Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1599 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Херувимская песнь, разные исполнения, объяснение. Поют православные русские, украинцы, молдаване, сербы ...

 

Херувимская песнь — одно из самых известных даже не посещающим церковь людям, песнопений литургии.

Текст Херувимской песни был составлен в VI веке неизвестным византийским автором. В богослужении Русской Православной Церкви это песнопение закрепилось после XV века. 

Молитва, основанная на видениях ветхозаветных пророков Исайи и Иезекииля, символизирует пение ангелов у престола Божия (в учении об ангелах говорится, что херувимы — второй, следующий после серафимов, ангельский чин).

 

Хор Московского Сретенского монастыря - Херувимская (обиходная)

https://www.youtube.com/watch?v=Q_znbpFL3vs

 

 

 

"Иже херувимы..." — очень красивое, протяжное песнопение. Она состоит из двух частей, которые разделяются так называемым Великим входом. Во время Великого входа, символизирующего добровольное шествие Христа на крестные страдания, священник и диакон выходят из алтаря через северную диаконскую дверь (маленькая дверь слева от Царских врат).

 

Херувимская песнь | Валаамский монастырь https://www.youtube.com/watch?v=UYL6Ua3WlYU

Херувимская песнь и Великий вход во время Патриаршего служения в престольный праздник преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев 11 июля 2019 года. Дирижирует автор распева - Александр Бордак.

 

 

 

Диакон держит в руках дискос (блюдо на широкой ножке) с хлебом для будущих Святых Даров, а священник — потир (чашу) с вином. Остановившись перед открытыми Царскими вратами лицом к молящимся, они произносят молитвы о патриархе, правящем епископе, клириках и прихожанах храма, а также о всех православных христианах.

После этого священник и диакон через Царские врата заходят в алтарь. Первая часть мелодии Херувимской обычно бывает протяжной и плавной, а вторая — ликующей и торжественной. Разделяются две части песнопения возгласом «Аминь», который звучит в ответ на молитву, произнесенную священником.

 

 

"Херувимская песнь" (Старо-Симоновский распев)   https://www.youtube.com/watch?v=ohbKu_jUzXQ

монахини Свято -Елисаветинского монастыря

 

 

 

Херувимская песнь звучит почти на каждой литургии. Исключения — литургии Великого Четверга (в этот день вместо нее поется «Вечери Твоея днесь, Сыне Божий») и Великой Субботы (в этот день Херувимская заменяется песнопением «Да молчит всякая плоть человеча»). Также Херувимская песнь не поется на литургии Преждеосвященных даров.

 

Херуви́мская песнь. Муз. ин. Е. Персиянц. группа "Ларго"  https://www.youtube.com/watch?v=H949cWGWDSY

 

 

 

Херувимская песнь: текст

И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.

Херувимская песнь на русском

[Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.

Херувимская песнь состоит из двух частей. Первая часть – до Великого входа и вторая часть – после. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая – торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом "Аминь".

 

 

Херувимская Софрониевская сводного Святогорского хора  https://www.youtube.com/watch?v=BHf3Wl_kS90

30 июля 2018 г. состоялось праздничное богослужение в Святогорской Лавре в день празднования Святогорской иконы Божией Матери. Песнопения на богослужении исполнялись несколькими хорами. Сперва пели два хора святогорской братии, традиционно правый и левый клироса.

Начиная с Херувимской до конца Литургии все песнопения звучали в исполнении объединённого хора, собравшегося в середине храма напротив алтаря.

В состав этого хора вошли: хор г. Святогорска (местные школы), хоры с. Адамовка и с. Долина, сестринский хор скита с. Богородичное, и братия Святогорской Лавры. Руководил смешанным хором регент иеродиакон Ипатий (Малютин).

Операторы: архим. Лазарь (Терещенко). Монтаж: Мирослав Бабуков. Звук: Александр Хархордин. © Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2018

 

 

 

Толкования херувимской песни

Текст Херувимской песни призывает нас уподобиться херувимам, которые непрестанно славят Бога, воспевая: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». В песни так же говорится о том, что следует оставить все мысли о повседневных проблемах («всякое житейское отложим попечение), ведь близится кульминация службы — Евхаристия.

Сравнение «Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми» — это образ из античного мира. Там было принято торжественно поднимать императора или победителей битвы на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Здесь Бог — Небесный Царь, а ангелы — Его войско.

«Для большинства прихожан сегодня Херувимская песнь является своего рода центром литургии, и не только музыкальным. И это нетрудно понять, — отмечает современный церковный композитор игумен Силуан (Туманов).

— Зажигаются паникадила, открываются врата, священнослужители в красивой процессии несут сосуды, поётся особый мистический гимн. Кто-то, впечатленный происходящим, становится (без всякого на то основания) на колени».

«Но по сути это лишь перенос даров для их последующего освящения в Дары. Момент красивый, но лишь готовящий нас к самому главному» — подчеркивает отец Силуан. Подробнее о смысле Херувимской песни можно прочитать в статье

 

 

Херувимская песнь - Великий хор Свято-Успенской Почаевской Лавры https://www.youtube.com/watch?v=SAbsRl-bHb0&t=63s

 

 

При начале её пения открываются Царские врата, диакон совершает каждение алтаря, иконостаса и молящихся. Храм наполняется благоуханием.

Священник в это время стоит перед Престолом и читает особую молитву, в которой просит Бога допустить его до освящения даров, не взирая на личные прегрешения:

Никто из связанных плотскими влечениями и наслаждениями недостоин приступать или приближаться к Тебе, или служить Тебе, Царю Славы, ибо служение Тебе велико и страшно и для самих Сил небесных! Но однако Ты, по неизреченному и безмерному Своему человеколюбию непреложно и неизменно стал человеком и явился первосвященником нашим, и священнодействие этого общего служения и бескровной жертвы передал нам, как Владыка всех. Ибо Ты, Господи Боже наш, один владычествуешь над всем небесным и земным,

– Ты, на престоле Херувимском носимый, Серафимов Господь и Царь Израиля, один Святой и во святых почивающий. Но прошу Тебя, единственного благого и благосклонного: воззри на меня, грешного и ни к чему не годного раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести порочной, и силою Святого Твоего Духа сделай способным меня, облеченного благодатью священства, предстоять этому Твоему святому престолу и совершить священнодействие святого и пречистого Твоего Тела и драгоценной Крови.

Ибо я к Тебе приступаю, склонив свою голову, и молю Тебя: не отврати лица Твоего от меня и не отвергни меня из числа служителей Твоих, но благоволи, чтобы мною, грешным и недостойным рабом Твоим, принесены были Тебе эти Дары.

Ибо Ты – приносящий и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

 

Хор Матфея поёт Херувимскую песнь над гробом почившего наставника архим. Матфея (Мормыля) тут

Сентябрь 2009 года, Троице-Сергиева Лавра

 

 

Диакон, завершив каждение, становится рядом со священником, и они вместе с воздеянием рук вполголоса произносят Херувимскую песнь, священник первую часть её, а диакон — вторую. Затем священник и диакон целуют престол, кланяются друг другу и стоящим в храме людям, прося у них прощения и отходят к жертвеннику – в северную часть алтаря.

Там священник заканчивает поминовение, вынимая частицы из просфор за живых и усопших, кадит святые сосуды, закрепляет большой покров – возду́х – на плече диакона, даёт ему дискос, а сам берет чашу. Вслед за свещеносцем они выходят из алтаря северными боковыми вратами иконостаса на солею.

Смолкает пение хора и раздается звучный голос диакона, поминающего Патриарха и правящего архиерея.

Затем диакон входит в алтарь, встает у южной стороны престола на одно колено и ждет священника, с благоговением держа дискос обоими руками.

Священник заканчивает поминовение, молитвенно вспоминая светские власти нашей страны, воинство и всех православных христиан.

 

 

Херувимская песнь (А.Т. Гречанинов) тут

Композитор — Гречанинов Александр Тихонович
Регент — Дионисий Ведерников
Звукорежиссёр — Евгений Николаевич Спирин
Хор Патриаршего подворья храмов Зарядья (в составе хора — мужчины, юноши и мальчики).

 

 

Часто здесь можно услышать и молитву за «строителей, благотворителей, благоукрасителей, жертвователей святаго храм, труждающихся и поющих».

«Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда: ныне, и присно, и во веки веков!» – завершает поминовение священник.

Хор громко и торжественно отвечает «Аминь» и поёт вторую часть херувимской песни.

В это время священник ставит потир на престол (точнее — на антиминс), затем, приняв от диакона дискос, ставит его слева от потира. С евхаристической чаши и дискоса снимаются малые покровцы и взамен возлагается воздУх.

После чего священник трижды кадит Святые Дары, тихо произнося тропари Великой Субботы и покаянные стихи 50-го псалма Давида:

Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил.

Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный.

Носителем жизни, поистине прекраснейшим рая, и светлейшим всякого царского чертога явился гроб Твой, Христе, источник нашего воскресения.

Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Затем Царские врата иконостаса закрываются, а алтарная завеса задёргивается.

 

 

Херувимская песнь Дж.Сарти https://www.youtube.com/watch?v=1k2uNMIuRws&t=8s

Для женского хора

 

 

«Херувимская песнь» Дж. Сарти тут изложение для мужского хора И.Н. Гончаров

 

 

Херувимская песнь в течение богослужебного года поётся на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме Великого Четверга и Великой Субботы). В Великий Четверг и в Великую Субботу, а также на литургии Преждеосвященных Даров совершается такой же чин Великого входа, но с иной херувимской песнью: в Чистый четверг на Страстной седмице поётся

«Вечери Твоея тайныя…» – и «Да молчит всякая плоть человеча…» в Великую субботу.

Обычно херувимская распевается сладкозвучно, неторопливо. Она является переходом от подготовительной части литургии к главной – евхаристической, где совершается призывание Духа Святого на дары – хлеб и вино – сердцу Литургии.

 

 

К сожалению, для большинства прихожан сегодня Херувимская песнь является своего рода центром литургии, и не только музыкальным. 

И это не трудно понять. Зажигаются паникадила, открываются врата, священнослужители в красивой процессии несут сосуды, поётся особый мистический гимн. Кто-то, впечатленный происходящим, становится (без всякого на то основания) на колени. Но по сути это лишь перенос даров для их последующего освящения в Дары. Момент красивый, но лишь готовящий нас к самому главному.

Интересно, что уже с VI века некоторые епископы возмущались тем поклонением, которое народ оказывал проносимым сосудам.

В «Беседе о Пасхе и о святых Евхаристиях» Константинопольский патриарх святой Евтихий (552–565 и 577–582) осуждает практику поклонения переносимым дарам как уже освященным Телу и Крови Христа: «… народ говорит, что вот, вносят Царя славы, подразумевая при этом вносимое, несмотря на то, что оно еще не освящено архиерейским призыванием,

… Ведь говорит Афанасий Великий в своей проповеди новокрещеным: “Вы увидите, как левиты (то есть диаконы) вносят хлеб и чашу с вином и ставят их на престол. И пока прошения и молитвы над ними не завершены, хлеб остается не более чем просто хлебом”»

Так что проблема эта идёт из глубины веков…

 

Херувимская песнь. Староболгарский распев / Cherubic Hymn / Χερουβικός Ύμνος   https://www.youtube.com/watch?v=yaZIyNgClJM

В видеоролике Вашему вниманию представлен храм Успения Пресвятой Богородице Санкт-Петербургского подворья ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, расположенный на Васильевском острове по набережной реки Невы. Херувимскую песнь староболгарского распева исполняет мужской хор обители под управлением регента Александра Семёнова

 

 

 

Тем временем литургия продолжается. Перед закрытыми вратами диакон снова молится о предложенных дарах и наших нуждах, а священник в алтаре умывает руки в знак очищения и молится, готовясь к освящению Даров:

Господи, Боже Вседержитель, один Святой, принимающий жертву хвалы от призывающих Тебя всем сердцем, прими и молитву нас, грешных, и принеси ее ко святому Твоему жертвеннику, и сделай нас способными принести Тебе Дары и жертвы духовные за наши грехи и грехи неведения народа, и удостой нас обрести благодать пред Тобою, чтобы стала благоугодной Тебе жертва наша, и сошел благой Дух благодати Твоей на нас, и на эти предлежащие Дары, и на весь народ Твой.

 

Митр. Иларион (Алфеев) - Херувимская песнь metr. Hilarion Alfeyev - Cherubic hymn  https://www.youtube.com/watch?v=NJBAcD4niGs

Ансамбль солистов "Вера" худ. рук. Евгения Кузнецова

 

 

 

Павел Турчанинов "Херувимская песнь" №5. Мужской церковный хор "Михаил Березовский". Молдова, г. Кишинев. Регент Владимир Чолак

https://www.youtube.com/watch?v=A5zLp67JgQI&t=38s

 

 

 

Cherubic Hymn. Дивна Любовиеч, Сербия https://www.youtube.com/watch?v=3gEoQLtyGy0

 

 

Херувимская песнь. "Из рукописных нот". тут

Херувимская песнь Древний распев из рукописных нот.  Исполняет Хор храма Успения Пресвятой Богородицы  в Путинках

 

Херувимская песнь -1 современный композитор  В.Волна

https://www.youtube.com/watch?v=Ay6pwd0phlc

Хор Александро Невской лавры,солист Б Саценко

 

Херувимская песнь "Софрониевская" - П. Г. Чесноков

https://www.youtube.com/watch?v=aMDNnDi7lNw

Херувимская песнь "Софрониевского" напева, гармонизация Павла Георгиевича Чеснокова

(Херувимская песнь Чеснокова одна из самых проникновенных....самых возвышенных.....проникающих в самое сердце и душу.....ее автор сам Ангел....)

 

 

Можно ещё найти по поиску и нижеприведенные аудиофайлы.

  • Херувимская (Старо-Симоновская) - бр.хор Почаевской Лавры, п.у.иером.Романа (Кимович).mp3
  • Херувимская,обиход.- смешан. хор храма (неизв).mp3
  • х.Пересвет.Херувимская (Алябьев) -солист Евгений Калганов.mp3
  • Херувимская, Византийского распева -монашеский хор Валаама.mp3
  • ансамбль Орфос - Херувимская песнь.mp3
  • хор хр.блж. Ксении Петербургской -Херувимская (И.Денисова).mp3
  • Херувимская -хор Московск.патриархии п.у. иером. Амвросия.mp3
  • Херувимская (Чесноков) - сестринский хор Св.Троицкого мон - ря.mp3
  • Херувимская (Чайковский) - академич.хор .mp3
  • Херувимская (Из Литургии мира,посв.чернобыльцам) - еп.Ионафан (Елецких).mp3
  • Херувимская - хор сестер Св.Тр. Серафимо - Дивеевского монастыря.mp3
  • Херувимска №7-объед хор ТСЛ п.у. архим. Матфея (Мормыля).mp3
  • анс.Рустави - Грузинский распев Херувимская песнь (на грузинском яз.).mp3
  • Херувимская (Софрониевская) - детский хор (неизв.).mp3
  • хор Рустави - Грузинская Херувимская песнь (на грузинском).mp3

 

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

2952_21497861_bc5d4d029.jpg 2952_21497861_e1ba59aea.jpg

Это интересно
+2

Администратор 22.02.2022 , обновлено  23.02.2022
Пожаловаться Просмотров: 878  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены