Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1599 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

А.А. Архангель­ский – выдающийся русский духов­ный композитор и хоровой дирижер.

«Архангельский прислушивался к тем таинственным глаголам,
которые звучат в душе человека, обуреваемой волнами житейского моря.
В своих лучших произведениях он вводит нас в тайники души страдающей
и ищущей смирения в Боге».

 

 

Александр Андреевич Архангель­ский – выдающийся русский духов­ный композитор и хоровой дирижер.

Хоть он прожил более 20 лет в XX в., все же он остается ярким представителем Петер­бургской композиторской школы конца XIX в.

 

В сочинениях Архангельского проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды.

Александр Андре­евич одним из первых русских композиторов трактовал песнопения Литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармо­нические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне.

Переложения древних рас­певов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов.

 

По оценкам исследователей, составить пол­ную «картину» жизнедеятельности Александра Андреевича не удастся уже, видимо, никогда: к великому сожалению, часть архива Архангельского была утеряна при разграблении его петербургской квартиры в 1924 г.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Свете тихий. Вокальный ансамбль семьи Аветисян «Благая Весть» под управлением Екатерины АВЕТИСЯН

Записано в храме Рождества Богородицы в Крылатском г.Москвы в ноябре 2012 г. Режиссер и оператор-постановщик Сергей Мачуляк, звукорежиссёр Мария Соболева, ассистент звукорежиссёра - Андрей Семенов, второй оператор Ольга Свиридова.

 «Мне редко приходилось встречать людей, так радостно, до конца своих дней воспри­нимавших жизнь.

Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах Александра Андреевича в нерадостную пору бо­лезни, поймет, почему он никогда не заканчивал музыкальную мысль на печальном стихе псалма, а всегда приводил ее к успокаивающему разреше­нию.

Фреска монастыря Пантократора на Афоне. 1363 год.

А. Архангельский - Великое славословие. Ансамбль солистов "Вера" худ. рук. Евгения Кузнецова

Поэтому не кажется случайностью, что многие из своих сочинений Александр Андреевич начинал простой и умилительной молитвой: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя"» (из воспоминаний современников)Александр Андреевич Архангельский родился 11 (23) октября 1846 г. в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской гу­бернии, в семье священника Андрея Иванови­ча Архангельского.

Мать, Елизавета Федоровна, устраивала дома в минуты отдыха домашние концерты. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей.

Херувимская песнь. А.Архангельский - Вокальный ансамбль "Воскресение"  Санкт-Петербург. Дирижёр Юрий Марук

Сын Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной вечери.

Не предам тайны Твоим врагам, не поцелую Тебя, как Иуда.

Но подобно (благоразумному) разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём.

В конце добавляется: Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а «Херувимская песнь» названа так потому, что начинается со слов «иже херувимы», то есть «как херувимы».

К сожалению, мы не знаем имени человека, который сочинил «Херувимскую песнь».

История сообщает нам лишь то, что это песнопение было введено в состав Литургии в шестом веке.

Исторически текст «Херувимской разделён на две части.

Первая часть звучит так:

«Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение».

На русский эти слова можно перевести так: «Мы, Херувимов таинственно изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение».

Крестьянский быт и внезапная потеря отца с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве и начал проявляться главный интерес Александра – к музыке.

"Милость мира", муз. А.Архангельского из заупокойной Литургии Хор Покровского кафедрального собора г.Тобольска под управлением Толстокулаковой А.А. Запись была сделана в 1990 году в Покровском соборе г. Тобольска

В возрасте десяти лет мальчик поступил на обучение в Краснослободское духовное училище. К концу первого года обучения в училище прибыл епи­скоп Пензенский и Саранский Варлаам (Успен­ский).

Певческие способности юного Алексан­дра привлекли внимание Владыки – осенью 1859 г. талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор.

А после успешного оконча­ния училища в 1862 г. Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию. 

Архангельский быстро приобрел необ­ходимые профессиональные навыки и уже в шестнадцать лет успешно заменял заболевше­го регента, но, несмотря на это, остро ощущал недостаток знаний.

Для того чтобы восполнить пробелы, он активно занимался самообразованием и тратил свой скромный заработок на уроки по теории музыки, композиции и гармонии; в течение семи лет учился играть на скрипке у концертмейстера оперного театра Рубиновича.

В это же время он познакомился с известным пензенским музыкальным деятелем и композитором духовной музыки Николаем Михайловичем Потуловым. 

Летом 1870 г., на 24-м году жизни, молодой регент отправился в Петербург и осенью этого же года стал вольнослушателем хирургическо­го отделения Военно-медицинской академии.

Но не забывал и о музыке, параллельно нака­пливая и углубляя свои музыкально-профессиональные знания..

Он брал частные уроки по фортепиано и сольному пению.

Казанская икона Божией Матери. Поволжье, первая четверть XVIII века.

Александр Архангельский. Богородице, Дево, радуйся. Вокальный квартет Раифского монастыря ,Притч

 

Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих. Не проучившись и года в Медицинской академии, Александр Архангельский перешел в Техно­логический институт.

Но и тут он понял, что такая жизнь не соответствовала его духовным интересам и физическим возможностям.

 

И тогда 26-летний студент подал прошение ди­ректору Певческой капеллы Николаю Ивано­вичу Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента.

После получения аттестата повышенного разряда Архангельский устроился на должность регента Саперного батальона, потом – Конногвардейского полка и наконец – Придворно-конюшенной церкви.

В связи со сложными материальными условиями регент­ство приходилось сочетать с государственной службой бухгалтера при Контрольной палате Министерства путей сообщения.

 

С середины 1870-х гг. Архангельский думал об организации собственного хора.

Благодаря помощи своего земляка, министра путей сооб­щения Ф. Неронова, Архангельский в 1880 г. соз­дает собственный хор из 16-ти человек 4 , и уже через три года впервые состоялось публичное его вы­ступление, которое сразу привлекло к себе вни­мание публики и музыкальных деятелей.

 

АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ. Ныне отпущаеши (священник старорусский). Владимирский камерный хор, дир. Э.Маркин (1989)

 

В 1885 г. Александр Андреевич воплотил давно задуманное решение – произвел пере­мены в хоре, заменив мальчиков женским со­ставом, что явилось нововведением в практике исполнения хоровых произведений.

Это позво­лило иметь постоянный состав хора и достигать вершин исполнительского мастерства.

 

С началом концертной деятельности хора связаны и успехи Архангельского как компо­зитора.

В его творчестве духовные сочинения занимали значительное место.

Исследователи его жизненного пути отмечают, что он, наряду с такими авторами, как Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Николай Римский-Корсаков, сделал «крупный шаг вперед» по пути создания своей русской самобытной церковной музыки.

Духовные сочинения Архангельского (а это и есть основное в его творчестве – около ста) от­личались высоким профессиональным уров­нем.

Богородица. Сербская современная икона

К Богородице прилежно - А. Архангельский. Камерный хор Астраханской государственной филармонии, дирижер Т.Рекичинская (2020)

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибaем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Концертная деятельность хора Архан­гельского стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства.

Лучшие образцы песнопений Православной Церкви были открыты широкой публике.

Благодаря таланту и организаторским способностям Ар­хангельский руководил хором 43 года – явле­ние уникальное в истории русского искусства. Александр Андреевич много внимания уделял регентам церковных хоров, помогая им расши­рять и обогащать репертуар.

 

Хор Архангельского совершал поездки как по России, так и за рубежом, его популярность была необычайной. Александра Андреевича называли лучшим хоровым дирижером мира.

Из рецензий того времени можно прочитать: «Господин Архангельский не только серьезный музыкант, но и замечательный знаток того дела, которому он служит с любовью и редкой энергией... Вся Россия любит молиться под музыку А.А. Архангельского».

Гласом моим ко Господу воззвах – Русский хор Йельского университета (65-летний юбилей хора). В состав хора вошли студенты и выпускники разных лет. Транскрипция Дениса Мицкевича, дирижера-основателя Русского хора Йельского университета. Дирижер: Джон Стюарт.

«Гласом моим ко Господу воззвах» – духовный концерт №14 Александра Андреевича Архангельского (1846-1924), выдающегося русского композитора и хорового дирижера.

Концерт состоит из избранных стихов 141 и 12 псалмов, которые связаны с разными периодами жизни царя Давида. Произведение наполнено глубоко личными молитвенными чувствами, выраженными уже в первой теме.

Здесь слышится утомление от бурь и страстей житейских, и в то же время столько надежды на Бога, надежды, которой все оправдывается, надежды, изливающей в больную душу полный мир и служащей опорой во всей жизни.

Духовные концерты Архангельского занимают особое место в ряду позднеромантических произведений, созданных в данном жанре.

В них по-своему преломились и новизна гармонического мышления эпохи, и характерные особенности мелодической организации, и принципы построения партитуры, перекликающиеся со светскими хоровыми миниатюрами рубежа XIX-XX веков.

Однако не менее важно заметить, что отразились в них в определённой мере и наследие классицистских канонов жанра духовного концерта, и художественный поиск, направленный вглубь русской традиции богослужебного пения.

Русским хором Йельского университета исполнена первая часть духовного концерта.

 

Революционные события Александр Андре­евич принял как православный христианин – со смирением, разделяя скорбный удел своего народа.

В 1918 г. небольшое имение композито­ра в костромском селе Каликино было разгра­блено.

«Народная» власть объявила, что музыкант лишен прав на свое имущество. Репертуар хора теперь утверждал Наркомат просвещения, изгнав всю православную музыку, а сам хор переименовали в Государственный хоровой коллектив. ни на что, Архангельский продолжил работать и зимой 1921 г., во время празднования 50-летия хоровой деятельности Архангельского, ему – первому из хоровых ди­рижеров – присвоили звание заслуженного ар­тиста республики.

"Крест- Хранитель всея вселенныя" (муз. А.Архангельского). Богослужебный хор Исаакиевского собора п/у Льва Дунаева.

О своей жизни в Петрограде ничего осо­бенного не могу сказать; хор мой (в уменьшен­ном составе) функционирует, но все окружа­ющее до того тяготит... А что делать? Разруха полная и общая...»

Ниже - отреставрированные архивные записи хора

Прийдите, поклонимся. Духовный хор Архангельского.

Духовный хор А.А.Архангельского (архивная запись 1909 года) "Хвалите имя Господне" музыка А.Архангельского.

В связи с переименованием Петербургской придворно-певческой капеллы в Государствен­ную академическую капеллу было сочтено «не­совместимым» существование в одном городе двух государственных хоров, Архангельскому предложили организовать Государственную ка­пеллу в Москве.

Однако от этого предложения Архангельский отказался, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст.

В 1923 г. через Александра Гречанинова ком­позитор получил приглашение поработать в Праге.

Вместе с супругой Пелагеей Андреевной переехал он в Чехословакию.

Здесь Александр Андреевич успешно работал с Общестуденче­ским русским хором.

Репетиции вновь создан­ного коллектива прерывались в связи с болез­нью руководителя.

Летом 1924 г. Архангельского пригласили на лечение в Италию.

Почувствовав улучшение, он возвратился в Прагу. Вместе с тем последствия октябрьского переворота на родине оставили тяжелый след в душе компо­зитора.

16 ноября 1924 г. он назначил очередную спевку хора, однако за час до ее начала сердце великого композитора навсегда остановилось...

В октябре 1925 г. прах Александра Анд­реевича, согласно высказанной им воле, был перевезен его женой в Ленинград, и там после соборно совершенной заупокойной Литургии в Казанском соборе, при пении «бывшего» хора любимого регента России, его предали по­гребению на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

На надгробии начертаны слова: «Внуши, Боже, молитву мою».

 

Наталия Кузина, руководитель таллинн­ского хора «Радуга», следующими словами охарактеризовала творчество Александра Анд­реевича Архангельского: «Музыкальный язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека.

Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясно­стью, теплотой в музыке, молитвенностью».

 

По наблюдению одного из современников Александра Архангельского, «молящийся оча­ровывается не только красотой голосоведения, но, что самое главное, загорается под влиянием музыки Архангельского еще более сильным ре­лигиозным чувством.

Причина этого влияния в глубоком религиозном чувстве самого автора...»

 

Александр Андреевич Архангельский (1846 - 1924), концерт для хора «Помышляю день страшный» (1898),

Камерный хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова,

Дирижёр - Алексей Петров. Фрагмент выступления на IV Международном великопостном хоровом фестивале.

 

Духовный концерт «Помышляю день страшный» был создан в 1898 году. 

Музыкальный гармонический язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека.

Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой в музыке, молитвенностью.

Послушайте великолепное исполнение этого произведения мужским хором

Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве регент - Владимир Горбик

 

 

Сольный запев басов символизирует мысль, гнетущую человека всю жизнь – «помни о судном дне».

Эта мысль о неизбежности расплаты за содеянные грехи в масштабе всего человечества выражены унисонным звучанием всего хора и только в 13-ом такте голоса расходятся на уменьшённый септаккорд, подчёркивая зловещее звучание слова «страшный».

Интонации плача на словах «и плачу деяний моих лукавых» переданы с помощью секундовых попевок и имитационными вступлениями голосов.

Кульминация произведения достигается за счет ускорения темпа, нарастания динамики, высокой тесситуры, красочного звучания малого вводного терцквартаккорда на словах «или коим дерзновением воззрю на Судию».

Резкий спад динамики и звучание хора в низком регистре образно выражают смущение человечества перед грозными очами Творца, и осознанием своих грехов.

Спокойный, величественный хорал – мольба о спасении и прощении завершает концерт.

В музыке слышны интонации просьбы – скачок в партии сопрано вверх – и в то же время покорности Господу – приглушённое звучание хора в низкой тесситуре на заключительных словах «помилуй мя»

 

https://www.liveinternet.ru/users/3620784/post410307808/#

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+2

Администратор 06.03.2023 , обновлено  07.03.2023
Пожаловаться Просмотров: 686  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены