаем Михайловичем Потуловым.
Летом 1870 г., на 24-м году жизни, молодой регент отправился в Петербург и осенью этого же года стал вольнослушателем хирургического отделения Военно-медицинской академии.
Но не забывал и о музыке, параллельно накапливая и углубляя свои музыкально-профессиональные знания..
Он брал частные уроки по фортепиано и сольному пению.
Казанская икона Божией Матери. Поволжье, первая четверть XVIII века.
Александр Архангельский. Богородице, Дево, радуйся. Вокальный квартет Раифского монастыря ,Притч
Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих. Не проучившись и года в Медицинской академии, Александр Архангельский перешел в Технологический институт.
Но и тут он понял, что такая жизнь не соответствовала его духовным интересам и физическим возможностям.
И тогда 26-летний студент подал прошение директору Певческой капеллы Николаю Ивановичу Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента.
После получения аттестата повышенного разряда Архангельский устроился на должность регента Саперного батальона, потом – Конногвардейского полка и наконец – Придворно-конюшенной церкви.
В связи со сложными материальными условиями регентство приходилось сочетать с государственной службой бухгалтера при Контрольной палате Министерства путей сообщения.
С середины 1870-х гг. Архангельский думал об организации собственного хора.
Благодаря помощи своего земляка, министра путей сообщения Ф. Неронова, Архангельский в 1880 г. создает собственный хор из 16-ти человек 4 , и уже через три года впервые состоялось публичное его выступление, которое сразу привлекло к себе внимание публики и музыкальных деятелей.
АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ. Ныне отпущаеши (священник старорусский). Владимирский камерный хор, дир. Э.Маркин (1989)
В 1885 г. Александр Андреевич воплотил давно задуманное решение – произвел перемены в хоре, заменив мальчиков женским составом, что явилось нововведением в практике исполнения хоровых произведений.
Это позволило иметь постоянный состав хора и достигать вершин исполнительского мастерства.
С началом концертной деятельности хора связаны и успехи Архангельского как композитора.
В его творчестве духовные сочинения занимали значительное место.
Исследователи его жизненного пути отмечают, что он, наряду с такими авторами, как Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Николай Римский-Корсаков, сделал «крупный шаг вперед» по пути создания своей русской самобытной церковной музыки.
Духовные сочинения Архангельского (а это и есть основное в его творчестве – около ста) отличались высоким профессиональным уровнем.
Богородица. Сербская современная икона
К Богородице прилежно - А. Архангельский. Камерный хор Астраханской государственной филармонии, дирижер Т.Рекичинская (2020)
К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибaем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.
Концертная деятельность хора Архангельского стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства.
Лучшие образцы песнопений Православной Церкви были открыты широкой публике.
Благодаря таланту и организаторским способностям Архангельский руководил хором 43 года – явление уникальное в истории русского искусства. Александр Андреевич много внимания уделял регентам церковных хоров, помогая им расширять и обогащать репертуар.
Хор Архангельского совершал поездки как по России, так и за рубежом, его популярность была необычайной. Александра Андреевича называли лучшим хоровым дирижером мира.
Из рецензий того времени можно прочитать: «Господин Архангельский не только серьезный музыкант, но и замечательный знаток того дела, которому он служит с любовью и редкой энергией... Вся Россия любит молиться под музыку А.А. Архангельского».
Гласом моим ко Господу воззвах – Русский хор Йельского университета (65-летний юбилей хора). В состав хора вошли студенты и выпускники разных лет. Транскрипция Дениса Мицкевича, дирижера-основателя Русского хора Йельского университета. Дирижер: Джон Стюарт.
«Гласом моим ко Господу воззвах» – духовный концерт №14 Александра Андреевича Архангельского (1846-1924), выдающегося русского композитора и хорового дирижера.
Концерт состоит из избранных стихов 141 и 12 псалмов, которые связаны с разными периодами жизни царя Давида. Произведение наполнено глубоко личными молитвенными чувствами, выраженными уже в первой теме.
Здесь слышится утомление от бурь и страстей житейских, и в то же время столько надежды на Бога, надежды, которой все оправдывается, надежды, изливающей в больную душу полный мир и служащей опорой во всей жизни.
Духовные концерты Архангельского занимают особое место в ряду позднеромантических произведений, созданных в данном жанре.
В них по-своему преломились и новизна гармонического мышления эпохи, и характерные особенности мелодической организации, и принципы построения партитуры, перекликающиеся со светскими хоровыми миниатюрами рубежа XIX-XX веков.
Однако не менее важно заметить, что отразились в них в определённой мере и наследие классицистских канонов жанра духовного концерта, и художественный поиск, направленный вглубь русской традиции богослужебного пения.
Русским хором Йельского университета исполнена первая часть духовного концерта.
Революционные события Александр Андреевич принял как православный христианин – со смирением, разделяя скорбный удел своего народа.
В 1918 г. небольшое имение композитора в костромском селе Каликино было разграблено.
«Народная» власть объявила, что музыкант лишен прав на свое имущество. Репертуар хора теперь утверждал Наркомат просвещения, изгнав всю православную музыку, а сам хор переименовали в Государственный хоровой коллектив. ни на что, Архангельский продолжил работать и зимой 1921 г., во время празднования 50-летия хоровой деятельности Архангельского, ему – первому из хоровых дирижеров – присвоили звание заслуженного артиста республики.
"Крест- Хранитель всея вселенныя" (муз. А.Архангельского). Богослужебный хор Исаакиевского собора п/у Льва Дунаева.
О своей жизни в Петрограде ничего особенного не могу сказать; хор мой (в уменьшенном составе) функционирует, но все окружающее до того тяготит... А что делать? Разруха полная и общая...»
Ниже - отреставрированные архивные записи хора
Прийдите, поклонимся. Духовный хор Архангельского.
Духовный хор А.А.Архангельского (архивная запись 1909 года) "Хвалите имя Господне" музыка А.Архангельского.
В связи с переименованием Петербургской придворно-певческой капеллы в Государственную академическую капеллу было сочтено «несовместимым» существование в одном городе двух государственных хоров, Архангельскому предложили организовать Государственную капеллу в Москве.
Однако от этого предложения Архангельский отказался, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст.
В 1923 г. через Александра Гречанинова композитор получил приглашение поработать в Праге.
Вместе с супругой Пелагеей Андреевной переехал он в Чехословакию.
Здесь Александр Андреевич успешно работал с Общестуденческим русским хором.
Репетиции вновь созданного коллектива прерывались в связи с болезнью руководителя.
Летом 1924 г. Архангельского пригласили на лечение в Италию.
Почувствовав улучшение, он возвратился в Прагу. Вместе с тем последствия октябрьского переворота на родине оставили тяжелый след в душе композитора.
16 ноября 1924 г. он назначил очередную спевку хора, однако за час до ее начала сердце великого композитора навсегда остановилось...
В октябре 1925 г. прах Александра Андреевича, согласно высказанной им воле, был перевезен его женой в Ленинград, и там после соборно совершенной заупокойной Литургии в Казанском соборе, при пении «бывшего» хора любимого регента России, его предали погребению на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
На надгробии начертаны слова: «Внуши, Боже, молитву мою».
Наталия Кузина, руководитель таллиннского хора «Радуга», следующими словами охарактеризовала творчество Александра Андреевича Архангельского: «Музыкальный язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека.
Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой в музыке, молитвенностью».
По наблюдению одного из современников Александра Архангельского, «молящийся очаровывается не только красотой голосоведения, но, что самое главное, загорается под влиянием музыки Архангельского еще более сильным религиозным чувством.
Причина этого влияния в глубоком религиозном чувстве самого автора...»
Александр Андреевич Архангельский (1846 - 1924), концерт для хора «Помышляю день страшный» (1898),
Камерный хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова,
Дирижёр - Алексей Петров. Фрагмент выступления на IV Международном великопостном хоровом фестивале.
Духовный концерт «Помышляю день страшный» был создан в 1898 году.
Музыкальный гармонический язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека.
Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой в музыке, молитвенностью.
Послушайте великолепное исполнение этого произведения мужским хором
Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве регент - Владимир Горбик
Сольный запев басов символизирует мысль, гнетущую человека всю жизнь – «помни о судном дне».
Эта мысль о неизбежности расплаты за содеянные грехи в масштабе всего человечества выражены унисонным звучанием всего хора и только в 13-ом такте голоса расходятся на уменьшённый септаккорд, подчёркивая зловещее звучание слова «страшный».
Интонации плача на словах «и плачу деяний моих лукавых» переданы с помощью секундовых попевок и имитационными вступлениями голосов.
Кульминация произведения достигается за счет ускорения темпа, нарастания динамики, высокой тесситуры, красочного звучания малого вводного терцквартаккорда на словах «или коим дерзновением воззрю на Судию».
Резкий спад динамики и звучание хора в низком регистре образно выражают смущение человечества перед грозными очами Творца, и осознанием своих грехов.
Спокойный, величественный хорал – мольба о спасении и прощении завершает концерт.
В музыке слышны интонации просьбы – скачок в партии сопрано вверх – и в то же время покорности Господу – приглушённое звучание хора в низкой тесситуре на заключительных словах «помилуй мя»
https://www.liveinternet.ru/users/3620784/post410307808/#
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: