Честно говоря, я в растерянности. Отлично помню Патрисию Каас, когда ее хриплая блюзовая «мадемуазель» сотрясала Радио Маяк. И это было мощно, свежо и роскошно. 20 лет назад. Как подтвердила короткая пробежка по насыщенной карьере певицы, в ее творчестве альбомы начала 90-х были Эверестом, к которому она с тех пор даже близко не подходила. Для исполнительницы с ее талантом и голосом это странно. Тем не менее, Каас совершенно заслуженно продолжает оставаться самой известной и уважаемой французской звездой (из ныне живущих) во всем мире. Даже награду какую-то за это получила.

И тут узнаю, что ее новехонький альбом "Kabaret" дают в нагрузку в русской сети магазинов «Л’Этуаль». Что сейчас Патрисия занимается гастрольным чёсом по малым и великим городам и весям бывшего СССР. Что она приезжает на презентацию какого-то бутика в Баку. И главное – вы готовы? – что она будет представлять Францию на конкурсе Евровидения в Москве! Представляете, в одном конкурсе Дима Билан (а его будут туда втюхивать до пенсии) и Патрисия Каас?

Всё можно понять. Бывает так, что муза сто лет как не заходит, а кушать надо. Случается, что не награды нужны, а зрительские глаза, полные любви и слёз. И очень даже может быть, что где-нибудь в докризисном Нефтеюганске собралось вече из жён нефтяников и потребовало у своих распухших от нефтедолларов благоверных создать им Францию здесь и сейчас. И, воспарив на нефтяной волне, Патрисия принялась штурмовать русскую глубинку с яростью Наполеона... Всё это по-человечески понятно и допустимо. Но не царское это дело заигрывать с публикой в псевдомузыкальном псевдоконкурсе, куда стыдятся сунуться Сандра, Ингрид и Аль Бано.

Но главная беда – от альбома "Kabaret" пахнет не Францией, а халтурой. К музыкантам и техперсоналу претензий нет, они поработали на совесть. Но сама Каас на альбоме присутствует как-то проездом. Она даже на обложке в каком-то мумифицированном виде, что настораживает. И не поёт, хоть тресни. Песни подобраны проникновенные, вечные. Ни одна из них не запета до дыр и не требует вокальной акробатики или каких-то там новых путей. Щепотка шарма, капелька души – и вещь сделана. Шарм, душа и голос у Патрисии по-прежнему есть. Тем не менее, когда она появляется среди музыки, то предпочитает много говорить, пропускать голос через многочисленные процессоры и сознательно ломать мелодию, приближая ее к разговорной речи. Это могла бы сделать любая сессионная певица, а не один из самых узнаваемых голосов в мире.

Я не ставлю задачи заигрывать с публикой и выкладываю «Мне нравится» только потому, что это единственная (!) песня на альбоме, которую Каас пропевает от начала до конца. Конечно, поет она в очень щадящем режиме, избегая высоких нот и эмоций, но вытягивает всю песню без речетативов, вокальных примочек и на очень приличном русском языке. Алла Борисовна, нет слов, пела лучше и честнее. Но на стороне Патрисии уютный аранжир и французский шарм. И, конечно же, жена нефтяника, Клавдия Федоровна, которой Патрисия подарила малобюджетный способ пропахнуть Францией по самое ле монти. Мужайся, Клавдия, кризис не вечен! И пересаживайся с буровой вышки на газовый кран.